Сумел моё главное ухватить

На "Большом вопросе" вопрос задали:

"Какое отношение у вас к теории справедливости Роулза?"

Я ответил:

Итак, спасаем мир. Или какую мы с Роулзом решаем задачу?

Надо же сначала определить проблематику. А то будто бы мы где-то уже согласились с "Дано", "Найти" (ну, как нас всех с первого класса учили) и вот уже взялись искать "Решение".

По умолчанию тут видимо полагается, что задача устранить мировое зло - смерти невинных, страдания одних, воровство других, уничтожение ценностей, а также страхи, стрессы и вообще торжество порока ценой поруганной добродетели.

Причём, ищется способ-ответ, который должен стать инструментом в руках некой заведомо сильной силы.

Я думаю, что все эти поиски - занятие вполне годное, если бы и вправду сильная сила искала бы себе такой инструмент. Искала бы, но никак якобы не могла найти.

"Сильная сила" - это, конечно же, миро-правящий контингент - правительства-парламенты всяческие, президенты-премьеры да прочие всевоможные короли-султаны.

На первый взгляд может показаться, что извечно думающие о всём таком неизменно оказываются жертвами виртуозов-лицедеев - всех этих верхних, доящих своих нижних.

Всяческие правители да с помощью всяческих медиа только и делают, что имитируют все эти заботы о паствах своих. Вот умы умных и включаются, поверив, что в самом деле у сильных есть все эти задачи.

И всяческие "передайте государю" сменяются на "если бы президентом был я".

На самом деле ни "государю" не нужны эти решения, ни кому иному, кроме таких же "государей", но соседнего разлива они тоже не нужны. Никто на этих тронах не оказывается ради добра и против зла. Зато демонстрируют сплошь именно это.

Но я написал "на первый взгляд" - мол, это только на первый взгляд кажется, что умные умы всерьёз озабочены судьбами мира и добра.

Умные умы, они тоже себе на уме. И они тоже своё дело делают. И у них тоже есть свои нижние.

Излагать - писать, говорить - это вполне себе зацикленное дело. Тексты же продаются. Мысли монетизируются. Вот и живёт умный ум уже припеваюче. Спасает себя лично на якобы отстраивании дела спасения мира.

Демократия страшна конкретным царям, но институту царствования она ничем не угрожает. Не один царь, так другой. Но, опять же, царь.

Работает ли принцип равных возможностей? А зачем гадать? Возьмите да сделайте отдельный микросоциум на любых милых вам принципах. Собрав, разумеется, сторонников этих принципов. Идея, она хороша во всей конкретике всех реальностей.

И пусть этот микросоциум покажет свои производственные результаты.

А зачем Роулзу возиться с этим со всем? Ему ли, прочим мудрецам, вполне себе зарабывающим лишь на одном только провозглашении эффектных мыслей.


Рецензии