Самая большая перемена

Автобиографическая книга - воспоминание, о тонкой душе подростка, переживающего постоянные изменения в старшей школе, о быстротечности времени и неизвестности будущего. Старшеклассники как сырой материал, не имеющие ни малейшего представления о том, что делать дальше, вынуждены двигаться вперед к взрослой жизни, и при этом оставаясь детьми, со своими шалостями, переживаниями, а так же надеждами и мечтами, пытаться понять и принять этот мир.
С другой стороны в книге затронута важная для нашего времени тема поколений, уважение старших, их труд, опыт и умения. Дань возрождения традиций, памяти воинского долга, самопожертвования, сострадания и подвига.



«События мимолетны,
 но не все можно забыть».
Иван Бунин «Тёмные аллеи»


Теплые звездные ночи августа оставляют в памяти ласкающие волны еще горячего моря. Лунная дорожка дрожит от дыхания легкого ветерка, бросающего в лицо горсть соленых капелек, и кажется, соединяет тебя с горизонтом. Можно попробовать дойти до самого неба, до Луны. Делаешь неуверенный шаг — и лунное волшебство разрушается. Волны тихонько вымывают мелкую гальку из-под ног. Ветер играет с клочьями облаков, путаясь в волосах, оставляя аромат моря в них на всю зиму. Как приятно вот так сидеть на берегу и мечтать, глядя на мерцающую дрожь россыпи бриллиантов на черном бархате огромного, как тысяча вселенных, неба. И что-то чарующее и такое волшебное в этих звездах. О, какие это звездные ночи: с легкомысленно улыбающейся луной, с её притягательным и волнующим взглядом. В такую ночь тебе обязательно повезет. И ты увидишь падающую звезду, а потом еще одну и еще.
- Обязательно загадай желание…


Еще мгновение, секунда, одно дыхание и ты поддаешься этому упоительному и  поистине чарующему мгновению. Звуки легкого джаза кружат голову, и все танцует под ритмы саксофона, а воздух шуршит и дурманит.


Ночь гаснет, тонет в теплой оранжево-красной дымке медленного и тяжелого восходящего солнца. Тебе больно смотреть на этот яркий свет, ты щуришься и улыбаешься новому дню - он здесь, он с тобой. Это твой день.  Рвется тонкая и прозрачная нить горизонта, рассеивая это волшебство. И ты уже не понимаешь: было ли это на самом деле или это всего лишь сон? Солнце ласково играет в блестящей и пенной воде игривого, как непослушный ребенок, моря. Россыпь разноцветных стекляшек оставляет свои солнечные блики на серых камнях, превращая берег в карнавал цвета и светотеней. И ты шепчешь этому дню: - Тихо-тихо.  Здравствуй, последний день лета. Прощай,  любимая моя Ялта.


Каникулы кончились очень быстро, а значит и наш отпуск. Романтика летнего курорта в 16 лет остается загадкой и тайной, поведанной морю. Даже самые близкие друзья не узнают об этом.
Рейс "Симферополь –Москва". И вот мы уже поднимаемся по трапу, прощаясь с этим дивным краем. Море осталось далеко позади, а с ним и все приключения этого лета. Самое чудесное в полете - это взлет, ощущение отрыва от земли и свободы.
Самолет медленно начинает разворот на свою полосу. Капитан объявляет в громкоговоритель подробности полета и о том, что нужно пристегнуть ремни безопасности. Огромная металлическая птица постепенно начинает набирать скорость и в какой то момент отрывается от тверди. И, как бы касаясь ее снова, все же набирает нужную высоту, пряча шасси. И вот мы уже парим в небе, наблюдая за быстрыми облаками, то скученными в одну большую сладкую вату, то разрозненными и рваными, как лоскутные флаги на ветру. Они, то и дело  собираются с силами воссоединиться снова и стать чем-то большим, пушистым, и невесомым. Удивительное и совершенно не страшное занятие, наблюдать в иллюминатор за тем, как прямо под нами пролетают поля, маленькие деревушки и целые города, мысленно махать им и думаеть: - "А ведь кто-то сейчас, именно в эту секунду, смотрит в небо и видит этот самолет и тоже машет рукой нам в ответ".
 Два часа с половиной в полете - и ты оказываешься совершенно в другом мире, в иной вселенной, где время идет иначе, быстрее, стремительнее. Романтика и неспешная курортная жизнь уплывает за горизонт несбывшихся мечтаний и надежд, как маленький белый кораблик становясь все меньше и меньше, пока совсем не исчезнет из виду.
В эти последние дни августа, на самом краешке лета, небо становится ярко синим и как бы стеклянным. Воздух звенит подобно натянутой тетиве лука, как будто вот-вот хлынет проливный дождь среди ясного неба.
Словно по морю, в небе мечтательно плывёт лазурная дымка. А облака похожи на теплое, пушистое и ласковое одеяло, в которое хочется укутаться, завернуться вместе с коленками и сидеть у окна. Ладонями обхватить горячую  кружку  какао, в которой, как волшебная флотилия, то и дело тонут корабли зефирок, иногда выныривая, набравшись воздуха и сил, пускаясь в последнее морское сражение.
По утрам воздух становится свежий, прозрачный, пахнет листвой и грибами. Солнце не жалит, не мучает, а простирает свои ласковые лучи, и словно обнимает за плечи, заключая тебя в свою самую добрую и нежную обнимку.  Иногда встряхивает и отрезвляет свежим ветерком. А моросящий дождик напоминает о неизбежности течения времени, без возможности его остановить. Самая благодатная пора: хочется мечтать, гулять под зонтом, писать акварелью осень, мысленно убегать на край земли по золотому листопаду - быть наедине с жизнью, говорить с ней по душам, рассказывая самые важные и сокровенные секреты.
Наступила осень.



Глава 2 "Последний год детсва"

Если бы мне дали выбирать:
населить землю такими святыми,
каких я только могу вообразить себе,
 но чтобы не было детей, или такими,
людьми, как теперь,
но с детьми, - я бы выбрал последнее.

Л.Н. Толстой «Детство»


1 сентября
Первое сентября - это всегда начало финиша. Своего рода свисток к старту. Но ты понимаешь, что в любом случае школьный год закончится,. В нашем случае закончится и одинадцатый класс, а значит и школа, то есть финал предрешен. Окончив школу, мы дальше пойдем каждый своей дорогой. Последний класс – это время воспоминаний обо всех годах, событиях. Эти ностальгические  воспоминания то и дело ненавязчиво дают о себе знать: ты понимаешь, что это последняя твоя линейка на 1е сентября, даже в том году, был некий резерв на будущее, а тут все - это последняя. Последнее второе сентября. И так далее и так далее… Этого больше никогда не повторится. Хочется запомнить и отложить в памяти каждый день в стенах школы. Ведь мы по сути уходим в неизвестный, неизведанный нам мир. Что там после школы? Какие будут новые приключения и будут ли они вообще?


Безвозвратно пролетело лето. Теплые летние дни оказались позади. Скучная рутинная жизнь в стенах школы: впереди пыльные душные классы, настырные учителя, родители, повторяющие о важности хорошего образования. А еще никому не нужные уроки, ну кроме физ-ры и литературы... Возможно, биология еще может претендовать на оригинальность. Остальное - скука смертная....и по непонятным причинам зачем-то убрали рисование еще в пятом классе. Как теперь жить без рисования в школе?


Серега как всегда был в лагере олимпийского резерва. Привезет новые дипломы и кубки, будет рассказывать о своих достижениях и рекордах. Это очень замечательно,  когда родители знаменитые спортсмены. Тогда  все возможно, даже когда ты сам этого не особо хочешь...


Галка, скорее всего, написала охапку стихов за лето и будет бросать в нас ими, устраивая вечера поэзии. Даже не знаю, как к этому относиться. Не скажу, что мне это не интересно, или не нравится, скорее всего, нет своего мнения на этот счет. Поэтому слушаем все вместе: во всяком случае, это интересно.
Вся эта компания,  команда этих чудиков - мои лучшие друзья. С Серегой  дружим с первого класса. С самой первой  линейки, когда мой шарик для запуска в небо, как принято у первоклашек, выскользнул из неуклюжих детских рук. А Серега спортивный и коренастый, как маленький мужичок, в один прыжок поймал за  хвост моего воздушного "змея" и вернул мне в руку. За это он заслужил крепкое дружеское рукопожатие и мою дружбу. Галка к нам подвязалась в третьем классе,  как перешла в нашу школу. Забавный случай вышел, с ее зимней курткой. Они у нас были одинаковые, как выяснилось позже. И в гардеробе осталась висеть моя, а ключи от дома Галки, бряцали у меня в чужом кармане, но в наушниках этого не было слышно. Да и я не люблю держать руки в карманах. Так и незаметно для себя путаницу распутывали уже родители, активно обсуждая этот курьез в телефонной группе. Куртками на утро обменялись, познакомились, обсудили содержимое карманов. Тогда-то и стало известно, что наша Гала-стихоплет. И я вам скажу, очень достойный. Хотя не могу признаться, что поэзия меня сильно увлекает. И тем не менее, это так.


А всех остальных в классе можно разделить на четыре расы как в классическом фентези: во-первых, это эльфы - наши отличники. Высокомерная каста элитных  подростков, живущих по другим законам, а мы, все остальные, как бы фон для них, на котором они еще более "выигрышно смотрятся". Во-вторых  грубые орки - хулиганы и бездельники  живущие без интереса к жизни, но требующие и потребляющие блага добытые чужестранцами. В-третьих, конечно же массовка людей - нейтралы: ничего из себя не представляющие, без особого стержня и фантазии, зомби которые ходят по одной колее и, не дай Бог случись какая-то ситуация, они оцепенеют и будут трясти своими костлявыми конечностями в ожидании перемен…И конечно же мы, пришельцы с другой планеты - мечтатели, уверенные в существовании неизведанных миров, покорители пространства и времени в поисках новых планет и новой жизни.
Есть отдельные герои, которые всегда западают в душу и о них всегда вспоминают учителя, даже спустя многие годы после их выпуска.
Например мой младший брат - Матвей. Отважный воин в стиле стимпанк, искатель приключений и всегда готовый прийти на помощь.
 Матюха, любитель технологий и всякого рода прогресса, но все равно остается верным приверженцем классики девятнадцатого века. Дай ему волю, он бы носил цилиндр и трость, и летал бы на дирижабле, но обязательно в гиперпространство. Брат у меня - всегда оптимист а, как известно Землю вертят как раз оптимисты. Он-мое прикрытие и помощник. Может показаться неожиданным, но младший брат может быть старш. не стесняюсь в этом признаться. Он у меня самый лучший.



Глава 3 "Школьный журнал"

Когда же я буду большой,
перестану учиться и всегда
буду сидеть не за диалогами,
а с теми, кого я люблю?»
Лев Толстой «Детство»


5 сентября


Мы с друзьями давно задумали создать своё тематическое сообщество в школе. Кто-то предлагал клуб по интересам, редакцию, если хотите. Кто-то говорил, что это должен быть непременно новостной канал. Вариантов было много, и всемирная паутина интернет была нам в помощь. Назвать нашу социальную сеть мы решили «Школьный журнал». Но оценки в нем ставили отнюдь не только ученикам а, как правило, всем, кто работал в школе. Учителя попадали под наше бдительное наблюдение. Самые первые. Зачастую героями наших сюжетов становились: уборщица Нина Петровна, медсестра Тамара Михайловна, наш завхвост Степан Захарыч, директор школы Елена Васильевна, театралка Светлана Владимировна, а так же ученики школы от первого класса до нас, выпускников; попадая в самые нелепые ситуации. В «Школьном журнале» мы договорились с ребятами публиковать новости, различные несуразные моменты, школьные истории и конечно же разоблачать всех. Курьезы встречались на каждом шагу.
Ленту новостей условились разбивать на подзаголовки и делиться новыми историями ежедневно. Галка сочиняла шуточные стихи, часто переделывала песни, и могла написать целую поэму на любую тему (ну вот заразила и меня рифмой). Серега подкидывал нам новости из мира спорта в школе и не только, фото с всевозможных соревнований, частенько со знаменитыми спортсменами. Моей задачей было визуальное оформление школьной стенгазеты, воплощение наших идей и дизайн интернет-странички. Матвейка отвечал у нас за техническую часть: видео, клипы, наложение аудиодорожки и текста на картинку или ролик, оцифровка всего собранного материала, видео съемка скрытой камерой и так далее. Это была настоящая плеяда специалистов.
Работа кипела: новости с каждым днем все прибывали и прибывали.
Самым любимым занятием на уроках, стало замечать ошибки учителей, оговорки в словах и ударениях, а так же афоризмы и высказывания.  Всегда старались записывать их. Это удивительное приключение. Чего только не услышишь в школьной среде! Каких только забавных и интересных моментов ни встретилось за весь период учебы в школе… Даже не помню, когда эти записи начали появляться у нас в записной книжке, но накопилось их на целую книгу.
По степени важности и значения именно учительский диалект был особенно разнообразен и красноречив.



Глава 4 "эЛ Зэ"

«Некоторые считают, что учитель
 обкрадывает своих учеников.
 Другие — что ученики обкрадывают учителя.
Я считаю, что правы и те и другие, и участие в
этом взаимном обкрадывании прекрасно»
Лев Давидович Ландау.


15 сентября

Дуракоупорная задача и квадратногнездовой способ ее решения  – это классические выражения, нашей выдающейся учительницы по физике – эЛ Зэ.

Дуракоупарными задачами назывались те, которые решались на раз, два, три… и даже самые недалекие и непонимающие ученики могли ее решить, по мнению эЛ Зэ.

Квадратногнездовой способ решения любой задачи означал,  что ученик где-то намудрил, перемудрил и выдумал такое, что не в состоянии сам понять это, да и объяснить остальным, как он пришел к такому дремучему способу.

Еще Лидия Зиновьевна при неправильном и совершенно абсурдном ответе стучала костяшками средних фаланг, некрепко сложенными в кулак, и стучала по парте или учительскому столу. Так звук получался звонкий, как будто в дверь стучат, и произносила волшебные слова:

- Здравствуй дерево… мол, до стола достучаться проще…

Весь класс хохотал, и после урока еще целый день повторял за учительницей: и этот жест, и со словами «здравствуй дерево». Конечно тому, кому они были адресованы, эти слова были обидны и неприятны.

Прозвище свое  знаменитая эЛ Зэ получила по первым заглавным буквам имени и отчества – Лидия Зиновьевна. Назвали ее эЛ Зэ еще задолго до того, как мы с друзьями пришли в школу. Прозвище твердо укрепилось за ней, и порой даже коллеги и директор школы называли Лидию Зиновьевну так в учительской. Она никогда не обижалась, напротив было впечатление что ей это прозвище нравиться, оно как бы выделяло ее из общей массы учителей нашей школы.
Лидия Зиновьевна - выдающийся преподаватель: учитель физики с большой буквы - умная, сильная духом, грозная, статная и жесткая женщина, заслужившая уважение не одного поколения. Там где есть ум, дуракам точно не место. С ней всегда шутки плохи, и не дай Бог, не учить ее предмет. Все выпускники, подающие надежды в науке, после курса этого гениального учителя, впоследствии окончили самые престижные вузы страны - Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана в народе Бауманка, Россиийский экономиический университет им. Г. В. Плеханова - всем известную как Плешка и конечто же знаменитый университет МГУ.



Глава 5 "Правила когерентности корпускулярно-волнового дуализма"

Один опыт я ставлю выше,
чем тысячу мнений, рожденных
только воображением.
Михаил Ломоносов.


22 мая (воспоминания прошлого года)

Вышло так, что мне удалось-таки пересдать в 10м классе физику с твердой тройки на четверку. Задача эта была совсем не дуракоупорной, но квадратногнездовой способ все равно нашелся.

Тему мне дали для зачета пречудесную. Понять ее мог только знаток игры "Что? Где? Когда?". Ну а выговорить эти слова было сродни заклинанию волшебника.

Мне нужно было выучить правило фотоэффекта. Это тарабарщина какая-то для человека творческого склада ума и понимания мира, совершенно не выполнимая задача…

Но, художнику не сложно изобразить, даже самое невообразимое и бессмысленное. Умение находить ассоциации помогло, и, хочу я вам сказать, очень удачно. До сих пор помню это правило и, видимо уже никогда не забуду.

Итак, правило было выполнено в виде рисунка – схемы. Светящаяся лампочка горела под металлической пластиной. Ее олицетворял параллелепипед с надписью – "Metallica", (как-рок группа, чтобы не забыть, такое точно не забудешь).  Поверх пластины значки в виде кружочков с множеством эллипсов, как если бы у Сатурна было несколько колец вокруг и они пересекали друг друга. Следующим шла фраза «ЗА 1 СЕК». Далее - прямая линия, знак деления, равно и еще раз знак деления, воронка со стрелками направленными вовнутрь, значок энергии, снова лампочка с полосками сверху, изображающая, что она светит, и волны, от воронки. Понизу шла длинная стрелка к словосочетанию  «ЗА 1 СЕК», показывая обратное. Снизу был нарисован циферблат. Конечно же, вы ничего не поняли. Это не мудрено. Поэтому мне придётся эту схему вам нарисовать, но скорее всего вы и так ничего не поймете.

Правило гласило:

количество электронов, вырываемых светом с поверхности металла за одну секунду, прямо пропорционально поглощаемой за это время энергии световой волны.

Так, и только так мне удалось выучить это заклинание. Шпаргалка с непонятным рисунком лежала на парте, не скрывая своего истинного лица. Учитель вряд ли  догадывался о содержимом этого папируса.

Зачет был сдан.чителей нашей школы.

Лидия Зиновьевна - выдающийся преподаватель: учитель физики с большой буквы - умная, сильная духом, грозная, статная и жесткая женщина, заслужившая уважение не одного поколения. Там где есть ум, дуракам точно не место. С ней всегда шутки плохи, и не дай Бог, не учить ее предмет. Все выпускники, подающие надежды в науке, после курса этого гениального учителя, впоследствии окончили самые престижные вузы страны - Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана в народе Бауманка, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова - всем известную как Плешка и конечно же знаменитый университет МГУ.

;

Глава 6 Инфузория в туфельках

..великая книга природы открыта
 перед всеми, и в этой великой книге до сих пор…
 прочтены только первые страницы.
 Д. И. Писарев


Близилась олимпиада по биологии - это пожалуй, одно из самых интересных мероприятий в школьной жизни на ряду со спортивными соревнованиями и спектаклями в школьной театральной студии, с фантастическими репетициями на настоящей сцене, гримерной и костюмерной. Но это уже совсем другая история…
Олимпиада по биологии включала в себя:  практические занятия по спасению жизни с применением навыков первой помощи, удивительные опыты, с множеством плакатов с различными органами человека, клетками и животным миром. Так же присутствовали всевозможные модели в натуральную величину, как например наш любимый  классный скелет из дерева, покрытый белой краской, на которого мы частенько надевали очки, шляпу, рубашку, а бывало и парик. Фотографировались с ним. Это было очень забавно и весело.
Особенностью и отдельной гордостью  нашей школы была коллекция заспиртованных наглядных пособий: с лягушками, улитками, слизняками и всякого рода гадами, бррр… Неприятное зрелище, как в Кундскамере, но тем не менее это было впечатляюще и очень эффектно…
Наша команда называлась «Инфузории в туфельках». Девиз команды звучал как советский лозунг «Инфузории всех стран - обувайтесь». Главой жюри была  монументальная женщина, довольно преклонного возраста, директор РАНО, в прошлом учитель биологии и  профессор с ученой степенью. Наше название пришлось ей по душе, так как сверстники не понимали скрытого двойного смысла фразы, а вот учителя хитро улыбались.
Галка сочинила речевку для нашего доклада, чтобы полностью размягчить сердца жюри, в надежде что они будут снисходительны и им понравиться наш креативный подход:


Надела туфли инфузория,
Ползет реснички шевеля,
И два беспечных вакуоля
По цитоплазме ядра проводя.
А обитают в цитоплазме,
 Бактерий разных хоровод,
И как сказал бы гений Пушкин –
Исчезнет пища в бездне вод!


По всей многочисленной аудитории прокатился легкий смех.
И мы преступили к испытаниям на олимпиаде, она напоминала ГРУ «Брейн ринг», каждая команда включала в себя, как говорилось ранее, до семи участников из разных классов, от пятого до одиннадцатого, что позволяло разнообразить диапазон вопросов, и внести некую интересную интригу в соревновании. Команд было тоже семь, капитаном команды назначался самый лучший ученик класса.
Первым заданием было «Исключи лишнее добавь нужное, расположи правильно» - магнитный плакат, на котором был изображен  силуэт тела человека, с расположенными в хаотичном порядке  деталями внутренних органов человека. Задание очень интересное, но по сложности напоминало экзамен в медицинский вуз. У некоторых команд получалось очень забавно, вдруг у человека с плакатом оказывались лишние органы, или например отсутствовало самое важное – сердце. Вся аудитория смеялась, атмосфера олимпиады напоминала некий веселый слет друзей по интересам - интерактивно и познавательно, за что учителям огромное спасибо, когда предмет преподносят не скучно, оригинально и не просто познавательно, дают возможность подумать, а иногда и ошибиться, это всегда вызывает интерес. Каждый человек любит соревнования, преодоление рекорда, высокой планки или самого себя. Этот процесс самореализации особенно важен в детстве, когда победа необходима, ради победы, а не ради корысти.
Следующее задание была юмористическая викторина юного натуралиста, всегда с юмором, всегда весело, но при этом очень познавательно, вопросы были совершенно разные, а над ответом предлагалось думать не более четырех минут. Итак, начали:
- Какое животное ходит только буквой «Г»?
Быстро и громко, ведущий читал вопрос.
- Конь, если это шахматная фигура.
Та команда, которая знала ответ, сразу же нажимала на сигнал, время останавливалось. Необходимо было быстро и четко сформулировать свой вариант ответа…
- Правильно!
Поехали дальше…
-У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?
Наперебой звенели сигналы, выкрикивались не верные ответы, без остановки сигнала, своеобразный фальстарт, за что команда получала пропуск на следующий вопрос, тем самым обстановка накалялась до предела и соревнование принимало оттенок настоящей битвы на ринге.
- Одинаково: пять умножить на восемь равно, то же, что и  четыре помноженное на десять, равно сорок.
5х8 = 4х10 =40
- правильно…
Следующий вопрос:
- Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?
В зале опять прокатился веселый и задорный смех.
- Горох, горошина…
- и снова правильный ответ,
Бодрым и воодушевляющим голосом, поддерживал нас ведущий.
- Какое животное и чьё, служит образцом для порки детей?
Время пожимало, ответа никто не знал, называли всевозможные, неверные варианты…
- ну что же вы друзья, кто назовет ответ?
Ведущий не сдавался…
- Сидорова коза!!!
Выкрикнул кто-то из учителей в зале,
- Мария Борисовна сейчас будет дисквалифицирована, за подсказки с места…
Грозным голосом, но с улыбкой обратился к толпе ведущий, вся аудитория хохотала, было безумно весело.
- А у нас следующих вопрос:
- Назовите овощ для закидывания плохих актёров.
Сигнал прозвучал быстро, видимо тот кто отвечал, посещал нашу театральную студию, и знал ответ не понаслышке.
- Помидор!!!
- умницы!
- «Экономическая порода» собак - это...
-Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка, ответил капитан, команды «Дикие коты России»
- ого какие продвинутые у нас ученики. Даже с эти вопросом справились.
Подтрунивал ведущий
- У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?
Тут биологи напрочь забыли азы математики и логики, намудрили в ответах такого, что учителя точных наук хватались за сердце…
- Четыре
- И это верный ответ,
Продолжал поддерживать ведущий, олимпийцев – ботаников.
- Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?
- Малина – калина, ответили очень активные девочки из команды «Холоднокровные»
- Верно
-  У какого слона нет хобота?
-У шахматного, четко и в один голов закричали ребята из команды «Антилопа Гну»
- Отлично
- Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей?
- «Ягуар»
- какие знатоки собрались, здорово
- Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?
После некоторой паузы и тишины, все таки чья то команда догадалась
- цветы Анютины глазки
И последний вопрос:
- На каком базаре самый большой шум?
- на олимпиаде по биологии, кто-то выкрикнул из гостей, аудитория снова захихикала…
Прозвучал сигнал и команда «Буревестник» ответила:
-На птичьем базаре.
- И снова правильно, и у нас небольшая пауза, жюри удаляется для подсчета балов по каждому виду состязаний.
Удивительный праздник получился, радостный, познавательный и очень веселый. Побольше бы таких, да и по разным предметам.
Все участники ждали решения, и каждый надеялся на Победу.


Глава 7 В каждой школе есть свое «Чучело»

Он поймал ее грустный, испуганный взгляд.
Его ножом по сердцу резануло – так захотелось ей помочь,
так бесконечно захотелось ее спасти, – он бросился к ней…


Владимир Желизников «Чучело»


15 сентября
Когда то история Железникова поразила меня до глубины души, конечно же это выдумка, не думаю, что такое могло быть на самом деле...мы дети жестоки по своей природе, но не до такой же степени, уверяли мы себя... Пока в школе не прогремел скандал в 8-А,; класс, где главенствуют девочки, при явном численном перевесе мальчиков. Воеводой была Любка Соколова, заводила и провокатор, «настоящая железная кнопка» из знаменитой книги, властная, лидер по природе, могла поднять за собой весь класс и убедить всех поступать ровно так, как ей было нужно. Девочек в 8-А было всего девять - Света Тормосина, Наташа Щербина, Лариса Атарина, Люда Мартовая, Вера Кулагина, Вика Мельникова, Мария Ковалевская, Лена Прокофьева и Любка Соколова. Мельникова Вика обычная девочка 13 лет, у нее отличная семья, папа художник, учитель в художественной школе, дети от него в восторге, добрый, веселый и очень талантливый, он мой преподаватель, замечательный человек. Все лето мы с ним готовились дополнительно для поступления в академию художеств, с ним всегда весело и смешно, удивительно, что в мире есть такие учителя, с которыми не хочется расставаться. Мама Вики, работает в гимназии, красивая до умопомрачения, и очень начитанная, до сих пор не понимаю, почему Вика учится в обычной школе, а не в гимназии, где работает ее мама.
История эта вышла в один из сентябрьских дней, мы только начали учебу, еще оставалось послевкусие лета, ; короткие юбки девочек заставляют волноваться мальчишек, мальчишки загорелые и рослые, в выгоревшими, блестящими на солнце волосами, не то что, те бледные поганки в конце года, как будто вампиры учителя пьют кровь из детей, вместо домашнего задания.
Скажу сразу, Вика одна из немногих детей, кто живет в благополучной семье: мама, папа, сестра, хорошая квартира, и сама Вика довольно таки успешная в учебе.  Это не может не вызывать зависть и раздражение, у тех сверстников, у которых этого благополучия не было.  Жаль что никто не задумывается над тем, что все семьи разные и как правило в каждой из них есть свои проблемы, не все о них говорят, да и не все видят проблемы в тех или иных ситуациях.
Так вот.
Вика и Любка соперничали еще с первого класса, вернее Любка соперничала, а Вика на нее не обращала внимания. Люба всячески донимала ее и пыталась зацепить, провоцировала и порой даже толкала, девочка она сильная и нагловатая. Вика напротив, скромная и очень тонкая душа, неконфликтная, романтичная, всегда что то записывала, возможно, даже вела дневник. Но дети, все равно остаются детьми, даже самому порядочному и воспитанному, не чужды шалость и желание нашкодничать, тем более что возраст сами понимаете, очень нелегкий, 13 лет – это уже не ребенок, но и до взрослого сознания очень далеко.
Узнали мы о случившемся на не сразу, в этот день нас троих в школе не было, Серега уехал на соревнования, Галка заболела ангиной, а мы с родителями как всегда отправили на очередную выставку. Даже в ущерб школе, если проходит в галерее очередная, интересная выставка, мои родители никогда не пропускают, и меня как будущего художника, водят по всем вернисажам, воспитывая во мне эстетический вкус и чувство прекрасного.
Сидела Вика за одной партой с Леной, она была новенькая в классе, перешла из параллели, поэтому девочки сдружились, остальные одноклассники с Викой мало общались, не скажу что она была изгой, но и в компании ее неохотно принимали. В этот день, Вика принесла в школу свои записи, дневник, в котором были заметки об одноклассниках. ;Правдивые, яркие, смешные и ироничные. А еще в заметках было признание в любви, Андрей Пешков всем девочкам нравился еще с первого класса, а Вика и вовсе в него втрескалась, но конечно же тайно, и об этом догадывались только учителя, постоянно делая ей замечание, когда Вика забывала обо всем на свете и смотрела в одну точку, а именно на первую парту, где и сидел все эти годы Андрей. Парень он симпатичный, но без хребетный, как говорят, нет в нем ничего особенного, ни выдающихся способностей, ни умений, да учился он плохо, почему то девочек именно такие ребята и привлекают.
Любка видела, что Вика что-то пишет в тетрадке и конечно искала повода, над ней поизмываться, как то укусить ее.


Любка схватила тетрадь с парты, так что Вика и не успела опомниться, и вот заветные записи оказались совсем не в тех руках, которых можно было предположить. Люба - девочка без всяких талантов, популярность свою заработала наглостью и хамством, и среди сверстников это работало, да и учителя ее побаивались, лучше не трогать, как говорили они, мама у Любы женщина сложная и без костей в языке, понапрасну и лишний раз, в школу ее не вызывали.


Люба вскочила на парту, как Ленин на броневик, и размахивая тетрадкой начала читать, своим грубым, не девичьим, слегка с хрипотцой голосом. Читала Люба не то что было в тетради, а придумывала на ходу историю, за историей сама, с грубыми и оскорбительными высказываниями, Вика поначалу пыталась объяснять, оправдываться и даже кричала что все это не правда, но у разъяренной толпы детей, ум зашел за разум, впервые кстати, это явление попалось мне, так красноречиво.


Любка уже не могла остановится, и ни кто ее уже не мог остановить, удивительно, но никто не догадался даже заглянуть в тетрадку и посмотреть что там, и какое  истинное положение дел. Любке верили безоговорочно.


Вика плакала...
Оставался последний урок, после которого Вику видимо ждала "смерть", как думала она, дети смотрели на нее прищурившись и кивая головой, мол держись, будет тебе. Любка собрала весь класс, не поленились даже самые ленивые, вот бы эту энергию, да в доброе русло, если всех этих ребят посалить за педали, можно целый район обеспечить электричеством, в большом городе...но энергия эта растрачивалась в пустую, ни талантов, ни стремлений, шкала не сдвигалась с нуля  ни а каком направлении, алгебра будь она не ладна, после нее начинаешь разговаривать как профессор, сводя все к цифрам и диаграммам.
Все поджидали Вику у школы, она шла молча, опустив голову и стараясь не смотреть в глаза этой разъяренной толпы, дети смеялись, кричали, и бросали периодически грубые, оскорбительные, а порой и матерные слова, кто то из особо "смелых" подбегал и толкал Вику, Любка шла впереди, возглавляя отряд. Мишка Коротаев предложил выхватить рюкзак у Вики, что собственно и сделали, бросая его друг другу, а Вика бегала из стороны в сторону, пытаясь его поймать...рюкзак упал на землю, мальчишки с удовольствием начали его пинать по грязной и пыльной дороге.


Дети погнали Вику на стадион, как загонного зверька, кричали и травили, напоминало это, охоту  на подранка.
Анджей, поляк по отцу, самый хулиганистый парень в классе, всегда принимал активное участие в такого рода мероприятиях, получал огромное удовольствие кого то помучить или поиздеваться, последней каплей для школы был инцидент с ежиками, которых Анджей кидал с 5 го этажа, в подъезде где он жил, родители его, конечно же все отрицали, такого не может быть, у нас очень хороший мальчик. И действительно, при родителях Анджей, был самым примерным и лучшим, а так как свидетелями оказывались всегда дети, их показания никогда не брали в расчет, но учителя знали, что верить этому лицемеру и безобразнику никак нельзя.


Анджей толкнул Вику в плечо, она упала, парень он был сильный и спортивный, ребята из 8-А набросились на девочку и каждый стремился ее пнуть, толкнуть, и ударить, Люба стояла в стороне, руководя процессом и наслаждаясь зрелищем.
Помешал Степан Захарыч, который прибежал на крик детей, но с хромой ногой ему не удалось быстро добраться до детей, а из далека он и не понял, что за класс и кто именно из детей участвует в сутолоке. Дети побежали в россыпную, только пятки сверкали. Вика  встала и отряхнулась, всхлипывая и утирая слезы грязными ладонями, размазывая еще хуже грязь по лицу. Захарыч помог ей отряхнуться, отвел в школу, умыл и дал воды, Вика вспомнила про рюкзак, они вернулись на стадион, девочка собрала все содержимое и сложила в портфель, ручка которого была оторвана. На вопросы Степана Захарыча, кто это сделал и почему, Вика стояла на смерть, и не проронила ни слова, лишь говорила, что сама упала. Захарыч, по доброму улыбался, понимая позицию девочки, ее героическое молчание поразило и воодушевило старика.
Вика придя домой, выложила все учебники из рюкзака, положила в него полбуханки хлеба, какие то сладости, что нашла дома, пару книг и тетрадь, а еще шапку, хоть и на улице тепло, через пару месяцев точно похолодает, думала про себя Вика, продолжая всхлипывать. Она твердо решила уйти из дома, потому что, родители ей не поверят, а идти на утро в школу, к этим озверевшим одноклассникам было невозможно, страшно и бессмысленно. И Вика пошла...


На часах было уже 9 часов вечера, Вики не было дома, телефон разбили одноклассники  он не работал, родители  в панике подняли на уши всю школу, в полиции сказали, что рано делать какие то выводы, но о судьбе Вики ни кто ничего не знал....
Вика позвонила в дверь своей квартиры, к 10 вечера, дома ждала испуганная мама, девочка зашла в коридор, и опустила рюкзак с пожитками на пол, он буквально соскользнул с нее, Вика была в ссадинах, испачканной одежде и порванных колготах. Мама молча, не задавая ни единого вопроса, подняла рюкзак дочери, и увидела там полбуханки серого хлеба...


Комментарии были излишни...


Разговора не было, ни единого слова не прозвучало ни от мамы  ни от Вики, ситуация была ясна как белый, погожий день...но, на следующий день, Вика уже училась в гимназии, где работала ее мама.


По словам одноклассника и соседа Сашки, на следующий день, и всю последующую неделю дети вздрагивали при каждом шорохе, и когда зашел на урок алгебры завуч школы, побледнели от ужаса, завуч же сделала некоторое объявление и ушла. Дети панически боялись.
Вика и Сашка Анашкин жили в одном доме и одном подъезде, Сашка на первом, а Вика на втором этаже. Саня присутствовал при травле Вики, и в процессе всей этой  бойни, ни разу не заступился за нее, не помешал обидчикам и не сказал, что Любка врет, так как. Вика часто ему читала заметки из дневника, сравнивая себя с Шпионкой Гарриет, и хотя с Сашкой они дружили с самого детства, еще с песочницы, сосед, друг детства и соратник... Но Сашка оказался трус.
Вика никому не рассказала о случившемся, ни тогда,  ни после, только значительно позже, она поделилась со мной этой историей. Жаль что в тот день, никого из нас не было в школе, очень, очень жаль.
Вика училась в новой гимназии, ее класс был сплошь из детей учителей, министров, главврачей и прочей городской элиты.


Она хорошо вписалась в уютную и очень дружественную компанию, класс не смотря на то, что были одногодки, был на голову выше, по уровню воспитания и образованности.
8-А продолжал жить своей бездарной и размеренной жизнью, будоражимый выскочками вроде Любки. Кстати Любку Соколову хотели отчислить, за другой, не менее сложный проступок, но дотянули, как говориться до 9го класса и выпустили восвояси. Через несколько лет мы узнали, что мама Любы покончила собой.


Глава 8 Стакан Захарыч

Людей, одиноких по натуре,
 которые, как рак-отшельник или улитка,
стараются уйти в свою скорлупу,
 на этом свете немало.


А.П.Чехов «Человек в футляре»


27 ноября
Этот дед меня всегда настораживал, странно это, я перехожу в старшие классы, взрослею, меняюсь, а он все тот же дед. Как это работает? Чудеса, да и только. И не понятно какую функцию он выполняет в школе, что конкретно делает и чем занимается, должность у него такая - школьный дед, видимо в каждой школе есть свой дед, некий дух этого здания, домовой, хранитель тайн и секретов, и не дай Бог его выгнать или уволить, школу скорее всего будут ждать серьезные потрясения и страшные события. Носит он синий плотный халат, с нагрудным карманом, и двумя вшивными  по бокам, левый рукав был пришит во внетрь кармана, так как Степан Захарович был инвалид, у него не было одной руки, о чем все шептались, мол как он работает, что вообще способен сделать.


Прозвище свое Степан Захарыч получил двадцать седьмого ноября, в день морской пехоты, об этом дне мы до этого случае и не знали, никогда не сталкивались, и возможно и не узнали бы, но....Степан Захарыч  нас популярно, и доходчиво просветил придя в школу мягко говоря выпившим, в черном берете набекрень, с советской кокардой во лбу, и тельник в черно-белую полоску, которую он порвал на груди  одной рукой с криками: "ГДЕ МЫ, ТАМ ПОБЕДА", а еще с граненым стаканом в кармане, который он по всей видимости опустошил еще до прихода в школу. Открытием оказалось для меня, что тельняшка бывает в черную полоску, на старых семейных, советских фото времен войны и папиной службы все черно белое, а в голове, говоря о тельняшках - полоски всегда были синие.
Так вот со Стакана Захаровича все и началось, он стал объектом насмешек и потешания среди школьников, за глаза конечно, директор школы молодая амбициозная дама, ратовала за его увольнение, но основной костяк учителей, кто выпустил уже не одно поколение ребят, просили оставить его на должности завхоза, завхвост как мы его называли шутливо, Степан Захарыч был человеком уважаемым среди учителей, и приезжающий из центра, люди министерства с проверками, всегда жали ему руку, а кто то даже фотографировался с ним на память, мне всегда казалось, что это шутки ради, мол смотрите какая диковинка еще осталась в этой школе, настоящий раритет, динозавр, последний из могикан.



Глава 9 Нам нужен острый сюжет

20 сентября
Поступило предложение снять веселый ролик о нашем школьном старожиле. Степан Захарыч был приметный и все классы, начиная с малышей знали его, все здоровались, все узнавали, но как и говорилось выше, никто конкретно не знал, чем именно он занимается в школе. Это была своего рода загадка. На глазах рождался хороший сюжет, наполненный острых ощущений, тайны и возможно мистики. Как например те выпускники, которые закончили школу и не вернулись… идея казалась отменной. Оставалось дело за малым, нужно было проникнуть в бытовку, так называли комнатку работников, занимающихся всем чем угодно. Там хранились все артефакты, начиная от пионерского горна и барабана годов 80х, до плаката «Здравствуй…» или  «До свидания школа»,  которые извлекали, из этого пыльного и полного загадок помещения, использовали, и снова прятали до лучших времен…
Дверь в бытовку была маленькой, располагалась она, как и положено под лестницей, аккурат рядом с спортзалом с права, и школьным гардеробом, слева, между двух этих помещений, была лестничная площадка из мрамора, с красивой витиеватой лестницей, обрамленной в ажурные балясины и стойки, с удивительным кованным рисунком, в виде цветочного орнамента создающего неповторимый по красоте, но при этом сильный и могучий  каркас, обеспечивающий прочность на века и уже доказав свою надежность, так как здание школы было дореволюционным. Перила были выполнены из дерева, рисунок которого напоминал мрамор,  как мастерам это удавалась, не понятно, но чудесным образом эта величественность и грация, сохранились до наших дней. Часто посещение различных музеев, вместе с родителями , научило замечать вокруг себя такие вот артефакты и складывать на этот счет свое собственное мнение.


Так вот, суть ролика заключалась в полном разоблачении Степана Захарыча, раскрытие его тайны и конечно же смешное видео о ворчливом, таинственном и пугающем старике, храмом и неуклюжем, слегка тугим на ухо, и постоянно пытающимся ругнуться, за что частенько писали жалобы в школу родители, так как сдерживаться у Захарыча, удавалось не всегда.
Из школы Степан Захарыч уходил поздно, а бывало, и ночевал в школе, т.к. часто заменял молодых сторожей, спешащих по своим делам, а то и на вторую работу.
Мы вдохновленные  идеей  разоблачения старого ворчуна, уже  представляли как будем собирать восторженные отзывы, восхищения и несомненно произведем фурор и сенсацию. В голове носились со скоростью света мысли, которые как нам казалось разберут на цитаты и этот эффект продлиться не одно поколение учеников, родителей и даже учителей, с каждой минутой эта идея нам нравилась все больше и больше.
Тихо и незаметно, как нам казалось,  проскользнув в коморку «папы Карло», трое  ребят уже предвкушали победу и безусловную популярность в школе, потому что Захарыча боялись даже старшеклассники, и соваться без лишней надобности никто не собирался, но всем было очень любопытно.
Неужели мы нашли превосходный сюжет!?
Маленькая, изящная дверь, напоминающая  ту, через которую Алиса попала в страну чудес, мы словно сказочные персонажи направились внутрь,  и… к нашему изумленному взору предстала совершенно невероятная картина. Вместо хлама и бардака, страшной паутины и каких-то орудий убийства, нас встретил идеальный порядок, стерильная чистота, как в операционной – так всегда говорила мама. Кругом интересные и необычные предметы, утварь, инструменты, дипломы  и кубки на полках, а так же  фотографии военных лет на стене …



Глава 10 В коморке папы Карло

«И что ты смотришь на сучок
 в глазе брата твоего, а бревна
в своем глазе не чувствуешь»
(Матф.7:3).



Наша маленькая компания стояла в недоумении, очарованная этой маленькой, уютной и поистине душевной комнаткой, прятавшей воспоминания, ностальгию и самые настоящие чудеса…
А какой порядок, просто загляденье, чисто и аккуратно, для подростков это казалось иным миром, сказочной планетой, в которой хорошо и не хочется уходить.
Узкий проход под лестницей привел нас в большую и светлую комнату, окна которой выходили на школьный двор, сразу над кабинетом биологии. Теперь становилось понятно, как Степан Захарович так молниеносно реагировал и тут же появлялся на школьном дворе в случает непредвиденной ситуации, а мы все гадали маячок у него, что ли установлен?
У окна стоял небольшой, чайный столик, по всей видимости ручной работы, резная ножка была произведением искусства, точные линии природного узора, переплетение мелких деталей, казалось что эту картину можно рассматривать вечно. На столике лежали очки, сборник  рассказов Чехова, с закладкой, где то на странице эдак тридцатой, было видно что книгу перечитывали и не раз.
На стене у окна, возле которой стоял чудесный столик, висели фотографии, много фотографий, все в рамках и черно-белые, и все военных лет. Мы знали что Степан Захарович был ветеран, но каких именно боевых действий никто не знал, особо не интересовались, давно это было, да и молодому поколению это было как то неважно, а тут на нас с фотокарточек смотрели настоящие бойцы, с военной выправкой, статные, красивые, вся грудь в орденах и медалях, все с оружием а руках – как то необъяснимо, но нами овладела такая непреодолимая гордость, это сложно объяснить, важно почувствовать это хоть раз в жизни, и не отпускать.
У стены на против, стояли большие станки накрытые белыми простынями, что бы не пылились, а на стене, с набитыми рейками, и ввинченными до середины саморезами, вместо вешалок, располагались плотницкие и столярные инструменты, о чем мы узнали позже.  Рядом располагался стеллаж с кубками и дипломами разных лет, как у олимпийского чемпиона.
И множество поделок, статуэток, рамок и всякой кухонной утвари, в углу . возле метелки, аккуратно была сметена стружка, аромат которой разносился по всех каморке, а на полочках стояли баночки с различными лаками и морилкой, наглухо закрытыми, так крепко, что даже не ощущалось запаха.
На одной фотографии было два бойца, они сидели оперевшись на одно  колено, а между ними была собака, огромная немецкая овчарка, чудесный и очень могучий пес, с совершенно невероятно умными и добрыми глазами.
Мы стояли как вкопанные и смотрели на фото…
 - это красавица Кора, разрезал тишину скрипучий голос Захарыча…
Мы вздрогнули, перепугались, готовясь провалиться сквозь землю…
- чаю будите?
Мы все синхронно закивали, как будто это был единственный наш выход.
Захарыч, не ругался, ни ворчал, а пригласил всех за стол хлебосольным жестом, одной руки. Мы были как в тумане…
Захарыч спокойно поставил блестящий чайник со свистком, на маленькую электрическую плитку, с большой улиткой электронагревательного элемента, которая краснела нагреваясь, как мы от стыла.
Степан Захарыч очень ловко поставил табуреты, составленные один в один. И стал готовить стол к чаепитию. Из кармана высыпал карамельных конфет, а под вышитой льняной салфеткой в небольшой вазочке, лежали румяные баранки.
Чайник закипел, издав свист как прибывающих паровоз на станцию, мы опустились на самодельные табуретки, все молчали, а Захарыч начал рассказывать...



Глава 11 Афганистан – руины души

Мужество есть великое свойство души: народ,
им отмеченный, должен гордиться собою.
Н. М. Карамзин


1985 год
Степан Захарыч не сделал нам замечание, не задал ни единого вопрос, вроде того: - а что мы вообще тут делаем? Рассказывая свою историю он спокойно готовил нам чашки, расставляя их на блюдца, достал маленькие ложечки, все разные, но очень милые, каждая по своему. Он так ловко управлялся одной рукой, так виртуозно все делал, как будто вторая у него и не предусматривалась при комплектации. Это восхищало и было достойно уважения, задаешься невольно вопросом, глядя на него – а на что же способны мы, почему не используем данное нам природой в полной мере?
Захарыч на минуту остановился и вздохнул, так тяжело и глубоко, как будто набирал воздуха, перед погружением в воду, на очень большую глубину.
И он стал рассказывать…
- Попал я на фронт случайно, помогла роковая ошибка нашего военкомата, вызвали моего однофамильца, офицера 45-го отдельного дивизиона, а повестка пришла мне. Военкому приглянулись мои ловкость и умение подмечать мелочи, которые в горах могут стоить человеку жизни, как я понял позже, иными словами решено было отправить в Афганистан морского пехотинца. Пройдя переподготовку и обучение на сапера в течении двух недель, волею судьбы я оказался в душной, пыльной и очень жаркой стране, с весьма противоречивыми и странными традициями для нашего брата.


Мы слушали как завороженные, Захарыч продолжал…


Военно-транспортный самолет ИЛ-76, при посадке отстреляв тепловые ракеты, мягко приземлился на окраине Кабула. Летевшие в нем военные пассажиры с облегчением вздохнули. Каждый такой удачный полет становился своего рода подвигом. Не всякий «транспортник» садился без эксцессов — духи*, вооруженные американскими и английскими переносными зенитно-ракетными комплексами, стерегли на подлете легкую добычу. Меня и еще пятерых моих товарищей, прилетевшего по прямой замене из Краснознаменного Севастопольского военного округа этим рейсом из Ташкента, встретили серые, мрачные горы с белыми снежными вершинами и нищий глинобитный, полуразрушенный Кабул. Ландшафт не поддавался живописному и красноречивому описанию, ни деревца тебе, ни кустика. С аэродрома нас отправили на пересылку, а с нее на БТРе я чуть позже добрались в предписанную часть. Мой  45-й инженерно-саперный полк стоял в предгорьях недалеко от поселка Чирикар, что в 60;80 километрах от Кабула. Инженерной разведкой, разминированием и минированием объектов батальон обеспечивал армейские операции. В каждой инженерно-саперной роте наряду с солдатами несли военную службу натасканные на поиск взрывчатки служебные собаки.



Глава 12 Пушистые боевые товарищи

Вот так и среди нас, человеков:
есть скромные люди с чистым сердцем,
«незаметные» и «маленькие», но с огромной душой.
Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее,
что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие.
Так и подснежник кажется капелькой неба на земле…
Гавриил Троепольский
 «Белый Бим Чёрное ухо»

;

Пушистые боевые товарищи

Животные играли огромную роль в жизни бойцов во время воинской службы. Они не только помогали в выполнении боевых задач, поиску оружия, боеприпасов, наркотиков, пленных и раненых, животные успокаивали, утешали. Со щенками все играли, взрослые псы лежали в ногах и предано смотрели в глаза. Собаки – это память о доме, что-то живое, доброе, что ещё и защищает.

Четвероногие во многом помогали людям, особенно, при разминировании. Их отправляли в самые трудные и опасные районы, псы всегда были на передовой, так как чутье животного надежнее любого миноискателя. Человек не заметит, а собака почувствует. Они жить помогали.

Почему-то считается, что рискнуть собакой легче, чем человеком.

Люди, побывавшие в горячих точках, всегда будут помнить о подвигах четвероногих друзей, многие из которых погибли при выполнении служебных задач. В память о собаках, пожертвовавших собой ради спасения человеческих жизней, в мире устанавливают памятники собачьей верности. В нашем городе таких пока нет, а вот в Новосибирске в июне 2009 появился монумент, посвященный собакам, погибшим на службе и защищавшим своих хозяев. Бронзовая фигура овчарки на каменном пьедестале установлена во дворе Зонального центра кинологической службы ГУВД. Прототипом для создания скульптуры стала овчарка по кличке Джек, которая вместе со своим хозяином совершила пять командировок в Чечню и погибла при исполнении служебных обязанностей, подорвавшись на мине.

А 28 мая 2010 года в Волгограде был открыт мемориал «Истребителям фашистских танков» — служебным собакам-подрывникам 10-й стрелковой дивизии НКВД. Пёс запечатлен в бронзе, с тем снаряжением, с которым эти самоотверженные бойцы уходили в бой, и, к сожалению не возвращались. По военным дорогам от Москвы до Берлина прошагали, проехали и пробежали 68 тысяч Шариков, Мухтаров и Бобиков, почти все они погибли. Увековечить образ собаки-подрывника в Волгограде решили сотрудники кинологической службы, эту идею поддержали ветераны войны и контрразведки.

Самый же первый известный памятник собаке был воздвигнут еще в IV веке до нашей эры в память о псе Сотере и сорока девяти его собратьях, спасших Коринфскую цитадель. Однажды ночью цитадель атаковали вражеские войска. Они высадились на берег, но собаки, охранявшие Коринф со стороны моря, преградили путь, завязалась битва. В живых остался один пес по кличке Сотер. Весь окровавленный, он оставил поле битвы, помчался в цитадель и поднял тревогу. Спавшие солдаты пробудились и отразили неприятельский набег.

;

Глава 13 Кора

А я-то мечтал, что весной повезу тебя
на дачу и буду гулять с тобой по зеленой травке.
Милое животное, хороший мой товарищ, тебя уже нет!
Как же я теперь буду обходиться без тебя?
А.П.Чехов «Каштанка»


Кора
1985 г
Красавица Кора лежала у входа в штаб дивизии, благороднее и красивее овчарки я не встречал, величественно подняв голову, а два острых уха торчали как локаторы, постоянно отслеживая любой шорох,  нос по ветру держала как по уставу, удивительное чутье у этой собаки.
Назвал я ее Корой, как героиню моей любимой книги из детства, Фенимора Купера  «Последний из Могикан», героиня приключенческого романа проявила немало мужества и отваги, что бы спастись из плена и показать насколько может быть сильной хрупкая женщина, даже перед лицом самой большой опасности.
Она очень хорошо понимала людей, умела отличить русского от душмана. Особенно её чувствительность обострилась во время выкармливания 8 щенков, ночью на посту было хорошо, собаки очень чутко спят, особенно те, что со щенками, охраняют потомство.
Этой овчарке обязательно нужно поставить памятник, ведь она спасла целый отряд, сама не один раз попадала под обстрел, была серьёзно ранена. Однажды мы как раз вышли на задание по минно-розыскной работе,..
 Бойцы шли по дороге, впереди - натренированная собака. Вдруг она резко встала в стойку, кинолог сразу же среагировал и крикнул: «Стоять!», все подчинились. На месте, перед которым остановилась Кора, оказалась мина.
Саперы направились к Коре, что бы разминировать снаряд, но она стала рычать на них, и скалить зубы, один шаг вперед бойцов, а собака бесновалась, кто-то заметил, что Кора не двигается с места, как будто хочет нам что то сказать, предупредить…мы к ней, а она еще пуще скалилась и рычала, да так что слюна текла из пасти, казалось, что она сейчас заговорит с нами на человеческом языке. Оказалось, что мина была установлена очень глубоко, и собака почувствовала ее не сразу, а когда поняла что сама стоит на мине, было уже поздно… она не подпускала никого к себе и мы поняли, что помочь ей уже было нельзя. Я смотрел ей в глаза, а она в мои, казалось, что мы говорим на безмолвном языке, прощаемся и тихо плачем про себя…ее глаза блестели, мои тоже, видимо все ребята, кто шел сзади не смог сдержать слез…
Спокойно надевая защитный костюм сапера ЗКС еще его называли - «Доспехи-КП-М», все происходило не спеша, не показывая суеты, что бы не спугнуть собаку. Она стояла не подвижно на одном месте, насколько же умный пёс, жаркое солнце Афганистана не щадило никого, ужасная жара, в любом случае собаке было не выжить. Возможно мина не сдетанировала бы, так как веса овчарки могло быть маловато, но собака была непреклонна, от жары и без воды она бы долго не протянула, к себе не подпускала никого. Решение было принято. Я не мог поступить иначе, это было очень глупое решение, но единственно верное, которое принял в тот момент, жить дальше видя взгляд этой несчастной собаки перед собой, я бы просто не смог
 Я побежал к псу, она все поняла, перестала рычать, успокоилась, я схватил ее одной  рукой за ошейник и силой рванул на себя, прижав к себе и сгруппировавшись, как перед кувырком, закрывая нас обеими руками, как бы в охапку…прогремел сильный взрыв.
Опомнился я уже в полевом госпитале, в голове звенело и почти ничего не слышал, речь тоже была не внятной, что не мудрено после контузии…первое что я спросил:
 – Кора жава?
– Жива. Ответил врач, но как-то тихо, без особой радости и убирая взгляд…
Только потом  понял, что мы оба стали одним целым с этой чудесной собакой, нашим Ангелом Хранителем – я потерял тогда левую руку, а она обе задние лапы.
 После ее стали ласково звать Корочка, у этой милой девочки - овчарки после потери задних лап, культи зарубцевались, на месте шрамов шерсть не росла, от части еще потому что первое время после восстановления, собака передвигалась на передних, волоча остатки задних лап за собой, тем самым на том месте образовалась корка. Сидеть на месте она не привыкла. Ребята из механизированного отряда соорудили ей перед поездкой на Родину, что-то вроде инвалидной коляски, это было умиляющее зрелище, забавное и очень трогательное, даже самые крепкие мужики не могли сдержать слёз, при виде нашей Коры.
Война для нас закончилась.
Такой же ИЛ-76 забирал меня домой, Кору я взял с собой, мы не расставались с ней уже никогда. Судьба ее щенков сложилась хорошо, все они подросли, и стали боевыми собаками, об их потерях я не слышал.


Продолжение следует...


Фото из семейного альбома.


Рецензии