День рождения КТОФ

Сейчас уже далеко не все помнят, что в СССР были Краснознаменные Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский флоты.  Но потом, когда почему-то заслуженные награды советских времен типа ордена Ленина, Боевого Красного знамени и другие стали не в почете, исчезли из названий флотов и названия Краснознаменный.  Но те, кто когда-то служил в этих флотах, помнят, как мы гордились, что служим на Краснознаменном флоте.

День рождения Тихоокеанского флота приходится на 21 мая. И отсчет начался с 21 мая 1932 года, когда появился новым флот – Тихоокеанский. До этого на Дальнем Востоке был российский императорский флот, не снискавший особой славы, хотя запомнившийся гибелью в неравном бою крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой у берегов Кореи, недалеко от порта Чемульпо.  В 1946 году вышел фильм об этом крейсере и канонерке.

Но было и поражение Второй Тихоокеанской эскадры в Цусимском проливе,  уничтожение всех кораблей России с боях с японскими кораблями до этого.  Защищать столицу Приморья город Владивосток от обстрелов и десанта японцев было нечем. Но Японская империя тоже несла потери и бремя войны для неё оказалось непосильным, и она согласилась на мир с Россией. Выгодный для себя и позорный для Российской империи. Это стало толчком к революции 1905-07 годов.

Так что возрождение российского флота на Дальнем Востоке пришлось уже на советское время.  Часть кораблей была переправлена по железной дороге, часть пришла  из Балтики морским путем через три океана, но основную массу кораблей стали строить на Дальнем Востоке, где появился город Комсомольск-на-Амуре и в нем судостроительный завод. До этого были судоремонтные заводы в Николаевске-на-Амуре и во Владивостоке.

Все это я узнал, начав службу на КТОФ в августе 1971 года, куда был направлен по распределению Хабаровского медицинского института в числе почти полусотни выпускников 1971 года. Нас направили служить на Черное море, на Северный и Тихоокеанский флот, присвоив звания лейтенанта медицинской службы.

Со студенческих лет мы дружили втроем: я, мой одногруппник Сережа Куракин, и Борис Шевцов из соседней группы. Мы активно занимались спортом, с Сережей я был в сборной команде института по легкой атлетике, с Борей – в сборной по волейболу.  И всех троих отправили служить, только Сережу на Черноморский флот, а нас с Борей – на Тихоокеанский.  И мы вместе с ним 1 августа появились в отделе кадров КТОФ. Вместе ходили в парикмахерскую (кадровику не понравились наши длинные волосы), вместе получали обмундирование. У нас с Борей стандартные фигуры, только он выше (у меня 178 см роста, у Бори 185 см). Поэтому полученные кителя и тужурки нам подошли, а брюки требовалось ушивать. Хорошо, у Бори оказались знакомые во Владивостоке, у которых была швейная машинка, а я имел опыт ушивания брюк.  Так что мы подогнали форму под себя и прибыли за окончательным распределением на корабли.

Флот после «реформ» Никиты Хрущева возрождался, и медики были нужны как на новые, только что построенные корабли и подводные лодки, но и те, кто были в строю уже энное количество лет.  Я в отделе кадров КТОФ попросился  направить меня на подводную лодку, и кадровик выполнил мою просьбу. Служить предстояло во Владивостоке. Борю распределили на сторожевой корабль на Камчатку.

Так я оказался на большой дизель-электрической подводной лодке 611 проекта Б-63, заканчивающей капитальный ремонт с модернизаций после 15 лет эксплуатации.  На время ремонта она была приписана к 4-й бригаде 6-й эскадры подводных лодок.  По плану 178 военного завода, где она приходила ремонт, он должен быть завершен к концу 1971 года.

Чтобы получить все подписи под актом приема флотом субмарины, она должна выполнить программу заводских испытаний.  И конец года, в декабре, мы вместе с рабочими завода, ходили в моря. Во время плавания выявлялись недоработки, которые прямо в море, если это было возможно, устранялись.  Но заводчане и наш экипаж, без которого не могли обойтись рабочие завода, успели выполнить все задания программы заводских испытаний и к полудню 31 декабря 1971 года наша субмарина пришвартовалась у пирса 4-й бригады. 

Короткий отдых, и в начале января 1972 года, рассчитавшись по всем видам довольствия, наша лодка за ледоколом, ломавшим лёд в бухте Золотой Рог, перешла в бухту Малый Улисс, где тоже пришлось ломать лёд. Так мы оказались в родной для нашей лодке береговой базе 19-й бригады все той же 6-й эскадры. Помню и командира бригады капитана 1 ранга Бекетова, и командира 6-й эскадры контр-адмирала Сысоева, Героя Советского Союза.  Мне довелось с обоими выходит в море как на нашей лодке, так и на чужих.  Дело в том, что на эскадре был большой недокомплект врачей, если мне не изменяет память, 12 человек. Кроме этого, кто-то болел, кто-то был в отпуске, так что «морячить», как мы говорили, приходилось много.  Еще осенью 1971 года мне пришлось выходить в море на «чужих» лодках 613 проекта, ракетных 629 и 551 проектов.  А в 19-й бригаде выходил в море на лодках 641 проекта, самых современных на тот момент дизель-электрических лодках, по классификации НАТО «Фокстрот». А наша старушка тоже имела свою классификацию в НАТО – Zulu.

Затем наша лодка прошла размагничивание корпуса, с чем было немало проблем, так как лодка долгое время находилась в одно положении, и магнитное поле было очень большим, никак не хотело снижаться. Потом началась сдача задач боевой подготовки,  включая торпедные стрельбы в составе группы субмарин по крейсеру «Суворов».  Там тоже не все прошло гладко – потеряли торпеду.  На нашей лодке был комбриг Бекетов, он приказал всплывать и искать пропажу в штормующем море. Торпеда, пройдя всю дистанцию, должна была всплыть торчком и подавать сигналы
проблесковым маячком. Искали торпеду три всплывших субмарины из завесы и торпедолов. Комбриг обещал десять суток отпуска тому, кто первым увидит маячок. Им оказался наш кок, который недавно приехал из отпуска. Пока весь экипаж обедал, он курил на мостике и заметил огонек. И комбриг выполнил свое обещание, хотя наш командир возражал, мол, человек только что был в отпуске.

А вот при глубоководной погружении мы всплыли, но в течение 2-х часов не могли дать радио. По флоту была сыграна аварийная тревога, в море выгнали корабли-спасатели,  но, как оказалось, зря.  Наконец-то радиопередача прошла и  нас перестали искать. Пострадал лишь наш командир БЧ-4 РТС капитан-лейтенант Воронин, который получил предупреждение о неполном служебном соответствии.

Сдав все задачи, наша лодка вошла в первую линию кораблей Тихоокеанского флота, т.е. должна быть готовой к немедленному выходу в море. Нам добавили денежное содержание – кроме за звание, должностного оклада и 30% «морских», которые мы получали с началом заводских испытаний, стали получать  еще 20%, так называемых «гробовых».  Мне, как врачу-физиологу, приходилось в порядке тренировки, спускаться в барокамере на глубину 100 метров.   По плану – 2 спуска в месяц, а там как получится. За каждый спуск доплата 25 рублей, так что врачи старались не пропускать тренировки.

Как известно, парадную форму офицеру могут носить считанное число раз в году.  На Новый год, 23 февраля (День СА и ВМФ), на Первое мая, 9 мая,  День ВМФ, 7 ноября. И так получилось, что первый праздник, в который я мог пофорсить в парадной форме, было 9 мая 1972 года. Я жил в офицерском общежитии на территории береговой базы 4-й бригады в районе стадиона «Авангард», поэтому нарядился и поехал на трамвае в центр города. Но не успел покрасоваться, как ко мне подошел военный патруль и сообщил, что мне надлежит прибыть в свою часть – по флоту объявлена боевая готовность № 1.  Пришлось возвращаться в общежитие, переодеваться в повседневную форму и ехать на Малый Улисс. Постепенно в казарму на береговой базе  собрались все офицеры. Пришел командир из штаба и сообщил, по какой причине объявлена боевая готовность № 1. Оказалось, американцы заминировали все порты во Вьетнаме. А в это время шла не только «холодная» война между странами НАТО и Варшавского договора, но и «горячая» вьетнамская война.

Командир приказал всему экипаже перейти на лодку и приготовиться к приему торпеды со спецзарядом, т.е. с ядерной боеголовкой. Если учебные торпеды в лодку загружал сам экипаж, командир БЧ-3 и его подчиненные, то на этот раз торпеду с большой осторожностью загрузили в носовой отсек более подготовленные офицеры и матросы, которые сопровождали торпеду из спецарсенала на пирс.  Одновременно на лодку загрузили продукты до полной автономности в 90 суток,  топливо и пресную воду. Лодка полностью была готова к выходу в море по приказу из Москвы. И в такой готовности были все надводные корабли и подводные лодки Краснознаменного Тихоокеанского флота, входящие в первую линию.

Но приказ на выход в море не последовал. Через неделю напряжение в мире спало, готовность № 1 по флоту отменили, торпеду со спецзарядом выгрузили из нашей лодки и отправили в спецарсенал. Но готовность № 2 сохранили, так что «сход на берег», т.е. возможность пойти к семьям, у офицеров и мичманов не было. 

И так продолжалось до 20 мая, когда командир объявил, что наша субмарина должна быть готова к показу жителям и гостям Владивостока на праздничный день рождения КТОФ 21 мая. Причем подчеркнул, что это будет первый в истории флота показ подводной лодки, до этого показывались только надводные корабли. 

Весь день матросы и старшины наводили марафет на боевых постах.  Старпом и замполит продумали, где расставить личный состав на маршруте показа, кто из в какую смену будет стоять.  Если на надводном корабле сразу можно запустить сразу много людей, то у нас строго по одному и идти друг за другом, начиная с трапа в носу и заканчивая трапом в корме.  После ужина лодка отошла от пирса и последовала в бухту Золотой Рог к 33 причалу, что рядом с высоким здание штаба КТОФ.  Швартовались правым бортом к причале и кормой к  берегу. Завели швартовы и поставили трапы, приготовили флаги расцвечивания, чтобы поднять их после подъема флага ВМФ в 8 часов. Рядом, как положено, кормой к пирсу, стояли крупные надводные корабли, включая флагмана – ракетный крейсер «Варяг», крейсер «Суворов», большие противолодочные корабли, эсминцы.  На заставке фото надводных кораблей у 33 причала во Владивостоке.

Показ должен начаться с 9 часов. Но задолго до этого времени у ограждения 33 причала стали собираться люди. Им не терпелось пройтись по грозным военных кораблях Краснознаменного Тихоокеанского флота. У 33 причала кормой к берегу стояли ракетный крейсер «Варяг», артиллерийский крейсер «Суворов», большой противолодочный корабль (название не помню), эскадренный миноносец и сторожевой корабль. Сразу после торжественного подъема военно-морского флага и гюйса на кораблях 1 ранга – крейсерах, на матчах взвились флаги расцвечивания. У нас мачты нет, поэтому вместо неё выступил поднятый на всю длину перископ.  Корабли были готовы к приему гостей. И как только открылись ворота, толпа хлынула к кораблям.

Самая большая очередь была у субмарины. Во-первых, многие жители города уже были на борту надводных кораблей, им хотелось посмотреть внутренности подводной лодки.  Фильм «Командир «Счастливой щуки» еще не вышел на экраны. Во-вторых, запускались все по одному и шли гуськом в носу к торпедо-погрузочному люку, через который спускались внутрь первого отсека по отвесному трапу. Там их поддерживали матросы.  Народу показывали лежащие на стеллажах огромные сигары –торпеды,  через открытых люки они видели отверстие трубы торпедного аппарата,  специально в одном была показана вставленная наполовину торпеда. Была фигура матроса, одетого в водолазный костюм. Это нам доставили откуда-то со склада.

Потом люди шли во второй отсек, заглядывали в открытые двери офицерских кают и кубрика мичманов, офицерскую кают-компанию, где на углу стола были разложены медицинские инструменты и мой санинструктор рассказывал, что в случае необходимости в кают-компании разворачивается операционная.

Затем люди переходили в сердце корабля, центральный пост, откуда командир управляет лодкой. Штурвалы вертикального и горизонтальных рулей, многочисленные рычаги и маховики, перископ и даже туалет, штурманская рубка с картой и приборами на столе. От обилия всяких рычагов, ручек и маховиков, если пытаться все охватить взглядом, можно было заработать и косоглазие.

Затем четвертый отсек с рубкой гидроакустиков и камбузом, кубрик мичманов.  Пятый отсек с огромными дизелями, переход в шестой отсек с электромоторами, и наконец, седьмой отсек, где посетители тоже могли видеть торпедные аппараты. А потом снова подъем по вертикальному трапу к аварийному люку седьмого отсека. Там снова людей принимали матросы и провожали к трапу на берег.  Посетители могли вдохнуть свежего воздуха и увидеть солнце, вместо душной атмосферы с запахами машинного масла и электрическими лампочками внутри подводной лодки.  Вот все, что могли увидеть и кое-что услышать из пояснений матросов посетители нашей субмарины. Открою небольшой секрет. Больше всего матросы рвались дежурить у трапов в носовом и кормовом отсеках. Тогда брючные костюмы были не в моде, и, хотя была уже весна, но женщины уже поснимали рейтузы, и заглянуть им под юбку мечтали многие молодые люди, соскучившиеся за время службы по слабому полу.

Я воспользовался моментом, что рядом стоят надводные корабли, на которых я никогда не бывал, а так как был в офицерской форме и мог проходить без очереди, обошел все корабли, стоящие у 33 причала. Я не спускался в трюма, в машинные отделения, был на мостиках, командных пунктах, штурманских рубках, заглядывал внутрь орудийных башен, смотрел на панораму бухты Золотой Рог с высоты мостика крейсеров, имеющих самые высокие надстройки. Иногда задавал кое-какие вопросы попадающимся на пути офицерам. Так что у меня получилась отменная экскурсия по основным кораблям Тихоокеанского флота.  Вот так я провел первый в моей жизни День рождения Краснознаменного флота.

Вообще-то этот материал должен бы появиться именно 21 мая. Но, как говорится, человек предполагает, а Господь Бог располагает. 21 мая я оказался на больничной койке в райцентре Подмосковья городе Орехового-Зуево, где с с конца прошлого года иц.действует один из новых центров по оказанию помощи кардиологическим больным.  Там мне повели дважды коронарографию,во время второй поставили стент в один из сосудов сердца, просвет которого был перекрыт на 95%. Всего провел на больничной койке 6 дней, и вот второй день я уже дома. Как хорошо! Все знакомо, есть возможность поработать у компа, что я с удовольствием и делаю. Удачи вам, уважаемые читатели. И здоровья в теле и в душ!


Рецензии