Победителей не судят - кто сказал?

Подданный Российской империи, немец по происхождению, Георг Фукс (1762-1829), принявший православие только в 1811 году (говорят, чтобы, не дожидаясь развода со второй женой, жениться в третий раз) и ставший тогда Егором Борисовичем,  начинал свою головокружительную карьеру в качестве дипломата. Мне, к сожалению, неизвестно, за какие-такие заслуги, он в 1794 году занял должность обер-секретаря Тайной экспедиции - главного органа политического сыска, учрежденного Петром Великим. Но известно, что Екатерина II вполне доверяла этому чиновнику, поручая ему заведовать своей личной перепиской. Спустя три года после ее смерти император Павел поручил Фуксу осуществлять тайный надзор за командую­щим италийской армией А.В. Суворовым. Став шефом походной канцелярии знаменитого русского полководца, Фукс сумел войти в доверие к Александру Васильевичу. Вот как в письме обер-секретарю сената Н.П. Резанову он характеризует будущего генералиссимуса:

«... Я к нему близок, осчастлив­лен его милостями и доверенностию и благого­вею. Никакое описание не истощит сего ориги­нала. Скажу Вам только: я - благополучнейший из смертных. Я вижу великого мужа, которого голова в совершенном равновесии с сердцем, который в частной жизни играет комедию, а на поприще публичных происшествий одним махом рассекает узел трагедии и который никогда не променяет лучезарной вечности на мгновенно блеснувший метеор. Слава его и на Альпах не встретила пределов...»

Что касается деликатного поручения императора, то Павлу Петровичу Георг Фукс сообщал об отсутствии в суворовской армии признаков «вольтерьянства» и что офицеры и солдаты геройски сражаются «благодаря преобразова­ниям государя, доведшего военное искусство до высшей степени совершенства».

Впоследствии, сделавшись сочинителем, историком и Егором Борисовичем, действительный тайный советник Фукс опубликовал целый ряд произведений, посвященных деяниям и личности Александра Васильевича. Так, из-под его пера вышли рассказ «Один день из жизни Суворова», очерк «О военном красноречии», «Анекдоты князя Италийского...» и капитальный труд «История генералиссимуса, князя Италийского, графа Суворова-Рымникского». В этом последнем, а точнее в части первой главе 9-й, читаем:

«За взятие в 1772 г. Туртукая без воли и ведома главного начальства был Суворов отдан под суд и приговорен к лишению чинов и жизни. Но Екатерина написала на докладе: «Победителя судить не должно». И сею строкою спасла спасителя своего царства».

Выходит, автором фразы «Победителей не судят» оказалась матушка-императрица Екатерина Алексеевна? Как бы не так! Въедливые спецы выяснили, что никто Александра Васильевича под суд не отдавал, что Туртукай он взял по приказу генерал-фельдмаршала Румянцева и что Екатерина Алексеевна никакой резолюции насчет «победителя» не налагала. Врал, значит, Егор Борисыч!

Но кто же в таком случае произнес исторические слова? Знатоки истории Древней Греции считают, что ноги растут из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха, который, рассказывая о подвигах фиванского полководца и государственного деятеля Эпаминонда, жившего в начале IV века до н.э. и больно бившего дотоле непобедимых спартанцев, сообщил:

«Возвращаясь из Лаконики (т.е. с территории Спарты - А.А.), он (Эпаминонд - А.А.)... едва не попал под уголовное обвинение за то, что был беотархом (название руководящей должности - А.А.) на четыре месяца дольше положенного... судьям он сказал: «Если вы меня казните, то на могильной плите напишите ваш приговор, чтобы эллины знали: это против воли фиванцев Эпаминонд...» (и далее следует перечень славных деяний и блестящих побед, одержанных фиванцами под руководством Эпаминонда над спартанцами - А.А.)

Судьи, по словам Плутарха, выслушав речь обвиняемого, со смехом разошлись, не взяв даже в руки камешков для голосования. Всё это, конечно, хорошо, и фраза «Победителей не судят» вроде бы витает между строк рассказа Плутарха, но ведь только витает, а не звучит...

Самое интересное, что в рунете есть те, кто знает истину! Они с апломбом вам подскажут, высокомерно удивляясь вашему невежеству, что впервые искомое речение прозвучало в произведении Никколо Макиавелли «Государь». И будут правы! И не правы одновременно.
На самом деле выражение следует искать не в «Государе», а в другом сочинении итальянского мыслителя - в его «История Флоренции», о коей, возможно, знатоки рунета и знать не знали. Именно в этом произведении Макиавелли приводит речь безымянного персонажа, «человека из низов», «одного из подчиненных цеху шерстяников или из подсобников других цехов», сказавшего, в частности, своим  коллегам:

«... И если это действительно так, то вы не те, за кого я вас принимал. Не  следует пугаться ни раскаяния, ни стыда, ибо победителей, какими бы способами они ни победили, никогда не судят...; в оригинале: «... е certamente, se egli
е vero, voi non siete quelli uomini che io credeva che voi foste, perchе nе  conscienza nе infamia vi debbe sbigottire; perchе coloro che vincono, in  qualunque modo vincоno, mai non ne riportаno vergogna...» (Макиавелли Никколо, Сочинения, «История Флоренции», книга третья, раздел XIII)

Действие, в рамках которого Макиавелли приводит речь «человека из низов», развертывается во Флоренции XIV века. Если речь не вымышлена, то, возможно, фраза «Победителей не судят» не относится к числу суждений знаменитого итальянца, а является флорентийской поговоркой. Кто его знает... Но в англоязычной части интернета по-прежнему уверены, что выражение "winners/victors are not judged" (победителей не судят) является a common Russian expression (известным русским выражением).
   

 


Рецензии
С удовольствием читаю ваши заметки. Моя Вам благодарность за такой дотошный труд.

Валерий Варуль   24.05.2024 18:51     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Когда труд доставляет удовольствие, это уже не труд.

Алексей Аксельрод   24.05.2024 18:54   Заявить о нарушении