Летчик 3

Глава III

Прибыв в расположение авиационного полка, Михаил сразу направился к командиру полка, потому что в отделе кадров его бы задвинули в механики самолёта или ещё куда подальше. Комполка сразу его узнал, поздоровался по братски, а Михаил предъявил документы. Полковник воскликнул,
- Ого, тебя судьба забросила под Вязьму, был командиром партизанского отряда и боевое ранение. Почему тебе Наркомобороны дали сержанта?
- Я же без военного образования.
- У нас есть лётчики, младшие лейтенанты без училища.
- Мне главное, чтобы самолёт дали, хорошо бы ЯК-1.
- На яках летают заслуженные лётчики, пока полетаешь на ишачьке
- Есть, товарищ полковник!
- Тогда шуруй к комэску 3-ей эскадрильи Ковалеву Николаю Васильевичу.
- Есть,товарищ полковник!

Комэск встретил радушно, по-отцовски и спросил,
- На каких самолётах летал?
- На У-2 и ЯК-1.
- Когда это ты успел на Яке?
- Случайно.
- Раскажешь?
Миша рассказал.
- Надо поговорить с Володей, что это за вундеркинд у нас появился. А пока изучи вот тот Ишачок и познакомься с механиком дядей Гришей.

Миша подошёл к самолёту, толстяку, у которого был толстый нос и короткий фезюляж, здесь механик подтягивал гайки на стойках шасси, Михаил представился ему и сказал,
- Мне поручили летать на Вашем самолёте. Познакомите?
- Хорошо, Миша.
Механик, обходя самолёт по кругу, дал подробное описание устройства и особенности конструкции истребителя,
-  самолет-моноплан И-16, имеет два крыла открытую кабину, вооружение два пулемета 7.62 мм и две пушки 22 мм ШВАК, на крыльях подвески 4-х ракет РС-82, мотор воздушного охлаждения М-63, 900 л.с. звездообразный, 9-и цилиндровый. Самолёт имеет убирающиеся стойки шасси вручную с помощью троса. Максимальная скорость полета 440 км/час. В общем отличный самолёт участвовал в десятках воздушных боев. Тебе парень повезло. Где ты проходил обучение?
- В аэроклубе на У-2.
- Нормально, немного потренируешься и будешь будь здоров летать и бить фашистов.
- Я постараюсь!
Тут подошёл Комэск после разговора с летчиком-инструктором, с которым Миша летал весной 41-го и предложил полетать над аэродромом и показать пилотаж.
- Есть, товарищ капитан, я правда с лета прошлого года не держал ручку управления в руке.
- Ничего, только не торопись.
Михаил сел в кабину, запустил мотор и вырулил на ВПП, дал газу, начал разгон и взлетел. И, как раньше, почувствовал самолёт, как живой организм, что это его друг. В начале сделал вираж с набором высоты, боевой разворот на 180°, потом бочку с вращением на 360°,винтовое вращение вдоль продольной оси, петлю Нестерова, полупетлю, переворот с полубочкой, спираль восходящая и нисходящая.

Когда приземлился, Комэск поднял большой палец вверх и чтобы не перехвалить, сказал,
- Для начала хорошо, завтра вылет на боевое задание.
- Есть, товарищ капитан!
И лихо козырнул.
Разместили его в землянке в  компанию двух лейтенантов. Познакомились – Володя, Сергей. Они сразу спросили,
- Ты что с летного училища или школы пилотов?
- С аэроклуба.
- Но у нас после аэроклуба проходят обучение в школах пилотов или военных авиационных училищах. Поэтому ты сержант?
- У меня, видимо, не простой случай. Я до войны, в мае уговорил нашего комполка полетать в качестве пассажира на спарке ЯК-1, а во время пилотажа летчик предложил мне взять ручку управления на себя и по его командам я выполнил разные фигуры пилотажа. Комполка это увидел и предложил после окончания аэроклуба прибыть в полк, и он организует мне обучение на военного летчика. Но тут началась война, я оказался под Вязьмой, выбрался из окружения, участвовал в партизанском отряде, потом пробивался к фронту, удачно его перешёл, но было ранение в руку, подлечился в госпитале и по направлению Наркомата обороны прибыл в ваш полк. Я так понял, что после аэроклуба нужно учиться на военного летчика, но комполка взял меня без обучения в школе и училище.
- Так надо ещё в запасном полку тренироваться!
- Для меня это слишком долго, хочу поскорее бить фашистов в воздухе.

На следующее утро Михаил прибыл к комэску, тот познакомил с замом и сказал,
- Полетишь в составе группы самолётов в заднем строю, наблюдай за товарищами, если начнется бой, на рожон не лезь, только наблюдай, опытные товарищи тебя будут прикрывать. Тем не менее, твой самолёт полностью заправлен, пулеметы и пушки заряжены.

Взлетели, затем прибыли в зону, где наши бомберы бомбили узловую ж/д станцию, а наша группа истребителей должна была прикрывать бомбардировщиков,но неожиданно со стороны солнца из под облаков вынырнули порядка 10 мессеров и завязался бой, нашим при численном превосходстве врага было тяжело отбиваться, и Михаил оказался без прикрытия. Увидел, что сзади заходит мессер, Михаил взял ручку на себя и резко взмыл вверх, а враг проскочил вперёд, уловив мессер  в прицеле, нажал гашетку, заработали пушки ШВАК и правое крыло мессера задымилось. Подумал, - неужели попал с первого раза! Не выпуская из вида воздушный бой, увидел, что один наш самолёт задымился, а мессер пытается добить его. Михаил завел свой самолёт в подбрюшье врага и дал очередь, заднее оперение мессера отвалилось и тот хаотично кружась быстро стал падать.
В этом бою удалось отбиться и нанести поражение врагу. В итоге, наши сбили 5 мессеров и потеряли один ЯК.

Когда вернулись на базу замкомеска доложил комполка о бое и отметил умелые действия новичка, сбившего два мессера. Полковник воскликнул,
- Деды! Учитесь у пацана, как надо Родину любить! Напиши представление на награждение его медалью «За отвагу».
Зам комэска возразил,
- Можно бы и к ордену представить.
- Он скоро нам набьет столько самолётов, и, сейчас, первая медаль ему будет царской наградой, перед следующими орденами.

Друзья в землянке восхищаясь его удачным дебютом, спросили,
- Как тебе удалось, сразу сбить два мессера?
- Наверное случайно, а случай ненадёжен, но щедр.
Затем рассказал подробности боя, добавив,
- Просто так получилось, другого выхода не было, не  уклонятся же от схватки, когда наших бьют, это не по-комсомольски.

А в полку пошел шумок, что новичок-аэроклубник в первом бою сбил два мессера, а наградили только медалью. Михаил не слышал эти слухи, а медали был очень рад. Но вскоре его нашел орден Красной звёзды. По представлению командира партизанского отряда «Спартак» Михаила наградили орденом.

Орден ему вручил командир авиадивизии перед строем полка,
- Давай, теперь бей врага в воздухе! А то остряки сочинили стишок на тебя. Хочешь почитаю?
- Можно я его наедине, в интимной обстановке прочту.
- Ладно, скромность украшает человека.
По приказу комдива Михаилу Торопову присвоили звание младшего лейтенанта и направили в военное училище.

В училище он прошел теоретический курс военного летчика, изучил разные типы самолётов РККА и особенности их пилотирования. На практических занятиях совершил полеты на разных типах самолётов: истребителях, штурмовиках и пикирующих бомбардировщиках. Также прошел обучение на командира звена и выше.
Все зачёты и экзамены сдавал досрочно на отлично и вместо года обучения закончил училище за 6 месяцев.

Направление получил в свой родной полк.
В полку были большие потери в результате боёв в небе Кубани, поэтому без раскачки лейтенант Михаил Торопов заступил на службу летчика-истребителя. Теперь ему предложили американскую  «Аэрокобру», отказался, попросил ЯК-1 и механика дядю Гришу. Все что попросил, ему дали.
Теперь у Михаила Торопова началась реальная жизнь военного летчика-истребителя, а не учлета-аэроклубника.




 


Рецензии