Новый Завет. Право последней подписи

    История отношений Бога с человеком разделена заветами (договорами\ обещаниями), заключенными при определенных судьбоносных обстоятельствах. В этих заветах Бог открывает историю мира и характер служения Своего представителя на земле. Каждый очередной завет становится новым по отношению к предыдущему. В книгах Торы и ТаНаХа мы видим пять заветов (с Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем, Давидом). Первые три всеобъемлющие, два следующих за ними касаются еврейского народа и планов Бога относительно миссии Израиля в мире. В Новом Завете так же два этапа: завет с миром через примирительную жертву Машиаха, и завет с еврейским народом при возвращении Спасителя, в силу того, что при первом посещении евреи не приняли Иисуса.
    Хронология:
Завет с Адамом можно разделить на две части: завет в Эдеме (невинность) и завет с Адамом (благодать) (Бытие 3:16-19). Завет в Эдеме описан в книге Бытие 1:26-30; 2:16-17. В этой части завета изложена ответственность человека перед творением и Божье указание относительно дерева познания добра и зла. Завет с Адамом включал проклятия, принесенные человечеству через грех Адама и Евы, а также Божье обеспечение искупления за этот грех (Бытие 3:15).
Завет с Ноем являлся безусловным заветом между Богом и Ноем (в частности), и человечеством (в целом). После Потопа Господь пообещал человечеству, что больше никогда не уничтожит все живое на Земле посредством потопа (см. Бытие 9). Бог дал радугу как знак завета – обещание, что на земле больше никогда не будет потопа, и напоминание, что Он может и будет судить за грехи (2 Петра 2:5).
Завет с Авраамом (Бытие 12:1-3, 6-7; 13:14-17; 15; 17:1-14; 22:15-18). В этом завете Бог дал обетования конкретно Аврааму. Он пообещал, что возвеличит имя Авраама (Бытие 12:2), сделает его потомство многочисленным (Бытие 13:16) и что тот станет прародителем многих народов (Бытие 17:4-5). Бог также дал обещания относительно народа Израиля. На самом деле, о географических границах действия завета с Авраамом неоднократно говорится в книге Бытие (12:7; 13:14-15; 15:18-21). Еще одно положение в завете с Авраамом заключается в том, что его род станет благословением для всех народов мира (Бытие 12:3; 22:18). Тут имеется в виду Мессия, который должен был выйти из рода Авраама.
Завет с Моисеем (Второзаконие 11 и др.) являлся условным заветом, он приносил народу Израиля Божье благословение за послушание или проклятие за неповиновение. Часть завета с Моисеем состояла из Десяти заповедей (Исход 20), а остальная относилась к закону, содержащему свыше 600 указаний – приблизительно по 300 разрешений и запретов. В исторических книгах Ветхого Завета (от Иисуса Навина до Эсфирь) подробно описано, как Израиль преуспевал или терпел неудачи в соблюдении закона. Во Второзаконии 11:26-28 детально изложена суть благословений и проклятий. Тора объясняет приход нового священства в прообразе Мелхиседека, нового пророка.
Завет с Давидом (2 Царств 7:8-16). В этом завете усиливается аспект «семени» из завета с Авраамом. Обетования Давиду, описанные в этом завете, имеют большое значение. Бог обещал, что династия Давида будет существовать вечно и его царство никогда не поколеблется (ст. 16). Очевидно, что поколение Давида не всегда пребывало на троне. Однако придет время, когда потомок рода Давида снова воссядет на троне как царь. Этим царем будет Иисус (Луки 1:32-33).
Новый Завет со всем миром. В Новом Завете Бог обещает простить грехи и что весь мир узнает Его представителя. Иисус Христос пришел исполнить Закон Моисея (Матфея 5:17) и заключить новый договор между Богом и миром через Пасхальную жертву. Теперь, когда мы находимся под действием Нового Завета, и евреи, и язычники могут быть свободными от наказания закона. Нам всем дарована возможность получить спасение как дар (Ефесянам 2:8-9). Однако, как известно из истории, евреи не приняли Иисуса, что отложило для них окончательное подписание этого договора с Богом.
   Новый Завет с Израилем с приходом Машиаха.
- Захария 12: 9-14 «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жёны их особо; племя дома Нафанова особо, и жёны их особо; племя дома Левиина особо, и жёны их особо; племя Симеоново особо, и жёны их особо. Все остальные племена — каждое племя особо, и жёны их особо».
- Иеремия 31: 23-34 «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!» И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. Ибо Я напою душу утомлённую и насыщу всякую душу скорбящую. При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за своё собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более».


Рецензии