Исаия 53 глава. О ком пишет пророк?

Исаия 53 глава. О ком пишет пророк?

    Традиционное христианское представление о страдающем рабе из данной главы сводится в Иисусу Христу. Для миллионов верующих это столь очевидно, что они подозревают еврейских раввинов в умышленном сокрытии от народа Израиля этой истины.
   Так ли это?
   Нет!
   Учителя Торы не игнорируют эту главу. Именно по этой причине еврейский народ знает то, что не видят в ней прочие. Особенность исходных еврейских текстов в том, что изначально они никогда не разбивались на главы, а писались общим свитком. Деление на главы пришло из средних веков. Искусственное деление свитков на главы, вычленение в них значимых моментов таким способом, приводит к многим заблуждениям читателя, особенно тогда, когда ему предлагают прочитать только определенные отрывки или определенные главы, задавая вектор нужного понимания.   
    Воспроизведем полный текст 53 главы Исаии и напомним некоторые предыдущие стихи, в которых также говорится о «страдающем рабе», чтобы не потерять из вида всю полноту истины. 

    Исаия 53: «[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».
    Кто же этот страдающий раб Бога?
     Исаия 41: 8-10 «А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя»: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».
    Исаия 43: 10-15 «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш».
    Исаия 44: 1-4 «А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод».
    Исаия 45: 4-6 «Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня. Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного».
    Исаия 48: 20 «Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: «Господь искупил раба Своего Иакова».
    Исаия 49: 1-3 «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь».
    Исаия 51: 21-23 «Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина. Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих».
   Итак, Само Писание (ТаНаХ) настраивает нас на образное восприятие «страдающего раба», в котором абсолютно справедливо следует иметь ввиду Израиль, как целый народ. Это вполне логично вытекает из текста и контекста всех предыдущий 53 главе стихов книги Исаии.
   Беда христианского мира в силу его религиозного антисемитизма в том, что он все еще не рассматривает этот образ применительно к целому народу. Зря!
  Если принять логику повествования Исаии и сделать это, то открывается путь народа Божьего и его роль в истории человечества. 
  Но именно образное восприятие «страдающего раба», как целого народа Израиля, позволяет увидеть и самого Машиаха!
  Почему?

   1 Коринфянам 10: 9-11 «Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков».

Образы (примеры).
   1 Образ. Иисус/хлеб в пустыне. Иоанна 6: 28-35 «Итак, сказали Ему: что; нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что; Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им:Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда».
2 Образ. Иисус/ Иона пророк в чреве кита. Матфея 12: 38-40 «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».
3 Образ. Иисус/ вознесенный медный змей в пустыне. Иоанна 3: 13-16. 
 «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
4 Образ. Иисус/ камень, дающий воду. 1 Коринфянам 10: 1-4 «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос».

    Может ли целый народ Израиля олицетворять одного человека/ Машиаха/ Христа?
  Да!
    Неемия 8: 1 «Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтоб он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю».
     Для одних это фигура речи, для других очередной образ…
   Если пытливый читатель захочет увидеть больше образов, то для него не составит большого труда это сделать. В 1 послании Коринфянам 10 главе апостол Павел задает нам вектор согласований образов из жизни народа Израиля с жизнью Иисуса Машиаха/Христа.  Это время от выхода народа Божьего из Египта (1446 г до РХ) до рождества Иисуса с временем начала общественного служения Христа (1446 день до его въезда в Иерусалим на осле). Первые 40 лет Израиль был в пустыне, так и Иисус из Назарета после крещения на Иордане первые 40 дней был в пустыне.
   Иисус проживает еще раз всю историю Израиля в рамках образа «один человек, как весь народ» в режиме один год, как один день.
  Да, так бывает, что для одних стакан наполовину пуст, а для других наполовину полон.
     Правы обе стороны, а истина в балансе.

Исаия 53 глава. О ком пишет пророк?

    В еврейском обществе данная глава традиционно интерпретируется относительно целого народа Израиля, образно названного в ней «рабом» и «страдальцем», исключая, таким образом, Мессию Иисуса. 
   В предыдущем посте мы уже проложили образную связь между Израилем и Иисусом Машиахом.
   Теперь нам предстоит ответить на вопрос: все ли общество Израиля согласно с точкой зрения о том, что единственной версией, объясняющей «кто сей раб?»  является народ Божий?
     Действительно, во 2 веке от РХ Ориген пишет, что евреи «раба и страдальца» 53 главы Исаии воспринимали в качестве целого народа Израиля.
  Но было ли так всегда и со всеми евреями?
  Напомним содержание 53 главы Исаии.
    Исаия 53: «[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».
   Примеры того, что евреи 1 века от РХ видят в «рабе и страдальце» не только совокупный народ Божий:
    Иоанна 12: 38-41 «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: «Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» Потому не могли они веровать, что, как ещё сказал Исаия, «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нём».
   Апостол Иоанн адресует нас к 1 стиху Исаии 53.
   Павел Римлянам 10: 16 «Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас?»
  Апостол Павел адресует нас к 1 стиху Исаии 53.
    Матфея 8: 16-17 «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понёс». болезни».
    Евангелист Матфей адресует нас к 4 стиху Исаии 53.
    1 Петра 2: 23-25 «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших».
  Апостол Петр адресует нас к 4-7 стиху Исаии 53
    Марк 15: 28 «С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтён».
 Евангелист Марк адресует нас к 12 стиху Исаии 53
    Деяния Апостолов 7: 51-53 «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили»
  Евангелист Лука через Стефана адресует нас к 11-12 стихам Исаии 53.
     Деяния Апостолов 8: 26-35 «А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошёл. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошёл и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: «как овца, ведён был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его». Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе».
     Евангелист Лука через Филиппа адресует нас к Исаии 53
1 Иакова 5: 1-6 «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиёт, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам».
 Апостол Иаков адресует нас к 7-9 стихам Исаии 53
   Итак, Иоанн, Павел, Матфей, Петр, Марк, Лука, Стефан, Филипп, Иаков единодушно воспринимают Исаию 53 в качестве пророчества о Иисусе Христе. Все они евреи.
  Таким образом, на 100 лет раньше свидетельства Оригена о том, что евреи в Исаии 53 главе видели повествование о народе Израиля, в еврейском обществе так же были распространены и представления о том, что этот пророк писал о Машиахе Иисусе в данном отрывке своего свитка.


Рецензии