Дух Святой. Кто или что?

ДУХ СВЯТОЙ. Кто или что?

381 г.  Первый Константинопольский собор.

    Немного об истории первых соборов.
Пе;рвый Нике;йский собо;р — собор Церкви, созванный римским императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.
Собору был предложен крещальный символ Кесарийской Церкви, к которому, по предложению императора Константина (по всей вероятности, от лица епископов термин был предложен Осием Кордубским), была добавлена характеристика Сына «единосущна (;;;;;;;;;) Отцу», которая утверждала, что Сын является тем же самым Богом по сущности, что и Отец: «Бог от Бога». Указанный Символ веры был утверждён 19 июня для всех христиан империи, а не подписавшие его епископы Ливийские, Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский, были удалены с собора и вместе с Арием отправлены в ссылку. Под угрозой ссылки свои подписи поставили даже самые воинственные вожди ариан, епископы Евсевий Никомидийский и Феогнид Никейский (порт. Te;gnis de Niceia).
Собор также вынес постановление о дате празднования Пасхи, текст которого не сохранился, однако оно известно из 1-го Послания отцов Собора к Церкви Александрийской: «…все восточные братья, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать её согласно с римлянами, с нами и со всеми, которые издревле хранят её по-нашему».
     Не сложно понять, что принятие решения о том, что Иисус Бог, проходило уже без еврейской христианской ойкумены, ее последователи изначально уже были удалены с собора, чтобы не препятствовать «судьбоносному» решению. Более того, чтобы еще больше закрепить раскол с евреями-христианами, было принято решение размежевания в вопросе совместного принятия Пасхи.
Таким образом, инакомыслящие христиане (евреи и неевреи, что следовали первоапостольскому учению) были исторгнуты. Все это открывало широкий простор для дальнейшего религиозного «творчества». Оно не заставило себя долго ждать…

381 г. Константинополь.
    На Соборе присутствовало 150 православных восточных епископов. Феодосий пригласил на Собор также 36 македонианских епископов во главе со старейшим епископом Елевсием Кизикским, надеясь, что они согласятся в исповедании веры с православными. Но македонианские епископы Македонии и Египта прямо заявили, что не допускают и не допустят «единосущия Духа Святого Богу», и покинули Собор. Папу Римского Дамасия I (из Западной Римской империи Грациана) император Феодосий об открытии Собора даже не извещал.
     Среди главных участников Собора присутствовали: Мелетий Антиохийский, Тимофей I Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Геласий Кесарие-Палестинский (племянник Кирилла), Асхолий Фессалоникийский, Григорий Нисский (брат Василия Великого), Амфилохий Иконийский, Оптим Антиохии Писидийской, Диодор Тарсийский, Пелагий Лаодикийский. Председательствовали на Соборе Мелетий Антиохийский, который вскоре после начала работы Собора умер, и его заменил Григорий Назианзин (около 330 — около 390), известный в церкви под именем Богослова, а после того, как и он покинул Собор — Нектарий, преемник Григория на Константинопольской кафедре.
    Хотя на соборе были представлены только восточные епархии, греки объявили этот собор Вселенским. Это правило Второго Вселенского Собора не было признано римскими папами. Папа Дамасий I в Риме не принял канон о старшинстве Константинополя после Рима.
    Церковная же традиция передаёт следующую историю принятия символа. На рассмотрение делегатов Собора было предложено утверждённое на Римском соборе исповедание веры, которое папа Дамасий I прислал епископу Антиохийскому Павлину. Обсудив текст этого исповедания, Собор, единодушно утвердил апостольское учение о том, что Дух Святой есть не служебное существо, но «Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый».
   Лишь спустя ряд столетий было бесспорно признано вселенское достоинство как самого II Константинопольского собора 381 г., так и связываемого с ним ныне символа веры…Символ этот довольно рано (VI в.) приобрел на практике, без всякой формальной санкции, название Никео-Цареградского. Таким названием внушалась мысль, будто он издан II Вселенским собором, на что собор этот не был уполномочен
    «…нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося, распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного и воскресшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса и седящего одесную Отца и паки имеющего прийти со славою судить живых и мёртвых, Которого царству не будет конца».

Увы, ничего нового.
- Македонианские епископы Македонии и Египта прямо заявили, что не допускают и не допустят «единосущия Духа Святого Богу», и покинули Собор.
- Папу Римского Дамасия I (из Западной Римской империи Грациана) император Феодосий об открытии Собора даже не извещал!
- Хотя на соборе были представлены только восточные епархии, греки объявили этот собор Вселенским!
- Собор этот не был уполномочен на принятия таких решений (признания Святого Духа Богом)!
    Таким образом, в 381 г от РХ впервые с начала общения Бога с человеком через Святого Духа (4000 лет времен Ветхого Завета\ ТаНаХа), последний объявлен Богом равным Богу Отцу.
     Единодушия, как не сложно понять, в этом решении не было.
    Обратимся к истории отношений Бога с человеком через Святого Духа, что представлена нам в книгах Ветхого Завета.  Дух Святой упоминается более 40 раз в этих отношениях. И все эти случаи без исключения осмысливаются вне личностной природы Святого Духа. 
    Слово, обозначающее «Святой Дух», имеет грамматический мужской род в русском языке, на латыни (Spiritus Sanctus), в то же время — на иврите (;;; ;;;;;), в арамейском и в прочих семитских языках (Ру;ах) — женского рода, в то время как в греческом (Агио Пне;вма — ;;;; ;;;;;;) — среднего.
    Выражение «Святой Дух» (ивр. ;;; ;;;;;;, Руах ха-Кодеш) появляется в Танахе нечасто, например, один раз в Пс. 50:13, дважды в Ис. 63:10—11. При этом слово словосочетание «Дух Божий» (др.-евр. ;;; ;;;;;) употребляется множество раз, первый раз в Быт. 1:2. В иудаизме Бог един, идея двоичности или троичности Бога для иудеев неприемлема. Термин Руах ха-Кодеш находится часто в талмудической литературе. В некоторых случаях это относится к пророческим вдохновениям, а в других она используется в качестве обозначения силы Бога. Пророческое видение пророк Иезекииль называет «руах Элохим» («дух Божий») или «руах Адонай» («дух Господень»). У иудеев «святой дух» имеет определённую степень персонификации (преимущественно — в Агаде), но он остаётся «качеством, принадлежащим Богу, одним из его атрибутов».
    В иудаизме ссылок на Дух Божий, Святой Дух Иеговы (Яхве) предостаточно, однако он отвергает любую идею, что Святой Дух — это вечный Бог, как часть триединого Божества. При этом существительное «руах» (ивр. ;;;;), часто использующееся в отношении Духа Всемогущего Бога, а также вообще относится к понятию «дух», буквально означает «дыхание» или «ветер». Существительное «руах», так же, как русское слово «дыхание», означает либо ветер, либо невидимую движущую силу.
    Таким образом, Святой Дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом как действующая сила, дыхание самого Бога Иеговы (Яхве), которыми Он всё делает и творит. В христианском богословии речь идёт уже не об особом качестве Господа, не об исходящем от Него просветлении, а об объективно существующем, живом и личном Начале. Такому воплощению Святой Дух никогда не подвергался у евреев.
    Если предположить, что изначально евреи, имея отношения с Богом, ошиблись в отношении точного понимания сущности Святого Духа, то логично в посланиях пророков увидеть от Бога корректировки в понимании Его «неединственности». Однако таких поправок мы не встречаем на всем протяжении Ветхого Завета. Ни один пророк не исправил представления еврейского народа и не сказал о том, что Дух Святой это не просто сила и вдохновение, а Личность.
    Обратим внимание на текст Нового Завета, где так же можно увидеть несамостоятельную природу Святого Духа.
    Иоанна 16: 13 «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
  Если Святой Дух – Бог, то, что ему мешает говорить «Свое», а не транслировать «не Свое».

Таким образом:
- Бог один есть!
- На протяжении 4381 года в отношениях с Богом отсутствовало представление о Святом Духе, как о еще одном Боге.
- На протяжении 4381 года Бог ни разу не исправил представления о Себе, указав на еще одну личность в Себе – Святого Духа.
- Святой Дух употреблен через слово женского рода. В Боге нет женского ничего!
- Решение о том, что Дух Святой есть личность\Бог принималось голосованием при отсутствии евреев-христиан, западных христиан, христиан Египта и Македонии, т.е. в условиях отсутствия легитимности любых вселенских решений.


Рецензии