За порогом смерти

Звоню Саше: Как ты «отдохнул» на Чандалазе? Рассветы поймал?
-Первый рассвет на утесе проспал. На вершине Чандалаза он виден не был.
-Надо было спуститься от вершины к востоку. Там тропа есть. Оттуда рассвет виден. То же мне! Без меня, как без рук.
-Забыл про это спуск. Давно на вершине не был.
-Закаты какие были?
-Никакие. Без облаков. Как ты? Гриша приезжал?
-Через час после твоего ухода он приехал. На следующий день он натопил баню. Я первый мылся. Соседка уезжала, и я с ней уехал домой. Гриша и на огороде успел поработать. Вчера он должен был садить картошку.
-Ты чем занимался?
-Книгу читал. Копать землю не могу. Что еще там остается делать?
-Завтра на дачу поедешь?
-Гриша не звонит. Значит, остался еще на даче.
-Так, куда завтра?
-Что мне, Саша, на даче делать? Нам надо на Пасху рассвет встретить. На даче его не увидишь. На полуострове Змеином-лучшее место для встречи рассвета. Значит, идем к Змеиному.
-Согласен. -явно обрадовался Саша. –Во сколько приезжать?
-К 9 часам. Надо успеть застолбить свое место. Завтра народу там будет много.
 Конечно, лучше бы рассвет на Пасху встречать с Утеса Чандалаза. Но, не дойду. Хорошо, что еще могу дойти до Змеиного. А огород подождет. Если что, то отдам и вторую половину огорода Грише. Пусть садит тыкву, арбузы и дыни. Картошку я и купить могу.
Утро в субботу оказалось такое же, как и несколько последних дней- без облаков. В половине десятого уже шагали по знакомой тропе к полуострову Змеиному или скале Бахирева по научному.
-Лето, Сергеич, на подходе. Жизнь идет.
-Так то оно так, но что мне с дачей вот делать? Работать не могу. Дочь с зятем то же не спешат трудиться на даче. Жил бы ты на этой даче, проблема была бы снята.
-Нет, Сергеич, без света я жить не могу. Да и печка твоя прожорливая. За неделю спалишь машину дров. Да и я ведь тоже землю на даче не копаю. Инвалид.
-Был бы Аркаша живой, он бы мне помог вскопать огород. Никогда не отказывал.
-Найди там какого-нибудь бича.
-Что-то я об этом и не подумал. Точно. Надо сторожа спросить. Там бродят порой молодые парни. Они мне за полдня эти три сотки вскопают. Я в прошлом году один вскопал за день свой огород.
-Ну, и загнулся. Страстен ты, Сергеич!
-Это, наверное, последняя была моя страсть.
Подошли к  спуску на пляж. Пока ни одного отдыхающего на пляже нет. Это нас обрадовало. Поднялись на полуостров. Оставив рюкзаки у кострища, прогулялись на другую сторону полуострова. На кекуре сидели чайки. Снимать их не стали. Услышав с пляжа голоса, вернулись к кострищу. Несколько человек шли в конец пляжа. Вскоре там разгорелся костер.
-Шашлыки, Сергеич, будут жарить.
Вот еще народ спускается. Несколько человек поднялись на полуостров, но увидев нас, вернулись на пляж.
-Как хорошо, Саша, что мы успели занять это место! Если  бы на полчаса позже, то нас бы опередили. Это место самое лучшее на полуострове. Солнца много, и виды прекрасные. Пора самим разжигать костер, да чай пить.
Во время чаепития.-Сегодня почитаешь?
-Почитаю. Есть интересная тема.
-Когда у тебя были не интересные темы!
-На днях книгу редкую достал. Называется «За порогом смерти. Что говорит наука о бессмертии души?». Автор кандидат физико-математических наук Александр Моисеенко. Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной  Церкви. Тираж не обозначен.
-Почему Допущено Церковью? Он священник?
Вот он как написал в предисловии. «Книга, которую вы держите в руках, представляет собой сокращенный текст моей дипломной работы, защищенной в 2015 году в Московской Духовной Семинарии…»
Аннотацию к книге написал Иерей Георгий Максимов кандидат богословия.
-Ну, ясно. Опять Рай и Ад, Адам и Ева, и ни слова об Учении Живой Этики и о Учителях человечества.
-Ты угадал. Ни слова.
-Тут и угадывать не надо. Там, где Церковь, там нет этого Учения и Учителей человечества.
-Да. Словно ничего этого не существует. Ни для Православной Церкви, ни для ученых. Но все равно книга интересная. Иерей пишет об этой книге. «В первой половине 20 века профессор Г.А. Знаменский опубликовал книгу «Тайны загробного мира», в которой помимо прочего, собрал рассказы оживших людей, взятые из российской дореволюционной периодики. Из этих рассказов видно, что сразу после смерти люди встречали умерших родственников». Иерей перечисляет других авторов подобных книг.  Мне надо покопаться на даче в своей библиотеке. У меня было с десяток книг на эту тему. Далее: «Так что результаты научных исследований подтверждают не только факт жизни после смерти, но и многое из традиционно православных представлений, включая страшную участь тех, кто совершил самоубийство. Но вместе с тем в обобщенном учеными околосмертном опыте есть два существенных отличия. Во-первых, ничего не говорится о мытарствах или частном суде…Во-вторых, тот факт, что видения универсальны и не зависят от  религии умирающего, может подтолкнуть кого-то к мысли о том, что не важно, во что верить,- все равно попадешь в рай…Кроме того, как показали исследования, описываемые А.Моисеенко, реанимированные видели не только «райские» видения, но и адские, хотя и немного об этом рассказывают…»
Предисловие автора. «..Во-первых, имея за плечами высшее техническое образование и степень кандидата физико-математических наук, я чувствовал долг внести свою лепту в конструктивный диалог науки и религии, досконально разобраться хотя бы в одной области их соприкосновения. И вопрос о бессмертии души, кажется,- наиболее разработанная в настоящее время такая область».
-Интересно, как это можно досконально в этом разобраться без изучения Учения Живой Этики?
-Невозможно, совершенно, Саша. Ни одному ученому на Земле.
«Во-вторых, тема околосмертного особенно близка мне лично,- прежде сего, как инструмент отрезвляющего свидетельства о духовном мире, о Боге,- окружающим самому себе…Я получил ответ на вопрос, который меня беспокоил. За подготовку публикации я взялся лишь по послушанию научному руководству, и надеюсь, что моя книга поможет тем, кого интересует тот же вопрос».
«Введение. Мысль о ней/о смерти/ никогда не оставляла человека равнодушным. Размышление о смерти нередко приводит к религии, поскольку именно она говорит о духовном мире и о посмертном существовании…Напротив, атеистическое мировозрение отрицает духовный мир и посмертное существование, так что вопрос о бессмертии/и наличии /души человека-это водораздел между религиозным и атеистическим сознанием. /Еще больший водораздел между Учением Живой Этики и религией…»Мы знаем, что говорит по вопросу бессмертия души религия. Что же говорит об этом наука, которая для многих продолжает оставаться основанием безбожия? И говорит ли вообще, может ли в принципе говорить? Ответ на эти вопросы являются основной целью данной работы…Разумеется, в книге рассматривается и научная критика полученных результатов и богословская оценка, данная им современными богословами. Коротко говоря,  цель настоящей работы-обобщить и систематически изложить современными достижениями естественных наук по вопросу о бессмертии души, осветить их богословское осмысление и церковную значимость.
Глава первая. Терминология. Подходы к проблеме. «Согласно Православной Энциклопедии, душа вместе с телом образует состав человека, будучи при этом самостоятельным началом; душа человека заключает образ Божий и возможность богоподобия, которые получает как дар Божий вместе с бытием. Согласно Толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова, душа: в религиозных и идеалистических представлениях-нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека; внутренний, психический мир человека.
Можно выделить два основных аспекта понятия души: 1.нематериальное начало жизни , несущее индивидуальность, сознание, остающееся после смерти человека; 2.олицетворение жизненных процессов, психика, внутренний мир-как функции или оставляющие тела..
Следующее интересующее нас понятие- «бессмертие». Православная энциклопедия: Бессмертие-это…Состояние, в котором, согласно религиозным верованиям, пребывают духовно-разумные существа, преодолевшие свою зависимость от смерти». А тематический философский словарь: «Бессмертие-термин, которым обозначается проблема жизни после смерти. Существуют: а/отрицательное научно-материалистическое решение проблемы и б/положительное…Доказательств бессмертия не существует, что приводит к отторжению этой проблематики научным сообществом.
Православная точка зрения на смерть такова: она-последствие грехопадения; и заключается в разделении души и тела, после чего тело предается земле, а душа, пройдя через испытание воздушных мытарств, определяется Богом в подобающее ей место до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда, на котором уже будет решена вечная участь человека. Смерть тела- -«первая смерть». Существует «смерть вторая»-окончательное осуждение грешника на вечные муки»
-Короче, Сергеич, Ад и Рай. О реинкарнации нет ни слова ни у Православной Церкви, ни у науки.
«Бессмертие тела /некоторыми учеными Д.Хаксли, а в России-Н.Ф.Федорова/ считается потенциально достижимым, поэтому имморталисты практикуют крионику-замораживание трупов или голов, с целью последующего их оживления».
-Это же, Сергеич полная чушь!
-Конечно, чушь. Дух из этого тела вышел и никогда уже не вернется в него. А без духа тело-ничто.
«Глава вторая. Исследования околосмертного опыта. Раймонд Моуди. Американский психолог и врач, доктор философии и психологии, доктор медицины. Основным трудом Моуди по исследованию околосмертного опыта является его первая и самая популярная книга «Жизнь после жизни». Она написана в  научном стиле, автор высказывается четко и весьма осторожно».
У меня есть эта книга. Только надо найти.
«Поднимая на конференциях тему жизни после смерти, Моуди за десять лет собрал в частных беседах порядка 150 случаев околосмертного опыта. Он разделил их на три группы. 1.Опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые были реанимированы; 2.Опыт людей, которые в результате аварии либо опасного ранения или болезни были очень близки к состоянию физической смерти;3.Ощущение людей, которые находились при смерти и рассказывали о них другим людям, находившимся рядом».
Я, Саша, отношусь ко второй группе. Был такой опыт у меня. На вершине горы Пидан умирал. Разговаривал с давно погибшим другом Балабаем Анатолием Ивановичем. Три ночи и три  дня, лежа в палатке временами теряя сознание, разговаривал с ним, как сейчас с тобой. Тоже самое было на вершине горы Лысой, когда также трое суток лежал в палатке и умирал. И опять разговаривал с Балабаем.
«Анализируя полученную статистику, Моуди делает ряд выводов. 1.Утверждает, что околосмертный опыт универсален, в общем очень похож для всех, кто его пережил, вне зависимости от пола, возраста, религиозных убеждений, причины клинической смерти и т.д. Его можно описать в рамках общей модели, которая состоит из 15 идущих в определенном порядке элементов. 2.В то же время, этот опыт оказывается всегда индивидуальным. Не оказалось двух людей, у которых бы он совпадал, и ни одного из 15 элементов обобщенного опыта, который бы абсолютно у всех…Перечислим ниже с краткими комментариями 15 элементов, обобщенного околосмертного опыта Моуди: 1.Невыразимость. Невозможность пересказать пережитое, но не из-за плохой памяти или застенчивости, а так как увиденное принципиально отличается от обыденной реальности. 2.Способность слышать происходящее. Будучи при смерти, без сознания, человек каким-то образом может слышать, что говорят люди вокруг него…3.Ощущение мира и покоя. Человек перестает чувствовать боль…4.Шум. Во многих случаях в момент смерти или до него человек слышит некие неприятные звуки…5.Темный туннель. 6.Внетелесный опыт. «Выход из тела». Человек при этом видит свое безжизненное тело, окружающих его людей, врачей, их действия, слышит их разговоры ..не может взаимодействовать с видимым миром, проходит сквозь все предметы, может мгновенно перемещаться, обостряется зрение, слух, память, мышление. Слепые отчетливо видели, глухие слышали. 7. Встречи с другими. –Светящееся существо. Умирающий видит, что приближается к ослепительно яркому свету, который оказывается существом…9.Картины прошлого. Человеку показывается обзор его жизни…10. Граница или предел.. приближение к  некоторой границе, за которую человек не может перейти…11. Возвращение души в тело. Бывало так, что причиной возвращения считались молитвы и любовь родных. 12.Восприятие пережитого. 13. Влияние на жизнь. Пережитое, несомненно, оказывает решающее влияние на образ дальнейшей жизни человека-нет таких, кто после околосмертного опыта не изменился бы, не вынес бы каких-то уроков. 14.Отношение к смерти. Человек, переживший околосмертный опыт, больше не боится ее, так как точно знает, что после кончины тела душа продолжает существовать, поэтому смерть перестает быть безысходным ужасом. 15.Внешние подтверждения. Врачей, родственников…Заканчивая свой труд Моуди вновь честно напоминая о том, что его исследование не претендуют на строгую научность, не является «доказательством бессмертия души», а лишь полагает начало работы в данной области…
Далее я кратко прочитаю, кто еще из ученых исследовал эту тему. Элизабет Кюблер-Росс-американский психиатр. Окончила медицинский факультет. Написала книгу «О смерти и умирании». Кажется, у меня есть тоже эта книга. Поискать надо. Результаты ее исследований. В главной работе «О смерти и умирании», нет и намека на вопросы бессмертия души, околосмертных видений..основная ее цель- это не внушить людям мысль  о продолжении жизни за гробом, а научить их внимательному отношению к умирающим, дабы те достойно и психологически комфортно могли закончить свои дни…В книге «Жизнь, смерть и жизнь после смерти» она утверждает, что было исследовано порядка 20000 случаев по всему миру/причем около 100 –ей лично/, когда человек был в состоянии клинической смерти, и после вернулся  жизни, в результате реанимации, или без нее. Доктор Кюблер-Росс после опросов своих пациентов и пережитого ей лично околосмертного опыта утверждала, что не сомневается в том, что душа бессмертна.
Майкл Сабом. Профессор медицинского факультета в Университете Эмори США., доктор медицины. В 1981 году вышла его книга «Воспоминания о смерти». В своей книге приводит множество рассказов своих пациентов об околосмертном опыте. Зафиксировал опыт выхода из тела; собрал и опубликовал 116 подобных случаев. Опросил 160 своих пациентов, переживших клиническую смерть, пользуясь специально разработанными опросниками. Проведенные проверки выявили наличие искомого феномена. Подтвердилось, что после смерти тела существование личности продолжается. Сознание человека продолжает жить-он видит, слышит, думает и чувствует, как и раньше. Они слышали разговоры врачей и сестер, наблюдая сверху.
Мориц Роолингз-доктор медицины, профессор Медицинского университета в США. Автор нескольких книг об околосмертном опыте, основанных на его клинической практике. Он обнаружил много случаев «отрицательного» характера/видения ада, бесов, ужас/. Его взгляды резко изменились после случаев, когда реанимированные лично им пациенты в ужасе сообщали, что побывали в аду…Он утверждал, что случаи видений «ада» при смерти так же часты, как и «рая»…Автор пытается опровергнуть версию, что околосмертный опыт вызван галлюцинациями…Важно отметить его христианскую позицию по популярному в среде исследователей околосмертного опыта вопросу о реинкарнации: он утверждает, что те случаи, когда люди «вспоминали» точную информацию о своих «прошлых жизнях», объясняются деятельностью демонов, желающих, чтобы люди верили в переселении душ».
Как черт ладана Церковь шарахается от Учения о переселении душ. Очевидное для большинства человечества отвергается напрочь. Это какое-то одержание!
Кеннет Ринг профессор психологии. Провел собственные исследования околосмертного опыта при  участи многих коллег и студентов. Книга «!Жизнь при смерти»…Собрал и исследовал с коллегами ряд случаев, когда слепые, в том числе слепорожденные, люди имели околосмертный опыт и при  этом видели свое тело и все происходящее со стороны…Указывает следующее: 1. Научное подтверждение результатов Моуди, обнаружение всех его 15 элементов околосмертного опыта.2.Универсальность последних. Независимость от расы, вероисповедания, возраста и т.д. 3. Характер околосмертного опыта отличается от характера галлюцинаций…
Мелвин Морз. Доктор медицины. В начале 1980-х он работал педиатром. Из 202 пациентов отобрал 40 случаев нахождения при смерти детей в возрасте от 3 до 16 лет. Это были нормальные дети, без психических отклонений и расстройств развития. Семеро из 11 тяжелых больных имели околосмертный опыт. Четверо из 29 менее тяжелых помнили  происходившее в операционной, когда они были без сознания-то есть имели внетелесный опыт. Из первой группы шестеро имели выхода из тела, пятеро находились в темном пространстве, четверо проходили через тоннель. Трое имели позитивный опыт, трое-негативный, с кошмарными видениями.
Питер Фенвик-доктор медицины, британский психиатр.. Собрал и проанализировал более 300 случаев околосмертных переживаний. Утверждает, что сознание, возможно, остается жить после смерти тела, так как может быть чем-то большим, чем функцией мозга.
Джеффери Лонг доктор медицины. В своей книге «Свидетельство жизни после смерти: наука околосмертных опытов» излагает анализ более чем тысячи случаев околосмертного опыта…Выделяет девять особенностей околосмертного опыта, могущих свидетельствовать о продолжении жизни души после смерти тела.1.Ясность восприятия реальности, как правило ярче, чем в повседневной жизни, хотя человек в это время находится без сознания или в состоянии клинической смерти. 2. То, что пережившие этот опыт видят и слышат во время того, как находятся вне тела, обычно соответствует реальности, и позже часто подтверждается ими самими, либо посторонними. 3.О нормальном или обостренном видении происходящего при этом сообщают в том числе и пациенты с ослабленным зрением, слепые и даже слепорожденные. 5. Обзор жизни, происходящий в это время, включает реальные события из жизни человека, в том числе забытые им. 6.Когда переживающие опыт видят людей, это практически всегда умершие, обычно родственники. Околосмертный опыт детей, даже самых маленьких, поразительно похож на опыт взрослых. 8. Околосмертный опыт практически одинаков у  людей с разных концов света. 9. Изменения в жизни у людей после пережитого обычно схожие, значительные и устойчивые. Доктор Лонг сообщает, что после своих исследований он абсолютно убежден в том, что жизнь после смерти есть, а сознание и память независимы от мозга. Он признается, что приобрел больше любви, мужества и доверия, стал более хорошим доктором.
Практически тоже самое подтвердили голландский кардиолог, исследователь Пим Ван Ломмель, американский реаниматолог, профессор медицины Сэм Парниа.
Глава третья. Прочие исследования околосмертного опыта. Еще около десятка ученых-медиков исследовали эту тему. Повторятся не буду.
Глава пятая. Богословская оценка. Иеромонах Серафим/Роуз/. Отец Серафим критикует работу Моуди за то, что в ней освещаются лишь фрагменты из предсмертных опытов разных людей, а более же всего за то, что автор привлекает разнообразную оккультную литературу».
-Как они, Сергеич, эти священники, боятся оккультной литературы, оккультного знания.
-Да, лишь бы отстаивать свои древние догмы.
Иеромонах Серафим утверждает, что во внетелесном опыте нет ничего, что противоречило бы православному вероучению…Также глубоко аргументированно иеромонах доказывает, что современные опыты пребывания «на небе», « в раю»-обманчивы, поскольку обыкновенные грешники не могут сразу, без мытарств и частичного суда попасть в рай, и все их видения красивых городов, пейзажей и т.п.-это видения в пределах «царства князя воздушного, области падших духов…»
-Чушь, он несет, Сергеич!-возмутился Саша.
-Конечно! Он не знает Учения о Переходе и о Надземном Мире. В Учении Истина. Все остальное от человеков…Таким образом, взгляд иеромонаха на околосмертный опыт крайне осторожный и скептический. Единственное, что он, по его мнению, доказывает-это существование души, ее жизнь после смерти тела, существование нематериального мира. Никакой достоверной информации о том, что происходит после нескольких минут смерти, никакого представления об истинных рае и аде,- исследования современных медиков, по мнению отца Серафима, не дают».
-Почитал бы он Учение Живой Этики, и все бы понял.
-Не читают священники, тем более монахи это Учение.
Епископ Александр/Милеант/. Он настаивает на том, что только Божественный Свет внушает чувства радости и любви, а дьявольский, обманчивый-чувства беспокойства, превосходства и т.п…Жертвами бесовского обмана, втянутыми в сети оккультизма, владыка Александр считает докторов Моуди и Кюблер-Росс…»
-Там, где ученые касаются невольно Учения Живой Этики, сразу же проклятия.
«Главная ценность современных изысканий в вопросах жизни после смерти состоит в том, что они независим и научным путем подтверждают истину бытия души и загробной жизни».
Митрополит Иерофей/Влахос/. Он написал книгу «Жизнь после смерти».
-Вот бы почитать.
-Залезь в Интернет. Должна быть. Он пишет «Собранные Моуди и другими исследователями данные доказывают, что человек, приближающийся к смерти, ощущает иную действительность, духовный мир и утверждают бытие чего-то иного кроме того мира, который мы воспринимаем чувствами.
Святитель Феофан Затворник. «В глубине мира нам видимого скрыт другой мир, столь же реальный, как этот, но духовный…в нем живут святые и ангелы…Душа стремится вверх, но только до той степени, какую допускают ее духовные силы…Вокруг души теперь все новое. Она вне привычных пространства и времени. Она может мгновенно переноситься, куда захочет, может проходить сквозь стены, двери, сквозь все материальное».
-А ведь верно сказал святой.- удивился Саша.-Все как в Учении Живой Этики.
Он же пишет сестре: «Тело умрет, а ты перейдешь в иной мир, живая, себя помнящая и весь мир узнающая. Там встретят тебя батюшка ми матушка, братья и сестры. Поклонись им, и наши им передай приветы, и попроси попещись о нас».
Заключение. В результате все ученые единогласно пришли к заключению, что определенная доля/от 10 до 30%/ выживших после клинической смерти имеют четкий и независимый от чего бы то ни было опыт восприятия. Исследование характера этого опыта привело всех этих ученых к убеждению в существовании души и жизни после смерти».
Пьем чай. Дальше, конечно, из Учения Живой Этики.
«ЯВЛЕНИЕ НЕМИНУЕМОГО ПЕРЕХОДА ВОЗВЕЩЕНО ВСЕМИ УЧЕНИЯМИ. НЕ УМРЕМ, НО ИЗМЕНИМСЯ».
«Именно дух не позволяет остановиться, ибо дух где-то глубоко помнит о мирах прекрасных.
«Для сознательно развитого духа время пребывания в астральном плане могло бы ограничиться промежутком сорока дней, но различные земные условия продолжили это время до нескончаемости. У унесенных с земли несчастное сожаление привязывает их. Лучше всего представлено последствие в легенде о Лоте. Для новой жизни они вышли из города, лишь одно условие было им поставлено: не оборачиваться, но жена Лота обратилась- и привязала себя к земле».
«Люди, уходящие от земли с запасом империла, развивают для себя мучительное бытие. Огонь пространства устремляется на них, ибо гармония есть следование за основами. Всякое противодействие основам вызывает противодействие пространственного огня.
Очень худо переходить в Тонкий Мир в черных огнях злобы-это значить ослепнуть. Кроме слепоты, такая злоба лишает чувства сообщения, иначе говоря, языка духа.
На пути к Миру Огненному нужно преисполниться бесстрашием перед бездной. У предверия перехода в Тонкий Мир происходит разобщение ментала с телом. Разобщение с менталом может ярко сознаваться духом, который чувствует отрыв от Земли и устремляется в высшие сферы… Вопрос смерти очень озабочивает человечество. Именно переход так страшит людей. Можно указать, как чудесно устремляется дух в Тонкий Мир, который понял преходящее существование на Земле. Нужно приготовить сознательно дух к отрыву от Земли. О последних часах пребывания на Земле следует очень заботиться. Часто последнее устремление может предопределить следующую жизнь, также слои, в которых дух будет пребывать. Конечно, недопустимо звать в земные сферы, когда дух уже оторвался.
Освобожденный дух стремится всегда в высшие сферы, но дух, привязанный к Земле, остается надолго прикованным к низшим слоям астрального мира.
У порога в Тонком Мире устремление играет решающую роль.
Каждый человек носит в себе тайну. Лишь редко приоткрывается завеса прошлого, когда энергия тонкая изобилует и в земном существовании. Только перейдя за грань Земли, человек просветляется в познании части своей тайны. Замечателен процесс, когда тонкая энергия открывает чашу накоплений. Память внезапно озаряется, и прошлое встает во всей справедливости. Можно изумляться, насколько человек преображается в момент, когда он покидает земную сферу. Называют это смертью, но оно есть рождение, потому жаль, когда тонкое тело пребывает долго во сне. Особенно замечателен переход при сохранении сознания, тогда ясно можно представить, как отваливается ветошь земная и встает нетленное накопление- оно может оказаться истинным сокровищем. Можно понять, почему такое тончайшее сокровище не может быть явлено среди грубых условий.
Многие вообще не могут представить себе состояния после прекращения земного существования. Такие люди могут быть и атеистами, и церковниками, но одинаково будут далеки от осознания всеначальной энергии.
Переход в Тонкий Мир должен быть по природе своей безболезненным.  Люди, совершив земной путь,  должны принять следующее прохождение естественно. Но они сами усложняют торжественную смену бытия. Они сами расплодили болезни и насылают их на близких.
Посмотрите, насколько люди вредят себе, ограничивая себя лишь одним земным существованием. Люди уходят от земли, не думая, что им придется вернуться сюда же».
Когда чиста и мужественна воля, когда не подавлена низменными побуждениями всеначальная энергия, тогда переход в Тонкий Мир может быть легким и можно достичь высоких сфер. Великий Путник/Христос/ утверждал, что по пути к высшим сферам множество рук протягивается, чтобы воспрепятствовать полету, но воля и всеначальная энергия не позволяют задерживать стремящегося….Человек и малый, и великий одинаково наделены свободной волей. У каждого имеется достаточно психической энергии, чтобы безбоязненно совершить полет в Тонкий Мир.
Особое напряжение сознания требуется у конца пути. Все знание разлетается, и путник остается одиноким на утесах восхождения. Одно пламя сердца согревает.
Множество при переходе впадают в сон, во время такого состояния, потому закрепить некоторые понятия. НЕ говорю о тех, кто перешел в Тонкий Мир в полном сознании, но множества впадают в сон и, во время такого состояния, они утрачивают память о многом. Накопления оказываются как бы запечатанными в чаше, и нередко требуется постороннее влияние, чтобы снять эти печати. Главное нужно запомнить: чтобы не утрачивать сознания, следует при жизни помнить и твердить, что не забудем при переходе сохранить сознание. Это и есть то сокровище, которое мы уносим с собою. Именно в Надземном нужно сознание. Сознание земное нас оставляет, но оно преображается в знание духа. И все-таки, чем яснее сознание земное, тем  скорее пробуждается знание духа. На Земле мы лишь предчувствуем законы кармы, но только знание духа позволит понять всю совокупность действий кармы.
Переход в Тонкий Мир может сопровождаться самыми различными ощущениями, как чрезвычайно болезненными, так и блаженно-прекрасными. Но не будем рассматривать крайности. Нужно обратить внимание на среднее состояние, которое может быть доступно большинству. Представим себе человека, знающего пользу добра и понимающего мощь мыслетворчества; кроме того, человек должен признавать жизнь потустороннюю, и не будет он жалеть о Земле, ибо знает о возвращении в плотное существование. Такой человек может заснуть спокойно и, не теряя сознания, очутиться в потустороннем мире. Он не будет чувствовать боли, ибо его тонкое тело не будет отягощено преступлениями в мыслях, и он не будет подавлен и скоро поймет все окружающее. Он изгонит страх, ибо поймет, что мысли есть прочный щит. Особенно ценно, что и в среднем состоянии человек может обойтись без долгого сна. Он может немедленно приступить к познанию и труду. Он может утвердить свое одеяние и поспешит к общению с полезными сотрудниками. Он может получить все преимущества  Тонкого Мира и начать приближение к Высшим Сферам».
Человек, переходя в Тонкий Мир, бывает потрясен множеством образов, переполняющих пространство. Только опытный наблюдатель и понимающий искусство найдет причину появления такой фантасмагории. Потому люди должны научиться пользоваться лучшими образами при  своем мышлении. Конечно, лучшим источником будет природа, но и на нее нужно уметь взглянуть; тому помогут произведения лучших мастеров. Они подобны магнитам, которые привлекают взоры и чувства, через них люди постигают, как приближаться к природе. Пространство может быть наполнено прекрасными образами, и они будут готовить путь к гармонии. Люди, наполняя пространство безобразием, совершают преступление. Явление прекрасного будет целительным и проведет через все болезни.
Как чудесно и мгновенно преображается сознание мыслящего человека при переходе в Надземный Мир. Ясно происходит увеличение одних событий жизни и умаление других.
Множество людей переходит в Тонкий Мир в неправильном мышлении. Одни переходят в страхе и ужасе, другие в злобе и раздражении, третьи в земной привязанности, четвертые воображают, что за телесной оболочкой ничего нет. Человек должен переступить порог свободным, устремленным к совершенствованию.
При переходе в Мир Надземный нужно вызвать в себе наиболее радостные воспоминания.
Уверовавший в небытие после земной кончины, окажется в самом жалком положении в Тонком Мире. Он будет в худшем состоянии, нежели последователь самой примитивной религии. Он воспитал свое сознание в отрицании, потому окажется в постоянном мираже, непонятном и пугающем.
Каждый, неотягощенный проступками против нравственности, может пролететь слои омраченные и достичь сферу Гармонии.
Если в сознании переходящий не освободится от обычного земного окружения в виде вещей, людей и обстоятельств, то осколки земного сознания и призрачная собственность надолго и тяжко загромоздят дух, сбросивший свое тело, и в царство духа, в царство свободы ему не войти. Можно отдать себе отчет в том, что расставание со всем земным неизбежно. Но не могущий оторваться от земного обрекает себя в объятия тьмы. Не лучше ли поэтому заранее освободиться в духе от земных цепей, раз расставание это все равно неизбежно. Умирать придется, и придется оставить все, потому целесообразнее избрать путь Лучший, ведущий к свободе, в царство безграничных возможностей духа. Истинно, все не ваше: ни вещи, ни одежда, ни дом, ни  близкие, ни даже тело. Тем легче будет расстаться. Если все не мое, то и горевать не стоит, когда вещи или обстоятельства уходят от нас, заменяясь новыми,- ибо конец один. Так, чтобы приблизиться к Учителю, все это надо оставить, а так как это все равно при всех условиях рано или поздно придется сделать, то не лучше ли сделать это в духе сейчас, чтобы тем ближе к Учителю подойти. Если вещи или обстоятельства, которые сегодня есть, а завтра уходят, помешают, то не будет ли это предательством духа за чечевичную похлебку иллюзий земных, кратких, временных и преходящих? И среди осколков и остатков неизжитых земных пережитков и нагромождений, когда смерть лишает всего, не будет ли острой горечи от допущенной и неисправимой ошибки, ибо в Тонком Мире можно только продолжать начатое на Земле мышление, но не начинать сначала. Отправная точка-от Земли, и если освобождение не совершилось на Земле, как освободиться там, где все так обострено и яркость иллюзий заменяет действительность для тех, кто не прозрел духом и не освободился, будучи еще на Земле?»
«Знайте как можно больше о том, что ожидает вас после освобождения от тела, и старайтесь стать лучше и чище, ибо одно только знание без улучшения и очищения духу свободу не даст.
Обычно человек отождествляет себя со своей личностью, со свои телом, с положением, которое занимает, с внешним обличьем своим и даже носимой одеждой, словом, со всем тем, что составляет в результате его представления о себе. Когда тело его умирает, со всем этим приходится расставаться. Становится ненужным и удостоверение личности, и все то, что он считал своей собственностью. И даже его сознание потухает, и он погружается временно в сон. Пробуждается от этого сна он уже в ином окружении, с воспоминаниями о том, что из последней земной жизни оставило наиболее глубокие следы. Сознание видоизменяется, и прежняя личность и все связанное с нею умирают, причем человек этого даже не осознает, так как ощущение «я» остается, но уже освобожденное от той личности, которой требовался паспорт или удостоверение. Если сознание было расширенным, процесс происходит легко, если ограниченным и слишком земным, человек продолжает цепляться за обрывки земных иллюзий».
Что наиболее ярко и глубоко звучало на Земле, и особенно сильные устремления, то и будет сопровождать развоплощенца и дальше».
«Во тьме отходящий и зле-будет окружен ими, в Свете- Светом. Тот, кто жил Красотою и ей верно служил, окружен будет ею. Так, каждый может намечать свой путь в Надземном жизнью своей на Земле. Мир причинности, мир земной, обуславливает мир следствий, Мир Надземный, и жизнь в нем. Какова причина, таково и следствие. Если бы только поняли люди, на что обрекают они себя своими недобрыми поступками, мыслями и поведением, они изменили бы их в корне. Все их действия накладывают печать на излучение оболочек, а эти излучения магнитно утверждают в Надземном связь с соответствующими им сферами, вовлекая неудержимо человека в орбиту их притяжения. Иного выхода нет, как только в сферы следствий своих собственных действий.
Только расставаясь с телом, понимает человек, насколько ненужным становится вдруг все то, что он до этого момента считал необходимым, важным и значительным».
В путешествии или дома мысли текут не одинаково. Так и при переходе Великих Границ изменяется мышление людское. Отсутствуют мозг и тело, а человек продолжает мыслить и создавать мысленные образы. Творческая способность мыслей усиливается во много раз и приобретает новый аспект. В том мире, где все движется мыслью, приобретает она и особое значение, очень отличающееся от земного. Для пытливого ума поле исследований расширяется, и самый процесс познания того мира становится захватывающим и интересным, если к этому проявляется склонность. Все ново, все необычно, все иначе, чем на Земле. Отсутствует перспектива в ее земном выражении. Вещи видны со всех сторон и изнутри и снаружи. Проницаемость предметов совершенно иного порядка. Близость и дальность людей и явлений обуславливаются магнитностью мыслей. Познавание явлений и соприкасание с ними идут по созвучию или соответствующих запроса духа. Для того, кто любит красоты природы, есть чем наслаждаться. Удивительный мир, интересный, захватывающий, привлекательный и прекрасный, если сознание позволяет и может звучать на волне Красоты.
При освобождении от тела низшие слои астрала необходимо пройти быстро, не задерживаясь в них совершенно. Поэтому часто перешедшего в тот мир погружают в сон. При условии непрерываемого сознания от задержек спасает именно быстрота подъема в Высшие Сферы. Низшие слои заразительны ужасно, и оставляют они очень тяжкие ощущения, если их коснуться.
При переходе в Мир Тонкий новые возможности открываются только для тех, кто их хочет и к ним стремится. Кто не имел никаких устремлений, кроме обычных, земных, с ними и остается. Подобное отношение можно распространять на всех обывателей, пребывающих там. Они погружены в привычные дела и мысли, и чудесные особенности того мира, которые они могли бы легко использовать и применить, остаются неосознанными и незамеченными. Точно так же и на Земле проходят мимо людей, не привлекая их внимание, многие чудесные явления. Мало полезного дает таким духам пребывание в Тонком Мире. Особенно губительны отрицания, они пресекают расширение сознания и замыкают его в круг безысходности. Даже малое признание или вера в Мир Тонкий многое облегчает и на многое открывает глаза. Но человек сам –строитель своего будущего, и именно из того материала, и с теми инструментами, которые берет он на вооружение. Надземный Мир дает неограниченные возможности познавания и работы, но только тому, кто их допускает в сознание.
Только освобождение от власти малого «я» даст духу свободу. Тяжко переходить в Мир Тонкий неосвобожденным. Темные направляют свои воздействия на низшую природу человека, и она ответствует на них. В этом проявляется особенность «связанных душ». Но то, что было связано на Земле, остается связанным и в Мире Надземном. Борьба с самим собою не прекращается до полной победы. Победителем Называем того, кто самого себя сумеет победить.
Следует понять, сколь же важное значение имеют земные условия для освобождения духа. Завет Учителя прост: владейте всем, нот ничего не считайте своим и не привязывайтесь ни к чему, зная, что вашего на Земле нет ничего, кроме опыта и знаний, которые дух уносит с собою за пределы всех временных миров, даже ментального.
Трудно понять и усвоить, что мысль переживает тело. Но, однако, это действительно так. Принятая когда-то в сознание мысль и пережитая сильно может забыться мозгом. Но мозг умрет, а мысль останется с духом и будет продолжать жить, воздействуя на него. Так же останутся активными и все выявления и привычки астрала, то есть человек, оставляя тело, остается обладателем всех своих накоплений, наслоений и нагромождений. Вот почему Учение Указует на то, что багаж, забираемый с собою в Надземное, должен быть тщательно проверен и осмотрен, чтобы не взять с собою ничего лишнего, ненужного и отягощающего. Правильно многие смотрят на смерть как на освобождение…Много заразного, вредного и  неочищенного берут с собой в Мир Тонкий. А там освобождение от этого хлама очень болезненно и длительно и не всегда удается, если груз слишком тяжек. Лучше от него освободиться заранее, до перехода Великих Границ.
Обреченность перешедших Великий Порог происходит потому, что умершие уносят с собою все свои неизжитые свойства и вынуждены терпеть до конца, пока порожденные ими при  жизни на Земле энергии не исчерпаю на них все свои силы. Хочет того или не хочет развоплощенный дух, но он вовлекается неодолимо в слои пространства, созвучные элементам, заложенным им самим в его сущности. И если эти элементы от тьмы, то и окружение создается соответствующее. Боровшийся здесь будет бороться и там, и победивший себя здесь будет и там победителем. Причина и следствие-два противоположных аспекта вещи единой.
Поздно начинать готовиться к переходу в Мир Тонкий перед самой смертью. Нужно готовиться заранее, а лучше всего быть готовым всегда, ибо не ведаете ни дня, ни часа, когда придет наше время.
Размышления о неизбежном переходе в Мир Тонкий помогают умерить триумф суеты.
Конечность ненужности земных вещей и условий необходимо осознать как можно раньше, чтобы отделить временное от того, что берется с собою. Берутся мысли, характер, устремления и склонности, вожделения и страсти. Но из всего этого воля может отбросить заранее, заблаговременно, но не в последний момент. В последний момент времени может просто не быть, чтобы это сделать.  Нужна своевременная подготовка. И такой подготовкой к послесмертному состоянию духа, в сущности говоря, является вся земная жизнь человека- от начала ее и до конца. Все вневременное, непреходящее, нужное во всех мирах, и особенно для сознательного пребывания Бессмертной Триады в Мирах Высших, особенно ценно и нужно, ибо элементы бессмертия, собранные на Земле, обуславливают пребывание в этих Светоносных Сферах. Смысл и значение земных вещей и условий необходимо ясно осознавать и отделять то, что берется с собою за пределы плотного мира и что оставляется на Земле.
Как тяжкий рок висит над человеческим сознание мысль о смерти. Как неминуемая чаша стоит призрак смерти, и, пройдя весь жизненный путь, дух приходит к заключению, что здесь нужно кончать явление жизни. Таково хождение духа, разобщенного с Космосом. Не зная начала и видя лишь конец, дух разобщенный проходит жизнь бесцельно.
Вопрос о смерти очень озабочивает человечество. Именно, переход так страшит людей. Можно указать, как чудесно устремляется дух в Тонкий Мир, который понял преходящее существование на Земле. Нужно приготовить сознательно дух к отрыву от Земли. Так на пути к Миру Огненному нужно привыкнуть к отрыву от Земли. О последних часах пребывания на Земле следует очень озаботиться. Часто последнее устремление может предопределить следующую жизнь, также и слои, в которых дух будет пребывать. Конечно, недопустимо звать в земные сферы, когда дух уже оторвался.
Одни полагают, что человек постоянно умирает; другие знают, что человек беспрестанно рождается. Одни исходят от ужаса, другие от радости. Одни внушают себе смерть, другие познают жизнь. Так человек в большей степени предопределяет свое будущее. Можно быть уверенным, что определяющий себе смерть не знает о Мире Высшем. Утверждение жизни есть утверждение Света. Дух человеческий бессмертен, но такая простая истина не близка людям, ибо они больше заботятся о теле, нежели о духе. Жизнь обязывает человека восходить, тогда как смерть есть нисхождение. Сами люди в принципе хотят понять смерть как разрушение. Само бытие утверждает вечное обновление. Каждый умирает для вчерашнего дня и обновляется для завтра. Каждый день происходит обновление всех троичных начал. Каждый день и час человек приближается или удаляется от Мира Высшего.
Так многие вообще не могут представить себе состояния после прекращения земного существования. Такие люди могут быть и атеистами, и церковниками, но одинаково будут далеки от сознания всеначальной энергии.
Древняя мудрость говорит: «Думающий о смерти ее призывает». Каждая мудрость народная содержит в себе частицу Истины. Пора людям понять, что жизнь не прекращается. Так совершенно изменится отношение к земному существованию. Для правильной эволюции нужно скорее утвердить правильную точку зрения на непрекращающуюся жизнь. Учение Жизни должно прежде всего утвердить понятие жизни и за пределами земной оболочки.
С давних пор люди привыкли бояться так называемой смерти. Людей запугали адом и в то же время не сказали о значении совершенствования. Невозможно требовать от человека мужества, если он не знает зачем он на Земле и куда он направляется освобожденным. Мы поручаем Нашим сотрудникам насколько возможно твердить людям о великой вечности и непрерывности жизни.
Мы не любим слово «смерть» и все от него производные. Но все невежественные отрицатели могут быть названы мертвыми. Нет более толстой препоны, нежели отрицание. Когда человек заболел отрицанием, оставьте его, иначе он впадает в бешенство».
При правильном понимании вещей смерть- это освобождение духа от оков тела и плотного мира и обретение возможностей, недоступных на Земле. Удел человека-Космическое творчество, и путь его долгий, земной-лишь подготовка к этому великому назначению.
«Вот мы умерли, нас нет- это очевидность мира земного. Но мы продолжаем существовать, дух наш бессмертен. Мы можем входить, вернее, с нами можно входить в общение мыслью. Это две правды: правда земная и правда надземная. Которой из них отдадим свое сердце, с той и пребудем».  Это Саша говорит /Гуру/-ушедший с земного плана Николай Константинович Рерих-Учитель человечества. Говорит он Абрамову путем яснослышания.
«Смерть означает переход из одного состояния в другое, из плотного в тонкое, но отнюдь не уничтожение. Правда, личное сознание потухает, но после послесмертного сна дух пробуждается к жизни в пределах тех возможностей, которые он определил себе сам своим земным воплощением.  Ведь сказано ясно- Мир Тонкий воспринимается по сознанию.       
Смерть физического тела, смерть тонкого тела и смерть третью- ментального-Мы Называем освобождением. Знание освобождает быстро от  земных пережитков, но его надо приобрести. Трудно это сделать при отрицании возможности жизни вне тела.         
Смерть есть благо хотя бы только потому, что заставляет расставаться со всем тем, к чему так яро привязываются мысли и что человек считает своим, принадлежащим ему. Все это приходится оставлять на Земле. Было и нет. И никогда уже больше не будет в тех формах, что были. Приобретая и теряя все вещи земные в каждом воплощении, дух научается освобождаться от них. Поистине, смерть-это освобождение. Поэтому Называем смерть освободительницей. Она действительно является таковой, если есть достаточные накопления, то есть то, чем жить и что реализовать там, где безраздельно царствует мысль. Чем же жить там человеку, который никогда не давал себе труда подумать о чем-либо, выходящим за пределы земного обихода. Имеющему дается, а у неимеющего отымется и то, что имеет. Нищие мыслью останутся нищими там, и особенно-нищие сердцем».
А вот, что о смерти говорит Учитель человечества- Елена Ивановна Рерих Абрамову после своего ухода: «Спросят, почему так много говорится о смерти, когда жизнь земная дана, чтобы жить на Земле и земным. Это верно, но жить на Земле осмысленной жизнью можно лишь при осознании всех трех миров, нашего участия в них и понимании цели земных существований… Жизнь и смерть-в духе. Смерть в духе страшнее, чем в теле. Живые мертвецы служат страшным свидетельством того, что смерть в духе возможна». И еще Она говорит: «Где они все, кто еще на памяти вашей жил на Земле и ушел в мир иной? Радовались, страдали, переживали, надеялись, отчаивались и…ушли. И дела их забыты, и забыты они сами. Помнят об очень немногих. И память людская о них-это все, что осталось от них на Земле. Уйдети и вы. И о вас так же быстро забудут, как забыли о них. Стоит ли слишком уж яро переживать это все, что подлежит неизбежному забвению и людьми, и вами самими?»
«Момент смерти позволяет порой отделить ненужную накипь земную от  ценностей духа не преходящих.
Бессмертие обуславливается непрерываемостью сознания, то есть способностью удерживать его при  освобождении от плотного тела, или так называемой смерти. Смерть- нелепое слово, ибо ее не существует. Даже не удерживая сознание, дух все же продолжает жить после смерти. Но мы говорим о бессмертии. Трудно удержать сознание при смене оболочек, но все же возможно, особенно если к этому упорно стремиться и понимать, какое громадное значение это имеет для человека. Бессмертие не гипотеза, не выдумка, но реальный факт. Отрицать его могут только невежды или люди, умершие сердцем. Интуитивно каждый человек где-то в глубине души знает о своем бессмертии, но тупо его отрицает, ибо так принято большинством. Да и те, которые его признают, верят на словах, но не сердцем. Но бессмертие есть удел человека, сознательно к нему устремившегося и пламенно хотящего удержать сознание свое не прерываемым при переходе Великих Границ.
Смерть- не более нежели стрижка волос. Для Наших людей она облегчена еще больше. Там их заботливо встречают близкие души, окружая лаской и вниманием. Оказываются среди своих, в знакомом окружении, связанные еще на земле преданностью и любовью. Руководитель- у каждого, если его хотят, но переход Наших близких и обычных людей несравним. Также заботливо обставляем и последние минуты перехода, чтобы подготовить сознание к надвигающейся перемене. Горевать об ушедших не мудро, ибо никто не уходит ранее положенного ему срока, и кто знает, где лучше переходящему, на земле или там, в Мире Надземном. Всякое горе лично и эгоистично. При развитом сознании пелена забвения быстро спадает с глаз, и ранее уже знакомые условия Тонкого Мира быстро ассимилируются сознанием. Близкие там очень помогают этому процессу ассимиляции. Но оставшиеся близкие часто мешают неуместным горем своим. Уничтожаем всякий страх смерти. Снимаем с нее покровы загадочности, безысходности и таинственности. Смерти не Признаем. Смерть есть рождение в Новую Жизнь, более богатую возможностями, красотой и широтою, нежели земное существование».
Когда наступает смерть, тонкое тело оставляет физическую оболочку, унося с собой всю полноту ощущений тела, ибо они сосредоточены в нем, но не в физическом теле. Через нервы и мускулы воля может ими двигать, но лишь через посредство тонкого тела. Жизнь физического тела и жизнь тонкого-различны.
Смерть-это освобождение от оболочки, ставшей негодной или выполнившей свое назначение на Земле. Когда собран весь опыт, который может извлечь человек, находясь в данном теле, дальнейшее пребывание в нем теряет свой смысл, и человек сбрасывает его, как изношенную одежду. Процессы природы очень целесообразны. Только человек часто считает, что временное пребывание в физическом теле есть самоцель, и хватается за земное существование, как утопающий за соломинку, полагая в нем все, ради чего он существует.
«Смерть собирает свою жатву. Многие уйдут. Оболочки не выдержат напряжения, то есть плоть не в состоянии будет сочетаться с Огнем. Так Огонь явится очистителем. К огненным объятиям подготовляемся постепенно. Решающий фактор-Огонь. Так, каждый явится судьей себе, и окажутся чьи-то вместилища негодными. Меч Космической Справедливости не знает пощады. Но каждый отмеряет сам. Не суд, но самоосуждение. «Своим же судом осудятся». Дети Огня приобщатся к Чаше радости, и огненный напиток будет для них напитком радости. Но горе темным. Что спасет их? И где их господин и хозяин? Я Час Мой, грозный, последний Час, Начертал на скрижалях времени, и Рука Владычицы над Делами Моими. В грозной, величественной торжественности занимается Заря Света…»
В момент смерти все силы духа надо направить на устремление вверх, чтобы быстро миновать эти слои, не задерживаясь в них. Подниматься надо выше, выше, как можно выше, насколько позволит накопленный Агни. Притяжение низших слоев особенно сильно, и они заразительны ужасно.
Когда человек умирает, перед его мысленным взором в величайшем порядке и последовательности проносится в ярких картинах вся его жизнь, до мельчайших деталей включительно. Этот процесс непроизволен, и власти над течением его человек не имеет. Объективное сознание затухает, и воля не может влиять на процесс. И то, что звучало в жизни человека особенно напряженно и сильно, те лейтмотивы, на которых разыгрывалась его жизненная симфония, и будут продолжать звучать для него сильнее всего и в его послесмертном существовании».
«Одни люди говорят о смерти и признают ее. Другие ее отрицают и готовятся к смерти. Какая нелепость даже в самом словосочетании «готовиться к смерти», когда в действительности надо готовиться к жизни, к жизни в Надземном, вне тела. Так перевернуты вверх ногами в человеческом понимании многие представления… Конец Кали Юги наполнен тупыми отрицаниями, человеконенавистничеством и жестокостью. То, что видите вокруг, очень характерно для конца уходящего века. Выход из тупика- в будущем, которое освободит человечество от самовверженных уз.
Внезапная смерть несет с собой много неудобств и сложностей. Правильнее называть смерть переходом, ибо слово «смерть» обозначает то, чего нет в действительности. Всею силою духа надо стремится к тому, чтобы сохранить непрерываемость сознания. Но разве отрицатель бессмертия духа это поймет или незнающий в это поверит?
Исчезает мир плотный, но остается его астральный двойник. Это астральное отображение земного мира подчинено уже другим законам, отличающимся от земных. Степень разреженности его форм иная, и они легче подчиняются воздействиям мысли. И проницаемость их по отношению к тонкому телу позволяет проходить последнему через них совершенно свободно, если человек знает об этом. Вообще знание условий Тонкого Мира и его законов дает возможность гораздо большей свободы, чем на Земле, особенно если отсутствует чувство воображаемой собственности на что бы то ни было. Главное- ничто не нужно из вещей, разве кроме одежды, творимой мыслью. Даже трудно представить себе, от скольких плотных необходимостей освобождается человек. Конечно, смерть-это прежде всего освобождение. Люди делятся на Земле на рабов и свободных, на рабов у своих вожделений, страстей, недостатков и- свободных от них. Рабы переходят в Мир Тонкий рабами, свободные-свободными. Рабу смерть освобождения не сулит. Поэтому важно еще на Земле освободиться от всякого рабства и прежде всего освободить мысль, ибо в том мире все движется мыслью.
Да, дух бессмертен и вечен, но что из того для личности смертной, если сознание ее угасает и перестает быть. Ведь говорится о бессмертии сознательном, но для того, чтобы сознанию было чем жить в Мире Надземном, оно должно накопить на Земле материал для сознательной жизни в Высших Мирах. Может нищим войти человек в мир неплотный, а может и богачом, собравшим богатую жатву в течение плотного существования. Человек, живущий животными чувствами и ощущениями тела и сосредоточивший все свои переживания и чувства в физическом теле и внешних плотных условиях, то есть человек животный, обречен смерти, ибо со смертью тела и угасанием сознания для него кончается все. Самое страшное для него-это отрицание жизни после смерти тела, ибо по вере своей получает. Но верящий в бессмертие духа и мысли свои уде ливший ему, тем самым утверждает в себе элементы непреходящего, элементы бессмертия, и в том мире, где безраздельно царствует мысль, от мыслей своих пожинает. Есть люди, их, правда, немного, которые достигли бессмертия, еще будучи в теле земном: это Носители Света, Великие Учителя, Махатмы, Просветители человечества, Носители Истинного Знания и Основатели Великих Религий и Учений. Спаситель Сказал: «Верующий в Меня имеет вечную жизнь». Носитель Света- есть Порог духу. Через Него смертный может достичь бессмертия.
Элементы бессмертия, собираемые человеком, требуют осознания. Ведь и само бессмертие заключается в удержании сознания при смерти оболочек.
Для кого-то загадка или тайна смерти уже разрешена. Будучи еще в теле, человек уже знает, что смерти нет, что смерть- это величайшая иллюзия человечества, что смерть тела совсем не означает смерти того, кто живет в нем. Будучи в теле земном, он уже не раз переходил в своем тонком теле в Мир Надземный и убеждался, что именно в нем живут те, кого люди считают умершими».
Пьем чай. Горло сохнет.
-Жарко сегодня.
После чаепития. –Есть у меня еще кое-что почитать. Пока совсем не разморило и никто сюда не приперся.
Поступила свежая «Советская Россия». В ней статья кандидата экономических наук, доцента, лаурета премии «Слово к народу» В.И. Карнилова «Пролог к «катастройке». 15 апреля 1894 года родился Никита Сергеевич Хрущев. Вышедший из самых низов, не обладая серьезным образованием и политическим кругозором, тем не менее за 6 лет с момента постановки на партийный учет в Москве/1929г./ он сделал головокружительную карьеру- от рядового коммуниста дорос до руководителя столичной партийной организации. В 1949г.-секретарь ЦК ВКП/б/. Он стал волею судьбы во главе страны в 1953 году, Но его недостаточная образованность и волюнтаризм/нежелание советоваться с товарищами по партии и специалистами/ подвели Хрущева: себя дискредитировал и страну чуть не погубил.  Не закончил церковно-приходскую школу. Отец сказал ему: «Выучился считать до 30, и учения с тебя хватит. Все что тебе нужно,- выучиться считать деньги, а больше 30 рублей у тебя все равно никогда не будет…» В Промакадемию ему помог стать слушателем Л.М.Каганович. …До 1923 года Хрущев был троцкистом. Признался в этом Кагановичу. Отошел. Попросил Кагановича перевести его в другое место. Каганович вспоминал: «Хрущев произвел на меня хорошее впечатление. Мне понравилось его прямое признание своих ошибок и трезвая оценка его положения»…В Промакадемии он познакомился с женой Сталина Надеждой Аллилуевой. В 1930г. по инициативе Кагановича Никита Сергеевич был избран секретарем парткома Промакадемии.. В январе 1931г. не окончив обучение был выдвинут на должность секретаря Бауманского райкома партии в Москве…с 1935 по 1938 год- первый секретарь Московского областного комитета ВКП/б/. И опять с помощью Кагановича. А позже отплатил ему Хрущев самым подлым предательством. «Известный российский политолог И.Шишкин говорит о Хрущеве: Он одолел стольких людей во внутрипартийной борьбе. Кроме того, многие годы руководил Украиной, был членом Военсовета ряда фронтов, а это не свадебного генерала должность..» Тут бы надо добавить еще: как руководил? Где-то я читал, что из-за него в Харькове немцы взяли в плен несколько сотен тысяч  наших солдат.
-Помню. Ты читал мне об этом.
«Сталин в целом неуважительно относился к Хрущеву, как к личности..Хрущев в письме обращался со следующей просьбой: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Украина ежемесячно посылает 17-18 тыс. репрессированных. А Москва утверждает не более 2-3 тысяч. Прошу Вас принять срочные меры. Любящий Вас Н.Хрущев». Сталин ответил: «Уймись, дурак!» «Дело в том, что над ним висел дамоклов меч. В 1920 году Хрущев голосовал за троцкистскую платформу. И поэтому, очевидно, боясь расправы, сам особенно усердно «боролся» с беспечностью, утерей политической бдительности, политической слепотой и так далее. Хрущев санкционировал репрессии большого количества партийных и советских работников. При нем из 23 секретарей райкомов города почти все были арестованы. И почти все секретари райкомов области. Когда на заре Перестройки журналисты спросили Кагановича: Не жалеете, что выдвинули Хрущева?», он ответил: «Он принес пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен. Однако более высокие ступени власти оказались уже не для него. Оказавшись на большой вышке- у него голова закружилась, и он начал куролесить, что оказалось  опасным и для него, и особенно-для партии и государства».
-Слишком мягко ответил он. Тысячи и тысячи людей репрессировал, предал всех, кто ему помогал, а потом целина, кукуруза, обложил налогами тех, кто держал огороды и хозяйство.
-Потому, что сам был замаран в репрессиях в 30-е годы наравне с Хрущевым.
«Смещение в июне 1953 года со всех постов и арест Л.П.Берии, не без участия в этом деле Хрущева, открыло ему дорогу к вожделенному высшему партийному посту…Через пять лет он сосредоточил в своих руках всю политическую и исполнительную власть в государстве, став председателем Правительства СССР в 1958 году…Н.С.Хрущев в немалой степени присвоил себе чужую славу, втоптав в грязь и предав полному забвению Сталина и Берию…В тексте ведущего-ни слова о том, что полет Гагарина-это демонстрация научной мысли советских ученых и конструкторов. Даже не упомянуто имя главного конструктора С.Королева. Потом удивляемся, откуда у молодежи берется полное историческое беспамятство…Его волюнтаристские действия нанесли непоправимый до сих пор удар по авторитету государства, вооруженных сил страны, заложили основы распада международного коммунистического движения и стран социалистического содружества и, в конечном итоге, привели к разрушению советской цивилизации…Например, предпринятая им критика культа личности Сталина на 20 съезде КПСС в феврале 1956 года была обусловлена не столько стремлением разобраться в причинах возникновения данного феномена и покончить с ним раз и навсегда в политической жизни партии и государства, сколько желанием приобрести популярность в обществе. Хрущев построил свой доклад исключительно на жесткой критике деятельности Сталина и особенно его вины в репрессиях в 30-х голов, полностью умалчивая о своем активном участии в них. С другой стороны, он как бы посылал сигнал тем сталинистам, которые участвовали в репрессиях, «Давайте все преступления «свалим» на Сталина, и будем спокойно жить и работать дальше». В докладе и в других выступлениях он подчас искажал истину настолько, что откровенно лгал. Так, в докладе прозвучало: «Когда Сталин умер, в лагерях находилось до 10мил. человек». В действительности на 1 января 1953 года в лагерях содержалось 1727970 заключенных…Из 327 тысяч дел осужденных реабилитированы были 3.75% осужденных…Фактически Хрущев агрессивной критикой Сталина заложил представление о СССР как «империи зла», в которой миллионы людей были «невинно» репрессированы и уничтожены, а остальные жили « в рабстве». С того времени тема репрессий стала главной в психологической и идеологической войне Запада против Советского Союза. Американский президент Р.Рейган тезис «СССР-империя зла» выдвинул в качестве главного аргумента в геополитической борьбе с Советским Союзом…Деятели наподобие Солженицына сотворили миф о «десятках миллионов репрессированных и создали рефрен «Сталин, Берия, Гулаг». В годы горбачевской Перестройки эти осуждения и другие им подобные, воспроизводимые под патронажем члена Политбюро КПСС А.Яковлева, политического предателя, советскими СМИ, в значительное степени облегчили в политико-экономическом и идеологическом отношении развал СССР…Главное, что было достигнуто действиями Хрущева,-профанация/лишения святости/ советского государства, разрушение его духовной связи с народом и одновременно создание комплекса вины в тех, кто это государство строил и защищал. Именно сформированный либеральными СМИ «комплекс вины» в российском обществе позволил безнаказанно на протяжении 35 лет замазывать кровью и грязью чекистов и бойцов НКВД, которые славно потрудились в борьбе с врагами народа: басмачами, «лесными братьями», обычными бандитами и т.д. в предвоенные годы. И первыми приняли на себя самый страшный удар гитлеровских полчищ 22 июня 1941 года.
Другой пример, связанный уже с его новациями в аграрной политике. Хрущев, считая себя большим специалистом в области сельского хозяйства, запустил сразу несколько проектов, которые в силу его волюнтаризма приняли в конечном итоге разрушительный характер…В этот поспешный и не до конца продуманный проект/освоение целинных земель/ вложили огромные средства и усилия. За 1954-1961гг. целина поглотила 20% всех вложений СССР в сельское хозяйство… В.М.Молотов, выдающийся советский государственный и партийный деятель, вспоминал: «Целину начали осваивать преждевременно. Безусловно, это была нелепость. В таком размере-авантюра».
Затем освоение кукурузы. Хрущев назвал ее «танком в руках бойцов». «Под посевы кукурузы были заняты земли, на которых раньше выращивались технические культуры и кормовые травы… В большей части Нечерноземья и восточных областях страны немалая часть посевов кукурузы погибла от неурожая… в 1957г. Хрущев выступил с другой инициативой: «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла за 2 –3 года».
Начались, Саша, по всей стране приписки и забой скота.
«В это же время Хрущев одновременно начал проводить политику свертывания личных подсобных хозяйств: жителя городов и рабочих поселков было запрещено держать скот. Эта политика затронула 12.5 миллионов городских семей, имевших в 1958г. свое подсобное хозяйство».
-Вот, скотина! Людей на голод обрек. Говорили мне об этом родители.
«Чувствуя очевидный провал своих реформ, Хрущев, чтобы отвлечь народ, затевает второй всплеск политики десталинизации. В октябре 1961 года, на 22 съезде КПСС, начинается новый виток антисталинской истерии-в прямом смысле этого слова. Исключают из партии Молотова и его сподвижников-сталинистов….Сталина из Мавзолея убирают. Как остроумно подметил Е.Спицын: «И всех делегатов съезда превращают в команду «могильщиков», выносящих Сталина из Мавзолея».
Хрущев осуществил сокращение численности Советской Армии на 1200000 человек. Многие фронтовики оказались уволенными из рядов Советской Армии без пенсии…»
-Вот скотина, что натворил! Кто, Сергеич, нами правил?
-Троцкист, Саша, нами правил. Необразованный человек. Лжец и предатель. Он еще к тому же вывел из-под контроля МВД и КГБ партийные органы.
«В своих мемуарах А.Н.Яковлев чистосердечно признался, что после 20 съезда КПСС вокруг него в аппарате ЦК сформировалась группа единомышленников, которая разработала схему уничтожения завоеваний Великого Октября. Она под видом борьбы со сталинизмом, используя авторитет Ленина, била им как кувалдой, по авторитету Сталина. Развенчав сталинизм, взялись бить авторитетом Плеханова по ленинизму. Когда Яковлев, после избрания М.Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС, стал вторым человеком в партии, он и его подельники поняли: дождались своего часа. Используя четвертую власть- либеральные СМИ, предприняли меры по идейно политическому разложению партии и советского общества, что привело к гибели СССР. Далее по требованию Хрущева была осуществлена в 1955 году широкая амнистия осужденных бандеровцев». Вот, Саша, корни образования фашизма на Украине. «С распадом Советского Союза идеология бандеровцев-идеология расового превосходства  украинской нации перед другими народами, прежде всего, перед русскими,- расцвела пышным цветом. Сегодня бандеровская Украина, как в свое время гитлеровская Германия, используется англосаксонским миром в качестве тарана с целью уничтожения Российского государства…
Сбылось предсказание Мао в адрес Хрущева, сказанное в 1961 году: «Вы начали со Сталина, а завершите дело развалом Советского Союза».
-Сталина надо, Сергеич! Только Сталина! Иначе пропадем.
-Варим, Саша, кашу. Но сначала чай. Горло пересохло.
Во время перекуса услышал звонок телефона.
-Гриша звонит.
-Что говорит?
-Завтра едет на дачу. Юра согласился работать на огороде.
-Кто это?
-Ты не знаешь его. Строитель, краснодеревщик, печник, рериховец. Мы в прошлом году договорились, что вместе будем сажать картошку. Вспашем землю плугом. Сделаем высокие бурты и по ним посадим.
-Как ты сможешь на плуге работать?
-Не знаю. Попробую. Может, Гриша поможет. Ехать Саша надо мне. Дома надо собрать кое-какие вещи, книги. От везти на дачу.
-Значит, рассвет завтра не снимешь?
-Схожу на видовую площадку. Оттуда тоже неплохой вид на восход солнца.
-Ладно. Отдохну здесь один. Если не просплю, то встречу рассвет.
-Уж, постарайся на Пасху не проспать. Поставь будильник.
-Все равно, если солнце будет играть, у меня нет видео. Ничем не докажу это «чудо».
-Пойду я Саша.
-Сади картошку. Я постараюсь не проспать рассвет.

Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Маратканов


Рецензии