Фотография на пропуск

      Случилось так, что я меняла работу, причем переводом, причем в вышестоящую организацию (в один из Главков Совета Министров РСФСР).
      Оформление документов на эту работу включало посещение КГБ.
      Когда я пришла на Лубянку, меня препроводили в какой-то большой зал, где вдоль больших окон стояли  маленькие столики с такими же маленькими стульчиками.
      За одним из столов уже сидел серьезный мужчина и я, поздоровавшись, села напротив его.
      Подняв глаза от бумаг, лежащих на столе, он сказал:
      - Садитесь  поближе.
      Я встала и пересела на слул, стоящий рядом с мужчиной. Он повернулся ко мне и замер, глядя на меня в упор. Пауза настолько затянулась, что я, передумав все варианты своих действий, решила пошутить:
      - На колени?
      Серьезный мужчина беззвучно рассмеялся, прикрывая рот рукой, дал мне три бумажки со стола, жестами показывая, что я могу идти.
      Недалеко от здания КГБ находилась фотостудия,  где мне предстояло сфотографироваться на пропуск.
      В студии меня встретил согбенный старичок, который помог мне снять пальто и сам повесил его на вешалку.
      Я села на стул против  фотоаппарата, но старичок, куда-то отлучившись, принес мне другой стул. Я пересела.
      Потом он начал перекладывать какие-то футлярчики и коробочки, потом начал писать что-то в журнал.
      Я видела, что он не торопится, как это обычно бывало во всех фотоателье, и мне это было приятно. Я сидела и даже как-то отдохнула и согрелась на этом удобном стуле.
      Потом он долго налаживал фотоаппарат и так же долго всматривался в мое лицо, пока, наконец не щелкнул кнопкой, которую держал в своей левой руке.
      По его лицу было видно, что он доволен собой и съемкой.
      Я спросила:
      - Сколько я вам должна?
      - Это я тебе должен, дочка, - ответил старичок, - завтра приходи. Всё сделаю.
      Назавтра он встретил меня радостным возгласом:
      - Получилось. Все получилось, - и дал мне два небольших конвертика. В одном лежало шесть фото на документ, а в другом были те же снимки, но уже без уголка и чуть большего формата.
      Я вопросительно посмотрела на фотографа, показывая ему второй пакетик.
      - Бери, бери. Будешь дарить. Получилось.
      Дома я внимательно рассмотрела фотографию и поняла, чему так радовался фотограф.
      Как картина отличается от натуры, как печатное слово отличается от устной речи, так и эта фотография отличалась от меня. Она запечатлела неуловимый в обычной жизни миг.  Этот миг был уловлен фотографом и остановлен, запечатлен. И все, кто этот миг увидит, все удивятся, все обрадуются, все скажут: «Красота». В каждом лице это есть:слияние внешнего облика человека с его внутренним светом, который есть Бог. Только это ускользает от нашего взгляда, потому что мы не можем остановить мгновение, а фотограф смог.
      Я многим показывала эту фотографию, иным — дарила и у всех было оно и то же чувство: красота неземная.


Рецензии