Михаил Давыдов - доктор ф-м. н. , член-кор. РИА

Михаил Давыдов, заведовал  Отдельной лабораторией ядерной физики НИИ физики при РГУ, когда я попала туда на преддипломную практику. Там же, в Ростове на Дону, прошла у меня и предзащита диплома. 
На ЛЯФ тогда работали три ускорителя, почти круглосуточно велись работы по созданию, наладке, регулировке, ремонту ЯГР (мессбауэровских) спектрометров, трудились удивительные, замечательные молодые советские физики. Это было счастливое время. Много лет спустя, когда оборонка, как и Великий Союз, уже была развалена, когда в здании Московского НИИ, где я работала на смену науке пришла торговля, довелось мне поработать редактором Политической Экспертной сети Фонда Эффективной Политики Кремль.орг, Глеба Павловского.  В наши обязанности тогда входило информационное сопровождение самых важных событий, происходивших в стране.  Это были визиты лидеров разных стран к нам, или визиты наших лидеров к ним. Мы практически ежедневно проводили экспертизу Федеральных законов, над которыми работали ГД и СФ. Мы круглосуточно «мониторили» ситуацию в регионах. Словом, работать было очень интересно. 

Вот таким информационным поводом и стала однажды  XIV-я ежегодная международная конференция Ядерного общества России, проводимая «Ядерным обществом России»,  совместно с Российской академией наук и Министерством Российской Федерации по атомной энергии. Проходила конференция с  30 июня по  4 июля 2003 года в городе Удомля, Тверской области.
Тут я и вспомнила о людях, встреченных мною во времена написания диплома. Их авторитет у меня сомнения не вызывал.  Прошло много  лет после нашего последнего разговора с заведующим Отдельной лабораторией ядерной физики НИИ физики при РГУ Михаилом Давыдовым, но, когда я набрала номер ЛЯФ, когда начала объяснять цель своего звонка, Михаил рассмеялся:

– Жанка, ты, что ли!? 

Ну, и дальше состоялся этот наш разговор по делу.

Тем более, что доктор ф-м.н., член-корреспондент Российской инженерной академии Михаил Давыдов к этому времени уже не только заведовал Отдельной лабораторией ядерной физики НИИ физики при РГУ. Он был директором  Центра радиационной экологии и технологий, председателем подкомиссии по радиационной безопасности и радиационной экологии постоянно действующей областной Комиссии по контролю над строительством и эксплуатацией Волгодонской АЭС.

То есть, более компетентного специалиста в области ядерной безопасности и анализа техногенных рисков в России, я вряд ли могла найти. Целью  форума, помнится,   было  осмысление накопленного опыта в области ядерной безопасности и анализа техногенных рисков. Далее слово специалисту.
Михаил Давыдов, доктор ф-м.н., член-корреспондент Российской Инженерной Академии:

Говоря проще, задача таких форумов – популяризация  достижений ядерной энергетики и формирование положительного общественного мнения на основе объективных фактов. 

Обычно в таких конференциях принимают участие представители ведущих научно-исследовательских институтов и производственных предприятий Минатома РФ, Минздрава РФ, АН РАН РФ и его региональных отделений, МинВУЗа РФ - целый ряд ведущих российских и зарубежных организаций, так или иначе связанных с проблемами атомной энергетики и ядерной безопасности, включая сами АЭС.

Ученые, которые работают в области атомной физики, специалисты, занимающиеся экологией вообще и радиоэкологией в частности, инженерно-технический персонал, обслуживающий АЭС, обсуждают самые насущные проблемы атомной энергетики. Участвует в подобных мероприятиях и власть, как правило, на уровне первых заместителей глав администраций или министров. 
    
У нас в Ростове, например, два года назад на конференции присутствовал министр топлива и энергетики РФ С.М.Назаров. Рассматривались тогда вопросы здоровья населения России, говорилось о динамике риска природных катастроф. Росгидромет РАН поднимал вопросы комплексного и радиационного мониторинга для обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Среди других проблем - проблемы оценки риска стохастических эффектов* техногенного облучения, канцерогенные риски малых доз облучения: текущее состояние проблемы и ее значение для обеспечения радиационной безопасности, экология и здравоохранение ядерной отрасли в освещении СМИ.

Это всего лишь малая часть тем, поднятых на прошлой конференции, но по ним можно судить о том, какие важные проблемы обсуждаются.

Скорее всего, будет обсуждаться и вопрос о роли средств массовой информации в формировании негативного отношения к атомным станциям со стороны местного населения. Кстати, обычно, на такие конференции приглашают журналистов, а также наших оппонентов ; противников атомной энергетики ; ;зеленых; всех оттенков. Они иногда могут быть неплохими специалистами в своей области. Приглашаются и различные общественные организации.

Атомная энергетика - это же не только и не столько проблемы атомной физики. Это целый комплекс проблем: экономических, политических, экологических и технологических.

С другой стороны, обычно все, что говорится на таких конференциях, преломляется по месту. Так, когда конференция собиралась в Ростове накануне пуска Ростовской АЭС, обсуждались конкретные проблемы строительства и пуска.

Несомненно, что и в Удомле часть обсуждаемых вопросов будет касаться непосредственно Калининской Атомной Станции.

По собственному опыту участия в таких форумах могу сказать, что они особенно эффективны на стадии, когда идет подготовка к пуску станции. Обычно к этому времени резко активизируются «зеленые».

После пуска протесты как-то сами собой утихают. В этом отношении конференция дает положительный эффект. 

В силу ограниченности средств, выделяемых на строительство атомных станций, начиная с прошлого года, обсуждалось три объекта, в которые надо вкладывать инвестиции.

На все три стройки средств не хватает, и поэтому была установлена очередность введения в строй действующих строящихся объектов атомной энергетики.
Первой в этом ряду стала Ростовская Атомная станция, второй ; Калининская, и третьей должна стать Балаковская Атомная Станция. 
     
Похоже, что Калининская как раз и получила приоритет по инвестициям, и поэтому именно там проводится эта очередная конференция. Любой строящийся ядерный объект уже традиционно вызывает повышенный интерес со стороны населения, поэтому и надо поддержать положительные тенденции в общественном мнении. Я думаю, что такова главная цель.
     
Кстати, РАО ЕЭС обычно в таких встречах не участвует. РАО ЕЭС - это генерирующие мощности, тепловые, гидростанции и так далее, а концерн «Росэнергоатом» это не менее мощная, но самостоятельная организация. Концерн сдает свою энергию на ФОРЭМ.

Кстати, проблемы с тарифами начинаются не с Атомных станций. Впрочем, вопросы, касающиеся тарифов на электроэнергию, если и ставятся на подобных встречах, то не в полном объеме.

Только если в докладе прозвучит какой-то комментарий по ценам на электроэнергию, или будет рассматриваться вопрос об экономичности атомных электростанций.

У нас в Ростове было выездное заседание Ядерного общества, но и там представителей РАО ЕЭС не было. Разговор о тарифах на электроэнергию идет чаще всего среди атомщиков между собой, в порядке дискуссии.

Нередко при обсуждении перспектив развития атомной энергетики приходится говорить о конечности реальных запасов газа, нефти, угля и других источников энергии.

В общем, специалисты атомной энергетики готовы обсуждать самые общие вопросы. Кстати, себестоимость поставки электроэнергии, вырабатываемой атомными станциями, по цене приближается к себестоимости электроэнергии, вырабатываемой ГЭС, а эта энергия, как известно, самая дешевая.

Газ и гидроэнергия находятся приблизительно на одном уровне. Самая же дорогая электроэнергия получается на ТЭС.

Что касается экологии, то тепловые электростанции также являются самыми вредными.

*  Стохастические эффекты — это вредные биологические эффекты излучения, не имеющие дозового порога возникновения, вероятность возникновения которых пропорциональна дозе и для которых тяжесть проявления не зависит от дозы. С увеличением дозы повышается не тяжесть этих эффектов, а вероятность (риск) их появления.


Рецензии