Миф четвертый. Игра в Домино

Утверждают, что кафе «Домино» на Тверской улице, 18 также принадлежало имажинистам.
Как известно подготовка к созданию союза поэтов (первоначально в варианте профессионального сообщества литераторов), в впоследствии как общественной самодеятельной организации, началась осенью 1918 года. Факт такой работы подтверждается документом «Повестка дня заседания Всероссийского профессионального союза поэтов 18 ноября 1918 г.» написанным рукою В. Шершеневича с подписями-автографами В. Каменского, Р. Ивнева, В. Шершеневича, Н.Захарова-Мэнского и др.
Машинописный Устав Всероссийского профессионального Союза поэтов в Москве с правками рукою В. В. Каменского подписали: В. Каменский, В. Шершеневич, Рюрик Ивнев, И. Коробова, Вл. Щуренков, В.Федоров, Н.Захаров-Мэнский, Н.Кугушева, Михаил Козырев, В. Дикий и др.
Официально Всероссийский союз поэтов — ВСП — был утвержден Постановлением Наркомпроса 16.12.1918.   
Сохранилась афиша «Эстрада Союза поэтов» (бывшее кафе «Домино») с программой вечеров 24-29 декабря 1918.
В качестве площадки для выступлений ВСП получил помещение бывшего кафе «Домино» на Тверской улице, 18, в котором были два зала: один для публики, другой для поэтов. Оба зала в суровые дни 1918 и 1919 годов, когда почти все общественные и увеселительные заведения Москвы были закрыты, а в «Домино» торговля производилась до двух часов ночи, — были всегда переполнены. «Домино» — давал возможность разного рода спекулянтам, лицам неопределенных профессий послушать музыку, закусить хорошенько с «дамой», подобранной на Тверской улице, и т. д. Поэты, служили отличным прикрытием заведению, не подозревая, как за их спиной набивали карманы содержатели подобных заведений, а, главное, и у поэтов не было других площадок для выступлений. Спекулянты и приглашенные ими «дамы» были шикарно одеты, много ели и пили. Бледные и скверно одетые голодные поэты сидели за пустыми столами и вели бесконечные споры о литературе и о том, кто из них гениальнее. Стихи и звуки — они все любили до глупости. Вот обстановка, в которой в 1919 году царил С. Есенин. Молодые поэты и поэтессы смотрели на Есенина, как на живого идола, окруженного неведомыми миру «гениями» и «знаменитостями», очаровывавшего всех своей необычной улыбкой. Как ни любезно общался Есенин со всеми, было заметно, что этот «крестьянский поэт» смотрел на окружение как на подножие его грядущей славы — он уже был «имажинистом» и ходил не в опереточном костюме крестьянина, а в «цилиндре и в лакированных башмаках».
Обычно улыбающийся Есенин нередко, выходя на эстраду, неожиданно бледнел, и бросал в собравшуюся публику:
— Вы думаете, что я вышел читать вам стихи? Нет, я вышел затем, чтобы послать вас на хер! Спекулянты и шарлатаны!
Негодование «публики» зачастую оканчивалось вызовом «чеки» и тотальной проверкой документов у всех присутствующих. По воспоминаниям современников Есенина арестовывали по одному;два раза каждую неделю. При его появлении публика настораживалась: ждали очередного скандала. А он все так же любезно и отчужденно улыбался и, если ему противоречили, он возмущенно по-детски кричал:
— Ты кто такое? А я... Я —  Есенин! Меня знает вся Россия!
При всей эпатажности поведения именно в это время Есениным были написаны лучшие его вещи: «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», «Я последний поэт деревни».
Вскоре имажинисты, а это были по мнению поэтической братии «ловкие и хлесткие ребята», открыли поэтическое кафе «Стойло Пегаса» и свой книжный магазин, а также организовали издательство при ВСП.
А кафе «Домино», переименованное в духе времени в «Эстраду-столовую», где ежедневно с 3 до 6 часов публике предлагались обеды, с 7 до 11 часов вечера — горячие ужины по доступным ценам, и, конечно, предлагало пищу духовную на любой вкус. На Эстраде-столовой в течение 1919 года выступали: К. Бальмонт, А. Белый, В. Иванов, В. Каменский, экспрессионисты — Б. Заров, Б. Земенков, Г. Сидоров и др.; имажинисты —  С. Есенин, А. Кусиков, А. Мариенгоф, В. Шершеневич; витафисты — Нетропов, Матчет, Туманный, Мареев; пролетарские поэты — В. Александровский, В.Казин, молодые поэтессы под лозунгом — эстрада всем поэтессам, артисты государственных театров, и конечно, знаменитый и гениальный ясновидящий Арманд Дюкло с чтением мыслей на расстоянии.   


Рецензии