О книгах Элены Ферранте

Купила книги Элены Ферранте. Как не прочесть, если натыкаешься на фамилию автора и там и тут? Четыре книги, издательства СИНДБАД, Москва 2020 г.:
Книга первая - «Моя гениальная подруга»;
Книга вторая - «Исторя нового времени»;
Книга третья - «Те, кто уходит, и те, кто остается»;
Книга четвёртая - «История о пропавшем ребёнке».

Захватывает с первой страницы, это не про меня. Почему-то было откровенно скучно читать первую книгу «Моя гениальная подруга», по крайней мере, две трети. У меня было чувство, что я читаю популярную американскую книгу по психологии или про то, как легко бросить курить. Где раскручивают одну проблемку и пытаются убедить, что её преодолеть можно легко и с превеликим удовольствием. Причём практически одним способом. Но этот способ описывают то справа налево, то слева направо, будто уговаривая тебя.
 
Так у Э. Ферранте дружба этих девчонок Лилы и Лену, для меня показалась странноватой. Со стороны Лену постоянное недопонимание, изворачивание, в мыслях одно, на словах и в делах другое. Постоянное соперничество и зависть. Например, Лену пригласила подругу навестить учительницу, а потом: «… Я боялась, что учительница поймёт, что я - только бледная тень Лилы, потеряет ко мне всякий интерес, захочет ещё раз пригласить Лилу и убедит её возобновить учёбу.
Несколько дней я обходила лавку стороной. Я надеялась, что Лила забудет о приглашении и я пойду в гости одна, а потом отговорюсь тем, что она мне не напомнила…»
В свою очередь, со стороны Лилы закрытость и непредсказуемость.

Где-то после двух третей книги немного втянулась и решила, что или автор расписалась, наконец-то,  или я втянулась переживать за девчонок. Как ни странно, но появилось сочувствие к Лиле. Казалось бы мне ближе Лену. Своей тягой к учению, страданиями по поводу своей внешности и неустойчивого интереса ровесников. Но, тяга к учению и развитию у неё какая-то странная. Не потому что интересно узнавать и читать, а всё чтобы кому-то что-то доказать или от безысходности и неспособности найти себя в окружающем мире. Второй том «История нового времени» стал вызывать даже раздражение. Что же так поверхностно обрисованные, без содержания нам подаются эти якобы умные разговоры о прочитанном?  Что же Лену такая бесхребетная, примитивная, при всей «образованности», и глуповатая. Ничего не видит в поведении окружающих, находит объяснения как пятилетний ребёнок. Возникает подозрение полной идентификации героини с автором. Удивляет, как подобное могло заинтересовать такое количество людей, которые с нетерпением ждали выхода следующей книги. Героиня придумывает постоянные примитивные хитрости, чтобы получить немного непонятного счастья побыть с человеком, который явно к ней равнодушен.

Однако к концу второго тома книга Э. Ферранте вдруг стала захватывающей и интересной. Такое впечатление, что автор росла, развивалась вместе с героиней. Но…

Теперь, когда уже дочитаны все четыре книги, понимаю, что героини, несмотря на жизненные встряски совсем не изменились. Отношения у них остались такие же, как в детстве. С одной стороны помню поговорку «Горбатого могила исправит», с другой стороны должны же взрослые люди делать выводы, использовать собственный опыт.
Так и перемежалось чтение чередованием интереса и скуки.

Что же вызывало интерес? Увидеть, как жила другая страна на протяжении продолжительного периода 20 века. Сравнить со своей страной и жизнью. По сути Ферранте пишет о послевоенном поколении. Она называет год, а у меня сразу возникает картинка и события своей жизни в это же время.
 
У читателей другого возраста восприятие книги в целом будет совсем другое и это естественно. Может, им не будут периодически так скучны повторы жизненных перипетий с одинаковым поведением героев.

В то же время Чак Паланик в своей книге «На затравку» даёт советы авторам, как вызвать интерес к своим книгам и их обсуждение. Например, он пишет «Своему ученику я посоветовал бы поднять вопрос, на который нет однозначного ответа. Это моментально создаст напряжение и подтолкнёт читателей к бурному обсуждению вашей работы».
 
В книге «Моя гениальная подруга» Элены Ферранте таких вопросов много и однозначных ответов на них нет. Дружбой ли являются отношения Лилы и Лену, хотя книга так и называлась первоначально - «Дружба»? Лену женщина, которая бросала друга Антонио, обманывала мужа Пьетро, оставляла без помощи братьев, сестру, родителей,  лишала внимания и оставляла своих детей, сначала чтобы выбраться из нищеты и квартала, а потом ради человека, в которого влюбилась ещё в школе? Так хороший она человек или плохой? А злая Лила, разбрасывая идеи, деньги и при том помогая всем, кто рядом и нуждается в помощи? А коммунисты, способные в борьбе за лучший мир и справедливость опуститься до терроризма? Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Но всё же, как пишет Паланик, зацепил последний том «История о пропавшем ребёнке». В котором так и не раскрывается почему, куда пропал ребёнок. А это страшно и читаешь в надежде, что узнаешь. Да и рассуждения в нём о проблемах простых людей, феминизме и прочие более глубокие.

Мои впечатления о книге довольно однообразны, как и процесс чтения. Несмотря на вспышки интереса к тексту, возвращалась скука. Перелистать Неаполитанский квартет и перечитать отрывки, как бывает с другими книгами, пока желания нет. Мне кажется, не прочитав эту книгу, я не потеряла бы ничего кроме возможности поделиться с теми, кто дочитает этот текст.


Рецензии