О крайностях и противоположностях 2

В России формальная логика входила в список обязательных предметов школьной программы  и была востребована в школах,  учителя преподавали этот предмет вполне компетентно до 1917 года. А уже в 1918 году преподавание  логики и в школах, и в вузах было исключено, вплоть до постановления ЦК ВКП от 1946 года «О преподавании логики и психологии в средней школе» , в 1955 году предмет окончательно исчез из школьной программы.
Основные законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего и закон достаточного основания, не дают полной, объективной картины постоянно движущегося и изменяющегося мира. Так закон противоречия гласит: два находящихся в отношении отрицания суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно. В такой трактовке любое суждение или понятие  может быть либо истинным , либо ложным. Возьмём, к примеру, национализм. В советской литературе это понятие всегда носило негативный, отрицательный характер, хотя на практике приветствовалось развитие национальной культуры. Истинное же отношение к национализму, может быть, как положительным, так и отрицательным.  Национализм, сохраняющий и развивающий свою науку, культуру, язык, традиции (уважение к старшим, к женщине и т. д.), безусловно, заслуживает всяческого одобрения. Национализм проповедующий превосходство своей нации, над другими нациями оказывает разрушительное воздействие на общество.  Он агрессивен по своей сущности, является человеконенавистнической идеологией и должен быть не приемлем в любом виде.
Мы видим, что понятие (национализм) заключает в себе два взаимоисключающих определения, каждое из которых - истинно.В современных текстах для различения крайностей в понятии национализм прибегают к дополнительным определениям, так чтобы охарактеризовать положительную сторону прибегают к определению:"здоровый", в отрицательном значении его определяют,как "крайне правый" или же одним термином - нацизм.  Это противоречие не разрешимо в рамках самого понятия. Разрешением этого противоречия является принцип: в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31).В данном случае, что касается отдельного человека применимо и к нациям или народностям.
Следовательно, чтобы национализм не превращался в крайность, он должен быть ограничен своей противоположностью – интернационализмом. Интернационализм есть равноправное, солидарное  сосуществование наций и народностей. Но и сам интернационализм ограничивается национализмом, не позволяя насильственному смешению культур, уничтожению жизнеутверждающих традиций и обычаев наций и народностей. 
Все сказанное с полным правом относится к противоположностям: форма и содержание, возможность и действительность, свобода и необходимость, патриотизм и космополитизм, зависть – восхищение (Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду. А.С. Пушкин).
Необходимо стремиться к тому, чтобы достоинства нации, человека не были продолжением их недостатков.


Рецензии