Отзыв На книгу Голомяное пламя Д. Новикова закрома

Однажды, лет пятнадцать назад,  я обнаружила, что в Карелии протекает оживлённая литературная жизнь. И решила, быть в курсе, что и как пишут мои земляки. Интересно, близко, знакомое мелькает. В доме даже полка отдельная есть для карельских авторов. Там стоят книги, которые подарили или нет мне впечатления. Книги, в которые хочется заглянуть ещё раз, и книги, со знакомой обложкой и фамилией, но не оставившие следа-впечатления. Я не называю фамилии авторов. Почему? Во-первых, кто я? Филолог, критик? Могу сделать профессиональный анализ? Нет. Во-вторых: а если у автора это первая книга? И моё не лестное высказывание явится последней каплей, переполнившей его сомнения писать или не писать? Ведь понятно, что по капле можно и ушат набрать. А ушат холодной воды на голову, может остудить её горячую, думающую.

Но я – читатель. Просто читатель, который может высказаться, когда захочет. Так изредка появляются у меня отзывы на книги. Я не могу назвать их рецензиями, потому что это именно отзывы. То, чем у меня читателя отозвалась та или иная книга. Так когда-то я написала про книги Яны Жемойтелите, Александра Бушковского, Михаила Елизарова, Р. Дж. Паласио, В. Медведева. А сейчас я прочитала очередную книгу Дмитрия Новикова «Голомяное пламя». Писатель и книга при регалиях, лауреат «Новой Пушкинской премии». («Отдельной книгой вышел в свет в 2017 году в издательстве «АСТ», в «Редакции Елены Шубиной». Он сразу завоевал внимание читателей и критиков, вошел в шорт-лист премии «Русский Букер» – это уже информация из интернета).

Первая книга этого автора, сборник рассказов «Муха в янтаре» не произвела на меня впечатления, ни хорошего, ни плохого. Просто запомнилась одним названием и автором. Зато хорошо помню, как радовалась, когда читала только что вышедшую книгу Дмитрия «В сетях твоих». Получила ощущение хорошо описанной реальности освоения новой жизни в глубинке. Мужского подхода к природе, людям. Как бы сейчас не выступали против гендерных различий, а мужской подход, мужские впечатления, решения и чувства женщине можно узнать, понять, только благодаря вот таким книгам. Мне казалось, что Дмитрий поднялся на ступеньку выше в своём писательском мастерстве. И это тоже радовало и вселяло надежду, что вот ведь можно развиваться, совершенствоваться. Здорово!

Но, возвращаясь к книге «Голомяное плямя». На обложке книга представлена как, «роман-исповедь, роман-травелог, роман-портал в большое историческое время». Написан этот отзыв давно и тогда у меня ещё не вошло в привычку фиксировать издательство, год выпуска и прочее. Я выплёскивала свежие впечатления и всё. Так вот о них.

Ну, во временах я запуталась достаточно быстро. Пришлось возвращаться, чтобы выяснить про какое же путешествие в данный момент я читаю. Хорошо, что в названии глав обозначены год и место, Кереть, Пряжа или урочище Ковиканда. Так всё перемешано. Ещё создалось впечатление, что затрагивание темы репрессий является ключом к успеху. Будто у всех на всё, что происходит сейчас, наложен отпечаток 30-х. Любимое занятие срывать корочки с царапин и шрамов. Ну, ладно каемся, каемся.
 
Но, что ещё невероятно доставало во время чтения? Приведу цитату: «…По воде идти ; не землёй трястись. Радостно так, ласково. Любой заправский циник, столичный житель или другой извилистых путей оправдатель, и тот лицом просветлеет да душой обмякнет…» Не знаю, как насчёт просветления, но обмякшие мужики наводнили текст. Счастье и слёзы от северной красоты. «… От воды шёл невероятный, вкусный запах свежести. Лёгкий туман, поднимающийся с поверхности воды, щекотал ноздри ощущением спокойствия и счастья. Вечный грохот бурунов отделял слух и сознание от суетного. Гриша замер в воде. Потом он почувствовал счастье…   У них наступило счастье…». И это на одной странице.

Или ещё «… Таких красок ни разу в жизни не видел. Тучи пурпурные плоской стаей сплошной идут, словно птицы райские летят. Перед ними небо голубое с позолотиной, нежное, как глаза младенца новорожденного. Край стаи от солнца ярким золотом сияет, глазам смотреть больно, словно купола в небесах опрокинулись. Дальше в тучах золото на нет сходит, и появляются прожилки красные, сначала алые, потом всё кровавее и кровавее. И тучи всё темнее и темнее, не пурпур уже, а грубая синь…». «Небо и море соперничали в синеве, как две озорные девчонки, только научившиеся кокетничать и гордые новым умением. Они и не подозревают, что главная прелесть даже не в красоте их юной, а в живости, весёлости молодых улыбок, смешливости и радостной открытости повадок. Так и эти две нарядные, утренние красавицы хихикали друг другу и всему миру блеском ярких бликов на протянутых друг другу свежих ладошках, перешептывались прозрачным шорохом пены на весёлых разноцветных каменьях, обмахивались, притворщицы, белыми платочками отражающихся в воде облаков…»

Закончилось моё терпение набирать это масло масляное – метафоры в тексте. Приторно. У меня возникло ощущения, что это задание после прослушивания лекции педагога-филолога. Кроме таких кружев, много раз мужики, восхищённые севером пускают слезу от умиления. Не спорю, бывает. Но, не на каждом же шагу в одной книге.

Царапнуло повторение эпизода с зимней рыбалкой, когда рыбаку воткнулся в ладонь крючок тройник, описанный в книге «В сетях твоих». Не знаю, насколько оправданы такие переселения эпизодов из книги в книгу.
Хорошо, что книгу брала в библиотеке, а не купила. Дочитать себя заставляла, т.к. не люблю бросать посередине. Заглядывать в неё больше не хочется, а потому на полке держать не стоит. Уверена, что Дмитрий ещё напишет такое, что на полку поставлю. Буду ждать.


Рецензии