Нападение ящерицы

     Время близится к полудню. Припекает, становится жарко, и я решил отправиться домой, так как не очень-то переношу жару; да и врачи не советуют мне долго находиться на солнце, а загорать — это вообще под запретом. На то есть причины…
     Кроме того, я уже больше пяти часов работал на огороде в “Росинка-4“, где занимался вырезкой прошлогодней малины, посадкой картофеля, другими огородными делами. Устал как собака. Возраст… — чёрт побери. А ещё идти домой. Дом недалеко, всего 15 минут хода, но ноги… — вроде ходят, но мотор уже не тот, что в молодости.
     Пришёл же я на огород в 6 часов утра 12 мая (специально уточняю дату). Обычно по утрам на улице прохладно, безлюдно, если не считать двух, трёх любителей бега и собаководов, выгуливающих своих питомцев. Изредка проезжают легковушки, иногда появляется первая маршрутка или муниципальный автобус, так что дорога, которую мне надо пересекать, чаще свободна и не надо сильно вертеть головой.
     После работы занёс в домик инструменты, закрыл его. Убедился, что костёр, на котором я кипятил воду для чая, окончательно прогорел и не дымит. Ещё раз оглядел огород — всё ли я прибрал и не забыл ли чего-нибудь, что надо забрать с собой (однажды телефон оставил, другой раз домик не закрыл, а мало ли что…) и пошёл к выходу с огорода.
     Тут и случилось то, о чём хочу рассказать. Только я подошёл к калитке, как увидел некий живой клубок, неистово крутящийся на земле возле складированных, потенциально полезных для огорода, материалов. Клубок, размером больше яблока, переливался коричнево серым, зелено жёлтым цветом. Он крутился, но оставался на месте. Я даже оторопел от такого, ранее мною не виденного.
     Когда оторопь прошла, присмотрелся — это были две ящерицы в брачном танце. Они так самозабвенно крутились, что не обращали внимания на моё присутствие. Пользуясь этим обстоятельством. Я достал свой смартфон и стал фотографировать их оргию, постепенно приближаясь к ним, периодически нажимая на кнопку съёмки фотоаппарата. Жалко, что смартфон у меня старый — пикселей маловато и нет функции приближения.
     Когда до ящерок оставалось примерно с метр дистанции они, почуяв опасность, разъединились и быстренько скрылись под досками.
     На следующий день 13 мая я так же работал на огороде. Одно из необходимых действий — рыхление почвы на всходах растений. К этому времени взошёл подзимний чеснок, который и надо было прорыхлить. Земля на моём огороде не очень… Высыхая уплотняется, трескается, становится как каменная. Небольшая грядка чеснока находилась у домика, перед хранящимися кольями под помидоры.
     В силу того, что рядки чеснока были близко друг от друга, тяпкой сложновато рыхлить землю не повредив всходы. Поэтому, я воспользовался садовым совком. Присел на корточки, стал рыхлить почву.
     И вдруг, совершенно неожиданно, из-под кольев стремительно выскочила ящерица. Метнулась в мою сторону с явным намерением укусить. Реакция у меня оказалась хорошая. Я, почти инстинктивно, отшатнулся назад и совком отбросил ящерку в сторону. Она упала на землю, быстро встала на ноги и моментально скрылась в норке под кольями. Вероятно, здесь было её гнездо,
которое она защищала.
     Я решил подождать, может быть ящерица появиться вновь, и я смогу её сфотографировать. Достал смарт, жду. Так и оказалось, через не долгое время ящерка вылезла из норки, подбежала к входу в домик, освещаемый солнцем, посидела на порожке (здесь я её и сфотал) и двинулась в сторону склада досок, где вчера я впервые встретил ящериц.
     Вероятно, ящерка — это была самочка, пошла жаловаться своему другу, что её тревожат, не дают спокойно согревать яйца (а может ухаживать за маленькими ящерками). Из интернета узнаю — это была Прыткая ящерица. То-то она на меня сиганула. Не даром прыткой назвали.
     Больше, сегодня 22 мая, я ящериц не встречал. Прячутся, осторожные зверюшки. Я рассказал про ящериц соседу по огороду, он не задумываясь посоветовал от них избавиться. А зачем? Они мне не мешают, пусть живут и размножаются. Я, думаю, они полезные.
     Первые 2 снимка автора, 3-й из интернета

22 мая 2024 года.                Владимир Кривохижин

Пры;ткая я;щерица, или проворная ящерица, или обыкновенная ящерица (лат. Lacerta agilis) — вид ящериц из семейства настоящих ящериц. Ареал охватывает большую часть территории Европы и простирается на восток до Восточной Сибири, северо-западной Монголии и западного Китая, что делает её одним из наиболее распространённых пресмыкающихся Евразии. Максимальная длина тела от конца морды до анального отверстия достигает 11,4 см, а хвоста — 19 см. В зависимости от популяции самцы могут быть как крупнее, так и мельче самок . Ящерица окрашена в коричневые или зелёные тона, причём зелёный цвет чаще всего имеют самцы в брачный период. Рисунок сильно варьирует и состоит из продольных линий, полос, рядов пятен и точек, хотя могут встречаться особи, у которых некоторые или все эти элементы отсутствуют.
Занимает разнообразные места обитания, но предпочитает селиться в сухих и хорошо прогреваемых биотопах. Встречается в степях, разреженных лесах, по долинам рек. В качестве убежищ использует норы. Питается преимущественно мелкими беспозвоночными, но может поедать и других ящериц. В случае опасности способна отбрасывать хвост, который впоследствии отрастёт, но будет иметь отличный внешний вид и строение. Половой зрелости достигает в 2 года. Самки откладывают 4—15 яиц за раз. Активна днём, хотя летом активность сменяется на утреннюю и вечернюю. В холодное время года уходит в спячку.
На большей части своего ареала вид обычен, хотя во многих странах он охраняется законом. Охране могут подлежать и отдельные подвиды прыткой ящерицы. Так, в Красную книгу России занесены мзымтинская (Lacerta agilis mzymtensis) и грузинская (Lacerta agilis grusinica) прыткие ящерицы.                Википедия


Рецензии