Тени-33. Судьба беса

ЭПИГРАФ: Он, как холодная Снегурочка из сказки, отдал бы жизнь за то, чтобы хоть что-то чувствовать…
______________

Вполне можно сказать, что главный герой драмы Достоевского «Бесы» Ставрогин, был типичным ПСИХОПАТОМ. И потому, как у каждого ПСИХОПАТА было у него своё ПСИХОПАТИЧЕСКОЕ СТРАДАНИЕ – его мучила бесчувственность. А, если говорить медицинскими терминами – «стерильность чувств». Он ничего не ощущал – ни симпатии, ни антипатии, ни раздражения, ни ненависти и никаких других сильных чувств, которые делают жизнь всякого живого существа насыщенной. Ставрогин не чувствовал ничего. А человек, который ничего не чувствует, понятно, осознаёт себя не совсем живым, а попросту - мёртвым. 

Ему кажется, что он – всего лишь зритель в театре жизни и созерцает некое кино, движущееся перед его глазами. И это кино ему неинтересно и скучно, потому что он не принимает в нем никакого участия, а только смотрит. И он отдал бы все на свете, даже саму жизнь за то, чтобы хоть что-то чувствовать.

Ставрогин уже с самой своей юности понял, что ему по какой-то необъяснимой причине не суждено никого полюбить и ни к кому привязаться. Он не любил даже свою мать, которая его обожала. За всю свою жизнь он не смог полюбить ни одной женщины, ни одного ребенка. По этой же причине не было у него друзей.  Ставрогин был ЧУЖИМ среди людей, которые смотрели на него с опаской.

Общество не понимало, что НЕ ТАК с этим странным молодым человеком – таким красивым, аристократичным, обаятельным, который, однако, больше походил на инопланетянина, держащего между собой и другими людьми дистанцию. Никто не догадывался, что у него была холодная змеиная кровь.

Некоторые современные исследователи (в том числе, имеющие медицинское образование) пытаются доказать, что Ставрогин страдал шизофренией.  Обосновывая своё утверждение, они приводят в пример те одиозные случаи, когда молодой аристократ фраппировал общество неадекватным поведением. Так, однажды он схватил за нос чиновника и протащил его несколько шагов после того, как тот произнес: «Я никому не позволю водить себя за нос». А в другой раз, когда губернатор склонил к нему голову, полагая, что Ставрогин собирается ему что-то сообщить шепотом, тот чувствительно прикусил ему ухо зубами.

Говоря об этом, специалисты по психике утверждают, что таковы именно и есть признаки шизофрении, когда «человек теряет над собой контроль и совершает некие автоматические действия, вытекающие из буквального понимания слов. А потом об этом начисто забывает, словно этого и не было».

Но Ставрогин-то не забывал. Ставрогин-то себя контролировал. Более того, он совершал ТАКИЕ свои поступки с определенным умыслом внушить обществу, что он психически болен. И все это затем, чтобы общество привыкло к его «странности». Тем самым он развязывал себе руки для дальнейших диких поступков, которые собирался продемонстрировать обществу. Об этом он так прямо и написал в своей «Исповеди»: «Я совершал эти действия с двоякой целью: вызвать возмущение, а затем погасить это возмущение, подкинув обществу подозрение, что я психически болен».

Что ж, это хороший алгоритм действия для энергетического вампира, лишенного возможности вступать в эмоциональные контакты с людьми и тем самым существовать в общем энергетическом поле, как вкладываясь в него, так и от него подпитываясь, как это делают нормальные люди. Энергетический вампир, страдающий стерильностью чувств, не способен ничего давать людям. Для него важнее одно - хапнуть большой кусок энергии, чтобы вдохнуть в себя подобие жизни, отсосанной у общества.

Именно на таком "подсосе" и живет всякий энергетический вампир, для которого демонстрация его грязного поведения и выставление на всеобщее обозрение своего бесстыдства, вызывающего возмущение обывателей, является самым наинасущнейшим хлебом.*
________
* Обратите внимание на то, что именно так сегодня живет почти вся «попса», а также отдельные политики, журналисты и личности, которые получили репутацию одиозных и «грязных». Например, таким был политик Жириновский, такова Ксения Собчак – главный провокатор и известная теле-падальщица России. Такой образ жизни сегодня избирают даже самые незначительные и «никчемные людишки» (по выражению Достоевского), которые вовсе не страдая бесноватостью, пытаются делать деньги на сенсации, эпатаже, провокации и запугивании слушателей. 
________

Лиши вампира этой ПОКАЗАТЕЛЬНОСТИ – и он умрет от энергетического голода. Ведь питается он исключительно реакцией общества на свое ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, которое всегда балансирует на грани НЕПЕРЕНОСИМОГО.

Стало быть, и Ставрогин и был таким ПАДАЛЬЩИКОМ, подворовывающим у людей грязную энергию для продолжения своего подлого существования.  Он был БЕСОМ. И ему куда легче было прослыть сумасшедшим, чем открыть то, что он – рептилия. То есть, настоящий холоднокровный бес.

В конце концов, Ставрогин добился своего - все поверили, вплоть до матери,  что он психически болен. После этого, когда руки у него были развязаны, он мог жить так, как ему хотелось и позволять себе любые странности – даже самые сумасбродные, преступные и гадкие.

Как бес, Ставрогин понимал, что ЗОНА ЭМПАТИИ, чреватая высокими вибрациями, для него закрыта. И потому двинулся туда, куда вела его натура – вниз, в сторону низковибрационности – к низости.*
________
* Надо заметить, что в романе краем сказано, что Ставрогин успел испробовать много родов деятельности на своем веку, прежде чем понял правду о себе.  За дуэль он был разжалован из офицеров в солдаты и попал в горячую точку, а потом принимал участие в польском восстании. Тем и был интересен авантюристу Петру Верховенскому, одержимому идеей революции, условием которой был предварительный духовный развал существующего порядка.
________

Можно предположить, что Ставрогин шел в низость сознательно. Во-первых, он понимал, что высокие вибрации добра, идейности, привязанности, самоотречения во имя чего бы то ни было, неприемлемы для него как для беса. Во-вторых, только в поле низости он мог оставаться самим собой и накачивать себя энергией опустошаемых им людей, совершенно безнаказанно.

Но может статься, что действовал Ставрогин вовсе и не сознательно, а чисто рефлекторно - сути это не меняет. Тяготение Ставрогина к низости, к отсосу энергии у шокированных им людей, которых он делал несчастными с помощью умелой организации их несчастий, очевидно. Очевидно также и то, что на такое не способен ни один больной шизофреник и даже ни один психопат. На это способен только бес. Настоящая рептилия.

Всю свою не такую уж длинную, но насыщенную событиями жизнь, Ставрогин безнаказанно переходил от одной низости к другой. Но не находил той самой наинижайшей, которая удовлетворила бы его и пробудила в нем хоть какие-то чувства. Хоть какое-то возмущение собой. Мёртвое равнодушие утомляло и раздражало его, потому что был он не только бесом, но еще и ЧЕЛОВЕКОМ.

Со временем Ставрогин стал безошибочно ощущать себя «гибридом, сшитом из двух гадов» - рептилии и никчемного грязного человечишки. Однако ему хотелось бы узнать кое-что о том, что мешало ему успокоиться в своем холодном рептильном существовании. О том ДУХЕ, беспокоящее присутствие которого он тоже «регистрировал» в себе. Оно-то и не давало ему возможности полностью успокоиться на темном дне его повседневного существования. Бесом он себя уже чувствовал, но ему хотелось почувствовать себя еще и человеком. А, может быть, где-то в самой глубине его ледяного сердца, хотелось ему полюбить кого-нибудь так, как любят люди, обладающие горячей кровью.*
________
* Цитата по Вольфгангу Гёте из поэмы «Фауст»: «Я из гадов двух гибрид в синтезе каком-то, на живую нитку сшит, как строфа экспромта».  Перевод Бориса Пастернака.
________

И вот тут-то вдруг и принялась его мучить одна сотворенная им низость. И не то, чтобы мучить, а часто вспоминаться. Та самая реакция девочки Матрёши, которая через несколько дней после случившегося «растления», выглянув однажды из-за двери, погрозила Ставрогину своим слабеньким кулачишкой, часто кивая головой, как бы стыдя его.  Вот чего он не смог забыть, хотя по-прежнему не чувствовал никакого раскаяния в содеянном, никакого омерзения и никакого стыда.

Говоря слово «растление», я не говорю ровно ничего. Потому что как такового «растления» в смысле «насилия», скорее всего, и не было. В своей «Исповеди» Ставрогин описал это событие так… Он начал целовать 14-летнюю девочку, которая в ответ на его ласки, вдруг обняла его и начала осыпать горячими поцелуями. Тихий, забитый ребенок, которого никто в семье не любил и не ласкал, вдруг поверил этому доброму человеку, прекрасному, словно принц из сказки, который очевидно, полюбил ее так, что не смог скрыть этой любви. 

На фоне бледной, ущербной жизни девочки, наполненной колотушками матери и равнодушием отца, это событие явилось фантастической возможностью небывалого счастья, в которую она вдруг поверила…

Однако после произошедшего Ставрогин исчез, а потом явился холодным, бесчувственным и затем день за днем сознательно и хладнокровно убивал бедную Матрёшу ледяным равнодушием. Более того, он нажаловался ее матери, что девочка будто бы украла у него перочинный ножик, который ему был совсем не нужен. Сделав эту гадость, Ставрогин стал наблюдать за реакцией девочки. Вот это-то и была та самая нижайшая низость, на какую только и мог быть способен бес.

Мать высекла девочку прямо на глазах «прекрасного принца», равнодушно наблюдавшего экзекуцию, не пытаясь ее пресечь. А после этого, он демонстративно следил за стадиями душевной агонии ребенка, который прятался по углам со своим горем, со своими слезами. Он видел, как Матрёша болела и буквально умирала от того, что в ней вдруг ОБРУШИЛАСЬ ВЕРА ВО ВСЁ. И, прежде всего, в человеческую доброту. Не пережив этого, девочка повесилась, предварительно показав Ставрогину бессильный кулачок.

Что ж, демон Ставрогина, как и всякий нормальный представитель темного мира, выполнил свое предназначение, угасив огонек веры, вдруг воспылавший в бедном сознании девочки. Бес Ставрогина, как и все прочие бесы, был «гасителем духа» людей. А ВОСХОЖДЕНИЕ ДУХА, КАК ИЗВЕСТНО, МОЖНО ПОГАСИТЬ ТОЛЬКО ЦИНИЗМОМ. Так считал Достоевский, много рассуждавший об этом в своем романе. Бесы, появляющиеся в жизни обычных людей, поступают всегда одинаково: сначала внушают веру, возжигают дух, а потом цинично топчут его, обрушая веру и истребляя надежду на лучшее. Бесы – это всегда проводники безысходности, ведущей к болезни и смерти.*
________
* Достоевский приводит в пример песню, возвышающую дух - например, «Марсельезу». Люди поют ее и дух их возвышается, подвигая к великим делам. Они поют ее все громче и громче – голоса их крепнут. И вдруг откуда-то снизу, сбивая песню, проникает в нее тихий, назойливый и глупый мотивчик пошлейшего вальсика «Милый Августин». Звучит тихо и вроде бы незаметно, никому не мешая. И, тем не менее, все к этой мелодийке начинают прислушиваться. «Марсельеза» продолжает звучать, а «Августин» потихоньку делает свое дело, становясь все громче и нахальней. И наступает момент, когда «вальсик» начинает вплетать свой ритм в ритм «Марсельезы» и сбивать его. 

Кончается тем, что «простенькое» и «вульгарное» не только побеждает, но и разрушает «сложное», «высмеяв его», и, сделав смешным. Так Давид убивает Голиафа одним ударом камня из пращи. Именно так с помощью ЦИНИЗМА принято и сейчас в нашем обществе разрушать великие понятия и тем самым ОБРУШАТЬ ВЕРУ.
И хотя мы в России прошли через такой процесс ОБРАБОТКИ ВСЕХ ЯВЛЕНИЙ ЦИНИЗМОМ (ОБОЛВАНИВАНИЕМ), - тем не менее, явление это у нас не было ни ОПОЗНАНО, ни ИЗУЧЕНО и ни ОСОЗНАНО. Достоевский называл эту «технологию угашения веры и духа», «ПОДСАЖИВАНИЕМ КРАСНОГО ПАУЧКА», который впоследствии медленно, но неуклонно оплетал своей паутиной весь сад, погружая его в мерзость запустения.
________

Совесть у Ставрогина не болела. Ему не было стыдно за произошедшее. Однако в памяти осталась болезненная сцена, когда перед смертью Матрёша, выглядывая из-за двери, погрозила ему кулачком. Ставрогин инстинктивно уцепился за это видение, как за соломинку, надеясь, что оно пробудит в нем хоть какие-то чисто человеческие чувства. Однако, видение БЫЛО, а чувств НЕ БЫЛО.

И тогда он решился на последнюю меру.  Он записал свою «Исповедь» на бумаге, размножив ее в виде листовок, и затем решил расклеить их по всему городу. Это могло бы считаться покаянием для обычного человека, сопряженного с отчаянием и стыдом за содеянное. Однако Ставрогин ничего этого не чувствовал. Публичное оповещение о своих низостях не вызывало в нем никаких чувств. Стало быть, его «Исповедь» превращалась из покаяния в некий фарс -  очередную ДЕМОНСТРАЦИЮ СИЛЫ И ЦИНИЗМА.

Понимая это, Ставрогин решился на крайний шаг.  Он пошел за советом к архиерею на покое – Тихону. К старцу.  Ставрогин хотел спросить его – ЧТО ему делать дальше?  КАК жить? И тот сказал, что покаяние – дело, конечно, хорошее. Но только в том случае, если человек действительно раскаивается. Не словами, а чувствами и делами. Поскольку у Ставрогина чувств не возникло, постольку он раскаивается только словами. Реакция общества – даже его смех – была ему безразлична.  Совесть его молчала.  А потому и само действо исповеди было бесполезно и не нужно.

Старец посоветовал Ставрогину не делать этого публичного бессмысленного жеста, а просто КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИТЬ ОБРАЗ СВОЕЙ ЖИЗНИ. Причем сделать это тихо и незаметно для окружающих. То есть, просто скрыться. Например, пойти в услужение к какому-нибудь духовному лицу, не становясь, при этом, монахом.  Просто исполнять послушание.  Годами.  В смирении.

Так Тихон нашел самую больную точку в психике Ставрогина, которая очевидно звалась гордостью, а в действительности, являлась способом доставления ему энергии, высосанной из людей, с которыми он общался.

Доставлялась ему эта энергия с помощью ДЕМОНСТРАЦИИ НИЗОСТИ и ПРОИЗВОДИМОГО ЕЮ ШОКА. Если же случилось бы так, что в дальнейшем не предполагалось бы ни НИЗОСТИ, ни ДЕМОНСТРАЦИИ, ни ШОКА, то тем самым нарушался бы весь алгоритм деятельности беса и пресекался бы приток даровой ЭНЕРГИИ, которая бесу Ставрогину была жизненно необходима для продолжения существования.

ПОСЛУШАНИЕ И БЕЗВЕСТНОСТЬ могли бы воздействовать на Ставрогина, исподволь изменяя его, нарабатывая в нем иные качества и привычки. Но именно это испугало беса, сидящего в нём. Потому-то когда Тихон осторожно коснулся больного места молодого человека, тот так и взвился, ослепленный каким-то непонятным для него самого внутренним движением. Возможно, это было проявлением базального страха беса за свое существование или еще что-то в этом роде, но только предложение Тихона подействовало на Ставрогина самым роковым образом. В ослеплении он не заметил даже реакцию на это самого Тихона, который смотрел на него с ужасом.

Главный герой романа Федора Достоевского – Николай Всеволодович Ставрогин, - был, по сути, тем, кого сегодня называют (и кто сами себя называют) «рептилоидами» или «гибридами», в которых человеческое пришито к нечеловеческому. Не могу сказать, знал ли об этом казусе Достоевский. Однако же в своем романе он вывел именно такой тип «нового человека», который прежде сидел где-то тихо, а теперь вдруг открыто вышел на  политическую сцену и заявил о своем значимом присутствии в мире как чего-то особенного и противостоящего прочему человечеству.

Людей подобного типа не мало. Кого-то из них, как Ставрогина, их необычный генетический статус мучает, а иные, зная обо всем, спокойно продолжают свое опустошительное шествие по земле от низости к низости, от предательства к предательству, от гадости к гадости, теша свое нечеловеческое сознание античеловеческими делами. Эгоизм их приобретает со временем чудовищные размеры и формы, превращая их в некие гротескные фигуры – род уродов, показываемых в кунст-камерах.

Ставрогин, также продвигаясь к этому состоянию, не мог представить, что может пойти к кому-то в услужение, ибо гордыня его была чудовищна. А, может быть, в этот последний миг своей встречи с Тихоном, он просто осознал, что именно добро-то само по себе и было для него убийственным. Потому что был он урожденным злом – злом в чистом виде. Он был антиподом добра.

Когда-то он шел от низости к низости, уверяя себя, подобно купцу Лютову из романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (Самгин - еще один литературный рептилоид, но не столь изощренный, как Ставрогин), что когда-нибудь он-таки упадет на дно, добравшись до самой мерзкой низости, и присмиреет там со страху. А опомнившись, сможет оттолкнуться от дна и подняться на поверхность. А на поверку оказалось, что самой большой «низостью» для черта является вовсе не «наинижайшая низость», не «дно», а сама ПОВЕРХНОСТЬ. Потому-то Ставрогин и побежал от своего спасения, как черт от ладана.

Только что приблизившись к разгадке своей сущности, но не решась взять ключ, протянутый ему для возможности войти в спасительную дверь, ведущую на человеческую сторону бытия, Ставрогин стремительно бросился в привычную темноту. Не в состоянии пригнуть в себе беса и решить главную проблему своей жизни, он покончил жизнь самоубийством. Его бес предпочел остаться бесом.
_________________________
На сайте БУСТИ: "МАГИЯ ВЛАСТИ" я публикую более глубокие и содержательные статьи по этой теме. https://boosty.to/debove

ПОДДЕРЖИТЕ АВТОРА: СБЕР: 2202 2063 6053 7786


Рецензии