опус 02. 04 Авеста учение
Каждая духовная традиция имеет учение, которое выделяют ее на общем фоне. В нем излагается система, схожая с большинством традиций и культур и открытая для принятия другими людьми. Она имеет уникальную религиозную основу и ритуальную характерность, основанные на учениях, которые являются эксклюзивными.
Человек часто задает вопросы: кто он, откуда взялся, в чем цель и смысл его жизни? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимы:
- соответствующее мировоззрение
- знание истории сотворения мира
- космогония = описание религиозного знания, дающее ответ на эти вопросы
Различные религии излагают истории своего сотворения в своих священных книгах:
- у христиан = Ветхий Завет
- у индусов = Веды, Пураны, Смрити
- у зороастрийцев = Бундахишн
Согласно зороастризму, в начале был совершенный свет (творческая энергия). Верховное существо, впоследствии известное как Ахура Мазда, решило создавать из него творения. Сначала он создал Спента Майнья (созидательный дух), который будет помогать в сотворении духовного и материального миров. На основе закона полярности появился Ангра Майнья (злой дух). Первым был создан Аша (непреложный закон), на основе которого были созданы все остальные творения. В духовном мире божественные существа были созданы из различных степеней и уровней качества света.
Период творения символически составляет 12 000 лет, который подразделяется на 4 периода по 3000 лет. 1000 лет (хазара) = символическое число несопоставимое с земными годами. Первые 2 периода по 3000 лет называются Бундахишн (начало творений). За первые 3000 лет были созданы совершенные духовные творения. В конце концов, Ангра Майнью, из-за своей разрушительной природы, напал на них, но Ахура Мазда пропел мантру Ахунавар и Ангра Майнью остолбенел на 3000 лет. Ахура Мазда установил период в 9000 лет, по истечении которого Ангра Майнью станет недееспособным. В течение вторых 3000 лет Ахура Мазда создавал материальные творения в идеальном состоянии. Третий и четвертый периоды по 3000 лет называются Гумезишн (периодом смешения). В этот период Ангра Майнью атаковал и осквернил 7 материальных тво-рений: человека, животных, растения, воду, землю, металлы, огонь. В конце последних 3000 лет произойдет Визаришн (разделение). Последняя часть этого периода будет характеризоваться обострением конфликта между добром и злом. В конце этого периода родится Саошьянт (спаситель), состоится суд, за которым последуют Ристахез (воскрешение умерших) и Танепасен (души праведных получат новые тела). В конце 12 000-летнего периода зло будет уничтожено. Это событие известно как Фрашегирд (это будет достигнуто объединенными сознательными усилиями людей и духовных существ). После этого, творения вернутся к своим совершенным духовным состояниям.
Основные учения АДТ:
1) монотеизм = единобожие
2) существование духовного мира
3) две противоборствующие силы во вселенной
4) бессмертие души
5) святость творений
6) человек и его обязанности
1. Монотеизм = вера в единого бога = в Ахура Мазду. Авестийская традиция первой раскрыла концепцию монотеизма = веры в единую высшую несотворенную силу, именуемую Ахура Маздой = владыка мудрости, который является всеведущим (всезнающий), вездесущим, всемогущим. Мудрость - это его внутренняя природа. Он поддерживает все свои творения с помощью мудрости. Поскольку он всезнающий, его невозможно обмануть. Мазда, является единственным творцом и абсолютным правителем вселенной. Он без начала и конца, вечен и бессмертен. У него нет ни равного, ни соперника. Он, силой и разумом управляет вселенной. Он самый благодетельный, дарующий все блага. Он добрый, прощающий и милосердный. Он друг и брат для тех, кто ведет праведную жизнь.
2. Духовный мир. Ахура Мазда сначала создал духовный мир и духовных существ в нем, которых называют Амешаспанды, Язады, Урваны, Фраваши. Амешаспанды (святые бессмертные) = высшие духовные существа в Авесте. Они управляют духовными силами, добродетелями, творениями. Язады = духовные существа, работающие во вселенной в качестве сотрудников Амешаспандов и управляющие такими творениями, как солнце, луна, звезды, земля. Это каналы, к которым можно обратиться за помощью в различных целях. Урваны = человеческие души, а Фраваши = ангелы хранители душ.
3. Два духа = две силы. С самого начала действуют две диаметрально противоположные космические силы/духи = Спента Майнью (благодетельный дух) и Ангра Майнью (злой дух). Они действуют на разных уровнях. Добрый дух дарует жизнь и приносит пользу. Злой дух вреден, порочен, разрушителен и губитель жизни. Два духа проявляются в человеке через менталитеты (ум, мышление, образ мыслей, душевный склад, верования). Человек должен стоять на стороне доброго духа и запретить себе позволять физическому, ментальному, моральному, эмоциональному, духовному злу расти в себе. Зло паразитирует по своей природе и может существовать только в том случае, если человек позволяет ему расти и процветать за счет него. Человек обладает свободной волей выбирать между добром и злом. Добрые поступки человека вознаграждаются, а злые наказываются в этом мире и в следующем. Авестийская философия основана на свободе выбора. Это не философия заповедей, которые установлены для того, чтобы им следовать. Животные действуют только инстинктами, а не по сознательной воле. Из-за противоборствующих сил животные были разделены на Госпандов (благотворные животные) и Храфастары (вредные существа). Крупный рогатый скот и большинство домашних животных относятся к первой категории, в то время как дикие животные, рептилии, насекомые относятся ко второй категории. Человеку советуют защищать Госпандов и позволяют истреблять Храфастаров. Индоиранцам нравится собака, которая является единственным животным, обладающим врожденной способностью распознавать зло и бороться с ним. Такие животные, как кошки и змеи, считаются злыми. В авестийской традиции злой дух именуется змеей. Хотя храфастары могут быть полезны в ограниченной степени, их ценность для человечества меньше, чем опасность, которую они представляют.
4. Бессмертие души. Распознавание человеком духовных элементов внутри себя и во вселенной необходимо для осознания и эволюции. Согласно Авесте, каждый человек смертен, и смерть уготована всем. Смерть - это трансформация, а не полное разрушение. Это уход духовных элементов жизни из физического тела, ведущий к разложению последнего. У каждого человека есть душа, которая бессмертна и переживает физическое тело. Труп считается величайшим источником заражения и гниения и должен быть утилизирован таким образом, чтобы причинить наименьший вред людям и наименьшее загрязнение окружающей среде, творениям бога. По этой причине авестийская традиция настаивает на способе избавления от мертвых, который делает труп относительно безвредным для творений - это размещение трупа на возвышенности под воздействием солнечного света и птиц-падальщиков. После смерти, душа остается в этом мире в течение 3 (трех) дней и ночей, в течение которых совершается несколько ритуалов, обеспечивающих безопасный переход души в духовное царство. На рассвете четвертого дня душа переходит в духовный мир через чинват перету = Чинвад Пуль (мост выбора). После этого душа предстает перед небесным судом. Добрые души попадают на небеса (рай), а злые души попадают в преисподнюю (ад). В конце времен, когда зло будет побеждено, все души пройдут через страшный суд и обретут блаженное духовное состояние. АДТ не считает, что душе нужно приходить в этот мир снова и снова, чтобы достичь совершенства. Учение о перевоплощении/реинкарнациях нигде не упоминается в Авесте. Однако перевоплощение как явление/феномен - это факт природы. Определенные души, добровольно или не по своей воле, выборочно перевоплощаются. Каждая душа создает и накапливает добрую или злую карму в течение этой жизни. Она несет ответственность за все свои действия и получает награду или возмездие либо в материальной, либо в духовной жизни.
5. Святость творений. AДT считает все 7 творений священными, и их чистоту необходимо поддерживать. Среди семи творений (огонь, небо, вода, земля, растения, животные, человек) человек был создан самым высшим. Божественное существо руководит каждым творением. Уважение к творениям приравнивается уважению к божественному существу, управляющему ими. Человек должен заботиться обо всех творениях и никоим образом не загрязнять/осквернять их, поскольку загрязнение дало бы злу возможность утвердиться над ними. Многие авестийские предписания (например, способ/порядок захоронения умерших) направлены на защиту святости и чистоты творений. Несмотря на то, что АДТ древнейшая философия и первая цивилизация, мировоззрение АДТ очень научно. Это видно из следующего: 1) земля движется по орбите, имея вращательное движение; 2) солнце и ветер обладают антибактериальными свойствами; 3) коровья моча обладает бактерицидными свойствами.
6. Человек и его обязанности. Человеческое существо считается самым ценным творением. Ему была доверена власть над другими творениями в силу его способности мыслить и говорить. Человек был создан с определенной целью. Именно при активном и добровольном участии человека божественные существа осуществят окончательное обновление мира. Человек был наделен несколькими способностями, которые помогают ему выполнять свое божественное предназначение. Человек обязан защищать себя от различных видов зла, именуемых в Авесте «дэва». Зло может быть: физическим (злые люди, дикие животные, вредные существа, микробы, зараза, болезни), моральным (пороки, дурная природа), духовным (злые духи, силы). Чистота, согласно зороастрийской точки зрения - это не только о физическом теле, она также распространяется на окружающую среду, охватывающую все материальные творения.
Свидетельство о публикации №224052401231