Куроедовский могильник

                Куроедовский могильник
Что он может открыть, какую тайну он хранит?..
Летом 2004 года у нас на территории деревни Архангельское Куроедово во время земляных работ нож бульдозера вскрыл древнее захоронение – могильник. Все работы сразу же прекратились, и рабочие собрали все предметы, которые оказались на поверхности. Из Ульяновского педагогического университета приехал археолог Юрий Анатольевич Семыгин, осмотрел могильник и определил, что захоронение мордовское и датируется 17 веком. Ученый высказался за проведение археологических раскопок этого могильника, который представляет научный интерес. Эти раскопки планировались проводить летом 2005 года.
Важным источником в историческом познании того или иного народа являются вещественные источники. А они в большинстве своем находятся в земле. Чтобы их добыть, надо проводить археологические раскопки. Этим делом занимаются только специалисты, археологи. Это целая наука, и она изучает по вещественным источникам прошлое человека. Само слово «археология» происходит из двух слов: «архайос» по–гречески – «древний» и «логос» - «наука» или «слово». Значит, археология является наукой о древностях. Вещи, изучаемые археологами, могут быть найдены или в древних погребениях, или на местах древних поселений. Древние погребения делятся на два типа: погребение, находящееся в яме без насыпи над ней, называют могилой, а скопление таких могил – могильником. Если же над погребением, будь оно в яме или без нее, сооружена земляная насыпь, то это курган. В данном случае в Куроедове погребение является могильником. В Ульяновской области ученые насчитали более 600 курганов, в том числе они есть и на вешкаймской земле в районе Каргино, М.Б. Ключа, Шарлово, Стемасса. Вешкаймские курганы пока законсервированы от археологических раскопок.
Коренным населением нашего края была мордва. Эта народность образовалась в эпоху бронзового века в начале нашей эры. Мордва вышли из финно-угорских племен. Говорят, у мордвы много от венгров и еще больше от финнов. Тем не менее она самостоятельная национальность. Мордва обитала на обширной территории Поволжья и делилась на два племенных союза – эрзя и мокша. Эрзя живут с древности по реке Сура и Алатырь, а мокша -  по Цне, Иссе и т.д. Правобережье нашей области занимали эрзя. Мордва была самым древним народом Среднего Поволжья. Долгое время она жила родовыми поселками в удобных долинах малых рек. Местность была покрыта дремучими лесами. Мордва занималась бортничеством, рыболовством, охотой. Постепенно осваивали земледелие и домашнее животноводство. Первой земледельческой культурой у эрзянских племен было просо. У них была языческая религия, и они признавали существование духов, которых позднее возводили в богов, одухотворяли природу и многобожие.
Вхождение мордвы в состав русских княжеств началось еще в домонгольский период и завершилось в основном к концу XV  века, когда оформилось Российское государство.
Как язычники, мордва имели свой ритуал захоронения родичей. Когда Юрий Анатольевич Семыгин вскрыл одно из захоронений, погребенным оказался мужчина. Покойный лежал на спине, руки вдоль тела, на руках и ногах украшения из кости и металла. Они верили в загробную жизнь и с умершими клали все необходимое: ножи, наконечники, посуду и т.д. В женском захоронении много бус в виде мелких шариков костяных с отверстиями, браслеты и другие украшения. Умершие лежали в гробу, выдолбленном из дерева.
Известие о могильнике в Архангельском Куроедово сразу же распространилось на все ближайшие и дальние округи. К нему стали прибывать любители легкой наживы, для продажи культурно-исторических ценностей. Они стали производить самостоятельные раскопки могильника. Таких любителей называют в среде подлинных ученых «черные археологи». Своими действиями они наносят непоправимый вред. Когда я побывал в очередной раз на территории могильника, моему зрению предстала чудовищная картина: вся территория могильника покрыта костьми, черепами. Это дело рук «черных археологов». Наука многое теряет от их преступных действий, и эти действия подпадают под статьи Уголовного Кодекса. Запланированные на лето 2005 года археологические раскопки так и не осуществились по некоторым причинам: всеми культурными, историческими памятниками на территории области ведает управление культуры, а на местах – местные отделы. Они не проявили должной активности в финансировании археологической экспедиции. Сейчас археологические раскопки ведутся в Старомайнском районе. Для нас упущена хорошая возможность вовлечь в археологические раскопки с учеными наших школьников, и группа такая была уже создана. Есть большое опасение, что до практического осуществления раскопок учеными куроедовского могильника «черные археологи» проделают эту работу наиболее активно, и тогда раскапывать ученым будет нечего. Быть может, новое руководство района оценит этот шанс и не позволит уничтожить памятник древней культуры, найдет возможность оказать практическую помощь ученым?...
ий могильник


Рецензии