Веретенник

                Веретенник.

          Вечером ко мне заглянул сосед, заядлый рыбак, большой любитель поплавковых удочек.
          -- Привет, Кузьмич! – поздоровался он, увидев меня около теплицы – Пойдём, сядем на крыльцо, я тебе кое-что интересное расскажу.
          -- Ездили мы сегодня с Петром на рыбалку. – начал он, устраиваясь рядышком – Кто-то ему напел, что на Тихой крупный окунь здорово клюёт. Он сразу поверил. Ведь действительно, окунь только-только отметался и у него начался жор. А у нас есть любимое место на Тихой, как раз в том месте, где она рукавом отходит от Пышмы.  Течение там слабое и окунь с реки заходит. Так вот значит, нам-то пенсионерам время свободного не занимать, тут же червей накопали и сегодня поутряне на мотоцикл и на рыбалку.  И знаешь, не зря. Добрая рыбалка получилась. Ну, да я не об этом к тебе пришёл. Когда мы подъехали к месту и высаживались, над нами начала летать с криками какая-то птица. Сначала я не обратил на неё особого внимания, приняв за обычного чибиса, которых здесь немало. Крики напоминали крик чибиса: «чьи вы, чьи вы…», но не слышно было обязательного хлопанья крыльями. Я поднял голову и посмотрел на птицу. Сразу стало понятно, что это кулик, и конечно не чибис. Длинный тонкий клюв, длинные ноги, короткий хвост. Низ тела светлый, но не белый как у чибиса. Когда взмахивал крыльями, были видны  широкие белые полоски на бурой верхней стороне крыльев. Да и размером он был раза в полтора крупнее голубя, но намного мельче большого кроншнепа. Думаю, около полкило весом будет. Ну что, понял  о какой птице я говорю?
          -- Нет, даже не представляю…
          -- Вот, вот, и я отродясь такой птицы не видывал, хотя рыбалкой с измальства занимаюсь и на реке каждое лето многократно бываю. Слушай дальше…, а как спустились мы с обрыва к воде, интересовать птицу перестали, она замолчала и исчезла. Я и подумал, что не зря  же она разорялась, гнездо у неё тута, на лугу. Потому к тебе и пришёл. Если тебе интересно, то ты-то уж обязательно его найдёшь.
          -- Так я ведь вашего места не знаю!
          -- А ты послушай! Вдоль реки от Месяд дорожка лугами идёт, плохонькая такая, но заметная. Как развилку Пышмы с Тихой проедешь, метров через двести попадёт тебе одиночный сухой ивовый  куст. Это и есть наш ориентир. От него мы сворачиваем к берегу. А между кустом и лесом сырой кочковатый луг. Думаю, на нём поискать надо. Ну, да ты и сам разберёшься!  Пошёл я, а то разболтался тут…
           Сосед ушёл, оставив меня в смущении и задумчивости. Раньше чем через четыре дня, в выходной, поездки у меня не получится. Лишь бы погода не подвела. Если будет хороший дождь, то и думать об этом не стоит.
           Погода не подвела. Было пасмурно, но без дождей. К тому же были сильные северо-восточные ветра, дующие вдоль реки. Сырая с весны дорога быстро просыхала, и я без всяких приключений добрался до сухого куста. Кстати, след мотоцикла с коляской был чётко заметен. Видимо, после наших рыбаков здесь никто и не бывал. От куста отлично заметен след к реке и обратно.
            Едва я вышел из машины, как услышал встревоженный крик «веретень-веретень-веретень», увидел довольно крупную птицу, взлетевшую с кочковатой луговины и летящую в мою сторону. Я быстро вытащил бинокль. При подлёте птица действительно начала издавать звуки, напоминающие крик чибиса. Птицу удалось разглядеть очень хорошо. Чётко был виден тонкий и длинный оранжевый клюв с чёрным кончиком, длинные чёрные ноги, выпрямленные назад и далеко выступающие за кончик хвоста,  рыжеватые шея и грудь, светлое брюшко. Её название определил сразу – большой веретенник. Нет, я никогда раньше не встречал его в природе, но несколько раз видел в музеях. Такого оранжевого  клюва нет ни у одного из куликов. Кроме того над глазом выделялась светлая бровь. Веретенник с гнусавыми криками несколько раз облетел вокруг меня, иногда как-бы  останавливаясь в воздухе и трепеща крыльями. Затем приземлился на край речного обрыва. Посадка тоже была своеобразной. Садился он на выпрямленные ноги, высоко подняв крылья, а потом складывал их в несколько приёмов.
          Насмотрелся?  Определил птицу? Пора заняться гнездом.
Кулики – птицы открытых пространств, соседствующих с различными водоёмами (кроме лесного кулика вальдшнепа). И гнёзда они устраивают на открытых местах, хотя редко совсем открыто. Чаще всего под небольшим прикрытием. Это может быть кочка, небольшой кустик, пучок высокой прошлогодней травы. Вот-вот! Пучок травы, в частности конского щавеля. При помощи бинокля просматриваю поверхность луга. Насчитываю пять или шесть подходящих пучков. Оставляю бинокль, беру всё необходимое для замеров – и вперёд! Веретенник почему-то меня не преследует, а наблюдает издалека.
          Мой опыт сказался быстро. Уже в третьем пучке конского  щавеля обнаруживаю гнездо. Оно почти полностью прикрыто сверху прошлогодними сухими листьями щавеля. Гнездо в виде сравнительно глубокой ямки в почве, небрежно выстланное сухими листьями осоки и злаков. В нём лежало четыре тёмно-охристых яйца, покрытых слабыми серыми и светло-бурыми пятнами. Это типичная полная кладка куликов. На ощупь яйца были тёплыми, значит, самка уже насиживала. Предупреждённая самцом, она незаметно покинула гнездо. Я быстро замерил параметры гнезда и яиц и покинул место гнездования. Я не боялся, что яйцекладка будет брошена, так как кулики никогда этого не делают.
          Через несколько дней встретил соседа.
          -- Ну что, Кузьмич, нашёл гнездо про которое я тебе говорил и определил название птицы?
          -- Да, -- коротко ответил я, и далее распространяться не стал, к тому же сосед не настаивал.


            


Рецензии
Здравствуйте, Вадим!
Только сегодня утром рассматривала изображение коровы на молочном пакете и понимала, что даже домашних животных без искажений нарисовать не могут. Потому, что не знают, как на самом деле выглядят. Что говорить о диких птицах и животных? Как смогут изобразить поворот головы, разворот крыльев?
Поэтому небольшие, не утомительные рассказы о дикой природе очень нужны детям. Конечно же, большую ценность представляют снимки.
Пишите, издавайте! Нужное и полезное дело!

С добром,

Вера Редькина   09.06.2024 10:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера!

Вадим Светашов   11.06.2024 01:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.