Хитобасира. Погребение заживо по-японски

Хитобасира дословно переводится с японского как «живой столб»; «человек-столб» или «живая опора». Правильный перевод – «строительная жертва».

Хитобасира – это древний японский ритуал человеческого жертвоприношения, при котором жертву заживо замуровывали в одну из опор будущего капитального строения – моста, замка, крепостной стены и так далее. В качестве жертвы, как правило, выступала мать с младенцем. Логика была проста - мать будет оберегать детей и внуков как в этой жизни, так и в загробной.

Впрочем, этому правилу следовали не всегда: по другой логике, души заживо похороненных людей будут оберегать строение от стихийных бедствий и помогут гарнизону вовремя замечать врага (если строили замок или крепость). Поэтому заживо хоронили молодых крепких мужчин.

По третьей логике (точнее, версии), нужно было умилостивить злобных богов богов-ками, чтобы те хранили новую постройку от землетрясений, ураганов, вражеских осадных машин и прочих бедствий. В пользу этой версии говорит альтернативная интерпретация второго иероглифа слова хитобасира – он может означать и бога-ками, а не опору или столб.

В любом случае, хитобасира было не столько ритуальным жертвоприношением (хотя и это тоже), сколько ритуальным самоубийством – ибо жертва всегда шла на жуткую смерть совершенно добровольно.

Кстати, насчёт смерти. На самом деле, хитобасира – это именно погребение заживо, а не замуровывание. Ибо при замуровывании жертву помещали фактически в небольшую герметичную комнату, привязывая или приковывая к столбу, стулу или к стене.

В результате смертник (или смертница – так в древнем Риме казнили нарушивших обет целомудрия жриц-весталок) умирал от истощения, или отравления углекислым газом (если комната была совсем небольшого размера).

При хитобасира связанную жертву в вертикальном положении обкладывали камнями и обмазывали глиной так плотно, что это практически ничем не отличалось от закапывания живьём в землю. Поэтому доброволец-смертник (ну как тут не вспомнить пресловутых камикадзе) быстро умирал от удушья.

Строительная жертва не была изобретена японцами; она практиковалась китайцами и другими народами Евразии. Хотя считается, что этой жуткой практике не одна тысяча лет, впервые она упоминается лишь в знаменитом литературном памятнике VIII века Нихон сёки.

Этот документ является подробным повествованием о жизни страны и генеалогии императоров, правивших Японией до 697 года н. э. Занятно, что Нихон сёки написан не на старояпонском, а на классическом китайском языке, что продиктовано дипломатической важностью этого документа и традициями официальной историографии Древней Японии.

Согласно этому документу, во время строительства насыпей во время наводнения: императору открылось божественное откровение о том, что строительство пройдёт успешно, если принести двух людей в жертву богам двух разливающихся рек. Что и было сделано – результат был положительный. Возможно, именно с этого всё и началось… хотя кто знает.

В документе XV века «Ясутоми-Ки» тоже упоминается о ритуале хитобасира у реки Нагара: женщину, переправлявшуюся через реку с сыном на спине, захоронили там, где позже должны были построить мост. Считается, что ритуалы хитобасира почти всегда практиковались при строительстве сложных, опасных объектов, и всегда - связанных с водой, таких как мосты.

Хитобасира проводился либо в самом начале строительства, в надежде на его дальнейшую успешность, либо во время него, когда возникали какие-либо проблемы. Согласно одной из легенд, при строительстве замка Маруока его основание постоянно осыпалось. Тогда в него замуровали заживо женщину с младенцем, и дальнейшие работы были успешными.

Истории о хитобасира распространены по всей Японии, существует множество легенд о замках, в основании которых похоронены люди. Причём не только принесённые в жертву, но и те, кто умер во время строительных работ. Подобные здания, как считалось, обретали собственную душу и были более надёжными.

Именно по последней причине некоторые историки считают, что хитобасира – не более, чем легенда; в реальности замуровывали уже мёртвые тела. Причём эта практика сохранилась до ХХ столетия (человеческие жертвоприношения прекратились к концу XVI века).

Подтверждением этой гипотезы является известная история о строительстве тоннеля Дзёмон, находящийся в восточной части Хоккайдо – второго по величине острова Японии.

Он был построен в 1914 году, а в 1968 сильно пострадал в результате очередного землетрясения (обычное дело в Японии). Тоннель является важным элементом транспортной системы Страны Восходящего Солнца, поэтому восстановительные работы начались незамедлительно.

И практически сразу же были остановлены, а на месте работ появилась полиция и детективы местного убойного отдела. Всему виной была жуткая находка, обнаруженная в разрушенных стенах тоннеля.

На протяжении всей длины Дзёмона за стеной находились человеческие останки, все в вертикальном положении и неестественных позах, будто они пытались выбраться. Замурованных в тоннеле было так много, что для извлечения, исследования и захоронения останков потребовалось несколько недель.

Было проведено тщательное расследование, в результате которого было установлено, что человеческие жертвоприношения не имели места – захоронены были уже мёртвые тела.

Условия работы и питание мало отличались от Дахау и ГУЛАГа, поэтому и смертность была соответствующей. Рабочими были, по сути, смертники: должники, загнанные в беспросветную кабалу и преступники.

До такой рабочей силы никому не было дела. Люди плохо питались и не имели ни малейшего шанса ни на медицинскую помощь, ни на хотя бы нормальный отдых. Это было нормой того времени в Японии... и далеко не только Японии.

Из-за таких условий несчастные умирали прямо на рабочем месте и возможно их хоронили прямо внутри стены. Та же участь ждала и больных не способных более трудиться. Их просто переставали кормить - и они умирали от голода.

Тратиться на «нормальные» похороны никто не собирался – поэтому умерших хоронили прямо в стене (видимо, вертикально хоронить было по каким-то причинам удобнее).

Понятно, что в каком-нибудь 514 году условия были ещё хуже, чем в 1914-м – поэтому ровно то же самое имело место в течение тысячелетий. Скорее всего, именно из реалий этого «японского ГУЛАГа» и растут ноги жутких легенды о хитобасира. Которой (в смысле человеческого жертвоприношения) на самом деле никогда не было.


Рецензии