Защитники обвинители белофилософа Ильина 4ч
работать в Московском университете,
а также читать лекции на московских Высших
женских курсах.
В 1917 году был избран председателем общества
молодых преподавателей Московского университета.
В 1918 году трижды подвергался аресту по делу
«Добровольческой армии» и в общей сложности
около двух месяцев содержался в застенках ВЧК.
В мае 1918 года защитил диссертацию
«Философия Гегеля как учение
о конкретности Бога и человека»,
за которую ему единогласно присудили
сразу две степени: магистра
и доктора государственных наук.
Осенью Ильин получил звание профессора.
Известность помогла ему избежать наказания
по делу «Добровольческой армии» и оправдан
был за недостаточностью доказательств.
В 1921 году был избран председателем
Московского психологического общества.
//* Ильин за границей *\\
Пароход «Обер-бургомистр Хакен»
(«философский пароход»).
Ильин еще трижды подвергался аресту органами ВЧК—ГПУ —
в 1919, 1920 и 1922 году. В результате его обвинили
в антисоветской деятельности и 29 сентября 1922 года
вместе с другими видными философами, историками
и экономистами выслали в Германию на пароходе
«Обер-бургомистр Хакен».
30 сентября 1922 года прибыл в Штеттин.
С 1923 по 1934 год служил профессором
в Русском научном институте РНИ в Берлине,
деятельность которого финансировалась сначала
министерством иностранных дел Германии,
затем министерством культуры и науки Пруссии,
а после прихода к власти национал-социалистов
министерством народного просвещения и пропаганды.
Ильин стал одним из главных идеологов
Белого движения в эмиграции, выступал
на антикоммунистических митингах и активно
публиковался в кругах так называемого
«политического протестантизма» издательства «Эккарт».
С 1927 по 1930 был редактором и издателем
журнала «Русский Колокол».
В третьем номере журнала за 1928 год
опубликовал статью «О русском фашизме».
В начале апреля 1933 направил в разведывательный
отдел имперского министерства внутренних дел
(впоследствии гє$$тапо) донесение
«Директивы Коминтерна по большевизации Германии»,
в котором, как отмечал заказчик, хотя и использован
обширный материал из большевистской прессы,
не были отражены «средства и методы,
используемые Коминтерном в Германии,
деятельность русских эмиссаров»
и другие важные аспекты,
полезные в практическом отношении.
В конце апреля 1933 года выступил с одноимённой
лекцией в Немецко-русском клубе.
#### Приход в Германию фашізьмы ####
В мае 1933 в связи с приходом в Германии
к власти национал-социалистов написал статью
«Национал-социализм. Новый дух»,
в которой полемизировал с критикой
национал-социализма со стороны П. Б. Струве
и выступал в поддержку нового режима:
«… Я категорически отказываюсь расценивать
события последних трёх месяцев в Германии
с точки зрения немецких евреев…
То, что происходит в Германии, есть огромный
политический и социальный переворот…
Что cделал Гитлер? Он остановил процесс
большевизации в Германии и оказал этим
величайшую услугу всей Европе…
Сброшен либерально-демократический
гипноз непротивленчества.
Пока Муссолини ведёт Италию, а Гитлер ведёт
Германию — европейской культуре даётся отсрочка…»
Возглавив Русский научный институт,
уволил некоторых сотрудников, в том числе
бывшего директора Всеволода Ясинского.
В июле 1934 года был отстранён от должности.
В своих воспоминаниях Иосиф Гессен писал:
«Судорожная длань национал-социализма
обрушилась и на без лести преданных.
Так, на полицейском автомобиле повлекли
на допрос профессора И. А. Ильина,
сочинителя пышного адреса Гитлеру».
В личной переписке с Иваном Шмелёвым,-
Ильин связывал своё увольнение с отказом
в участии в антисемитской пропаганде.
В 1937-м в книге «Путь духовного обновления»
предложил концепцию «сверхнационализма».
Объясняя его суть, отмежевался от двух крайностей —
«христианского интернационализма»
и русского мессианства. Ильин отмечал,
что «нелепость и фальшь предлагают те,
кто допускает, что „русский народ“
есть какой-то особый „вселенский“ народ, который
призван не к созданию своей творчески-особливой,
содержательно-самобытной культуры,
а к претворению и ассимиляции всех чужих,
иноземных культур». Он не уточнил адресата
своей критики, но обе эти позиции впервые
были представлены Владимиром Соловьёвым.
Заочно споря с ним, Ильин предложил также
концепцию «патриотического симбиоза»,
основанную на делении народов на «ведущие»,
то есть создавшие свою самобытную культуру,
и «ведомые», которым этого сделать не удалось.
До 1937 года продолжал выступать с докладами
и вёл антикоммунистическую пропагандистскую работу.
В июле 1938 года Ильин переехал в Швейцарию,
где закрепился благодаря первоначальной
финансовой поддержке Сергея Рахманинова.
Швейцарские власти считали его агентом Йозефа Геббельса.
Поселившись в пригороде Цюриха,- Цолликоне, Ильин
продолжил публицистическую и научную деятельность.
В Швейцарии написал книги «Поющее сердце.
Книга тихих созерцаний» 1947 и «Путь к очевидности».
Издана посмертно в Мюнхене в 1957 году.
В конце жизни закончил и издал свой итоговый труд
«Аксиомы религиозного опыта» 1953.
Умер 21 декабря 1954 года.
Философия \ Московский период
На становление философских воззрений
Ильина большое влияние оказали труды Г. Гегеля.
Как философ Ильин дебютировал в 1910 году,
представив публике свой труд «Понятие права и силы:
Опыт методологического анализа».
При ходатайстве П.И. Новгородцева,-
Ильин прошёл стажировку в университетах
Хайдельберга, Фрайбурга, Гёттингена, Берлина и Парижа.
Он слушал лекции Г. Риккерта, Э. Гуссерля,
Л. Нельсона, Г. Зиммеля и др. В этот период Ильин
публикует цикл произведений о немецкой философии,
в частности, «Идея личности в учении Штирнера:
Опыт по истории индивидуализма» 1911,
«Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте» 1912,
«Шлейермахер и его "Речи о религии"» 1912,
«О возрождении гегелианства» 1912 и другие.
По возвращении в Москву весной 1912 года
Ильин преподавал философские дисциплины
в разных учебных заведениях Москвы.
Берлинский период
Будучи в эмиграции Ильин стал одним из
последовательных идеологов Белого движения,
идеалы которого стремился раскрыть
в своих философских произведениях.
Среди них наиболее значимыми признаны труды
«Религиозный смысл философии»
и «О сопротивлении злу силою»;
в последнем Ильин полемизирует со Львом Толстым,
выдвинувшим концепт о «непротивлении злу силою».
Цюрихский период
В Цюрихе Ильин находился под надзором властей
и был существенно ограничен в свободе высказываний.
В этот период он осуществил переработку
на немецкий язык своего двухтомного труда
«Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге»,
опубликованного в Берне в 1946 году.
В нём Ильин проблематизировал понятие интуиции
и переосмыслил гегелевское понятие диалектики.
Иван Ильин и ## фашизм ##
Будучи сторонником правого неогегельянства,
Ильин с большим интересом относился к проекту
итальянского фашизма и наряду с итальянским
неогегельянцем Джованни Джентиле
может рассматриваться как один из его теоретиков.
Отношение Ильина к фашизму и, в частности,
к национал-социализму было своеобразным:
в статьях «Письма о фашизме», «О русском фашизме»,
«О власти и смерти», «Национал-социализм»,
«Стратегические ошибки Гитлера»,
он показал природу, источник и смысл фашизма
как рыцарского начала и отклик человечества
на развернувшуюся бездну безбожия,
бесчестия и свирепой жадности;
как борьбу с интернационализмом,
коммунизмом и большевизмом;
как естественную реакцию на организованное
безволие и организованный беспорядок,
когда «люди ищут волевого и государственного
выхода из организованного тупика безволия».
В 1926 году в «Письмах о фашизме» Ильин
восхвалял вождя итальянских фашистов,-
Бенито Муссолини..:
..."Его политика пластична, рельефна:
она состоит из личных поступков, ярких,
законченных, самобытных и часто
со стороны — неожиданных.
Им руководит скрытый, но внутренне жгущий его,
хотя и смутно осязаемый им идеал, — волевой миф,
который может однажды стать реальнее
самой действительности."...
В 1928 году в статье «Русский фашизм» Ильин
утверждал, что «белое движение в целом —
гораздо шире фашизма и по существу
своему глубже фашизма. Или, если угодно:
белое движение есть родовое понятие,
а фашизм есть видовое понятие»...
Белое движение шире фашизма потому,
что оно может возникать и исторически
возникло по совершенно другим поводам
и протекало в иных формах, чем фашизм.
Оно глубже фашизма потому, что именно в фашизме
не проявляется или недостаточно действует
глубочайший, религиозный мотив движения.
После Второй мировой войны в 1948 году
Иван Ильин написал статью «О фашизме»,
в которой предложил заимствовать
из национал-социализма ценное,
но не повторять вызвавших
сокрушительное поражение ошибок:
..."Фашизм есть явление сложное,
многостороннее и, исторически говоря,
далеко ещё не изжитое.
В нём есть здоровое и больное, старое и новое,
государственно-охранительное и разрушительное.
Поэтому в оценке его нужны
спокойствие и справедливость."...
Профессор университета Мартина Лютера
в Галле Хартмут Рюдигер Петер отмечает,
что в этой статье Ильин подверг критике
лишь такие ошибки национал-социалистов,
как негативное отношение
к религии и отчасти расизм,
тогда как Холокост не упомянул вообще,
а режимам в Испании и Португалии
дал подчёркнуто хвалебную оценку.
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
\\*Личная библиотека и архив*//
С 1966 по 2005 год библиотека и архив Ильина
хранилась в Университете штата Мичиган (Ист-Лансинг).
В 2006 году по инициативе Владимира Путина
они были возвращены в Россию и поступили
на хранение в Отдел редких книг и рукописей
Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова.
Библиотека насчитывает 630 наименований книг,
брошюр, журналов и ротапринтных изданий,
из них 563 книги — на русском языке.
Это издания по русской литературе, истории и философии.
В библиотеке имеются редкие издания Н. М. Карамзина
«История государства Российского», 1818;
«Летописец Новгородский», 1819 и другие;
а также ценные издания Русского Зарубежья,
касающиеся вопросов русской идеологии и культуры.
Подготовлено печатное и электронное издания
каталога личной библиотеки Ильина.
\\* Влияние Ильина *//
В СССР об Ильине открыто почти не говорилось,
а его труды стали издаваться с 1988 года.
С 1993 по 2008 год было выпущено 28 томов
собрания сочинений (составитель — Ю. Т. Лисица).
В 2009 году в одной из бесед
со священником Тихоном (Шевкуновым),-
Владимир Путин отметил, что часто перечитывает
труд философа «Что сулит миру расчленение России».
Путин неоднократно цитировал Ильина
в своих выступлениях в 2005, 2006, 2012,
2013, 2014 и 2022 годах.
Трижды — в посланиях Федеральному собранию,
дважды — перед военной аудиторией
и один раз — на молодежном форуме.
Вслед за президентом,- Ильина цитировали
или упоминали Дмитрий Медведев, Сергей Лавров,
некоторые российские губернаторы,
патриарх Кирилл и многие другие,
но, естественно,- не о фашизме, а о России,
которую Ильин рассматривал многими гранями
своего видения русской философии.
Его книги в качестве обязательных к прочтению
рекомендовали Владислав Сурков, Вячеслав Володин
и даже глава КПРФ Геннадий Зюганов,-
но естесственно,- только в понимании о России
без всякого сочетания с "фашизмом"
Ильина, который противостоял фашизму Гитлера
в перенаправление в чёрную сторону...
Ибо,- свастика солнца у древних русов Руси
и древних ариев Индии, индуизма, Тибета
и тибетского буддизма сводили свастику
в круговорот Солнца к Добру, а не в тьму !!!
В 2022 году Зюганов заявил,
что «превозносимый ныне Иван Ильин
слагал оды во славу германского фашизма»,
и сообщил об утверждении Ильина в 1948 году
о том, что «фашизм был прав, поскольку исходил
из здорового национально-патриотического чувства».
В последнее время цитаты и тексты Ильина
широко используются в заданиях для ЕГЭ.
За пределами России имя Ильина долгое время
не пользовалось широкой известностью,
за исключением круга специалистов по Гегелю.
В 2018 году американский историк Тимоти Снайдер
опубликовал книгу «Дорога к несвободе»,
в которой исследовал влияние философа
как на мировоззрение российского президента,
так и на современную российскую политику.
С его точки зрения, идеи Ильина способствовали
"фашизации" РФ, подхватив обвинялки Вероны,-
экс-депутАтши РФ,- Вероники Крешининниковой.
В 2021 году на заседании международного
дискуссионного клуба «Валдай» Путин сказал:
«Я читаю Ильина, да, читаю до сих пор»,
а в 2022 году процитировал его в речи
об аннексии четырёх украинских регионов.
\\\\* Память *////
Перезахоронение останков Деникина и Ильина
в России. Могила Ивана Александровича
и Натальи Николаевны Ильиных в Донском монастыре.
В конце 1956 по инициативе вдовы философа
было создано Содружество имени профессора И.А. Ильина.
В него вошли Р.М. Зиле, Е.М. фон Баумгартен,
А.А. Квартиров, К.Е. Климов.
Картина «Мыслитель (портрет философа И. А. Ильина)».
Художник М. В. Нестеров. 1921—1922
В октябре 2005 года прах Ильина и его жены
перезахоронили на кладбище Донского монастыря
в Москве, рядом с могилой А. И. Деникина
и недалеко от могилы И. С. Шмелёва.
Четыре года спустя Владимир Путин за свой счёт
поставил Ильину новое надгробие.
В 2005 году общественная всероссийская
организация качества (ВОК) учредила медаль
имени И. А. Ильина и производит ежегодные
награждения ею специалистов, внёсших
значительный вклад в обеспечение качества.
В апреле 2008 года в Москве
на старейшем здании МГУ на Моховой улице
была установлена мемориальная доска
в память об Иване Ильине —
выпускнике и преподавателе университета.
15 июня 2012 года в Екатеринбурге
возле Уральского института бизнеса
имени Ивана Ильина открыли ему памятник.
В Санкт-Петербурге создали Православный
юридический фонд имени профессора И. А. Ильина.
Председатель Фонда профессор Олег Гурьевич Каратаев.
С 2013 года на базе Государственного университета
морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова
и Санкт-Петербургской духовной академии
фонд проводит Международную научно-практическую
конференцию «Ильинские чтения».
В июле 2023 года в РГГУ была учреждена
Высшая политическая школа имени Ивана Ильина,
которую возглавил философ Александр Дугин.
В апреле 2024 года на платформе cha№№№g
появилась петиция от имени студентов РГГУ
с требованием убрать имя Ильина с их альма-матер.
Свидетельство о публикации №224052401569
Не вижу конкретики "гадости".
Факты на бОчку**
Артур Живаго 24.05.2024 23:43 Заявить о нарушении
Мария Березина 01.06.2024 21:23 Заявить о нарушении
Марийка из-за БЕЛОФОЛОСОФА щИмитЪ...**
Ну до кОликов мене рас-смешИла*****
Артур Живаго 01.06.2024 23:59 Заявить о нарушении