Хранитель прошлого
Касаюсь своего прошлого руками, душой и сердцем. Разве есть будущее у меня, если я одновременно не принадлежу прошлому?
* * *
Как часто - в сравнении с временами моей юности и молодости - доводится теперь слышать ставшее расхожим выражение "жить надо сегодняшним днем". По правде сказать, я даже и не припомню, чтобы раньше давали такой совет, якобы помогающий справляться с трудностями жизни, не растрачивая свою нервную энергию на ненужные переживания.
Философия сегодняшнего дня: "Прошлого уже нет, будущего еще нет, поэтому жить надо настоящим".
При беглом, поверхностном взгляде, эта сентенция выглядит более чем справедливо, однако... Приглядевшись внимательнее к миру вокруг и к самому себе, нельзя не увидеть, что по-настоящему существует как раз прошлое! Ведь то, что мы называем настоящим, есть ни что иное, как "фронт бытия", движущийся из прошлого в будущее подобно тому, как движется известный нам из физики "фронт волны". Хочется - по аналогии с морской стихией - назвать это гребнем волны, венчающим собой весь предшествующий процесс ее формирования. Ведь все, что с нами происходит в этой жизни - результат ВСЕГО совокупного нашего прошлого, создавшего эту иллюзию НАСТОЯЩЕГО, становящегося прошлым уже в самый момент своего возникновения.
А если отвлечься от своего ближайшего окружения и взглянуть, к примеру, на звездное небо над головой, то ни о каком наблюдаемом настоящем вообще не может идти речи! Ведь нашему взору открывается поистине миллиардолетняя история Вселенной, доносимая от звезд, находящихся на расстоянии сотен, тысяч, миллионов и даже миллиардов световых лет от Земли. Даже наши родные солнечные лучи достигают Земли через восемь минут после своего возникновения! Даже Луну, до которой "рукой подать", мы видим из прошлого с задержкой на 1,3 секунды... Строго говоря, все, что нас окружает, в том числе и мы сами, - все это пусть даже на ничтожнейший отрезок времени, но отстоит от того, что принято считать "настоящим".
Обо всех этих, очевидных для каждого из нас вещах, говорится здесь не из желания соригинальничать, взглянув на жизнь нашу под каким-то необычным углом зрения. И тем более, это не посягательство на создание какой-то новой "теории относительности". Отнюдь. Только что сказанное - лишь приходящая на ум параллель из мира физического. Сказать же хочется совсем о другом - о мире нашей души, о мире духа.
Обычно, когда дают совет "жить сегодняшним днем", "жить настоящим", делают это из добрых побуждений - чтобы помочь другому избавиться от боли переживаний за свои ошибки, "отпустить" тяжелые мысли, перестать "зацикливаться" на том, что изменить уже нельзя. При этом обязательно подчеркивают, что не о забвении былого, не о стирании из памяти тяжелых событий идет речь, но лишь о том, чтобы "не жить прошлым", не "тащить за собою прошлое".
Отдавая должное этому искреннему желанию помочь ближнему своему, вынужден сказать: такой метод (если назвать это методом) есть все же некий самообман.
Дабы не "растекаться мыслью по древу", скажу просто: наше прошлое - со всеми его радостями и горестями, со всеми добрыми делами и постыдными поступками - все это есть мы сами, находящиеся на том самом "гребне волны" бытия, несущей нас в будущее и одновременно с этим являющейся нами самими. Поэтому призыв "не жить прошлым" внутренне противоречив: мы сами, осознающие себя разумные существа, и есть наше прошлое. И только прошлым и благодаря прошлому мы живы не только как существа биологические, но - что куда важнее - как существа духовные. Именно ради и по причине этого, последнего, обстоятельства и пишутся сейчас эти строки. В сущности, разговор наш сейчас о совести человеческой и о способности человека к покаянию. Причем без намерения свести все к очередной религиозной проповеди. Что, конечно, не исключает и не должно исключать обращение к примерам из книг духовного содержания. Так, рассматривая вопрос об освобождении сознания человека от боли гнетущих его постыдных воспоминаний, невольно вспоминаешь одно место из Евангелия, о котором будет сказано чуть ниже. Сперва же - о понимании покаяния, как некоего единовременного события в жизни человека - когда он, принеся искреннее покаяние, получив отпущение грехов и причастившись после Литургии, считается свободным от совершенных прежде и исповеданных ныне грехов и может, не оглядываясь на прошлое, жить дальше со спокойной совестью, стремясь, конечно, не повторять свои ошибки.
Выглядит это вполне логично и пристойно, да только...
Еще Митрополит Антоний Сурожский некогда говорил идущему к нему на исповедь примерно следующее: "ты не у меня прощения проси и не у Бога - ты не меня обидел и не Бога, но другого человека. Вот прежде у него попроси прощения". Какое это глубокое восприятие жизни! Как далеко оно от чуть ли не юридических отношений с Творцом: я Тебе раскаяние, а Ты мне - отпущение грехов и спокойную совесть. Такое отношение - не Новый Завет любви, принесенный Христом, но все та же ветхозаветная "торговля" с Богом. И Митрополит Антоний вскрывает ее самым явственным образом. Настоящее покаяние должно быть раскаянием перед тем, кому я сделал больно, кого предал, кого не смог понять и утешить. И это все - в прошлом, которое уже не изменишь, но это прошлое можно проживать заново в искреннем раскаянии души своей, со всей силой слезной молитвы и упованием на жизнь будущего века, как сказано в Символе Веры. Ведь как есть память смертная (нужная, чтобы не относиться легкомысленно ни к жизни, ни к смерти), так необходима человеку и память грехов им совершенных. Иначе - исподволь, незаметно настигает нас обольщение и прелесть - ощущение собственной праведности, подводящее к краю пропасти эгоизма и самолюбования. И здесь упоминавшееся место евангельское у Матфея (12, 43-45): изгнанный из человека нечистый дух, не найдя себе пристанища, возвращается в дом свой и, находя его "незанятым, выметенным и убранным", приводит с собой других злых духов и живут они в человеке. "И бывает для человека того последнее хуже первого".
Не то ли происходит с людьми, внимающими многим современным "гуру", проповедующим оставление чувства вины, "позитивное отношение" к жизни, избавление себя от угрызений совести, уверенность в том, что ты сам - творец своей жизни, а Вселенная будет такой, какой ты сам ее себе представишь; а также венчающее все это наставление "полюби сам себя" (поскольку - "как ты можешь любить других, если не любишь себя самого?"). Вопрос о любви к себе и другим требует особого внимания, поэтому отложим его на некоторое время. В остальном же такой "позитив" по сути готовит в душе человека то самое "чисто выметенное" жилище, в котором смогут поселиться духи тщеславия, безразличия и эгоизма - возможно даже худшие, чем изгнанные прежде.
Нет, не все так просто на пути духовном - отбрось темные мысли и переживания, не рви душу из-за того, что изменить уже нельзя, твори свое будущее созидающей, "позитивной" мыслью - и ты уже свободен и совершен!..
Очень хорошо сказал о совершающемся в нашей жизни Архимандрит Савва Мажуко:
"Любой поступок - навсегда. Поэтому жизнь наша так трагична и серьезна. Этой простой истины не понимают люди, обвиняющие христиан, что мы тут все хорошо устроились: греши да кайся, и Бог все простит. Бог простит, но моя история, моя биография - это и есть мой портрет, мое лицо, моя личность. Все остается. Чем страшнее проступок, тем больше усилий требуется, чтобы искупить его. Прощение не отменяет труд искупления, поэтому так хорошо живому - у него еще есть время исправить хоть что-то".
Очень верные и точные слова. От себя лишь добавлю, что именно поэтому так важна ЖИВАЯ память прошлого - ведь она не просто "память О прошлом", но действующая в человеке ЖИВАЯ сила, соединяющая его со всеми, кто был в его жизни, и кто незримо продолжают присутствовать в ней. Нет, не присутствовать, а жить. Жить и действовать через тех, кто остался до поры в этом мире. Поэтому так важна память об ушедших, душевное соединение с ними. Иначе пустым звуком будут для нас известные слова Блаженного Августина о том, что "у Бога нет ни прошлого, ни будущего. У Бога есть одно развернутое настоящее".
Сколь же важно не прятать свой собственный "портрет Дориана Грея" в потайной комнате, не занавешивать его от своего же собственного взора, но пытаться сделать казалось бы невозможное - искупить самой жизнью своей и своей памятью падения собственного прошлого.
В заключение хочу обратиться к упомянутому выше призыву полюбить себя. Опять же - кажется мне это или нет - но не слышал я этих слов в своем очень далеком уже детстве, юности, да и много позже. Ныне же столь часто это звучит с дополняющим разъяснением: как ты можешь любить других, если себя не любишь? Как будто любовь это что-то вроде умения плавать или играть в пинг-понг, которому не научишь другого, не владея умением сам.
О любви на протяжении веков сказано столько, что даже неловко пытаться что-либо добавить. Но задумаемся сейчас о самом, пожалуй, важном для нас: только одно из сказанного о любви Апостолом - "любовь не ищет своего". Да, в первом послании Коринфянам и многое другое о любви сказано, но это видится наиглавнейшим. Да, именно так - любовь не ищет своего! В этом вся суть. Любовь может быть направлена только вовне, на того, ради кого ты способен осуществить в миру и в сердце своем великое таинство любви. В этом таинстве нет места расчету или самолюбованию, ожиданию взаимности или надеждам на воздаяние в "жизни будущего века".
Есть же в нем иное - самоотдача и искреннее стремление сделать счастливым другого. В этой предельной точке, если она случается, человек поистине уподобляется Богу. Поэтому только так мы способны верно понять хорошо известное "Бог есть любовь".
И как далеки от такой любви многочисленные советы подобные тому, что начать в любви нужно с самого себя, поскольку только в этом случае мир будет к тебе благосклонен. Но ведь самих себя мы и так достаточно любим, ежеминутно заботясь о своих удобствах, удовольствиях и безопасности. Куда уж больше!
Поэтому как не заметить, что здесь в душу человека под прикрытием красиво выстроенных фраз и кажущейся их справедливости пробирается все тот же эгоизм, поставление себя в центр всего, восприятие мира сквозь призму потребностей собственного "я". Сколь это на деле далеко от идеала подлинной любви к миру и к людям вокруг!
А наша душа - она и есть тот хранитель прошлого, без которого жизнь человеческая не может состояться. Ведь не интеллектуальные умения и не способность "покорять природу" делают нас в полной мере людьми, но то невыразимое словами, что делает нас причастниками всего прошлого, настоящего и даже будущего.
Свидетельство о публикации №224052401621
"Верните мне моё прошлое, там у меня было светлое будущее."
Ольга Ваккер 22.08.2024 18:17 Заявить о нарушении
Что же касается Ваших слов "Верните мне моё прошлое, там у меня было светлое будущее", они очень хорошо звучат и очень трогательны в устах искреннего человека. Однако мы понимаем, что оказавшись чудом в собственном прошлом и при этом "забыв" про сотворенное с нашим участием будущее, мы прошли бы ровно тот же путь. Вот если бы помнить все, что еще только должно случиться в нашей жизни и иметь возможность исправить свои ошибки и прегрешения... Но это было бы равносильно сотворению другой, новой Вселенной. И здесь я вынужден остановиться и умолкнуть, поскольку, как уже сказал, не имею возможности как-либо описать Бога ли, Высшую ли Силу или же Источник всего сущего.
Спасибо.
Дмитрий Новиков Винивартана 22.08.2024 23:30 Заявить о нарушении
Тут необходимо учитывать возраст человека, в молодости (в настоящем) кажется, что всё будущее впереди. С наличием жизненного опыта наше восприятие будущего уходит в прошлое.
С уважением,
Ольга Ваккер 23.08.2024 10:35 Заявить о нарушении
Можете ли Вы пояснить её, если она есть?
Спасибо.
Леонид Истомин 25.08.2024 00:01 Заявить о нарушении
"А наша душа - она и есть тот хранитель прошлого, без которого жизнь человеческая не может состояться. Ведь не интеллектуальные умения и не способность "покорять природу" делают нас в полной мере людьми, но то невыразимое словами, что делает нас причастниками всего прошлого, настоящего и даже будущего." - по сути, замечательно и верно сказано.
Просто, о душе уже столько сказано и написано, что лично мне, не особо интересно обсуждать эту тему, постоянно повторяюсь в комментариях.
Душа - это связь человека с Богом, со Вселенной. Не подвластная времени связь. Опыт - это фонарь, освещающий путь только его носителю. Ещё недавно прочитала (что поверилось), что вода хранит память прошлого, а некоторые народы, в старину верили, что вода хранит души людей после их смерти. И что смысл слова душа отождествляется со смыслом слова совесть.
Ольга Ваккер 25.08.2024 13:41 Заявить о нарушении
У меня впечатление, что Вы, говоря в этом контексте о "прошлом", на самом деле имеете в виду не прошлое, а воспоминания.
Прошлое ведь очень обширно и велико..
И я вовсе не уверен, что прошлое вообще можно как-то хранить.
Результат, плоды прошлого - да, но само прошлое?
Если знаете, скажите, мне очень интересно!
Леонид Истомин 25.08.2024 18:23 Заявить о нарушении
Ольга Ваккер 25.08.2024 19:23 Заявить о нарушении
Прошлое, например, это то, что случилось с Вами 2 сентября 2005 года. Или казнь Емельяна Пугачева. Открытие Америки Колумбом, падение тунгусского метеорита... Это всё в прошлом, это всё прошлое.
Поэтому я и подумал, что "прошлым" Вы называете воспоминания..
А память и памятник - это настоящее. Вы же ведь живя в настоящем вспоминаете что-то. Сегодня Вы вспоминаете то, что было, скажем, 4 года назад. Памятник это тоже настоящее, он же сейчас стоит, сегодня...
Я просто хочу сказать, что прошлое и память это абсолютно разные вещи.
Леонид Истомин 25.08.2024 20:44 Заявить о нарушении
Когда и чем формируется прошлое?
Ольга Ваккер 26.08.2024 10:28 Заявить о нарушении
Так что прошлое - все, что лежит в основе бытия нашего - пережитое, выстраданное, сознаваемое. Мы же сами подобны "режущей кромке" инструмента, взаимодействуя с миром и в каждое новое мгновение создавая все новые и новые формы его. Кто - увлеченно, кто - поневоле, но все мы, как в одной книге сказано (увы, забыл сейчас, где) "влечемся к действию свойствами от природы исходящими".
Спасибо.
Дмитрий Новиков Винивартана 27.08.2024 01:00 Заявить о нарушении
Вот, например, сегодня я могу сделать то, или другое. Могу вести себя так, или иначе. Единственно только от прошлого будет зависеть мое сегодняшнее или завтрашнее поведение? Если да, то где самосознание?
Если только прошлое определяет мою жизнь, и это всегда так - сегодня так, вчера тоже было так, 20 лет назад было так, в день рождения было так, в прошлой инкарнации было так, тогда что получается? Значит надо идти назад до самого первого воплощения, где, очевидно, должен быть какой-то момент, когда что-то со мной произошло - непонятно как, ведь прошлого же ещё не было, - что-то, что и определило все мои последующие жизни, в тот момент и самосознания ещё не было... А теперь мы живём как бы по инерции?
Будущее никак не определяет наши жизни?
Получается, что будущего вообще и нет, есть только прошлое? В том смысле, что и завтра, и через 8 лет моя жизнь будет определяться тем, что было тысячелетия назад?
С этим согласиться я не могу...
Ты сейчас скажешь, что это я придумал, и что ты ничего такого не говорил. Но это только продолжение мыслей, которые ты высказал - что прошлое определяет наше самосознание, и не только .. Я просто продолжил мысль. В том, что ты говоришь, будущему просто нет места... Но это прошлое, чёрт возьми, должно же где-то иметь начало! То есть когда-то, в какой-то момент быть будущим..
Вот это очень важный вопрос на самом деле.
Страдание.
Я думаю, Достоевский ошибается. Сознание появляется тогда, существо воспринимает свои границы, свою обособленность от всего остального мира. Сознание исчезает когда этого нет. Это давно известно и через опытное исследование. Человека помещают в ванну с водой температуры его тела, свет выключается, никаких звуков тоже нет. То есть прекращаются все внешние впечатления. Через какое-то время человек отключается.
Я думаю, то же самое будет и с животным, хотя я об этом ничего не слышал...
Конечно, без страданий полноценной жизни не будет. Но и без наслаждений. Не будь наслаждения, человек вообще не захочет жить. Они необходимы. И с животными так же. Если у животного нет наслаждений, или их очень мало, такое животное совершенно меняется, и по его виду можно понять это...
(Есть, конечно, аскеты, но, кажется, они испытывают некий род утончённого наслаждения от своих мучений, да и полноценной их жизнь не назовёшь...)
Ну, вот столько пока, для разминки...
А что думает об этом Ольга Ваккер?
Леонид Истомин 27.08.2024 04:19 Заявить о нарушении
С этим согласиться я не могу..."
С этим и я согласиться не могу. Потому что через 8 лет моя жизнь будет определяться прошедшими тысячелетиями плюс 8 лет.
Ты сразу много вопросов поднял, я предпочитаю отвечать хорошенько обдумав - когда сам чувствую, что хоть немного удовлетворен тем, что говорю. Поэтому пока ответил только на этот твой вопрос. И, прости, ты как-то упускаешь, что многое мы с тобой уже обсуждали и я к тем выкладкам сейчас не обращаюсь.
Дмитрий Новиков Винивартана 27.08.2024 04:58 Заявить о нарушении
"... через 8 лет моя жизнь будет определяться прошедшими тысячелетиями плюс 8 лет".
То есть, этих будущих 8-ми лет как бы для тебя не существует.. Ты и их уже видишь как прошлое, а не как будущее. В этом-то всё дело.. Ты словно вычёркиваешь себя (свою индивидуальность) из жизни, то есть из авторства событий. Словно ты пассажир...
Да, продолжим потом, я считаю этот вопрос одним из центральных...
Леонид Истомин 27.08.2024 05:36 Заявить о нарушении
Будущее - это ведь не только то, что ждёт человека впереди, это ожидаемый результат наших действий, происходящих в настоящем.
Думаю, что настоящее определяет будущее, и решает, какой нажитый опыт (и в каком соотношении страдания и наслаждения) сделает нас настоящими. (в настоящем)
Ольга Ваккер 29.08.2024 20:30 Заявить о нарушении