Ваимкан

  (ст."Слухи о невероятных артефактах в библиотеке Ватикана продолжают волновать историков и исследователей",Засекреченная Хроника,2024) "Многие знают о знаменитых пожарах,разрушивших библиотеку Ивана Грозного,Александрийскую библиотеку и другие, но одна библиотека каким-то образом избежала этой участи и продолжает пополняться новыми артефактами,возможно,спасенными из тех самых сгоревших библиотек.Эта библи-отека содержит более полутора миллионов редких книг со всего мира,150 тысяч древ-них манускриптов,и общая длина полок составляет 85 километров.Как получилось,что самое маленькое государство на планете владеет самой грандиозной коллекцией знаний человечества? Благодаря обширной и разветвленной шпионской сети сюда веками стека-лись исторические документы,архивы ученых и политиков,отчеты путешественников и археологов.В отличие от Александрийской библиотеки,эта библиотека никогда не подв-ергалась разграблению,не страдала от пожаров,и можно только догадываться,какие ценности там хранятся.Ведь помимо основных залов,куда ежедневно допускается поря-дка 150 ученых,есть еще и секретные архивы,куда доступ имеют только избранные.Посмотри-те на это изображение.Не кажется ли вам,что храм Ватикана очень похож на храмы в других странах? Первые архивы Ватикана в виде свитков и рукописных книг стали собираться еще с IV в.по официальной хронологии.Датой основания современной ват-иканской библиотеки считается 1475 г.,когда была издана соответствующая була па-пы Сикста IV.В начале XVII в.было построено отдельное здание,в котором размест-ился секретный архив.Доступ в эту часть библиотеки уже тогда был строго огранич-ен.Все тайное когда-то становится явным,и каким-то образом просочилась информа-ция об огромном количестве секретных комнат и тайных проходов,использовавшихся в прошлом для хранения особо важных документов и артефактов.Среди этих документов есть книги,которые долгое время скрывала библиотека Ватикана.Среди них тайный список пап XVI в.,сочинения Коперника,эзотерические труды таинственного Джона Ди и знаменитый «Молот ведьм»,где подробно описывается,как инквизиция уничтожала цвет европейского генофонда.Время от времени просачивается информация и об арте-фактах,о которых не принято говорить,поскольку они разрушают картину мира,внуша-емую человечеству на протяжении,как минимум,300-400 лет.Что-то из этого списка, возможно,является легендой, а что-то– тщательно скрываемой информацией.Перечис-лим пять тайн,которые по преданиям скрывает библиотека Ватикана.Машина времени или ватиканский хроновизор? Если верить легенде,он был создан командой лучших ученых со всего мира,среди которых были Энрико Ферми,разработавший первый ядер-ный реактор,и Вернер фон Браун,один из создателей космических летательных аппа-ратов.По виду хроновизор напоминает очки,надев которые можно увидеть определен-ные моменты прошлого.Технология работы этой машины времени заключается в обраб-отке электромагнитного излучения,оставшегося от прошлых событий,и его преобразо-вании в визуальные образы и аудио.Так,отец Брюн утверждал,что стал свидетелем распятия Христа,а отец Пелегрина Эрнетти рассказывал,что он своими глазами видел выступление римского сенатора Цицерона в 63 г.до н.э.Помимо этого ему удалось услышать речи Наполеона и проследить за Иисусом Христом на Тайной вечере.По сло-вам Эрнетти,с помощью хроновизора можно не только перемещаться в прошлое,но и делать снимки.В 1972 г.итальянский журнал "Le Domenica del Corriere" опубликовал фотографию Христа,якобы сделанную с помощью той самой машины времени,однако поз-же выяснилось,что это подделка.А вот отец Пеллегрина выпустил стенограмму поте-рянной пьесы "Теитист" Квинта Эния на оригинальной латыни,утверждая,что исполь-зовал хроновизор.Конечно,многие усомнились в правдивости этой информации.Вскоре проект хроновизора был закрыт,а все реальные доказательства его возможностей уничтожены.Утверждается,что такой приказ был дан папой Пием XII,который особенно боялся раскрытия многих тайн Ватикана. Некоторые исследователи убеждены,что Ват-икан и по сей день пользуется чудо-средством для путешествий в прошлое.Скептики же считают,что такая машина действительно могла существовать,но,скорее всего,она производила мистификацию по принципу дополненной реальности.Возможно,уже тогда были доступны возможности нейросетей, и изображения на хроновизоре были всего лишь смоделированы.Дьявол,бродящий по архивам.В любом уважающем себя замке долж-но быть свое привидение.Библиотека Ватикана и тут не исключение.Согласно некото-рым источникам,среди древних фолиантов бродит сам прародитель зла.В 2010 г.стар-ший экзорцист Ватикана,отец Габриэле Аморт,заявил:«В стенах хранилища скрывается сатана».Это заявление повергло всех в шок.Священник посвящал много времени изу-чению и проведению обрядов экзорцизма.По его словам,он регулярно общался с самим дьяволом.«Сатана— чистый дух,хотя иногда он появляется как бушующее животное»,— признался он однажды.Габриэле Аморт объяснил,что все события,охватывавшие катол-ическую церковь последние годы,включая скандалы и коррупцию,были спровоцированы самим дьяволом.Его слова подтверждал папа Павел VI,который в 1972 г.говорил,что «дым сатаны» проник в храм Бога.Можно считать это метафорой, можно- мистификац-ией,уж больно говорящая фамилия у старшего экзорциста.Но если вспомнить католич-еские черные мессы,то приходится признать,что и впрямь что-то нечисто.Документы, отрицающие распятие Христа.По предположению новозеландского писателя Майкла Бай-джента,именно в этой библиотеке должны храниться документы,доказывающие,что ист-ория Иисуса Христа несколько иная,чем та,что нам известно.Байджент утверждает, что Мессия еще долгие годы жил после своей предполагаемой смерти в 33 году н.э. В подтверждение своей версии исследователь приводит данные из документа,найден-ного французским священником Беренжером Соньером в церкви Ренн-ле-Шато.Этот док-умент содержал истинные сведения о тех событиях.Согласно легенде,Ватикан выкупил у Соньера ценный документ,заплатив огромные деньги за его молчание.Но это,конеч-но,тоже всего лишь версия.А вы как думаете? Внеземные артефакты.Ватикан хранит не только тайны прошлого,но и остается хорошо оснащенным институтом,следящим за научными и техническими вопросами.Сегодня Ватикан не отрицает возможность сущес-твования иных цивилизаций и регулярно проводит конференции по астробиологии,акт-ивно используя ватиканскую обсерваторию для поиска планет,подобных Земле.Есть версия,что это лишь прикрытие,а на самом деле Ватикан давно знает об иных цивил-изациях и хранит тайну их существования в своих архивах.Существует информация, что тут хранились останки инопланетян еще до Розуэльского крушения НЛО в 1947 г. Несколько лет спустя в архивах появились странные черепа с удлиненными головами и маленькими лицами,напоминающие инопланетян.Вот так выглядят фотографии,найден-ные нацистами в 30-х годах,внеземных артефактов,обнаруженных в взломанном неким немецким хакером архиве Ватикана.В сеть попала целая серия фотографий якобы три-дцатых годов прошлого века,где группа немецких офицеров нацистской Германии поз-ирует рядом с загадочными предметами,найденными ими во время секретных экспедиц-ий в Египет и Антарктиду.Известно,что нацисты неоднократно совершали секретные экспедиции в разные части света,в том числе в Тибет,на Ближний Восток и в Антар-ктиду.Однако многое из найденного ими до сих пор остается неизвестным широкой общественности или засекреченным.Вот что пишут по этой теме в англоязычном сегм-енте сети интернет.В одном из взломанных разделов секретных архивов Ватикана оп-исывается невероятное событие.Группа высокопоставленных нацистов раскопала древ-ние инопланетные артефакты в Египте и Антарктиде во время секретных экспедиций по Северной Африке и Южному полюсу.Эти артефакты с загадочными древними письмен-ами,которые,как считается, предшествовали человеческой цивилизации,обладали пар-анормальными свойствами. Эта секретная глава Второй мировой войны остается до сих пор закрытой для широкой общественности, поскольку назначение, истинная сила и происхождение этих инопланетных артефактов остаются неизвестными для историков . Конечно, современные технологии позволяют сфабриковать и не такие фотодокуме-нты,так что вопрос остается открытым.Тайны ведической цивилизации и древней ист-ории славян.Мы неоднократно писали о ведических артефактах,которые явно не соот-ветствуют официальным представлениям о древних технологиях. Разумеется,в Ватика-не хранится огромное количество обнаруженных ведических источников,в том числе с описаниями этих технологий.Но есть и еще одна тема,которая скрывается не хуже.В передаче "Человек и закон" ведущий Алексей Пиманов показал фотоснимок,сделанный кем-то из его знакомых в библиотеке Ватикана.На нем была изображена карта госу-дарства этрусков,и в этом нет ничего удивительного.Никто не скрывает,что этруски жили в Италии гораздо раньше самих итальянцев,а затем ушли из полуострова куда-то на северо-восток.На ватиканской карте было показано,куда именно они ушли.К северо-востоку от Италии изображалось одно огромное государство- Этрурия.Нарисо-вано оно было примерно так же,как в средние века европейцы рисовали неведомуюТа-ртарию.Мало кто знает,что даже название государства Ватикан уходит корнями в эт-русскую культуру.Ватикан стоит на Ватиканском холме,где ранее находился некропо-ль этрусков.Свое название гора получила в честь этрусской богини подземного мира Ватеки.Этим этрусским словом также называется сорт винограда с очень острым,гор-ьковатым вкусом и трава предсказателей.Мы уже делали материал об этрусках и о том,как они связаны со славянскими народами.Напомним лишь некоторые факты.Они любили бани,сжигали умерших на погребальных кострах и хранили в курганах,носили длинные бороды.Были философами,геометрами,строителями городов,изобретателями во-енных машин и художниками.А якобы нечитаемую письменность этрусков удалось отча-сти расшифровать,используя в качестве ключа именно славянские языки.Сегодня это тщательно скрывается,но уже точно известно,что славяне тут жили.Во втором тысяч-елетии до нашей эры Италию населяли такие славянские племена,как опичи,омбричи, воличи,любичи,речанья,моравы,лучанья,пелигины и лиры.На севере обитали венеды, об этом прямо говорится в работах русского историка XIX в.Николая Веселовского. Документы,хранящиеся в библиотеке Ватикана,могли бы пролить больше света на эту древнюю историю,но это идет вразрез с нынешней исторической парадигмой.Что дума-ете?"
  (ст."Тайна происхождения тюрков до сих пор не раскрыта,как,впрочем,и тайна происхождения славян",Исторический понедельник,2024) "Публикация представляет собой размышления о гипотетических общих предках тюркских народов,которые сегод-ня так разобщены по разным признакам,что порой создается впечатление– корни,по крайней мере у части из них,кардинально разные.Также в публикации представлен научно-популярный очерк доктора исторических наук В.В.Алексеева «Предки тюркских народов»,который,хотя появился в старом советском журнале еще в далеком 1971 г., но доверие к нему больше,чем ко всем «тюркологическим» материалами из целой Вик-ипедии.КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КАНАЛА.Помню времена,когда считалось,что чело-вечество разделено на три расы– европеоиды,монголоиды и негроиды.Но впоследствии оказалось,что ни в одну из этих рас невозможно впихнуть еще целую кучу народов, например,китайцев,малайцев,полинезийцев,да и американские индейцы тоже не вписы-ваются в эту «трехмерную» теорию.И оказалось,что кроме белых,негров и монголов есть еще такая раса,как австралазийская (кто-то называет ее австралоидной,или веддо-астралоидной,что неправильно).В эту расу входят все народы из тихоокеанс-кого региона– из Китая через Австралию,Океанию и Южную Америку в Америку Северн-ую.Таким образом мы видим,что монголоидная раса,считавшаяся самой крупной,сегод-ня очень сильно сжалась,превратившись в самую маленькую.Однако эта маленькая ра-са так сильно повлияла на окружающие народы,что некоторые из них совсем от монг-олоидов не отличить,хотя они и считаются европеоидами или австралазийцами.В осн-овном это китайцы и тюрки,которых монголы в разные времена завоевывали и измени-ли этногенез большей части этих народов.Например, очень многие китайцы по виду напоминают монголов,но далеко не все. Настоящий китаец никогда не будет похожим на монгола,он больше походит на гавайца или индейца,и это совсем не странно,так как все они– одной расы– австралазийской.Особняком тут стоят японцы,которые точ-но произошли от монголов,хотя в их этногенезе приняли участие и другие народы, но очень малочисленные.Отсюда и такая нелюбовь японцев к китайцам– чисто расовая непримиримость.Монголы не один раз завоевывали китайцев,а почему бы и японцам этого не сделать?Но не получилось.Хотя надежда умирает последней,а Вселенная– вечна.Также монголы очень сильно повлияли и на тюрков,и многие тюркские,то есть европеоидные,народы сегодня не отличить от монголов,например,якутов,казахов и узбеков.Являясь тюрками,и говоря на тюркских языках,эти народы сохраняют зрител-ьную память о давнишнем покорении их монголами,хотя,конечно,не все казахи, узбе-ки и якуты имеют монголоидные черты лица.Мало того– турки вовсю носятся с идеей создания единого тюркского пространства под названием Великий Туран Правда,идея эта такая же эфемерная,насколько эфемерными были другие подобные этно-националь-ные идеи прошлых лет– пангерманизма и панславянизма.Дело в том,что большинство тюркских народов являются гражданами государств,которым этот Великий Туран и в страшном сне не приснился(Россия,Китай,Иран и др.).А те государства,которые явл-яются самостоятельными(Азербайджан,Казахстан,Туркмения и др.)очень слабо понима-ют,зачем им,с их богатыми ресурсами,объединяться с нищей по сути Турцией- госу-дарством,которое в той или иной степени «на ножах» исключительно со всеми окру-жающими его соседями.Нет,тюркский мир разнообразен по своим возможностям и целям ,даже по культурам,чтобы начать какие-то реальные шаги к своему объединению.Это такой же миф,как и пресловутые пангерманизм и панславянизм.Даже родственные нар-оды все разные,разные у них и цели,за примерами ходить далеко не надо.Вот,напр-имер,одни арабы сердечно дружат с Израилем,а другие мечтают снести его с лица Земли.А ведь арабы– это более тесный этнос,чем тюрки.Или взять славян– все знают о часто неразрешимых противоречиях,существующих между славянскими государствами (Сербия,Хорватия,Россия,Украина,Польша,Болгария,Чехия,Словакия и др.– в разных комбинациях).Да и германцы не собираются друг с другом соединяться– так и живут они в разных государствах– в Германии,Австрии,Швейцарии,Люксембурге.А если прис-овокупить к германским государствам и Англию,то тут всё еще печальнее– две разо-рительные мировые войны начались именно из-за противостояния этих двух групп ан-глосаксов,правители которых происходили даже из одной семьи,то есть фамилии.Но тюрки– не какой-то там народ,это целая конгломерация народов,объединенная языком и генетикой,хотя культура у многих из них совершенно разная.Ну,это и неудивител-ьно,потому что тюрки сегодня расселились на большей части Азии и даже проникли в Европу(гунны,венгры,болгары,турки,татары и некоторые другие).Однако в целом тюр-ки– народ(в общем и целом)хоть и европеоидный,но родина его находится на просто-рах Азии.Многие ученые считают,что конкретно предки тюрков вышли из тайги Вост. Сибири и довольно успешно расселились от Китая до Европы.Однако наука тюркология так и не ответила на множество вопросов,связанных с тюрками,и в основном с их истинным происхождением,хотя наука эта довольно серьезная,и историей тюрков зан-имаются во многих странах,включая Россию и США.Очень большое значение изучению происхождения тюрков придают в Турции.Турки на каком-то основании считают себя предводителями всех тюркских народов,впрочем,судя по уровню развития турецкой (ранее– османской)государственности,мнение это может быть не беспочвенным.Почти все современные тюркские государства,кроме Турции,появились на карте мира как самостоятельные единицы только в прошлом столетии,поэтому турки и посчитали,что способны научить своих этнических собратьев чему-то,что имеют только они.Можно привести еще множество примеров,когда родственные,по сути,народы как минимум не собираются друг с другом кооперироваться.А тюрки настолько разные,что часто одни из них даже и не подозревают о существовании других,хотя говорят на родственных языках и имеют похожие гены.В этом смысле тюрков можно даже идентифицировать как отдельную расу– пятую,и она такая разнообразная,как разнообразны европейцы в Ев-ропе,негры в Африке или индейцы в Америке.Интересно,что вся эта разнородность тюрков приводит к очень неожиданным открытиям.Вот,например,сегодня у ученых нет никакого конкретного представления о происхождении татар,которые считаются самым тюркским(после турков,естественно),если так можно выразиться,тюркоязычным наро-дом.Судя по довольно серьезным исследованиям Y-ДНК гаплогрупп татар,наиболее ра-спространенная группа в их крови- ирано-славянская– R1a(34,1%),потом идет N3 (18,3 %- характерная и для Северной Азии,и для Северной Европы),а за ней- R1b (8%),характерная в основном для Зап.Европы.Если подумать над этими цифрами,то становится понятно,что на целых 34 процента современных татар по гаплогруппе R1a можно напрямую идентифицировать с восточными славянами,и на немалую часть проце-нтов– с западными европейцами.Практически ничего азиатского в генах татар нет, хотя и считается,что они тюрки,пришедшие с просторов Азии.А то,что они говорят на тюркских языках– это не имеет никакого значения.Многие современные народы се-годня говорят на чуждых им языках,вполне успешно позабыв свои древние родные,за примерами ходить далеко не надо– английский язык уже далеко не англо-саксонский, а французский– далеко не кельтский.И вот,как прикажете объяснить происхождение тюрков-татар,когда они по генетике со своими другими сородичами имеют очень мало общего? А может и славяне,у которых с татарами на целую треть общей генетики–то-же тюрки?Если принять во внимание все эти моменты,то все тюркологические теории нужно пересматривать если не в корне,то очень сильно.Ну ладно,замнем этот вопрос для будущей ясности,а пока что,прежде чем начать серию публикаций об очень инте-ресном по своей сути тюркском мире,хочу предложить своим читателям один интерес-ный научно-популярный очерк,посвященный поискам общего предка всех тюркских нар-одов.Конечно,об этом можно очень много прочитать сегодня в Википедии,однако в Википедию даром пишут все кому не лень,а,как известно,«лечиться даром– даром ле-читься»(с).То есть все сведения,которые публикуются в бесплатном ресурсе неизве-стно кем и неизвестно с каким научным качеством,можно трактовать так же,как и Библию– кто что хочет,тот то в ней и вычитает.Я же хочу предложить хоть и попу-лярный,но достаточно научный труд,написанный ответственным ученым– доктором ист-орических наук профессором Вениамином Васильевичем Алексеевым(род.в 1936 г.).Оч-ерк «Предки тюркских народов» появился в старом советском журнале «Наука и жиз-нь» еще 53 года назад,в №5 за 1971 г.Тем не менее хочу засвидетельствовать факт – ничего нового о тюрках с того времени наука не узнала.Именно поэтому я хочу предварить свою серию публикаций именно этим произведением,тем более написано оно живо,совершенно не сухим научным языком.А там уж мои читатели пусть и решают – имеет ли ценность этот очерк,или нет.ПРЕДКИ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ.Этногенез,происх-ождение народов,- одна из увлекательнейших проблем науки,проблема комплексная, проблема стыка и пересечения разных научных дисциплин.Формально она приписана к этнографии,но занимаются ею археологи и лингвисты,историки,фольклористы и искус-ствоведы.Антропологи не составляют в этом ряду исключения.Доктор исторических наук В.АЛЕКСЕЕВ.Происхождение тюркских народов и языков- одна из интереснейших глав востоковедения,созданная упорным трудом русских,скандинавских,немецких исс-ледователей.Могильные камни с большими надписями на древнем тюркском языке отк-рыли европейской науке новый мир буйного кочевого быта,мощное государство тюрков в Монголии.Памятники VII-VIII столетий,выбитые на камнях особым,руническим алф-авитом,донесли до нас живую тюркскую речь сравнительно поздней эпохи,когда язык был уже развит,когда на нем создавалась вольная,как степной ветер,поэзия,когда сами тюрки стали могучей силой на северных окраинах танского Китая.Ясно,что ист-оки тюркских народов и языков нужно искать много раньше,на рубеже н.э.или еще раньше,в скифское время.Гунны говорили на одном из тюркских языков- таково наиб-олее авторитетное мнение современной науки.Несколько сот лет тюрки,подобно были-нному русскому богатырю Илье Муромцу,сиднем сидели в Монголии,набираясь сил,муж-ая,увеличиваясь численно,затем расправили плечи,и волна этого движения в лице гуннов докатилась до Зап.Европы.А затем началось: передвижения,переселения по всей Евразии и монгольское нашествие на Русь Батыя.Так некогда единый тюркский мир Центр.Азии расчленился На отдельные очаги,на группы родственных народов.Раз-личные условия жизни,или,точнее,географическая среда,довершили это разделение, способствовали формированию различных антропологических типов.ЖИТЕЛИ ТАЕЖНОЙ ЛЕ-НЫ.Самым северным из тюркских народов,заброшенным в глухие уголки вост.-сибирс-кой приленской тайги,считаются якуты.Среднее течение Лены- могучей полноводной реки C песчаными островами,заросшими сосной,и огромными заливными лугами по бер-егам,ее притоки Вилюй и Алдан- вот места их расселения.Тут и застали их русские при освоении Лены.Первым землепроходцам казалось,что этот народ жил тут всегда, занимаясь отгонным скотоводством,разведением коней,земледелием.Впервые этногра-фией якутов с научных позиций занялись политические ссыльные,много сделавшие для изучения Сибири.В конце ХІХ в.двое ссыльных,В.Серошевский и Э.Пекарский,исслед-овали язык,обычаи и нравы местного населения.А уже после отбытия ссылки Серошев-ский опубликовал свои наблюдения о жизни и хозяйстве якутов B отдельной книге. Пекарский составил и издал огромный словарь якутского языка и несколько сборни-ков якутских легенд и сказаний.Последние- для нас незаменимый и очень полный ис-точник; ведь в них очень много говорится о жизни якутов вокруг Байкала и на южн-ой Лене.Многие обычаи их тождественны обычаям более южных народов- бурят и монг-олов.Впоследствии оказалось,что даже породы крупного рогатого скота и лошадей имеют удивительное сходство с забайкальскими и монгольскими.В сороковые годы ра-скопками и разведками известного советского археолога А.П.Окладникова на реке Лене и в прилегающих к ней районах было установлено,что человек заселил эти ме-ста еще в неолите(примерно несколько тысячелетий назад),а южные районы еще рань-ше- в верхнем палеолите.Но тогда всплыл огромной важности для истории Восточной Сибири вопрос: кто жил на Лене в те времена? Можно ли считать якутов исконным населением этих мест,или же это пришлый народ? Если народ пришлый,то когда якуты стали жить на Лене?Противоречивые факты,полученные разными науками,заставляют обычно по нескольку раз придирчиво и с пристрастием,я бы сказал,с недоверием пр-исматриваться к ним,оценивать их значение в общей системе доказательств.В данном случае решающее слово оставалось за антропологами.Этнографические данные были весьма неопределенны,а археологический материал не был правомочен решить вопрос, кто здесь жил.Поезжайте на теплоходе по Лене- вы увидите удивительно живописные места.Начиная приблизительно с Витима,будут сначала редко,потом все чаще попада-ться якутские деревни.Внешне эти деревни ничем не отличаются от русских: одна улица,по обеим сторонам которой стоят за высоким дощатым забором дома.Живут тут невысокие,плотные монголоиды,большеголовые,с прямыми черными волосами,на крупных лицах блестят черные щелки глаз,бросаются в глаза мощные скулы и приплюснутый плоский нос,на щеках и подбородке- никакой или почти никакой растительности.И очень много метисов- сахаляров,как зовет их местное население: голубоглазые или сероглазые,иногда со светлыми или пепельными волосами- русские,ну,совсем русские по внешнему виду,а говорят по-якутски.Русский язык знают неплохо,но чувствуется, что это не их родной язык.Это- смешанное население.И совсем другое вы увидите далеко на Севере,в якутском «ночлеге»,например,в Толоне на Витиме.Там бросается в глаза поразительная чистота,единообразие антропологического типа,без всякой европеоидной примеси: утрированная монголоидность.Это самый высоколипый(мы более привыкли к термину «длиннолицый»)народ на земном шаре,более высоколицего нет.Да и по ширине лица якуты близки к мировому максимуму(см.фото).Уже после Великой Отечественной войны была составлена антропологическая классификация сибирских народов.Среди восточносибирских народов ученые выделили три антропологических типа: арктический,центральноазиатский и байкальский.Арктический тип- это очень черноволосые и черноглазые,довольно темнокожие люди- чукчи и эскимосы.Байкаль-ский тип- волосы прямые,но с примесью каштановых оттенков,встречаются люди прос-то с темно-каштановыми волосами и светло-карими глазами.К нему относятся эвенки и эвены,тунгусо-маньчжурские народы Амура,- словом,настоящие таежники,люди,век проводящие в тайге на охоте,удивительные следопыты и звероловы.Центральноазиат-ский тип(черные глаза и волосы,жесткие и прямые)распространен южнее,в степных районах Сибири,степных и полупустынных районах Центральной Азии.В Центральной Азии представители этого типа- монголы и тувинцы,в Забайкалье и Прибайкалье- бу-ряты,на Алтае- алтайцы (племенное объединение,называвшееся раньше алтай-кижи)и теленгеты.Якуты так же черноволосы и черноглазы,так же жестковолосы,как эти нар-оды.Они типичные представители центральноазиатского типа,без всякой примеси как-ого-либо другого.Этот вывод сначала был встречен с недоверием.Ведь палеоантропо-логи,изучая аборигенное неолитическое население тайги(и Лены в частности),отнес-ли его к байкальскому типу.Тогда получается,что якуты- народ пришлый.Вот когда, наконец,стали понятны отрывочные упоминания о южных байкальских связях якутов.
Теперь мы можем связать в единое целое все знания о якутах,полученные археоло-гами,этнографами и антропологами.Так,до появления якутов на Лене жили тунгусо-маньчжуры,а в первой половине первого тысячелетия нашей эры они были оттеснены к северу вторгшимися с юга- из северного Прибайкалья и Забайкалья- предками якут-ов,которые принесли на Лену новый антропологический тип и тюркский язык.Якутск-ая колонизация продолжалась и в последующие века.Во всяком случае,уже на глазах русских,где-то в XVII- XVIII вв.,якуты широко расселились по Вилюю.НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НА БЕРЕГАХ КАСПИЯ.Азербайджан- страна гор и солнца,одуряющей жары, пыльных низменностей,древней скотоводческо-земледельческой культуры и самых чер-новолосых и смуглых людей в Советском Союзе.Они среднего роста- высокие люди в Азербайджане встречаются редко.Кажется, этногенез азербайджанского народа не составляет проблемы: их предки связаны с тюркским миром и пришли на территорию нынешнего Азербайджана в эпоху раннего средневековья,принеся тюркский язык и му-сульманскую религию.Но там,где сейчас живут азербайджанцы,на той же самой терри-тории было на рубеже н.э.государство Агвания(Албания- так называли его древние авторы).Нерасшифрованная письменность древних агванов скрывает еще многие исто-рические тайны ее народа.Как эти люди относятся к азербайджанцам- были ли агваны их деды,боковые родственники или никто,случайно попавшее на ту же землю племя?
Культура древней Агвании изучена хуже,чем культура древней Грузии или древней Армении,но культурные традиции и преемственность между агванами,или,как их еще называют,албанами,и азербайджанцами есть.Непосредственная ли это генетическая преемственность или просто культурное влияние более древнего народа на поздний?
Неясно.И чтобы понять это,нужно изучить и сравнить антропологический и палеоан-тропологический материал.Много еще здесь пробелов,много еще в трактовке самих антропологических материалов спорных положений,но наметилось и нечто твердое, устойчивое,отлившееся в определенные формы,сбросившее гипотетическую оболочку и превратившееся в факт.Азербайджанцы- антропологически особый народ Кавказа,пред-ставители своеобразного типа,характерного только для жителей Азербайджана и нек-оторых этнических групп Южного Дагестана.Этот тип называется по-разному: восто-чно-средиземноморским,закаспийским,просто каспийским.Вслед за крупнейшим отечес-твенным антропологом Виктором Валериановиче Бунаком,заслуженным исследователем и знатоком антропологии Кавказа,мы будем называть его каспийским.Это особая,самос-тоятельная единица,составная часть индо-афганской расы.Очень смуглые,очень черн-оволосые,очень черноглазые люди(см.фото)- вот что такое индо-афганская раса.В нее включаются народы Афганистана и Северной Индии,отдельные этнические группы Ирана.Не правда ли,странно- язык азербайджанцев тюркский,а по своему физическому типу они почти тождественны народам Афганистана и Индии,говорящим на языках сов-сем других систем,где никогда не бывало тюрок.Палеоантропологический материал древних погребений,несмотря на немногочисленность- у нас имеется серия скелетов, раскопанных на западе Азербайджана при строительстве Мингечаурского водохранил-ища,- свидетельствует о том,что антропологический тип древнего населения был та-ким же,как современный.Это были узколицые миниатюрные каспийцы.Значит,агваны(ал-баны)не дальние родственники азербайджанцев,а их деды и прадеды.Но сравнительный анализ антропологических данных может повести нас еще дальше- в еще более глубо-кую древность и в иные страны.Туркмен изучали многие антропологи,среди них рабо-тал и известный антрополог 20-30-х годов Аркадий Исаакович Ярхо.Он оставил боль-шое,очень продуманное исследование об антропологическом типе туркменского народа ,людей с заметной монголоидной примесью,большей,чем у узбеков,а подчас и совсем с монголоидной физиономией,роднящих их с казахами или даже с киргизами(см.фото).
Но если исключить эту примесь,если «снять» мысленно с физического типа туркмен поздний монголоидный налет,что и сделал Ярхо,то туркмены могут быть признаны так же,как и азербайджанцы,представителями каспийского типа,а,следовательно,и индо-афганской расы.Исторически это выглядело так: какие-то древние люди с чертами индо-афганской расы переселились из мест своего первоначального обитания- из Афганистана или Северной Индии- на север,в оазисы пустынь Средней Азии и Вост. Закавказье.В первом случае они составили основу туркмен,во втором- стали основ-ным компонентом в будущем ядре азербайджанского народа.Этот факт,важный для этн-огенеза азербайджанцев, вспомнил я,однако,еще и потому,что Туркмения позволяет перебросить мост от современного населения к еще более древнему,жившему до ран-него железного века.В поселениях на юге Туркмении- в Кара-Тепе,Геоксюре- раско-паны погребения поздненеолитической эпохи и изучены скелеты людей,таких же узк-олицых и очень европеоидных. Таким образом, если истоки физических особенностей современного населения в Азербайджане восходят к эпохе раннего железа,то в Тур-кмении- к эпохе позднего неолита.В целом древние каспийцы,или,шире,индо-афганцы ,- явление,наверное,неолитического,а возможно,и более раннего времени.Это небо-льшое отступление было сделано для того,чтобы показать,как близко к корню этно-генетического дерева докапываются антропологи.Так как же решает антрополог проб-лему происхождения азербайджанского народа? Племена,говорившие на языках,родств-енных языкам древнейшего населения Передней Азии,а частично,может быть,и индоев-ропейских,переселились на территорию нынешнего Азербайджана с юго-востока где-то в эпоху позднего неолита или бронзы.По своему физическому типу они ничем не отл-ичались от современного населения.Спустя несколько тысячелетий,в середине или в конце I тысячелетия нашей эры,их мирное развитие было прервано нашествием массы кочевников- сельджуков.Но местное население не приняло завоевателей,оттолкнуло их от себя: с ними не заключались браки.Словом,они так и остались силой грозной, чуждой и пугающей.Единственно,что удалось насадить насильно,с помощью меча,- яз-ык.Таковы исторические факты,новые,нужные,важные и интересные факты,заставляю-щие менять привычные,устоявшиеся представления и с древней истории Закавказья и в оценке исторического взаимодействия народов Закавказья,Передней и Южной Азии.
ПОТОМКИ ХАЗАР.В этой главе речь пойдет об очень маленьком народе,а точнее,этни-ческой группе- о караимах.Живут они в основном в Крыму,а,кроме того,в небольшом литовском городке Тракае.Караимы- своеобразное сочетание тюркского языка и иуда-истского вероисповедания.Исторический парадокс.Иудейское вероисповедание мы при-выкли связывать с Палестиной,с Передней Азией и со Средиземноморьем,тюркский яз-ык находим у людей центрально-азиатского происхождения,а тут и то,и другое- у одного народа.Но парадокс этот точно создан для того,чтобы оправдать бытовую ис-тину: ничто не ново под луной.Он тоже не нов: хазары,сыгравшие такую печальную роль в русской истории,говорили,как и караимы,по-тюркски и исповедовали иудаизм. Может быть,между ними есть какая-нибудь связь? Ведь известно,что хазары в XII-XIII вв.осели в Крыму.Но сами караимы,их духовенство,а вслед за ними и ученые вели происхождение от колен израилевых и доказывали это,цитируя древние свяще-нные книги.Сколько таких комментариев к священным книгам иудеев и библии можно найти на страницах «Караимской жизни»- журнала,издававшегося караимами в начале века! Итак,мы видим весьма запутанный клубок,в котором предстоит разобраться.
Представления самих караимов о своем прошлом,их историческая традиция явно тен-денциозны.Нечего и думать о том,чтобы опереться на них как на серьезно продуман-ные и аргументированные положения.Попробуем разобраться в тех,пусть немногочис-ленных,фактах,которые имеются в наличии.Первый и основной факт- тюркоязычность хазар.Хазарские имена,отдельные слова из хазарского языка донесли до нас в своих записях средневековые географы и путешественники.По ним тюркологи-лингвисты вос-становили облик вымершего языка,смогли не только доказать принадлежность хазарс-кого языка к тюркской языковой семье,но и сблизить его с современным караимским языком.Это факт знаменательный и важный еще и потому,что господствующей религией в Хазарском царстве был иудаизм.Значит,не только язык сближает караимов с хазар-ами,но и религия.Как же разрешает эти парадоксы антропологический материал- пов-едет он нас от одного парадокса(современного парадокса- караимов)к другому(древ-нему парадоксу- хазарам)или он разрубит тонкую паутину наших предположений,ска-жет: нет,не похожи караимы на хазар,между ними нет никакой физической близости?
Караимы и в Литве,и в Крыму- темноглазые и темноволосые люди,в их облике преоб-ладает южное.Казалось бы,это аргумент в пользу лженаучной концепции- происхож-дения от колен израилевых.Однако и хазары южный народ,и они могли быть черново-лосы и черноглазы.Но в источниках сказано: когда хазары осаждали в эпоху средне-вековья Тбилиси,грузины,дразня хазарского кагана, вынесли на крепостную стену его шутовское изображение- тыкву,на которой были прорезаны узкие щелочки вместо глаз,а вместо бороды привязана редкая мочалка.Как ни гадай,это- красноречивое свидетельство монголоидности хазар или их кагана.Но антропологи только грустно молчали или пожимали неопределенно плечами,когда их просили прокомментировать это сообщение: не было до недавнего времени никаких объективных антропологиче-ских данных,чтобы судить,правду говорит источник или он отклоняется от истины. Не было этих данных до тех пор,пока не начали раскапывать городище Белую Вежу на Дону.Известный советский историк и археолог,знаток хазар,их истории и культуры, Михаил Илларионович Артамонов на основании географических,топографических,исто-рических,археологических и иных сопоставлений отождествил это городище с Саркел-ом- столицей Хазарского царства.Раскопки показали,что это был людный город с не-приступными укреплениями,богатый и процветающий,торговавший со многими странами. Жили в нем славяне,кавказцы и выходцы из Средней и Центральной Азии.Весьма пес-трое население.Раскопки города велись планомерно из года в год,находились и рас-капывались могильники,собирались скелеты древнего населения.Их привозили десятк-ами и сотнями в Ленинград- в Музей антропологии и этнографии АН СССР,где они тщательно обследовались профессором Гинзбургом и его сотрудниками.Почти тридцать лет велись раскопки города,почти 30 лет Вульф Вениаминович Гинзбург копил палео-антропологический материал.Несколько лет тому назад результаты этой грандиозной работы были опубликованы.Подобно культурной и языковой пестроте,не меньшей была в Саркеле пестрота антропологическая: там были и круглоголовые,с огромными нос-ами,сверкающие черными глазами армяне,плосколицые и почти безбородые монголоиды, сероглазые славяне и черноглазые и черноволосые хазары.И все равно раскопки в Белой Веже- Саркеле ничего не давали для понимания происхождения караимов.В кон-це прошлого века Константин Сергеевич Мережковский,антрополог и археолог,энтуз-иаст крымской археологии,раскопал караимское кладбище в Крыму и собрал там серию караимских черепов.Теперь можно было соединить два звена в одну цепь.Звенья-  антропологический тип хазар и караимов,цепь- прямое сравнение строения черепов у тех и других.Но соединятся ли эти звенья,не распадется ли цепь,войдет ли в оба звена или к одному может не подойти?Те черепа,которые происходят из хазарских кладбищ,или,лучше сказать,из вероятных хазарских,ибо точной,стопроцентной увере-нности нет при расстоянии в тысячу лет и немом в прямом смысле(при почти полном отсутствии письменности- найдены лишь отдельные знаки)археологическом материале, - черепа людей-европеоидов с небольшой,но четко заметной определенной монголои-дной примесью.У караимов этой примеси нет.Отличаются караимские черепа от хазар-ских и строением черепной коробки.Значит,все-таки между караимами и хазарами нет прямой преемственности,значит,правы были караимские священники,выискивая сказа-ния о деяниях предков в древних священных книгах иудеев? Такой вывод кажется ед-инственно возможным,но это вывод преждевременный.Известно,что часть хазар пере-селилась в Крым после падения Хазарского царства.В Крыму тогда в горах жили люди ,нам этнически неизвестные: возможно,это были потомки тавров,древних, исконных жителей Крыма.Неизвестен и язык,на котором они говорили.Зато известна их культу-ра: они оставили великолепные пещерные города- Мангуп-Кале,Эски-Кермен и другие, воздвигнутые на абсолютно неприступных скалах.И до сих пор города поражают живо-писностью расположения и продуманностью укреплений.Известен физический тип этих горожан.Сотни раскопанных могил на окраинах городов позволили археологам собрать сотни скелетов,а антропологам- установить,что эти люди по своим физическим при-знакам могут стоять в одном ряду с хазарами и караимами,но занимают в нем край-нее положение.У них были очень резко выражены европеоидные черты: носатые,резко профилированные лица,без всяких следов монголоидности.А вот если сравнить строе-ние хазарских, караимских и крымских черепов, то заметим, что караимская серия как раз занимает срединное место,между хазарской и крымской.Таким образом,напра-шивается сам собою вывод: караимы связаны с хазарами прямой и непосредственной генетической преемственностью; они происходят от хазар,а не от древних иудеев,с которыми этнически не имеют ничего общего.Но,переселившись в позднем средневе-ковье в Крым,их предки вступали в браки с местным населением,монголоидная приме-сь при этом растворилась,и появились некоторые новые черты(см.фото).Так антропо-логия- прозаическое для неспециалистов измерение черепов,научный подсчет средних цифр этих измерений- открыла еще одну многовековую тайну.ПОДВОДИМ ИТОГ.Мы позна-комились с тем,как антропология помогла народу найти свою прародину(якуты),мы убедились в том,что антропологический анализ может открыть автохтонность,местн-ые корни народа,которого считают пришлым(азербайджанцы),мы проследили с помощью антропологических данных процесс становления народа из разных компонентов(кара-имы)- все это,не выходя за пределы тюркской языковой семьи и тюркских народов."

  "Само слово простить восходит к прилагательному простой, то есть прямой,прав-ильный.В русском языке это значение сохранилось в выражении простой путь, значит – прямой,правильный.Все эти употребления слова простой возможны,потому что прос-тить исконно означало выпрямить,исправить.Это подсознательно понимает каждый ребенок,который,провинившись,говорит матери: «Мама,прости,я больше не буду».Ког-да мы просим прощения у ближнего и взываем– прости,тем самым обещаем исправиться и обязаны исполнить обещание,ведь закон русской жизни «сказано– сделано».Русский народ понимал прощение грехов именно как исправление грешника,а прощение обид, как исправление обидчика.В этом,пожалуй,наша национальная особенность в отноше-нии к собственным грехам и к нанесенным нам чужаками обидам.Там,где другие наро-ды,каясь,оставляют свои грехи в стороне от себя или возлагают свои грехи на как-их-нибудь козлов отпущения,мы,русские,клятвенно обещаем исправиться.В силу зако-нов родного языка мы имеем также и волевое стремление прощать обиды другим,то есть исправлять их, искореняя зло на земле.Именно в исконном смысле слова проща-ть кроется ключ к той самой черте долготерпения русского народа.Мы сначала ава-нсом прощаем обидчика,мы прощаем преступника,при этом подсознательно будучи убе-жденными,что в результате нашего прощения наш обидчик или преступник должен исп-равиться,должен восстановить справедливость по отношению к нам,должен загладить обиды и покаяться– делом покаяться в своих преступлениях перед нами.Но если эт-ого не происходит,если наглый обидчик не желает отступать и наглеет с каждым дн-ем все больше,русские начинают исправлять его сами.Ведь он же непременно,с нашей языковой точки зрения,требует прощения.Если не хочет исправляться сам,его испр-авим мы и тогда с легким сердцем простим.Окончательно.Как тамбовские крестьяне. Сколько таких частных актов русского прощения накопилось уже в наши дни! Кондоп-ога,Харагун,Ставрополь,Сагра…Предупреждаем каждый раз наших обидчиков в трагиче-ские эпохи русской истории: «Мы,русские,вас простим,но вам же будет лучше,если исправитесь сами». Т.Миронова "Броня генетической памяти".(История в историях, 2024)
  (ст."Государственный язык древней Руси: на каком диалекте общались князья",Ки-риллица,2024) "В Киевской Руси,объединившей под своим крылом самые разные в кул-ьтурном отношении княжества,начиная приблизительно с VII-VIII вв.и заканчивая примерно XIV-XV вв.,разговаривали на древнерусском языке.На сегодняшний день эт-от выросший из праславянского языка диалект,считается мёртвым.Однако именно из него позже зародились основы русского, белорусского и украинского языков.Пестр-ота говоров.Устная вариация древнерусского языка возникла из симбиоза говоров славянских племён с вкраплением речевых конструкций и терминов,заимствованных у соседних народов.Данное взаимопроникновение диалектов стало возможным после объ-единения восточнославянских племен в единое Киевское государство и налаживания контактов с и прочими народами.Население столичного Киева отличалось этнической пест-ротой,а значит и лингвистическим разнообразием.С течением времени местные и диа-лектные особенности языка сгладились и образовали единое устойчивое древнекиев-ское койне или функциональную форму языка,которая использовалась в повседневном общении носителями разных говоров.В структуре древнерусского языка присутство-вали все разновидности славянских диалектов,которые объединялись в Южнорусскую в Киеве,дре-внерусский язык,бесспорно,оказал влияние на говоры таких мощных центров как Нов-город,Смоленск,Ростов,приобретя статус общерусского языка.В то же время лингвист Георгий Хабургаев полагал,что древнеславянский язык явился воплощением сближения или даже совпадения лингвистических сущностей сразу 5 восточнославянских диале-ктных зон,таких как северо-западная,северо-восточная,центральная,юго-западная и южная.Несколько иное видение было у филолога Андрея Зализняка,выделявшего всего 2 огромных диалектных пласта древнерусского языка.Первый назывался северо-запа-дным типом и был распространён на новгородско-псковских землях,которые в своё время охватывали территории современной северной Белоруссии и европейского севе-ра России.Второй именовался южным типом и распространял свое влияние на районы нынешней Украины,а также центральной и восточно-европейской России.Письменная традиция.Помимо устного диалекта у древнерусского языка в X-XI вв.появилась от-носительно систематизированная письменная форма,которая использовалась при сост-авлении юридических документов.Одни лингвисты считают,что в основе письменного языка лежал древнекиевский диалект,другие полагают,что его фундаментом был цер-ковнославянский язык,ставший инструментом написания летописей и религиозных соч-инений.В общем,исследователи сходятся во мнении,что для Киевской Руси была типи-чна диглоссия,то есть своеобразная культурно-языковая обстановка,при котором пи-сьменный язык сосуществовал с отличающейся от него повседневной речью.Но,несмо-тря на это разделение,оба языка находили точки соприкосновения друг с другом и демонстрировали процессы взаимопроникновения,благодаря чему народная речь обог-ащалась компонентами художественной литературы,а последняя,в свою очередь,насы-щалась элементами устного говора.Яркими литературными образцами,при написании которых использовались лексемы,как из церковнославянского,так и древнерусского языка,являются «Повесть временных лет»,«Житие Феодосия Печерского»,«Слово о зак-оне и благодати»,«Сказание о Борисе и Глебе»,«Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха»."
  (ст."Александр Невский: как на самом деле выглядел легендарный князь",Кирил-лица,2024) "Александр Невский это великий полководец,русский национальный герой и знаковая фигура в нашей истории.Князя неоднократно изображали на портретах,ка-ртинах и иконах,но каков он был внешне— в точности нам неизвестно.Только словес-ные описания из летописей позволяют составить представление о его чертах лица. Жизненный путь Александра Невского.Настоящее имя князя— Александр Ярославович, но его прозвали Невским.В XIII в.он княжил в Новгороде,Киеве и Владимире.Его гл-авные военные достижения— победа над шведами в 1240 г.в Невской битве и победа над тевтонскими рыцарями в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере в 1242 г. Великий князь защищал русские земли от набегов татар,литовцев,шведов.Он был иск-усным дипломатом и налаживал хорошие отношения с западными и ордынскими правите-лями.Но далеко не все историки о нем положительного мнения.Многие его критикуют, хотя сам факт,что имя Александра Невского на слуху и есть в школьных учебниках, говорит о том,что личностью он был незаурядной.В 1262 г.князь Александр Невский отправился в Орду на переговоры с ханом Берке.Тот планировал собрать войско из русских для противостояния своему противнику хану Ирану Хулагу.В Орде князь вне-запно захворал и вернулся в свои владения.Некоторые историки считают,что болезнь не была случайностью— Невского отравили.Умер он 14 ноября 1263 г.в возрасте 47 лет.Перед смертью Невский успел принять схиму под именем Алексия.Тайны вокруг мощей Невского.Первоначально мощи князя были захоронены на территории Владимирс-кого Рождественского монастыря.Но в 1724 г.их вывезли по инициативе Петра I в Санкт-Петербург.Мощи Александра Невского поместили в монастырь,который с 1797 г. стал называться Александро-Невской лаврой.Все эти почести были не случайными,ве-дь еще в 1547 г.православная церковь канонизировала князя и причислила к лику святых.Но произошло это не из-за деяний князя,а его мощей,которые не подвергал-ись тлению.Многим людям взмывающий на коне в небо Невский даже показывался в ви-дениях.Но из записей Никоновской и Воскресенской летописей XVI в.следует,что 23 мая 1491 г.останки великого князя и полководца сгорели.Летописи же XVII в. опро-вергают эту информацию.Они говорят,что мощи не только уцелели,но еще и приобрели целебную силу.В мае 1922 года серебряную раку с мощами князя Александра Невского открыли. По словам очевидцев в ней обнаружились кости разных людей. Какие из них принадлежали именно Невскому неизвестно. Раку с мощами передали в Эрмитаж. Там она долго лежала в запасниках, пока в 1989 году не была перемещена в Троицкий собор Лавры. Помимо этого частицы мощей Невского еще хранятся в Храме Александра Невского в Софии, Успенском соборе Владимира и Александро-Невском храме уральс-кого села Шурала.Как же на самом деле выглядел Невский.Прижизненных изображений великого князя не существует,хоть он и был популярен в России.Но это не случай-ность.Вплоть до правления Ивана Грозного не было принято рисовать портреты Рюри-ковичей.Если же присмотреться к изображениям Невского на иконах и в летописях, то можно заметить массу отличий во внешности.В летописи «Житие Александра Невс-кого» его внешность описывают так: «красота лица его была как у Иосифа Прекрас-наго,а сила его была частицей силы Самсоновой,голос у него был подобен трубе и его хорошо слышал народ».В статье В.В.Долгова от 2015 г.внешность князя описы-вается так:«борода у него была как у Козмина,а из-под схимы виднелись кудрявцы, испод был димчат,в руке сжат свиток,сам князь был в плечах широк».В 1942 г.был учрежден орден Александра Невского,но на нем изобразили актера Николая Черкасо-ва.Именно он сыграл князя в фильме «Александр Невский».У многих резонно возник-ает вопрос,почему же было не восстановить внешность князя по его останкам.Ведь в этом помогает методика М.М. Герасимова,которая уже давно опробована и доказала свою эффективность.Но тут есть сложности именно с идентификацией самих останков. Какие из них принадлежали именно Невскому— неясно.На покрове(посмертном покрыв-але)XVII в.изображение Александра Невского существенно отличается от общеприня-тых стандартов,которые рисуют славянского богатыря.В нем проглядываются восто-чные черты.Но тут ничего удивительного нет,ведь мать Невского княгиня Феодосия была половецкой княжной.В те времена Рюриковичи часто брали в жены половчанок. Все это и создало вокруг внешности Невского много загадок и вопросов."

  (ст."Что показала экспертиза останков Юрия Долгорукого,основателя Москвы? Длинные ли у него руки?",Русичи,2024) "Раз уж у нас сложился стихийным образом цикл материалов про исследование останков значимых фигур в русской истории,то давайте продолжим его интересной темой про князя Юрия Долгорукого.Вернее,про его руки.Были ли они у него длинными на самом деле? Или прозвище является чисто фиг-уральным?В принципе,так в учебниках и пишут- мол,все время боролся за Киев,пото-му и Долгорукий.С другой стороны,кто там за Киев в те годы не боролся? Юрий Вла-димирович еще не самый отчаянный борец был,там и похлеще персонажи встречались. Тот же Рюрик Ростиславич,например.И что,все теперь Долгорукие? Может быть все-таки дело в его физических особенностях?Для начала большой проблемой оказалось просто найти эти останки.В источниках говорится,что князь был погребен в церкви Спаса на Берестове в Киеве.Там его долго и упорно пытались отыскать,но ничего не получалось.По этой причине в 1947 г.,к 800-летнему юбилею первого упоминания Мо-сквы,в церкви поставили просто кенотаф- пустой саркофаг.И только в 1989 г.ученые решили поискать не в самом храме,а возле него.И тут им улыбнулась удача- обнару-жилось сразу три захоронения.В одном лежали останки женщины 35-40 лет,в другом мужчины 50-55 лет с женщиной 18-25 лет,в третьем- еще одного мужчины 60-70 лет. А в источниках как раз было сказано,что князь Юрий Долгорукий был погребен рядом со своей сестрой Ефимией.Плюс там же упокоился его сын Глеб с женой.Все сходит-ся.Дальше начался анализ останков."Изучаемые кости принадлежат мужчине пожилого возраста(около 60-70 лет)довольно слабого телосложения и длиной тела(около 159-160 см),находящейся на нижней грани средних величин для древнерусского населения начала 2-го тысячелетия.Размеры стоп соответствовали размерам обуви около 40.Ра-змеры кистей несколько превышали средние стандарты для европейского населения. Склонность к повышенному жироотложению исключить нельзя.Имеется выраженный ост-еохондроз шейного(возможно также верхне-грудного)отдела,что должно было проявл-яться в наличии болей верхних конечностей(рук),обусловленных хроническим плекси-том",- такое заключение дал глава медико-криминалистического отделения Украинск-ого республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы,кандидат медицинских наук Олег Филипчук.Довольно низкого для мужчины роста был князь.Это,вообще гов-оря,противоречит его описанию,данному Татищевым:"Сей великий князь был роста не-малого,толстый,лицем белый,глаза не вельми велики,нос долгий и накривленный,бра-да малая."Измерение параметров показало,что длина рук Юрия Владимировича состав-ляла 67,2 см.И это маловато.Из всех найденных в этом захоронении скелетов она наименьшая.Но при этом размеры кистей,по заключению Филипчука,крупные.Все вместе выглядело,наверное,необычно.Потому и бросалось в глаза.Получается,что к физичес-ким параметрам князя его прозвище могло иметь самое прямое отношение."

  (ст."Уничтожение русской истории",истории от историка,2024) ""Народ,не имеющий национального самосознания— есть навоз,на котором произрастают другие народы."
П.А.Столыпин.Большевизм — это буквально власть питекантропов, дикарей,бросающих в воду золотые слитки, чтобы поглазеть на круги на воде. Власть Иванов,родства не помнящих."Декрет Совета Народных Комиссаров "О плане организации факультетов общественных наук российских университетов".от 4.3.1921 года.1.Факультеты общес-твенных наук имеют своей задачей создание кадров научно-подготовленных практич-еских работников социалистического строительства.2.В нормальный состав факульт-етов общественных наук Российских университетов входят отделения; экономическое с циклом: организации промышленности,труда,снабжения и финансово-административ-ным;правовое с циклом: судебным и административным;общественно-педагогическое с циклом: школьным и внешкольным.3..4. Исторические и филологические отделения факультетов общественных наук при российских университетах с 1-го мая 1921 г. упраздняются.Примечание.Народному комиссариату просвещения вменяется в обязан-ность к этому сроку разработать план подготовки преподавателей русского, новых и местных и восточных языков.5..,6..,7..Председатель Совета Народных Комиссаров В. УЛЬЯНОВ(ЛЕНИН).Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Н.ГОРБУНОВ.Секрета-рь Совета Народных Комиссаров Л. ФОТИЕВА"Опомнились через 13 лет.Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б)«О преподавании гражданской истории в школах СССР»,принятое 15 мая 1934 г.и положившее начало коренной перестройке всей системы историческ-ого образования в стране,восстановило исторические факультеты в структуре уни-верситетов,а затем и педагогических институтов.Не получилось без знания истории построить новый мир.Но в ходе борьбы с "буржуазным историческим" прошлым,было уничтожено множество исторических трудов,справочников,энциклопедий и учебников, которые не были написаны на основе марксистко-ленинского учения.Но самоё страшн-ое,происходило уничтожение архивов.12 сентября 1919 г.во все архивы поступило циркулярное письмо ГУАД,в котором предписывалось начать работу по выявлению под-лежащих уничтожению архивных фондов.Согласно акту № 8 от 14 ноября 1919 г. для нужд Главбума выделено к уничтожению:«1) Дела штаба Отдельного корпуса внутрен-ней стражи 1816-1865 гг.(кроме 1831,1849,1854-1856,1861 гг.)весом около 800 пу-дов.2)Дела Отдельного гренадерского корпуса за те же годы,весом около 400 пудов.
3)Ведомости о штатном, списочном и наличном состоянии войск весом около 100 пуд-ов.4)Телеграммы турецкой войны 1877-1878 гг.весом около 200 пудов.5) Дубликаты печатных приказов весом около 500 пудов.6) Дела турецкой войны весом около 2500 пудов.7) Рекрутские наборы с 1828 по 1865 г.,1500 пудов».При этом председатель комиссии по отбору дел на уничтожение З.А.Мицкевич просил ГУАД как можно быстрее дать телефонограммой разрешение на уничтожение этих материалов «ввиду настойчи-вых и спешных требований Главбума сдать в возможно большем количестве архивного материала».В том же ноябре 1919 г.,как свидетельствуют документы,было уничтожено 2000 пудов «Именных списков генералов,штаб и обер-офицеров по старшинству в чин-ах» за 1800-1913 гг.Это была весьма ощутимая потеря для архива,так как этот вид документов используется для наведения справок об офицерском составе русской арм-ии.Именные списки содержат сведения о сословном происхождении,семейном положе-нии,краткие данные о прохождении службы и наградах,дают исчерпывающие сведения о составе офицерского корпуса каждого конкретного подразделения,части,управления и т.д." Старались уничтожить ненавистное прошлое.Были уничтожены полицейские архи-вы,архивы МИДа,архивы Жандармского управления,архивы Казачьих войск и т.д.И это далеко не всё,архивы в губерниях сдавали на макулатуру.Серьезно пострадали карт-ографические материалы периода Первой мировой войны.В ноябре 1920 г.для изучения использования этих материалов в Лефортовский архив был направлен старший инспе-ктор Военно-морской и полевой рабоче-крестьянской инспекции Гуревич.Вот что он писал в акте,составленном по результатам проверки:«…При расформировании частей старой армии в архив были присланы разновременно в период 1918 г.ликвидацион-ными комиссиями расформируемых частей и прямо частями войск дела в ящиках и кул-ях; таких ящиков было около 6000,большинство без описей.Все карты и планы,обна-руживаемые при вскрытии ящиков,отправлялись в библиотеку архива,в 1920 г.бывшим управляющим архивом тов.Мицкевичем сделано было распоряжение,чтобы карты и планы ,как и прочее ненужное,отправлялись в Главбум.Из этих то ящиков,согласно заявле-нию старшего архивариуса тов.Жеребцова,работающего в данной должности с 1918 г., брались и берутся сотрудниками бумага,в том числе и карты для своих нужд.Для Бу-тырского дома принудительных работ отпущено было 10 пудов карт для оклейки окон» .Официально было запрещено уничтожать дела,не имеющие пятилетней давности.Одна-ко среди макулатуры нередко попадались приказы РВСР,губернских военных комис-сариатов,секретные приказы за период Первой мировой и Гражданской войн.Они чаще всего обнаруживались в лавке Центрархива,занимавшейся продажей книг,тиражирован-ных материалов,а также макулатуры на переработку.В октябре 1923 г.в лавке было продано 300 пудов приказов по военному ведомству по 1 руб.90 коп.золотом за пуд (курс 1 рубля золотом на тот период составлял 600 рублей денежными знаками 1923 г.выпуска).В этой же лавке на переработку было продано 100 пудов полковых исто-рий– уникальных источников,содержащих подробные сведения о создании,боевом пути и реорганизациях полков русской армии.Из полковых историй были изготовлен пакеты .Только в середине 20-х годов комиссии по проверке дел,выделенных к уничтожению, полностью развернули свою деятельность,приостановив тем самым варварское уничто-жение документов.Были подготовлены подробные перечни дел,подлежащих уничтожению; на выделенные дела составлялись подробные описи.В Лефортовском архиве за 1925-1928 гг.предполагалось выделить к уничтожению 52 150 пудов дел.Составлялись под-робные описи дел,выделяемых к уничтожению.Они утверждались протоколами специаль-ных комиссий.Всего за 1919-1931 гг.было уничтожено,согласно книге записей дел, 70 354 пуда(т.е.свыше 1125 т)материалов архива,в 1932 г.– 45 т,в 1933 г.– около 35 т.Такова неутешительная статистика потерь только одного Российского государ-ственного военно-исторического архива.Подобная участь постигла и многие другие архивы России.Ущерб,нанесенный архивам в ходе «макулатурных кампаний»,невоспо-лним.По материалам: Щербина Т.А.Макулатурные кампании в военных архивах России (1919-31 гг.)//Отечественные архивы. 1993.№ 2.С.24-28."


Рецензии