Некрасивость может впечатлять

Когда-то незабвенная актриса Фаина Раневская сказала, что "красота - это страшная сила". Конечно, я не могу с ней себя сравнивать, но тоже скажу, что "некрасивость может впечатлять". Возьмем, к примеру, какие-нибудь архитектурные объекты: смотришь на что-то и думаешь "ужас какой-то". Потом приглядишься, да нет,  в-общем, "вроде ничего так".  Посмотришь еще некоторое время, и уже кажется, что "в этом что-то есть". По аналогии с бородатым анекдотом, когда личное впечатление зависит "от количества выпитого". Давайте поговорим о некрасивой, на первый взгляд, архитектуре, которая впечатляет, если к ней присмотреться внимательнее.

Итак, как всегда я изучила разные источники в поисках нужной информации и обнаружила, что у "некрасивой на первый взгляд архитектуры" имеется научное название - "анонимная архитектура". Для тех, кто, как и я, совершенно не в курсе существования такого термина, скажу словами греческого профессора архитектуры Димитриса Филиппидиса: "Анонимная архитектура - это все те архитектурные творения, мимо которых мы ежедневно проходим мимо".

В предисловии к своей новой книге ";;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;. ;;; ;;;;;; ;;;;;;;;" он пишет следующее: "Когда мы думаем об архитектуре, мы обычно представляем себе прекрасные здания - от древних храмов до современных небоскребов – спроектированные великими архитекторами. Но есть еще и архитектурные объекты, которым не нужны маститые архитекторы. Они создаются как бы сами собой, движимые нуждой, лишениями и экономией средств".

Таким образом, можно выявить несколько основных значений, которые включает в себя понятие «анонимная архитектура»: это первичные формы, предархитектура, представляет собой древнейшую утилитарную форму строительства, начиная с того момента, когда «первые люди согнули ветки и сделали крышу».

Автор книги родился в 1938 году, окончил Афинский национальный технический университет по специальности "архитектор". В 1975 году стал преподавателем на факультете городского планирования в том же университете, а сегодня является почетным профессором архитектурного факультета. В общей сложности он написал 16 книг, а также опубликовал статьи и рецензии на книги по традиционной и современной греческой архитектуре, городскому планированию и архитектурному образованию.

В книге он подчеркивает, что актуализация интереса к непрофессиональной архитектуре произошла в 1960-е годы XX века, в процессе возникновения контекстуальных и региональных течений. И уточняет, что в трактовке Бернарда Рудофски (1905-1988, “the master iconoclast of the modern movement") это явление фигурирует под названием «беспородная архитектура» или «архитектура без архитекторов», но в греческой профессиональной среде, также как и в российской, чаще употребляется понятие «анонимная архитектура».

Хотя анонимная архитектура часто недооценивается, игнорируется и часто является "бедным родственником" классической архитектуры, ее достижения проливают свет на многие аспекты общества и повседневной жизни данного общества.

Далее автор объясняет свое решение написать книгу именно об этом: "Я почувствовал необходимость взглянуть на греческую архитектуру в целом с другой стороны, снизу вверх, изменив обычный подход к ней, навязанный официальной историографией. Взглянуть на нее с точки зрения того, как ее корни формируются в глубинах общества (возникает идея), затем развлетвляются (находятся нужные инструменты и материалы), а далее дотягиваются до неких архитектурных форм, вполне подходящих с точки зрения обывательской эстетики и предназначения (готовый объект).

В своей книге с картинками Димитрис Филиппидис рассуждает о том, что: "За каждой эстетической оценкой чего-либо скрывается предвзятость, то есть предвзятое представление о том, как должны выглядеть те или иные вещи. Конечно, не все, что мы видим в городе и за его пределами, является шедеврами, такого не бывает. Преобладающее большинство архитектурных объектов у нас, безусловно, чаще всего "никакие или стандартные, сделанные без особой тщательности", но не обязательно "плохие или "некрасивые". Когда же мы позволяем нашему взору наслаждаться даже таким вот материалом, мы начинаем лучше ценить нашу повседневную жизнь, то, что мы часто упускаем из виду.

Наконец, я понял, что "бриллианты" часто прячутся у нас под носом, если мы берем на себя труд обратить на них внимание.

Храм Святой Фотини (информация взята из блога Экскурсии по Греции)

Архитектора данного храма Костаса Папафеодораса называют «греческим Гауди», ведь в своей работе он искусно объединил не только различные стили архитектуры, но также библейские сюжеты, подвиги древнегреческих богов и других мифических персонажей.

Храм святой Фотини (или Светлана) находится в Аркадии, на территории античного города Мантинея, в свое время крупного и процветающего центра Древней Греции. Сегодня эта местность крайне пустынна и необитаема, окруженная горными склонами равнина стала домом лишь одиноким деревьям и изредка заходящим сюда стадам овец. Ну и редкие туристы тоже появляются.

Церковь притягивает взгляд, хочется повнимательнее ее рассмотреть, так как она не похожа ни на одно культовое сооружение мира. Уверенность в том, что стоишь перед древней постройкой сменяется недоверием, когда узнаешь, что храм построен в 70-х годах 20 века.

Архитектор отдал всего себя на строительство этого шедевра: жил здесь в палатке зимой и летом, применяя лишь древние технологии в постройке храма. Можно сказать это — симбиоз древнегреческой, древнеегипетской и византийской архитектуры, здесь присутствуют элементы даже католических храмов. Этот храм вызывает множество разных мнений, часто спорят по поводу его некрасивости, которая безусловно впечатляет. Не правда ли!

Кстати, у нас есть свои примеры - это дом-музей Федора Кунюхова, одного из самых известных экстремальных путешественников мира. И это не просто дом, а живописная мини-усадьба, посвящённая путешественникам и первооткрывателям разных эпох практически в центре города.


Рецензии