Никита Хрущёв о недостатках в развитии культуры

                Дорогие товарищи!
                Несмотря на многочисленные и широкомасштабные санкции со-стороны стран Запада, экономика России демонстрирует завидную устойчивость и стабильность. В тоже время ясно, что в условиях, когда мы отказались от строительства коммунизма, до которого было рукой подать, мы перешли на рыночные отношения и не имеем ясных, и определённых идеологических ориентиров. А такое государство не имеет будущего. Многие буржуазные политики откровенно говорят нам о том, что их страшат темпы роста мощи России, и пугает сила воздействия российского примера на трудящихся всего мира.  В этих условиях мы не сможем мириться с теми недостатками, которые во - всей своей глубине проявились в развитии нашей культуры.
                Наш вождь и учитель Владимир Ильич Ленин определил, что важнейшим из искусств является кино и цирк. Но это было актуально в те времена, когда мы только приступили к строительству социализма в нашей стране. Очевидно, что, несмотря на то, что у нас члены политбюро почти все являются почитателями кино и цирка, важнейшим из искусств, всё - же является литература. К сожалению, сейчас многие наши писатели проявляют непонимание этих новых процессов, происходящих сейчас в нашем государстве, они оказались недостаточно подготовленными для того, чтобы правильно оценить положение России в мире, успехи в развитии экономики на современном этапе.  В этом проявилось оторванность этих писателей от жизни. Но жизнь очень скоро покажет этим товарищам, что они заблуждаются. К сожалению, невозможно не отметить, что полностью утерян контроль, за этими писателями, которые пишут, что попало, со-стороны министерства культуры. Ведь без материальной заинтересованности далеко не уедешь. Но там, в министерстве культуры засели такие «крепкие головы», которые просто не в состоянии понять эту простую истину. В то-же время нельзя всё сваливать на министерство культуры, которое не имеет никаких инструментов для влияния на писателей. Своё бездействие в области развития литературы правительство оправдывает тем, что «мы сейчас находимся в условиях рыночных отношений». Что якобы рынок определит всё. Отсюда мы видим массу слабых в литературном отношении произведений, которые издаются огромным количеством частных издательств, которых также никто не контролирует. И что особенно опасно в стране в настоящее время издаётся огромное количество вредной иностранной литературы, которые откровенно пропагандируют враждебные нам ценности. Чиновники от культуры совершенно не заботятся о развитии нашей литературы, не проявляют никакой заботы о писателях, о которых нужно не просто заботиться, воспитывать и выдвигать наиболее достойных, но если хотите лелеять их. У нас ещё очень много чиновников, которые не могут понять, что писатели, в первую очередь хотят есть, пить, иметь хорошее жильё, одеваться, прежде чем заниматься литературой и искусством. Если вы не сумели обеспечить своих писателей всем необходимым, невозможно ожидать от них великих произведений.
                В то-же время писатели и работники культуры в большом долгу перед нашим народом. Следует признать, что у нас в среде интеллигенции нашлись отдельные нехорошие люди, которые начали терять почву под ногами, проявили известные шатания и колебания в оценке ряда сложных идеологических вопросов, выявившихся в этом противостоянии Западу. Чем объяснить подобные шатания и колебания? Они неправильно поняли существо нашей партийной критики культа личности Сталина. Они пытались истолковать эту критику, как огульное отрицание положительной роли Сталина в жизни нашей партии и страны, и встали на ложный путь предвзятого выискивания только теневых сторон и ошибок в его деятельности. Я всегда говорил, что Сталин займёт должное место в истории Советского Союза. Да, Сталин допустил много ошибок, но и он сделал много полезного для нашей страны. Положительные стороны в его деятельности мы высоко ценим и поддерживаем, а отрицательные критикуем и осуждаем. Сталина нельзя вычеркнуть из истории нашего государства. Это касается и личности Ленина. Нельзя стыдливо укрывать его мавзолей тряпкой, когда наши смертельные враги за рубежом сносят его памятники, и хотят истребить память о нём. В произведениях наших писателей проявилось необъективное, одностороннее изображение личности этих наших вождей. А тех, кто правдиво писал о нашей действительности стали называть «лакировщиками». В то-же время наших  писателей использовали и пытаются использовать реакционные силы за рубежом. Они пишут за деньги, за западные гранты и умышленно сгущают краски, злорадствуют по поводу недостатков, показывают нашу жизнь в извращённом виде в кривом зеркале, судят о нашей действительности только по запахам отхожих мест. Частные издательства в нашей стране, пользуясь своим монопольным положением на книжном рынке, в условиях полной бесконтрольности со стороны властей, издают клеветнические произведения, в том числе и иностранных авторов в огромном количестве. Мы должны решительно выступить против тех, кто выискивает в нашей жизни только отрицательные факты и злорадствует по этому поводу, пытается охаять и очернить наши порядки.
                Либерально настроенные люди могут обвинить меня в том, что призываю к борьбе. Да мы призываем к принципиальной идеологической борьбе, которую развязали и постоянно ведут наши западные враги против нашего народа. Мы хотим консолидации, сплочения всех здоровых сил нашей литературы и искусства на принципиальной идеологической основе. У нас почти совершенно отсутствует литературная критика. А хороший литературный критик может сделать очень много, это своего рода берёзовый веник для человека, который любит ходить париться в баню. Он парится и веничком себя похлопывает, потому что открываются поры и тело начинает лучше дышать, и жить становится легче. Меня могут спросить, а как быть с сатирой? Сатира всегда являлась и является одним из острейших видов оружия. Высмеивая те или иные пороки, пережитки, сатира предупреждает людей от болезни, помогает людям изживать недостатки. Сатира и впредь должна быть на нашем вооружении. Но есть и такие писатели, которые говорят, что главная задача литературы будто бы в том, чтобы выискивать всевозможные пороки и недостатки, игнорируя наши великие завоевания нашего общества. Но на кляче отрицательного, не только из болота нельзя выехать, а и по хорошей дороге далеко не уедешь. Эти писатели заходят к человеку не с парадного подъезда, а с заднего двора, с чёрного хода и оттуда начинают изображать его жизнь. У таких писателей, имена которых всем хорошо известны, уж очень своеобразная точка зрения, или, вернее, как в своё время выражался Горький, своя «кочка зрения». Другие писатели кинулись на них, но действуют хоть и активно и рьяно, но слепо, пользуясь фронтовым термином, я бы их назвал автоматчиками. Мы в своё время разгромили всех носителей ревизионистских взглядов. А вам это только предстоит сделать. Так что, как говорится, вам следует завязать узелок на память, чтобы потом при необходимости посмотреть и вспомнить, сколько там узелков и к кому эти узелки относятся. Но орудием сатиры нужно уметь пользоваться. Ведь сатира - это острая бритва, чтобы показать наросты человека и сражу же, как хороший хирург срезать их. Но здесь нужно мастерство. Правильно поступают те матери, когда не дают острых вещей детям, пока они не научатся пользоваться острыми вещами. Тем из писателей, кто ведёт борьбу против своего народа и государства, нужно сказать, что в идейной борьбе нейтральных не может быть, а если хочешь быть нейтральным – отойди от греха подальше, а то попадёт и тебе. Следует также сказать им,  правильно мы в своё время вас били. Мало, значит, мы вас били, если вы себя так ведёте.
                В жизни, в действительности, наряду с положительным, всегда существует и отрицательное, порою рядом с цветами всегда растёт бурьян. Иногда читаешь книгу, и глаза смыкаются. Хочешь прочитать, потому что об этой книге говорили товарищи в политбюро, прочитавшие её. Хочешь иметь своё мнение, но читается она с трудом, и глава закрываются сами собой.  Потрёшь  и начинаешь опять читать, а глаза опять смыкаются. И чтобы всё-таки прочитать книгу, берёшь иной раз булавку, делаешь себе уколы и тем подбадриваешься, чтобы прочитать книгу до конца. А кто в этом виноват? Автор скажет - читатель, а читатель говорит – писатель. Кто судья? А судья – народ. Только он один является объективным судьёй, и только он один имеет право оценивать книгу. Мне могут сказать, что современных читателей отпугивает большой объём книги. Возможно, меня тоже отнесут к таким читателям, но пусть меня извинят те писатели, чьи книги я понуждал себя читать с помощью булавки.
                Как-то мне сказали, что есть одна женщина, которая сочиняет стихи о колхозной жизни, хотя она и была малограмотная, но способная, и она просила дать ей квартиру в Киеве. Я ответил, что если взять её из колхоза и поселить на Крещатике, то о чём она будет писать? Она быстро зачахнет, ничего не сможет сочинить, а если захочет писать, вынуждена будет вновь поехать в колхоз. Меня тогда выслушали, но сделали всё по своему, приняли эту колхозницу в Союз писателей и дали квартиру в Киеве. Но толку из неё не вышло, потому что она была человек малокультурный, она умела только рифмовать, но ведь рифма – это ещё не поэзия. Мы должны поддерживать писателей, и давать им квартиры и дачи, но не ставить их в тепличные условия. Никогда человек не научится плавать, если его всё-время поддерживать в воде. Чтобы научиться плавать, надо товарищи  лезть в воду, надо тренироваться.
                Наши писатели не имеют право на ошибки и неудачи только тогда, когда власть заботится о них и даёт им решительно всё, отнимая у них только одно право плохо писать. Писатели – это артиллеристы. Они расчищают путь для нашего движения вперёд. Поэтому надо уметь бить точно, бить прямо по противнику, а не стрелять по воробьям или по своим. К тому же артиллерия у нас бурно развивается, как в песне: « И дубина с сохой отошли на покой, их сменила царица машина». И в войска теперь уже поступили ракеты.  А недостатки нашей литературы непосредственно отражаются на развитии нашего театрального искусства. Где взяли за моду уродовать нашу классику, под видом, так называемого новаторства. А наш зритель хочет видеть именно пьесы Чехова, а не в толковании и искажении какого-нибудь режиссёра Петрова или Сидорова, какими бы талантливыми они не были. Объявилось также огромное количество псевдо-режиссёров, которые ставят на наших лучших сценах, беспомощные спектакли и постановки на современные темы, пропагандируя ложные и враждебные нам западные ценности, скатившись зачастую к откровенной порнографии и примитивизму.
                А, что мы имеем в изобразительном искусстве. Мы там видим тошнотворную стряпню, подражающую произведениям западных художников. Мы не можем не возмущаться тем обстоятельством эти наши художники не лишённые талантов и определённых задатков, окончившие наши учебные заведения, платят народу такой чёрной неблагодарностью.  Среди работников изобразительного искусства есть много таких художников, которые чёрт знает что изображают, и потом эти свои уродливые изделия выставляют на обозрение наших граждан, называя это абстракционизмом и другими непонятными для наших людей терминами. Когда я был в Америке, мне подарили какие-то художники свои картины. Вчера я уже показывал вам эту мазню. Я их тогда спросил, что здесь изображено?  Говорят, что нарисован вид с моста на город.  Как ни смотри, ничего не увидишь, кроме полосок разного цвета. И эта мазня называется художественным произведением? Или другая картина. Видны четыре глаза, а может быть, их и больше. Вот до какого уродства доводят искусство эти абстракционисты. И это, как они утверждают, лучшие образцы американских живописцев. Если посмотреть на портреты этих художников испугаться можно. Как только не стыдно человеку тратить свои силы на такое безобразие. Противно смотреть на такую грязную мазню,  и противно слушать тех, кто их защищает. Эти люди извращенцы, у них, как говорится, мозги набекрень, с неприличной халтурой, оскорбляющей чувства людей. Я не призываю к фотографизму и натурализму в искусстве. Мы зовём к яркому художественному творчеству, правдивому отражению реального мира во-всём многообразии красок. Но это просто педерастия в искусстве. Хочется на их картины только плюнуть. Много мусора,  надо чистить. Мы не можем пройти и просто смотреть на это, как человек на берегу стоит и смотрит, вот плывёт, и хорошее, и дерьмо плывёт. Я недавно видел мазню этих художников на выставке. Всё это говно. Это педерасты! Уму непостижимо, зачем, и во - имя чего разумные и образованные люди юродствуют, кривляются, и выдают за произведения искусства свои самые несуразные поделки. Как - же ты такой красивый молодой человек мог написать такое говно. Отправить надо такого художника на два года на лесозаготовки. И вы знаете, мне там один художник заявил, что уже там был. Я тогда сказал отправить ещё на два года. В то - же время мне сказали, что там нет педерастов, все имеют семьи, работают по 12-14 часов в день. Я им ответил: значит, днём они моляться богу, а вечером продают душу чёрту.
                Большое беспокойство вызывает то обстоятельство,  что в наших кинотеатрах и на телевидении демонстрируется множество весьма посредственных кинокартин, убогих по содержанию  и немощных по форме, которые раздражают или повергают наших зрителей в состояние сонливости, скуки и тоски. В то - же время демонстрируется множество американских, дешёвых фильмов с чудовищным и разлагающим нашу молодёжь содержанием. Наши смертельные враги, мечтающие об уничтожении нашего государства, через свои ужасные  фильмы пытаются поссорить нашу молодёжь со старшим поколением, развратить нашу молодёжь и превратить их в безвольную массу, равнодушную к судьбе и независимости своего собственного государства Невозможно больше мириться с унизительным  наш народ положением, когда наши лучшие фильмы направляются в Америку, для получения премии «Оскар», чтобы там дали оценку,  чтобы там они получили признание. Объявляя это высшим достижением в отечественном и мировом киноискусстве. Насколько нужно не уважать свой народ, чтобы полностью зависеть от мнения этого заокеанского  «авторитета». Не пора ли товарищи нам полностью начать ориентироваться на мнение своего собственного народа и отказаться от этой позорной практики и зависимости. А этих оскаровских болванов, полученных нашими режиссёрами, вернуть их хозяевам.
                Большие недостатки имеются у нас также и в области архитектурного искусства. В Москве, в Сокольниках существует клуб имени Русакова. Это уродливое, неудобное сооружение, похожее на всех чертей, но в своё время оно преподносилось, как прогрессивное новшество. И таких зданий в нашей столице множество. Например: комплекс зданий Москва-сити. Образцом неразумного увлечения формой в архитектуре служит театр Российской армии. Архитекторам была навязана в своё время ещё Кагановичем глупая идея построить театр,  в виде пятиконечной звезды. Никто этой звезды не видит и не увидит: на неё надо с неба глядеть. Глупая идея, дань незрелости представлений о красивом и разумном в искусстве, и в жизни.
                Есть у нас и серьёзные недостатки и в развитии музыкального искусства. Нельзя считать нормальным увлечение чуждой нам джазовой и роковой музыкой. Но джаз бывает разный. Вот Дунаевский умеет писать и для джаза хорошую музыку. Нравятся мне также некоторые песни в исполнении джаза под управлением Леонида Утёсова. Но бывает и такая музыка, от которой тошнит и возникают колики в желудке. Чувство раздражения вызывают современные песни и танцы. Это просто какие-то непристойности, исступление, чёрт знает что такое. Такое можно только увидеть в секте трясунов. Не хочу обидеть негров, но кто - же полетит на их джаз, на это жареное, которое вы хотите показать? Кто? Мухи, которые на падаль бросаются. Вот и полетели, огромные и жирные. Особенно плохо дела складываются и в нашем эстрадном искусстве, где масса посредственных певцов, и певиц исполняющих чудовищные песни, плохо поставленным голосом, так называемые «поющие трусы», заполняют наши телеэкраны.
                Дорогие товарищи! Нельзя больше мириться с этими недостатками в развитии нашей культуры. Необходимо принять срочные, и эффективные меры для исправления положения. И начинать нужно  с изменения наших подходов и взглядов на развитие культуры.   
               


Рецензии