4. 6. 7 Супружества небесные и земные

                Чем отличаются    небесные и земные супружества?

«382а Небесные супружества отличаются от земных тем, что целью последних есть рождение детей; на небесах же этого нет, а вместо рождения детей есть порождение истины и блага. Это рождение потому заменяет первое, что супружество на небесах есть супружество блага и истины, … и что в этом супружестве более всего любится благо и истина и их соединение; поэтому и супружество на небесах воспроизводит благо и истину».

                О каком благе и истине идёт речь, если небесное супружество порождает истину и благо? Являются ли они живыми сущностями (идеями)?

«Вот почему в Слове рождения и поколения означают рождения духовные, то есть блага и истины;  мать и отец означают истину в соединении с благом порождающим; сыновья и дочери порождения истины и блага; зятья и невестки – соединение этих истин и благ и так далее. Из этого ясно, что супружество на небесах не подобны супружествам на земле: брак … на небесах духовный и не должен называться браком, но соединением одного духа с другим по супружеству блага и истины; на земле же брак есть , потому что он относится не только к духу, но и к плоти. Так как на небесах браков нет, то двое супругов там не называются мужем и женой, но каждый из них, согласно ангельскому понятию о соединении двух духов в один, называется словом, которое означает принадлежащее друг другу взаимно и обратно. Из этого можно видеть, как должно понимать слова Господа  о браке. Лук.XX. 35. 36.»

                Возможно, речь идёт о монадах?

                Каким образом заключаются супружества на небесах?

«383. … Всюду на небесах все сходные по нраву живут в сообществе, а несходные разобщаются, поэтому каждое общество на небесах состоит из ангелов с одинаковыми наклонностями; подобное влечётся к подобному не от себя, но от Господа … Точно так же и относительно супруга и супруги, коих дух может быть соединён в один: при первом взгляде они любят друг друга от самой глубины души, видят в себе супругов и вступают в супружество; посему все супружества на небесах исходят от одного Господа. При этом совершается праздник, который празднуется среди многочисленного собрания; празднества различны, смотря по обществам.

364. Так как супружество на земле служит рассадником рода человеческого, а равно и рассадником ангелов небесных (ибо, как было сказано выше в особой главе, небеса происходят от рода человеческого) и так как, сверх того, супружество происходит от духовного начала, то есть от супружества блага и истины, и Божественное начало Господа непосредственно влияет на супружескую любовь, - то самые супружества весьма святы в глазах небесных ангелов; и наоборот, так как прелюбодеяния противны супружеской любви, то ангелы считают их скверными …, ибо как в супружестве ангелы видят сочетание истины и блага, то есть небеса, так точно в прелюбодеянии они видят супружество зла и лжи, то есть ад».

               Какое грубое слово употребил переводчик «рассадник». Почему? Возможно, что люди, ангелы, вероятно и боги, есть всего лишь вместилища сущностей из мира идей, формы в которых они существуют. Права ли я?

«Вот почему, как только слышат слово «прелюбодеяние», они отворачиваются; вот почему также, когда человек совершает прелюбодеяние из удовольствия, небеса закрываются для него; а когда небеса для него закрыты, человек не признаёт уже более Божественного начала, ни всего, относящегося к вере, исповедуемой церковью. Что все, живущие в аду, расположены против супружеской любви, мне (Свёденборгу) дано было постичь по сфере, которая от них распространялась и которая как бы состояла в постоянном усилии расторгнуть и нарушить супружества. По этой сфере я мог убедиться, что удовольствие, царствующее в аду, есть удовольствие прелюбодеяния   и что удовольствие прелюбодеяния состоит также  в удовольствии разрушать соединение истины и блага, соединения, образующее небеса; из этого следует, что удовольствие прелюбодеяния есть адское, совершено противоположное удовольствию супружескому, которое есть небесное. …»

                Есть ли такое удовольствие (небесное) в земном браке?

«386. Мне (Свёденборгу) было показано, каким образом удовольствия супружеской любви восходят поступательно к небесам, а удовольствия прелюбодеяния нисходят к аду. Поступание (progressio) к небесам удовольствий супружеской любви состояло в прибыли чувств, блаженства и счастья, безпрестанно умножавшихся и достигавших того, что становилось неисчислимыми и неизречёнными, и тем более несчетными и несказанными, чем внутреннее было поступание; до того, наконец, что чувства эти достигали блаженства и счастья самых внутренних небес или небес невинности; и это с полнейшей свободой, ибо всякая свобода исходит от любви; вследствие чего наибольшая свобода происходит от супружеской любви, которая есть сама небесная любовь. Но поступание прелюбодеяния шло к аду и постепенно до самого преисподнего, в котором нет ничего, кроме жестокости и ужасов. Такова учесть, ожидающая прелюбодейцев по отшествии их от здешней жизни. Под прелюбодейцами разумеются те, которые находят удовольствие в прелюбодеяниях, но нисколько не в супружествах».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 195).


Рецензии