Победы венгерских асов - 3

Очередное оживление в небе Венгрии было в марте. 8 марта венгры заявили три победы: Тот заявил Ла-7, Поттёнди Ил, Кальман Як. Немцы тоже кое-что оформили: Эвальд и Липферт Илы, Дюттманн два Яка.

5 ВА потеряла от атак истребителей два Ила 131 гшап, при выходе из атаки два экипажа полка были атакованы и сбиты. Также было потеряно два Яка, из состава 897 иап опытный пилот Кондратьев Георгий Иванович был подбит в бою и при посадке разбил самолет, а 866 иап потерял сбитым пилота Яблочкова. Мы можем установить, что Дюттманн заявки оформил в бою с группой Колдунова, то есть реально сбил Яблочкова, а Кондратьева, очевидно, сбил Кальман. Таким образом, заявки нацистских пилотов в этот день близки к истине, разве что Тот никого на самом деле не сбил и не подбил. Интересно, что по месту заявка Липферта на Ил тоже не имеет подтверждения, зато с местом потери точно соотносится заявка Поттёнди. Отметим, что это была последняя победа в карьере этого аса, который, хотя и не относится к самым результативным, но зато относится к наиболее известным, очевидно потому, что часто был напарником Хартманна.


9 марта боевая пара – Сентдьордь и Ласло Даниэль, заявили по «Яку», Йозеф Малик заявил Бостон. У немцев Арно Фишер тоже оформил Бостон, а Дюттманн и пилот Рихард Гёбель из 2 отряда «пиковых» претендовали на Ла-5. Наконец, Хартманн заявил Як.

При этом, если заявки на два «Бостона» из состава 5 ВА подтверждаются, то истребитель был сбит всего один, Як из состава 73 гиап, который сбит при сопровождении большой группы «Илов». Кстати, по времени и по месту, и даже по обстоятельствам эта потеря совпадает с заявкой на Ла-5 от Дюттманна. Немцы, в принципе, могли и перепутать тип. Тем более в указанное время Ла-5 боев не вели. Что до заявок пары Сентдьердя, то, судя по всему, это был бой с группой Яков-3 866 иап, ведущим был Колдунов. Венгры, кстати, тоже в нем понесли потери. А вот советские пилоты потерь избежали.

11 марта венгры заявили три Ла-5, отличились Сентдьордь, Ласло Мате, Лайош Будай, также были заявлены два Ила тем же Будаем и Ласло Даниэлем. Что до немцев, то они оформили семь заявок, и все на Яки. Один только Дюттманн заявил три таких самолета.

При этом, за весь день был потерян всего один Ла-5. Да и то без воздействия вражеских истребителей, осколками ЗА перебило бензосистему самолёта Тайкова из 164 иап, самолёт загорелся и, хотя удалось довести его до аэродрома, но при посадке он сгорел. Два Ила из состава 136 шад не вернулись по неизвестным причинам. Вероятно, их действительно сбили венгры. Но заявки на Ла-5 не подтверждаются, в том числе заявка лучшего венгерского аса. Более того, в том бою погиб один из пилотов венгров.

Кстати, и по «Якам» немцы приврали знатно. Такие самолёты теряла только 288 иад, и потеряла всего два. Из 897 иап сбит был пилот Куценко, спасся на парашюте. Также 866 иап потерял молодого пилота Готицкого, который на обратном пути потерял строй. Из них скорее всего Куценко сбил Липферт, а Готицкого сбил то ли Эвальд, то ли Дюттманн. Последний вариант всё же более вероятен.

13 марта пилоты Иштван Фабиан и Тибор Тобак заявили по «Илу», Ференц Малнасси Ла-5, Ласло Мате Як. У немцев известна одна заявка на Як от Липферта, два Ила заявил Батц, а Эвальд Ил и пару Ла-5.

В тот день был интересный эпизод с пилотом 131 шап Зениным. Во время атаки на вражеские позиции его Ил получил прямое попадание зенитного снаряда. Было почти полностью разбито одно крыло и стабилизатор. На обратном пути его атаковала пара истребителей, которая опознана как фв-190. Самолёт получил дополнительные тяжёлые повреждения, однако искусный пилот, несмотря на ранение, смог сбить одного из нападавших. В итоге он довел Ил до аэродрома, но после посадки самолёт буквально рассыпался, однако экипаж уцелел. Поразительная живучесть советской машины! 130 гиап тоже потерял на вынужденной посадке один Ил, также подбитый ЗА. 4 Ила потеряла 306 шад, из них два сбиты огнём ЗА, два остальных, вероятно, тоже, но точных данных нет, во всяком случае вражеские истребители особенного рвения в отражении ударов дивизии не проявляли.

Более всего пострадала 288 иад. Её потери составили 5 Яков. Пилоты дивизии активно в тот день летали на штурмовку, попутно ведя воздушные бои. Два Яка потерял 611 иап, правда один от огня ЗА, ещё один 659 иап при сопровождении «Бостонов». 866 и 897 иап также потеряли по одному Яку. 116 иап потерял ла-5фн, пилот Радченко. В ходе боя он оторвался от своей группы и не вернулся на аэродром, очевидно был сбит.

Из того, что мы имеем, мы можем установить, что Эвальд, скорее всего, сбил один из штурмовиков 306 шад, а также один Ла-5 сопровождения. Заявил же два. Заявка же Малнасси на Ла-5 снова не подтверждается. Кажется, этот пилот хотел выглядеть сильным асом, но подтверждаемость его побед очень низкая. Очень сомнительны и заявки Фабиана и Тобака: похоже, они вдвоём как раз атаковали Зенина и так и не смогли сбить его сильно повреждённый самолёт. Совершенно не подтверждаются и заявки Батца на Ил. Так что у венгров только одна заявка имеет подтверждение – малоизвестного пилота Мате на Як. Кроме того, в очередной раз реальную победу одержал Липферт, сбил пилота Мазухина 611 иап.

14 марта Иштван Кальман заявил Бостон. Ещё три таких самолета заявили Батц, Эвальд и Дюттманн. Увы, 244 бад действительно понесла большие потери. В районе цели огнем ЗА был сбит один и тяжело повреждён ещё один Бостон. На отходе от цели группа сильно растянулась, чем тут же воспользовались вражеские истребители. Было сбито три Бостона, ещё три сильно повреждены. Один из них разбился при посадке. Многие другие получили повреждения от огня истребителей.

16 марта Малик заявил Як, а Даниэль Ил. В тот день крепко разошёлся Дюттманн, за один бой заявил целых 5 Илов. Як кроме венгра заявил только Эвальд.

Дюттманн слегка приврал, что с этим асом случалось. Группа 951 шап по причине на редкость неудачного сопровождения оказалась один на один с вражескими истребителями. Этим Дюттманн и воспользовался, сбил два штурмовика, остальные приписал себе от большого желания. Даниэль тоже сбил штурмовик, только из состава 189 шад, который шёл замыкающим, сразу после выхода из атаки.

Что до Яков, то 288 иад потеряла три своих самолета и двух пилотов, так что эти заявки точно подтверждаются.

19 марта шесть заявок оформили венгры, семь – немцы. Сентдьордь и Фабиан заявили по «Илу», ещё два штурмовика заявили немцы – Дюттманн и Батц. Сентдьордь также заявил Ла-7. Хороший день был у Ласло Мате – два Яка и Бостон, причём эти победы были последние в его карьере.

Про Илы всё известно: прямо над целью группа 5 ШАК была атакована бф-109. Истребители не успели помешать атаке, были связаны боем. Штурмовики понесли тяжкие потери – пять штук. Тут заявки немцев и венгров имеют полное подтверждение, причём, кажется, они даже не полностью сохранились. 17 ВА потеряла ещё один Ил в другом бою, который был сбит атакой бф-109. На сей раз ла-5фн из 295 иад не справились с задачей прикрытия. Тут, кстати, вероятнее всего, что победу одержал именно Сентдьордь. Нельзя, конечно, не отметить, что сопровождение снова не показало себя хорошо. Но, если в прошлом случае советские пилоты просто плохо опекали Илы, то в данном случае неплохо сработали немцы.

Досталось и истребителям. 73 гиап потерял один свой Як-3 в бою при прикрытии «Илов», лётчик выжил. 194 иад потеряла один Ла-5, возможно не от действий истребителей (атак не отмечено). Больше всего досталось 295 иад. 31 иап потерял один самолет, сбитый вроде как огнем ЗА, а второй самолёт внезапной атакой немецкого или венгерского охотника был прямо-таки изрешечен, но успешно сел на аэродроме. Ла-5фн был весьма живучей машиной. Ещё больше досталось 116 иап. В статье «в логове врага – 2» мы рассказывали про гибель в бою  Сидоровского и Ожиганова, причём, как нами отмечено, скорее всего Сентдьорди как раз и нанёс фатальные повреждения самолету Сидоровского, а вторую победу одержал немец Келлмайер, сбил Ожиганова. Немецко-венгерской паре удалась очень дерзкая стремительная атака. Из 164 иап пострадал один самолёт, атакованный немецким охотником, но, несмотря на ощутимые повреждения, сел на аэродроме успешно. Наконец, 866 иап потерял два «Яка» – опытный ас Чёрный сбит огнём За, а пилот Лукьянов сбит в воздушном бою.

Из того, что мы имеем, следует, что один из «Яков» сбил Дюттманн, а второй (73 гиап) сбил Мате. Претензии его и немца Гёбеля на «Бостоны» оснований не имеют. Заявки Батца и Дюттманна на Ла-5, очевидно, связаны с подбитыми самолетами 164 и 31 иап. А у Сентдьордя на сей раз обе победы подтверждаются.

20 марта вновь шли жестокие бои. Сентдьордь снова вылетел в паре с Келлмайером на задание. Стоит отметить, что, в отличие от румын или финнов, которые никогда не смешивались в боях с немцами, венгры порой создавали с немцами смешанные звенья. И это неудивительно: ведь и самолетов, и опытных пилотов и у тех, и у других была нехватка. И снова у них получилась хорошая слаженная атака. Пара пилотов на Ла-7 из состава 179 гиап, Пищелко и Харламов, во время сопровождения Бостонов в ходе боя оторвались от основных сил, чем тут же воспользовалась пара Сентдьордь – Келлмайер, проведя стремительную атаку и сбила обоих. К счастью, на сей раз оба пилота спаслись с парашютами.

Это, кстати, были не единственные потери Ла-5 в тот день. Был в бою подбит Ла-5 из состава 848 иап, на вынужденной посадке разбился. Заявок на него нет, видимо они не сохранились.

Снова досталось «Илам» - 5 ВА потеряла от атак истребителей над целью три штурмовика, ещё два потеряла 17 ВА. Нам известно две заявки Липферта на штурмовики, явно имеющие подтверждение, как и заявка венгра Малнасси. К слову, в источниках заявка Малнасси значится как «вероятная», но это лишь потому, что в конце Войны многим венграм банально не успели официально подтвердить их заявки.

А вот заявки на Яки от Лайоша Тота, Дьердя Михны и Ласло Даниэля не имеют подтверждения. Это, очевидно, был масштабный бой против групп Меренкова и Сергеева 288 иад, которые подверглись ряду последовательных атак бф-109, правда, судя по отчётам наших пилотов, не слишком умелых. Нападающие понесли потери и убрались восвояси.

21 марта заявки на Яки оформили пилоты Даниэль, Тобак и Нанаси. Кроме них, такую заявку оформил Арно Фишер, а Липферт Ла-5 и Як. При этом известно о потере только одного Яка 17 ВА из состава 611 иап, пилот Алешкин, и ещё один потеряла 5 ВА. А вот Ла-5 досталось, были сбиты внезапной атакой сразу два таких самолёта 164 иап, пилоты Ларичев и Пузыренко. В схожей манере сбит пилот 848 иап Васильев Константин Васильевич, имевший 3 победы на счету. Отмечены резкие и губительные атаки немцев, которые привели к гибели пилота: он упал в озеро, при попытке доплыть до берега расстрелян береговой артиллерией. Тут нам точно известен победитель: эту победу однозначно одержал Липферт. С Ларичевым и Пузыренко сложнее, похоже их записали, как Яки. В этом случае очень похоже, что сбили их Тобак и Даниэль. Благо место практически совпадает, и сам характер заявок указывает на синхронную атаку.

Совершенно не вызывает сомнений заявка Нанаси, в указанном месте был сбит Як 331 иад. Алешкин, судя по времени, сбит тем же Липфертом. Если наши выкладки верны, то венгры добились реальных трех побед.

23 марта Сентдьордь заявил Як в районе Тарьяна, а Нанаси такой же самолёт, но в районе Шиофок. Немцы заявок не оформляли. Сентдьордь явно вёл бой против 3 ГИАК, который никаких потерь в тот день не понес. Не имели потерь и истребители 17 ВА. Только в бою 659 иап лётчик Фёдоров, улучив момент, с крутого пике атаковал один из бф-109 и заявил его сбитым, однако при выходе из пике был сам атакован. Его самолёт получил повреждения, однако не особо серьёзные, сел благополучно. Никаких других Яков в тот день даже подбито не было. Однако по месту и этот бой не соотносится с заявкой Нанаси. Видимо, это был бой с группой Бондаря в районе Шиофок, в ходе которого никаких потерь 866 иап не понес. Так что, увы, эти заявки венгров не имеют подтверждения. Эти мнимые успехи стали для них в марте последними.

Собственно, на этом закончились для них бои над Венгрией. Советские Войска освободили Венгрию от нацизма, и теперь венгерские пилоты действовали в Австрии. Но тут им совсем уж было туго. В апреле они оформили немного побед. Это была агония.




13 апреля венгры открыли счёт победам в Австрии. Сделал это Лайош Тот, заявил Ла-7, а у немцев нам известны заявки только Дюттманна, который без ложной скромности оформил три Яка и Ил. На самом деле Яков вообще не теряли ни 5, ни 17 ВА, а Ил был потерян один по неизвестной причине. Что до ла-7, то эта заявка тоже очень сомнительная. По данным штаба 5 ВА, один Ла-7 из состава 279 иап не вернулся с боевого задания, но по всем низовым данным потерь дивизия не имела, так что, судя по всему, эта заявка Тота все же не подтверждается, тем более и в списках потерь личного состава по дивизии в этот день потерь нет.


14 апреля снова Лайош Тот заявил два Ила, и ещё два заявил немец Эвальд. Но оба себе польстили, так как потерь от огня истребителей штурмовики не имели.

16 апреля нам известна только одна заявка, от Сентдьордя на Як. Отмечено, что пилот Ляшин на Яке-9у из 151 гиап при атаке вражеских самолётов сбит огонь ЗА в районе Ждяницэ, спасся с парашютом, попал в плен и почти тут же сбежал и вернулся в часть. Это интересная история, но Сентдьордь заявку оформил в районе Гутенбрунн, где действительно 10 гшад потеряла один свой «Як».

17 апреля венгры одержали последнюю победу в Войне. Заявил её малоизвестный ас Эрно Кисс, которого мы ещё ни разу не упоминали, поскольку до этого он отличился ещё летом 44 года. Заявил он Як в районе Бичке, то есть в Венгрии. Скорее всего, это ошибка, во всяком случае потерь «Яков» в воздушных боях ни 17, ни 5 ВА не имели, так что в любом случае на самом деле реальную последнюю победу венгров в Войне одержал их лучший ас Сентдьордь. Довольно символично.

Итак, мы закончили рассматривать заявки венгров на победы. Мы можем видеть интересную тенденцию: если поначалу венгры охотно шли в групповые бои, иногда даже атакуя в лоб, то в 45 году их пилоты всё чаще применяли тактику немцев, заключающуюся во внезапных атаках. Кажется, такую тактику венгры перестали применять после несчастья, случившегося с Дебродем. Часто их пилоты работали совместно с немцами. Так, у Сентдьордя была результативная пара с немцем Келлмайером, а Поттёнди неоднократно летал совместно с Хартманном. Причём именно эти асы особенно любили внезапные атаки. Кажется, Сентдьордь копировал стиль Липферта. Отличительная особенность этого стиля была в том, что атака производилась не в самом начале боя, а в его разгар, когда представлялся удобный момент. Атака производилась с крутого виража.

Отметим большое количество сбитых венграми Илов. Причём венгры часто атаковали их прямо над целью. В общем, это были хорошие, добротные трудовики, если брать их стиль. Конечно же, читатель заметил, что у них совершенно отсутствуют многочисленные заявки одного аса за один бой.

Противостояли венграм сильные противники, обе советские воздушные армии имели в составе крепкие полки с сильным вооружением. Но, увы, они были далеко не однородны. Так, в 17 ВА не было тогда гвардейских иап, тогда как в 5 ВА их было много. Некоторые полки имели довольно много молодых и не опытных пилотов. Поэтому иногда отмечалось неудачное сопровождение Илов и Бостонов и потери экипажами своих групп.

В заключительной части, как мы и обещали, мы проведём роспись побед каждого аса


Рецензии
Интересно, а откуда взята информация, что венгры и немцы создавали смешанные пары?

Олег Каминский   29.05.2024 10:42     Заявить о нарушении
Примеры нами приведены. А вообще всё это прекрасно описано в книге Тибора Тобака

Андрей Грачев 2   29.05.2024 10:57   Заявить о нарушении