О пословицах

               


     Знаете ли вы, что в известной пословице «Первый блин комом» речь идёт вовсе не о каких-то комках и сковородках, а о медведях и берлогах? Не знаете? Ничего странного, я тоже не знал, пока не прочитал в журнале «На досуге» в разделе «Вот тебе бабушка и Юрьев день». Оказывается, первоначально пословица звучала не «первый блин комом», а «первый блин комам». «Комами» в старину называли медведей. И вот, первые блины, помолившись Велесу, относили ко входу в берлогу, чтобы хозяин леса, когда вылезет оттуда после зимней спячки, мог ими перекусить, а не ходил и не думал кого бы задрать. В заметке не сказано, разносили первые блины по всем берлогам в округе, или несли только к ближайшей, а также кто именно носил блины - сами ли хозяйки, мужики ли с рогатинами - но факт остаётся фактом. И как знать, не звучала ли эта пословица в своё время как «Богам богово, а комам комово»? Жена ругается, когда я подолгу читаю в туалете, но это чтение, как видите, приносит свои плоды и теперь я знаю всё о блинах и медведях.
     Но, в сущности, эта история из «Вот тебе бабушка…» только верхушка айсберга и очень многие пословицы, эти кладези народной мудрости, дошли до нас из глубины веков в искажённом, чтобы не сказать извращённом, виде.
     Например, чтобы не ходить далеко, народная мудрость: «В здоровом теле здоровый дух», когда-то в Древнем Риме, откуда она родом, звучала так: «В здоровом теле здоровый дух - очень  редкое явление». Что, конечно, принижало гладиаторов.
     Другой пример: выражение «Держи ноги в тепле, брюхо в голоде, а голову в холоде», обычно приписываемое «отцу солдат» фельдмаршалу Суворову, на самом деле пришло к нам из Древней Греции и выглядело в оригинале следующим образом: «Держи ноги и голову в тепле, в остальном будь подобен животному». Этот оригинал мне нравится значительно  больше, так как на старости лет голова у меня ужасно мерзлявая;  между обедом же и ужином я люблю дремать на диване подобно нашему животному, коту Люциферу.
     Вообще, меня не покидает смутное подозрение, что в первом тысячелетии до нашей эры ума у людей было больше, чем у нас в третьем. По крайней мере, никто не посылал греков и римлян покупать в аптеке «Санитас» таблетки от давления за полторы тысячи гривень, а лечили их ваннами, уксусом и трепанацией черепа, что  давало порой отличные результаты.  Но, конечно, нужно учесть, что и болели илоты* и гоплиты* намного меньше чем сейчас.
     Есть и совсем уже вопиющие примеры перевранных пословиц, просто сейчас мне их некогда вспоминать - жена зовёт покушать холодец. Потом ещё нужно подремать до ужина, а там уже и ложиться баиньки. И отчего это, когда я плотно поем, меня в сон клонит? Сердце, наверное. Старость, как говорится,  не радость - и это тот редкий случай, когда пословица совершенно точна.


     *Гоплиты - древнегреческая тяжеловооружённая пехота.
     *Илоты - земледельцы Древней Спарты.


Рецензии