Мальчик и Облако Продолжение 5

                Продолжение рассказа Облака
                или подземная жизнь

- Милое Облако, что же приключилось с тобой и твоими друзьями дальше? - спросил мальчик вечером.
Облако с готовностью продолжило свой рассказ:
- Ты ведь помнишь, что мы оказались в парке. Я, Перистое и Слоистое устроились в небольшой ямке под деревьями. На небе уже появилось солнце, но к нам оно не попадало. Кроны деревьев своей густой листвой заслоняли землю от солнца, не пропуская его лучи. Мы поняли, что на небо нам не попасть и задумались, что же делать дальше. В это время из земли высунулась смешная рыжая рожица и сказала:
- Привет!
- Привет! - хором ответили мы и спросили, - Ты кто?
- Я Червяк, - сказала рожица и стала выползать из земли, - или ещё меня называют Дождевой червь.
- Что ты тут делаешь? - спросило Перистое.
- Как что? - удивился Червяк, - Живу я тут.
- Где - тут? - спросило Слоистое.
- В земле. Поэтому меня ещё называют Земляной червь.
- Как много у тебя имён, - сказало я Червяку. - А почему ты выползаешь, если ты живёшь в земле?
- Я как Земляной червь живу в земле, но как Дождевой червь, люблю погулять по мокрой земле после дождя, разве не понятно?
- Теперь понятно,- сказали мы.
- А вы кто? - спросил Червяк.
- Облака, - сказало я.
- Вода, - сказало Перистое.
- Теперь лужа, - грустно сказало Слоистое.
- Так кто же вы? - удивился Червяк.
Я решило объяснить Червяку кто мы подробнее:
- Мы облака, жили на небе. Но мы из капелек воды. Нас взяла в плен, вернее проглотила, чёрная Туча. Когда она лопнула, все капли воды и мы тоже пролились на землю. Потом мы потекли и вот теперь мы стали лужей. Но нам обязательно надо попасть на небо. Но для этого нам нужно солнце, чтобы оно помогло нам подняться или испариться и опять стать облаками. Самим нам не выбраться. А солнечные лучи сюда совсем не попадают из-за деревьев. Что делать, мы не знаем.
- Не расстраивайтесь. Я сейчас спрошу у дедушки как вам помочь, - сказал Червяк и скрылся под землёй.
- Ты думаешь, они смогут нам помочь? - засомневалось Перистое.
- Да как они, земляные черви смогут нам помочь? Они же никак с небом не связаны. Никогда нам не вернуться домой на небо. Не быть больше нам облаками. Так и затухнем в этой луже,  - ноющим голосом ответило  Слоистое.
- Что ты ноешь? - сердито набросилось я на Слоистое, - Дождёмся Червяка, а там посмотрим.
- Да он уже забыл про нас, - продолжало ныть Слоистое.
Только оно договорило, из земли полезло много, как две капли воды похожих на нашего знакомого Червяка, рыжих червяков. Один из них радостно сообщил нам:
- Дедушка сказал, если невозможно попасть на небо прямо вверх, надо пройти сквозь землю до подземных вод и с ними выбраться на открытое место. Например, в речку или озеро.
- А как нам попасть к подземным водам? - спросили мы.
- Очень просто, - бодро ответил наш знакомый, - Мы, дождевые черви умеем рыхлить землю. Мы её заглатываем, дробим, удобряем и выпускаем обратно. Мы помогаем земле дышать. Там, где мы работаем, всё лучше растёт, потому что корням растений тоже нужен воздух и вода. Ещё мы умеем раздвигать землю, делая в ней ходы. Сейчас мы пророем каналы, по которым вы сможете пройти верхний слой.
- А потом? - спросило я.
- Потом вам помогут наши родственники - норные черви. Они роют глубоко под верхним слоем земли. Дедушка сказал всем нашим идти помогать вам, а сам пошёл договариваться с ними.
Действительно, появлялось всё больше и больше приветливых рыжих друзей нашего знакомого, и он занялся организацией помощи.
- Внимание! - сказал он, - Все дружно начинаем рыть каналы, по которым наши друзья будут проникать под землю. Там их встретит дедушка и передаст нашим родственникам норным червям.
- Внимание! - сказало я своим друзьям облакам, - Всем каплям крепко держаться друг за друга. Мы отправляемся в дальний путь.
Черви работали своими телами очень старательно. Они сжимали передний конец туловища почти до толщины нитки. Просовывали его между комочками земли. Потом они снова утолщали передний конец, и так раздвигая, землю делали в ней ход. Подтягивали задний конец туловища, и всё начиналось сначала. Они просто буравили землю изгибаясь и пробираясь вниз довольно быстро.
- Как вам удаётся делать это так быстро и не выскальзывать обратно? - удивилось Облако, - Вы ведь гладкие.
- Это не совсем так, - сплюнув землю и слегка повернув голову, сказал Червяк, - мы покрыты тонкими, но крепкими щетинками. Они цепляются за землю и не дают нам скользить назад, - пояснил он и продолжил работу.
Часа через два черви прорыли ходы до слоя, ниже которого была уже не их земля. Капли воды, перекликаясь, спустились под землю. Там их встретил дедушка знакомого Червяка и норные черви. Дедушка познакомил их, попрощался и пожелал доброго пути. Облака поблагодарили Червяка, его дедушку и всех остальных червяков за помощь.
- А теперь, - сказал главный у норных червей, - я проведу с вами инструктаж.
- Что такое инструктаж? - спросило я
-Это обучение, что и как делать правильно. Правила и называются - инструкция. А знакомство с ними - инструктаж.
- Нам надо соблюдать правила? - спросило заинтересованно Перистое.
- Конечно, - сказал Главный, - у нас свой уклад жизни и вы не должны его нарушить и навредить нам. Ведь вы пришли на нашу родину. Значит надо соблюдать наши правила. Вы согласны?
- Конечно, мы согласны, - поспешило я заверить Главного, - проводите ваш инструктаж.
- Мы живём глубоко под землёй, - начал Главный, - в своих норах. Эти норы мы построили сами, чтобы там было тепло зимой. Ещё мы заготавливаем на зиму еду в норах-складах. Между норами мы прорываем много ходов.
- А они не засыпаются? - спросило Слоистое.
- Бывает, - ответил Главный, - если на земле лежит большой камень, он своим весом давит на землю и проседает. Тогда наши норы и ходы могут засыпаться, а камень постепенно уйдёт под землю.
- Совсем под землю? - удивлённо спросили мы хором.
- Да, совсем. Нам приходится строить новые норы и ходы. Но это приносит большую пользу людям.
- Пользу?
- Мы помогли сохранить много древних памятников. Целые города и крепости. Если бы благодаря нам они не ушли под землю, то их бы разрушили ветры и дожди. А так они сохранились под землёй и теперь люди их раскапывают и изучают. Это мы сохранили их! - с гордостью добавил Главный.
- Я видело такие раскопки, когда летало на небе, - оживилось Перистое, - Там много людей с маленькими лопатами, шпателями, ножичками, кисточками откапывали и очищали от земли камни. Они называли себя археологами.
- Ой, как интересно! Я тоже хочу посмотреть на раскопки, - воскликнуло Слоистое.
- Для того, чтобы посмотреть что-нибудь, нам надо скорее попасть на небо, - напомнило я, - А для этого надо двигаться дальше. Не прерывайте инструктаж.
- Так вот, чтобы не нарушить нашу жизнь, - с готовностью продолжил Главный, вы должны не затекать в наши жилые норы и норы-склады, - Вы должны их обходить и протекать только по тем ходам, которые идут в глубину. Тогда мы доведём вас до подземных вод. Договорились?
- Я обещаю выполнять ваши правила! - серьёзно сказало Перистое.
- И я! - подтвердило Слоистое.
- И я! - пообещало я.
- За работу, - обратился Главный к своим норным червям.
Работа закипела. Мы всё глубже уходили в землю. Становилось всё темнее и теплее.
Облако услышало, как мальчик сказал тихим голосом:
- Я тоже буду выполнять правила.
И задышал ровно, ровно


Рецензии