Пути просветления Запад и Восток

Для критически мыслящего и  невоцерковленного человека «просветление»  это, прежде всего,  путь богоискательства (о материалистической религии мы поговорим в другом месте) в смысле внеконфессионального богопостижения.

 
Если поискать на Западе точки совпадения его с Востоком в двух областях – в философии и в религии –  то первое, что может прийти в голову, это, во-первых,  философия неоплатоников (с ее идеей трансцендентного Единого) и, конечно же, православный исихазм (с его идеей апофатического богопостижения).


Если же говорить о различиях в духовных практиках,  то Восток, как правило, предлагает подробно расчисленную лестницу восхождения в виде ступенек, в то время, как западная традиция ограничивается заповедями, которые условно можно назвать «принципами».

С учетом вышесказанного можно провести любопытный мысленный эксперимент.


Можно попытаться построить ступени духовного совершенствования человека, используя для каждой ступени  идеи из той или иной философской системы Запада и Востока.


В нашем мысленном эксперименте участвуют  – последовательно  по стадиям – Кьеркегор (1), экзистенциализм (2), Платон (3), Юнг (4), Платон (5), Хайдеггер (6), Даосизм (7), Даосизм (8).


Итак:


1* Отчаяться.

2* Усмирить рассудок.

3* Проснуться в платоновской пещере.

4* Сбросить маски.

5* Выйти на свет.

6* Ужаснуться.

7* Примириться.

8* Бездорожье внизу, звезды вверху.


Рецензии
Любопытный эксперимент, когда "лестница просветления" выстраивается из идей, возникших в разные исторические эпохи.
Может быть, не достаёт ещё девятой, индуистско-буддийской, ступени - выхода из сансары, когда исчезают "бездорожье" и "звёзды".

А критически-мыслительное богопостижение - вещь парадоксальная: это попытка конкретными понятиями очертить нечто абсолютное. Поэтому всегда получалось, что человек "создан по образу Божьему": ведь, не мог же человек сознаться, что "видит" Бога в человеческом образе, потому что нельзя представить непостижимое.

А эксперимент с "лестницей просветления" интересен ещё и тем, что исторически не просматривается восходящая эволюция пути просветления.

С уважением

Александр Гаврилов 7   29.05.2024 22:42     Заявить о нарушении
1)
«"лестница просветления" выстраивается из идей, возникших в разные исторические эпохи….
и
… не достаёт ещё девятой, индуистско-буддийской, ступени»
Да, и поэтому спрашивается, соизмеримы ли идеи разных эпох. Я бы развернул эту тему конкретнее: можем ли мы, например, сегодня учиться мудрости у Лао-цзы? (мой ответ положительный с учетом конфуцианского – но обобщенного – принципа «чжэн мин») .
Возьмем ли из прошлого идею сансары? – Не знаю, возможно мы найдем более глубокий ее смысл, представив ее метафорой.

Владимир Федорович Васильев   30.05.2024 09:43   Заявить о нарушении
2)
не мог же человек сознаться, что "видит" Бога в человеческом образе, потому что нельзя представить непостижимое.
Чтобы «сознаться», он должен освободиться от догм, т.е. стать философом

Владимир Федорович Васильев   30.05.2024 09:44   Заявить о нарушении
3)
В эксперименте … «не просматривается восходящая эволюция пути просветления.»

Здесь мы возвращаемся к первой (1) теме: далеко ли мы ушли от древней восточной мудрости или она вечна?

Владимир Федорович Васильев   30.05.2024 09:46   Заявить о нарушении
Спасибо за интересный отклик.

Конечно, с тех пор, как человек почувствовал себя человеком, он приходил к разным мыслям, в том числе и таким, которые бесспорны для нас, несмотря на прошедшие тысячелетия. Поэтому "лестница" получается. А вот эволюция пути просветления, всё равно, не просматривается: ведь, и сегодня немалое число из нас - не людоеды, только потому, что в этом нет необходимости.

С уважением

Александр Гаврилов 7   30.05.2024 14:14   Заявить о нарушении