Пути просветления Запад и Восток
Если поискать на Западе точки совпадения его с Востоком в двух областях – в философии и в религии – то первое, что может прийти в голову, это, во-первых, философия неоплатоников (с ее идеей трансцендентного Единого) и, конечно же, православный исихазм (с его идеей апофатического богопостижения).
Если же говорить о различиях в духовных практиках, то Восток, как правило, предлагает подробно расчисленную лестницу восхождения в виде ступенек, в то время, как западная традиция ограничивается заповедями, которые условно можно назвать «принципами».
С учетом вышесказанного можно провести любопытный мысленный эксперимент.
Можно попытаться построить ступени духовного совершенствования человека, используя для каждой ступени идеи из той или иной философской системы Запада и Востока.
В нашем мысленном эксперименте участвуют – последовательно по стадиям – Кьеркегор (1), экзистенциализм (2), Платон (3), Юнг (4), Платон (5), Хайдеггер (6), Даосизм (7), Даосизм (8).
Итак:
1* Отчаяться.
2* Усмирить рассудок.
3* Проснуться в платоновской пещере.
4* Сбросить маски.
5* Выйти на свет.
6* Ужаснуться.
7* Примириться.
8* Бездорожье внизу, звезды вверху.
Свидетельство о публикации №224052400491
Никакого отношения к востоку исихазм не имеет.
Если вопрос об исихазме Вас интересует, рекомендую для прочтения
http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/po-obrazu-i-podobiyu/3
Алексей Дымовесов 30.06.2024 01:35 Заявить о нарушении
по поводу Ваших слов:
"Апофатическое богопостижение" это не идея исихазма. Апофатика присутствует во всем православном богословии наряду с катафатикой, которые дополняют друг-друга, как и в молитвенном опыте»
ххх
Приписать оппоненту что угодно и затем опровергнуть –¬ очень модная современная софистика (= подмена тезисов.)
Комментарий 2.
По поводу Ваших слов:
«Никакого отношения к востоку исихазм не имеет.
Если вопрос об исихазме Вас интересует, рекомендую для прочтения
http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/po-obrazu-i-podobiyu/3»
ххх
Лосский (младший) – достойный теолог и философ, знающий предмет, однако его разбор паламизма (качественный, спору нет) к теме Запад-Восток не относится. Гораздо полезнее посмотреть на исихазм с позиций Мейстера Экхарта из статьи того же Лосского:
http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/otritsatelnoe-bogoslovie-i-poznanie-boga-u-mejstera-ekharta/5_3
Современный взгляд на исихазм можно почерпнуть из лекций С. Хоружего (он физик-теоретик, философ, теолог, ведущий специалист по философии исихазма). Даю ссылку:
Исихазм: теория и практика
http://vk.com/video/@club13689287?z=video-13689287_456239121%2Fpl_-13689287_-2
См. на этом видео (!!!) 44:25 – 50, где сравнивается дзен и исихазм как весьма близкие, сходные, но и в чем-то отличные практики.
Общие черты между ними сложились не случайно, что следует из исторического генезиса:
«Святой Никифор Исихаст (13 век), католик, принявший Восточную православную веру и ставший монахом на горе Афон, советовал монахам склонять головы к груди, "прикреплять молитву к своему дыханию", контролируя ритм своего дыхания, и "фиксировать глаза во время молитвы на "середине тела", " концентрируя ум в сердце, чтобы практиковать «непсис" (бдительность). Хотя это самое раннее свидетельство психосоматических техник в исихастской молитве, по словам Каллистоса Уэра, "ее происхождение вполне может быть гораздо более древним",под влиянием суфийской практики зикра, "памяти и призывания имени Бога", на которую, в свою очередь, могли повлиять практики йоги из Индии, хотя также возможно, что суфии находились под влиянием раннехристианского монашества.
… Другие авторы также размышляли об индийском влиянии на исихазм через суфиев. Дюпюс, Данн и Кросс утверждают, что индийские монахи присутствовали в Месопотамии и Сирии в 8-9 веках, в то время как натхи йогины были в Центральной Азии и Иране в 11 веке, оказывая влияние на суфийские братства.»
(Из открытых источников)
Владимир Федорович Васильев 30.06.2024 20:13 Заявить о нарушении