Шесть дней эволюции

(по следам дискуссий)

Время, а вернее его количество, которое Бог «затратил» на Творение мира, является камнем претыкания для многих и многих верующих.

Тем не менее, Писание говорит, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:21)
А так как, практически все собеседники по теме «Шестоднева» позиционируют себя верующими в Бога и его Единородного Сына, Иисуса Христа, то наши споры относительно мироздания и времени его творения, должны быть направлены не на навешивание ярлыков («спасенный», «погибший»), а на поиск оптимального решения проблемы синхронизации Божьего Откровения (Писания) и учения Церкви (догматика), с научными данными и объективно наблюдаемыми физическими явлениями окружающего нас мира.
По крайней мере, именно с этих позиций мы стараемся вести диалог.

Непреложным условием такой «синхронизации», является обоюдное признание за истину фактологической базы обоих сторон.
Креационисты, со своей стороны, должны признавать истинность научных фактов, а эволюционисты, истинность текстов Священного Писания.
Если это условие не соблюдается, то, как правило, диалог между этими группами верующих превращается в обычный балаган, так как, если одни будут отрицать чудо воскресения Христа, а другие отвергать истинность таблицы Менделеева, то дискутировать будет не о чем.

Но, как правило, эволюционисты не отвергают истинность Воскресения Иисуса Христа, хотя доказать возможность такого события с научной точки зрения, невозможно.
Причина понятна. Если отвергнуть чудо Воскресения, то придется снять с себя и нательный крест, чего, естественно делать не хочется.
Вот и пытаются эволюционисты усидеть на двух стульях: Воскресенье признаю, а остановку Солнца, о чем свидетельствуют Иисус Навин и пророк Исаия, не признаю.
Как мы уже сказали выше, научно доказать возможность ни того, ни другого события одинаково нельзя. Но, тем не менее одно признается, а другое отвергается.
Если это не лукавство, то что?

Л.Н.Толстой тоже отвергал библейские чудеса, и даже пытался написать собственное евангелие. Но он отвергал все чудеса, а не выборочно, что свидетельствует о том, что пусть Толстой и заблуждался, но никак не лицемерил.

Любая попытка отвергнуть истинность хотя бы одного библейского события, приведет к отрицанию Воскресения.
Точно так же, как например, отрицая истинность равенства 2+2=4, мы не сможем решить ни одной математической задачи.

Когда мы говорим о времени творения мира, то должны принимать во внимание не только отдельный сегмент Писания под названием «Шестоднев», но учитывать всю совокупность Божественного Откровения, а так же догматическую составляющую учения Церкви о Боге, и о Его Небесном Царстве.

Писание говорит, что Бог «насадил Рай на востоке», и поселил в нем человека для того, «что бы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15)
Конечно, можно представить себе Адама с тяпкой или секатором в руках для «возделывания» Рая, и с ружьем за спиной, для его «охраны», но всякий разумный человек понимает, что Адаму в Раю отводилась вовсе не роль «сельскохозработника».

Мы же считаем, что Адам как «делатель помыслов Божьих» (свт. Григорий Богослов), «возделывая» Рай, тем самым выводил Райское творение Бога из небытия в бытие, реализуя, или воплощая в своей Личности (посредством Личности) Творческий потенциал Божественного замысла. Мир не может «бытийствовать» без человека.
(Подробней, с теорией о «механизме» выведения Адамом мира из небытия в бытие, можно ознакомиться в статье «Шестоднев сквозь призму двух знаний» http://proza.ru/2021/03/22/664 ).

Следующее, на что хотелось бы обратить внимание, это «границы» Рая, который стал родительским домом первому человеку.
Если у Рая имеются границы, то это не рай, а «золотая клетка» для «арестанта» Адама. Да и представить такую границу, довольно сложно.
Что это: стена, или ров заполненный водой с крокодилами, или это бездонная пропасть…?

Адам обладал свободой, а это значит, что его действия ничего не ограничивало. Образно говоря, Адам мог бесконечно долго идти по Раю в любом направлении, но никогда не смог бы выйти за «границу» Рая. Рай был везде, куда «вступала нога» первого человека.

Тем не менее, после того, как Адам нарушил заповедь Бога и вкусил от древа познания «благого и лукавого», он был выселен Богом за «пределы» Рая.
Таким образом, пока своим духовным устроением, Адам соответствовал идеальному духовному устроению Рая, он находился внутри неограниченной «системы», но как только Адам грехом «расстроил» свою духовную гармонию, он оказался в ограниченном мире, вне идеальной безграничной «системы».

Здесь у нас имеется два варианта понимания того, что могло бы находиться вне Рая, до грехопадения Адама.
Верующие эволюционисты, считают, что Адам был выдворен из Рая (обычно, географически его даже располагают где то на Земле, как некий «оазис») в мир уже существующий миллиарды лет.
В этом случае, мы сталкиваемся с несколькими богословскими противоречиями.
 
Первое, это пресловутая ограниченность Рая, о невозможности чего мы говорили выше.
Второе, это проблема существования зла и смерти в мире до грехопадения человека.
Даже, если признать, что благим сотворен только Рай, то для эволюциониста, внешний мир сотворен все тем же Богом, который в этом случае становится причиной зла в мире, так как эволюция, которую Бог, по мнению эволюционистов, использовал для развития Вселенной, изначально связана с темой смерти и разрушения.

Мы же склонны предположить, что до момента грехопадения человека, за «границей» Рая не существовало никакого иного мира, как не существовало и самих «границ» Рая.

Рай, это некое хранилище эталонов (логосов) творения Бога, от той самой Вселенной, до ее мельчайшей частицы.
Рай не может быть «плотяным» (материальным), так как по слову апостола Павла: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1Кор.15:50)
Рай, если говорить современным языком, это информационное (идеальное) пространство, а так же, «хранилище» базовой информации идеального мира.
Поэтому, Адам и обрел плоть только за «вратами» идеального Рая, а вместе с этим получил и соответствующую возможность к плотскому размножению.

Оказавшись за оградой Рая, Адам попал в мир, который сотворил сам.
Можно сказать, что наш мир, это проекция мировоззрения «человека-ошибающегося» (грешного).
Это мир поврежденных Райских логосов всего тварного.
Если в Раю имеет место быть лишь благо, то за «границей» Рая, наряду с «благом» обрело бытие «лукавое», посредством чего мир обрел свою двойственность: свет-тьма, тепло-холод, жизнь- смерть….
Этот же, поврежденный мир грешного человека, породил и такую двойственную «пару», как «хищник-жертва».

Таким образом, ответственность за обретение злом бытия в этом мире, лежит не на Боге, а на человеке. О том же свидетельствует и Писание: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих»
(Рим.8:20,21)

Но, тогда откуда, у пострайского мира, появилась его многомиллиарднолетняя история?
Все довольно просто.
Если Безначальный и Вечный Бог, соответственно, сотворил без истории и Рай (сказал и стало), то имущий начало и конец, то есть, смертный человек, должен был сотворить точно таким же и мир вокруг себя.
Поэтому, сама доадамова история нашего мира, это своего рода фикция.
Это отчетливо видно и потому, что проследив научную линию происхождения мира до так называемой «сингулярной точки», исследователь упирается во все тот же вопрос, то есть, в отсутствии истории уже у самой сингулярной точки. Если у начала нет истории, то истории нет и у самого мира, так как фикцией, с точки зрения науки, является сама сингулярная точка. Это банальная логика.

Но, тогда все же почему, Адам творит мир со следами истории, которой никогда не было в бытии?
Посмотрим, например, на картину Айвазовского «Девятый вал».
Мы видим бушующее море и нескольких матросов на остатках мачты погибшего корабля.
Вот примерно так, то есть в «моменте», как это сделал великий художник, Адам вывел в бытие и наш мир в момент своего изгнания из Рая.
 
На картине Айвазовского мы видим только настоящее, а вот прошлое и будущее того, что изобразил автор, имеет лишь потенциальное, а не реальное бытие. Каждый из нас, взирая на картину художника, по своему рисует прошлое и будущее изображенного момента.
Но, если запечатленный на картине момент, это реальность нашего бытия, то наши представления о прошлом и будущем самого момента – фикция.

Так произошло и с Адамовым, то есть, с нашим миром, который Адам вывел в бытие с той историей, какая была доступна его воображению. Говоря, «его воображению», мы подразумеваем воображение всего человечества, в том числе, воображение и современных ученых, так как вся и всё в этом мире, имеют своим началом Адама.

Вообще, все научное представление о мироздании может быть одной великой фикцией.
Можно привести Библейский пример с обувью и одеждой израильтян, которые 40 лет ходили в ней по пустыне, но по виду и состоянию которой этого сказать было нельзя: «одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет» (Втор.8:4).

Если такую «чудесную» одежду, или «чудесный» не ветшающий ботинок дать ученым на исследование, то все научные «методы» указывали бы на то, что ботинок почти новый, и в нем человек никак не мог пройти сотни верст за десятки лет.
Если в мире нечто случилось однажды, то может случиться и еще раз, или два, а может и три…

Любой из научных фактов, может оказаться очередным таким чудесным «ботинком».
Наука объективно не может определить, где заканчивается «обыденность», а где начинается «чудо». Она не может сказать какой «ботинок» (факт) в этом мире «чудесный», а какой нет. А это значит, что все научные теории субъективны до безобразия, и близки к тому, что называют фикцией, и в первую очередь, это касается времени и попыток «онаучить» обычные дни «Шестоднева».

Мы не утверждаем, что наша теория истинна и непреложна. Это лишь попытка совместить научное и духовное в нечто единое, целостное и непротиворечивое. И строилась она методом отсечения всех тех представлений и утверждений, которые тем или иным «краем» не вписываются в единую концепцию, противореча логике, науке или Писанию.

Возможно, что некто может представить более «продвинутую» мировоззренческую версию бытия нашего мира, где воедино, непротиворечиво и целостно соединено большее количество научных и Библейских фактов.
Мы будем рады ознакомиться с такой теорией, если она конечно существует.

иер. Сергий Пометнев
2024 год


Рецензии
Здравствуйте, отец Сергий!

На паблике Вконтакте (http://vk.com/protivateizma) у меня завязалась полемика, довольно близкая по смыслам к Вашему тексту. Оппонент предложил мне обосновать "нетварность" понятия "время", которое он узрел в моей статье "вечность - это отсутствие времени": http://proza.ru/2020/10/30/1682

Вот его возражение:

"Автор утверждает, что время нетварно и является свойством материального мира, что время возникло только в четвертый день творения. Считаю это мнение ошибочным. Если я не прав, прошу привести аргументы подкрепленные святым писанием и мнением святых отцов".

На что я ему ответил:

"Гена, полагаю, что сей вопрос - вопрос тварности "времени", имеет не столько богословскую природу, сколько логическую. Ведь нигде не сказано, что Господь создавал "скорость" (быстроту) "ДЛЯ" перемещения в пространстве:

"... и с БЫСТРОТОЮ ветра понесутся по земле, так что наведут страх и трепет на всех, которые услышат о них". (3Ездр.15:29)

"Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и ПРОСТРАНСТВО их" (Ис.42:5)
"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной ДЛЯ отделения дня от ночи, и ДЛЯ знамений, и ВРЕМЕН, и дней, и годов; (Быт.1:14)

Ровно так же, на мой взгляд, устроено и предназаначение времени, как характеристики: "ДЛЯ" измерения длительности интервалов между событиями, как переодическими, так и пограничными.

Таким образом, мы можем видеть, что одной из функций светил является измерение интервалов между событиями и "временами" (эпохами), днями и годами - причинами и следствиями. А измерение - это функция "часов", но не природного объекта. Выходит, что Часовщик создал "часы" (светила), а вовсе не то, что они показывают (время), ведь для Него, безначального и пребывающего вне времён, их показания не имеют значения.
И "завелись" эти часы, судя по всему", только в момент грехопадения:
"Спустя несколько ВРЕМЕНИ, Каин принес от плодов земли дар Господу" (Быт.4:3).

Очень интересно Ваше мнение по вопросу "тварности/нетварности времени"!

Скорбатюк Юрий   10.10.2024 10:20     Заявить о нарушении
// интересно Ваше мнение по вопросу "тварности/нетварности времени"! //

Ознакомился с Вашими размышлениями на эту тему в статье «Вечность – это отсутствие времени».
С заголовком статьи, в принципе можно согласиться (с оговорками).
Но, ведь суть Вашей полемики с Геннадием не в этом, а в вопросе тварности/нетварности времени.
Я так понимаю, Вы считаете, что времени как такового вообще не существует, и оно лишь сопутствует бытию (движению) мира, как мера длительности процессов (Если не так, то поправьте).

Ваша статья достаточна объемная, Вы в ней постарались рассмотреть данный вопрос с разных ракурсов. Предполагаю, что в силу сложности и широты исследования, Вы писали статью не «один» день.
И как понимаете, для того, что бы ответить Вам максимально полно, мне так же необходимо погрузиться в тему, так сказать, «по полной», а для этого нужно время, с которым не все так просто.
Поэтому, предлагаю иной путь.
Я выскажу свои «поверхностные» рассуждения, а по ходу дела мы вместе, если пожелаете, углубимся в тему, я «впервые», а Вы заново.

Вы пишите: // «ВРЕМЯ» — это сравнительная, количественно измеряемая ХАРАКТЕРИСТИКА длительности протекания процессов в изменяющейся материальной системе, расположенной в пространстве.//
Вполне приемлемо.
Но, в моем понимании, «время» делится на две «составляющие»:
1. Сущность
2. Действие
То, что Вы описали, относится (в моей теории) к «действию», и является одной из координат нашего четырехмерного мира.
Осталось разобраться с «сущностью».

Рассмотрим Ваши слова: // важно заметить, что время, как таковое, было сотворено Богом только на четвёртый день творения (Быт.1:14).//

Вы полагаете, что сотворение светил и звезд стало триггером бытия времени в тварном мире, в котором оборот Земли вокруг своей оси определил длительность «дня», а оборот Земли вокруг Солнца, определил длительность года. Все остальные длительности: «час», «минута», «секунда»… «век», это только производные двух первых.
Таким образом, наличие «длительностей», является необходимым условием бытия времени.
В принципе, такой вывод тоже вполне приемлем.

Но давайте зададимся вопросом, можно ли строить нечто без проекта того, что мы собираемся строить?
Я это к тому, что нельзя строить город, не имея измерительного «инструмента» и понимания того, что ты собираешься создать.
А это значит, что прежде того как Бог приступил к творению мира, в его «руке» уже были «рулетка и циркуль».

Можно привести текст Писания: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?»
(Иов.38:4,5)

Таким образом, Земля (как и вся вселенная) имеет тот «вес» и «размер», которые задал ее Бог, а значит сущности мер: «тяжести», «объема», «скорости»… имеют нетварный характер.
То есть, верно откалиброванные «безмен», «рулетка», «градусник», и пр.… всегда есть у Бога, но их действие возможно только в тварном мире.
Точно так же обстоит дело и со временем.
День равен «дню» не потому, что Земля обращается вокруг своей оси за этот промежуток длительности, а потому, что Бог задал вращение Земле, равное длительности «дня» на Божьем «секундомере», или «рулетке времени». А это, как Вы понимаете, уже совсем иные причинно-следственные связи.
Поэтому, в Писании и оказалось возможным назвать первый день творения «днем», хотя светила еще и не были созданы.

Я бы сделал такой предварительный вывод: сущность времени нетварна (так как нетварна «вечность», в коей пребывает Бог), но тварно его действие (длительности).
Наверное стоит добавить, что исходя из приведенных рассуждений, можно сказать, что «вечность», это не отсутствие времени, а «рулетка» времени во всей своей полноте, в «свернутом», в «небытийном» состоянии.

Сергей Пометнев   11.10.2024 13:01   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, отец Сергий за содержательный ответ, Ваши дополнения и замечания!

На основе осмысления Ваших тезисов, хочу добавить ряд возникших мыслей.
Не сложно вспомнить, что когда мы пребываем в детском возрасте, обычно день тянется нескончаемо долго, поскольку окружающий мир во многом ещё неизвестен наше и восприятие на каждыом шагу сталкивается с новым, неизведанным. Таким образом, внимание ребенка часто концентрируется на непривычных объектах и феноменах.

А постоянная смена локуса внимания заставляет постоянно фокусироваться на новом и создаёт субъективное впечателение о множестве событий, требующих минимального осознания. Отсюда ощущение необычной длительности дня, как процесса осознания многого в рамках ограниченного промежутка между сном и бодрствованием.

С возрастом, многие типовые процессы: еда, чтение, вождение авто и пр., переходят в область подсознания и совершаются на "автопилоте" (полуподсознательно), что сокращает субъективное впечатление от количества выполненных задач. В результате день субъективно воспринимается котроче.

А к старости, уже очень многие повседневные типовые задачи всё больше вытесняются в сферу подсознания, создавая впечатление о "летящих годах", а не только днях.

Отсюда вывод: для человека "время" довольно условное понятие, "привязывающее" его к окружающему миру с помощью эталона некой "объективной длительности", фиксируемого часами.
Ведь недаром ещё Эйнштей говорил, что "время - это то, что показывают часы".

Скорбатюк Юрий   13.10.2024 12:03   Заявить о нарушении
// Не сложно вспомнить, что когда мы пребываем в детском возрасте, обычно день тянется нескончаемо долго… постоянная смена локуса внимания заставляет постоянно фокусироваться на новом и создаёт субъективное впечателение о множестве событий, требующих минимального осознания. Отсюда ощущение необычной длительности дня, как процесса осознания многого в рамках ограниченного промежутка между сном и бодрствованием.//

Не согласен.
В таком случае, например время заключения, для узника одиночной камеры, должно просто «лететь», а по факту все наоборот.
Для ребенка, время «тянется» тогда, когда он пребывает в ожидании того, что ему нравится.
Мне в детстве пообещали купить мопед, и всего то «на следующей неделе». Мне эти несколько дней показались годами.
А вот каникулы, почему то всегда проходят слишком быстро.
Для стариков время «бежит» по причине того, что они уже ничего не ждут от жизни. Им нравится побыть в тишине, без движения, что они и реализовывают во всей полноте, поэтому и время бежит быстро, примерно так же как для молодого парня, которому нравится отпуск на море, который почему то тоже проходит быстро, как «один день».
Поэтому, время само по себе объективно (неизменно), но субъективно наше восприятие его длительности.
Все дело в «целеполагании», и возможностях исполнения желаемого.
Было бы интересно понять, где во всем этом, место «вечности».

Сергей Пометнев   14.10.2024 15:11   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за логически обоснованное возражение!

Однако, и узник и ребенок ожидают событий освобождения или получения желаемого, отнюдь на на «автопилоте», а переживая каждую новую минуту, как очередное препятсвие перед вожделенным событием - здесь автоматизм восприятия, на мой взгляд, не столь очевиден...

Скорбатюк Юрий   15.10.2024 10:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.