Глава 25

Предыдущая: http://proza.ru/2024/05/24/542

На четвертый день Кнуровы поехали в Боголюбово, который находится на подступах к Владимиру вблизи слияния рек Нерль и  Клязьма. Вместе с экскурсией они осмотрели княжеский дворец, в котором принял мученическую смерть Андрей Боголюбский.
Побывали они и в палатах князя Андрея, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы и Успенской надвратной церкви с колокольней.
Есении все было в диковинку. С большим интересом она слушала экскурсовода, впитывая информацию, как губка.
Прошлись Кнуровы вместе с группой экскурсантов проселочной дорогой до храма Покрова на Нерли. Он был строен князем Андреем Боголюбским на расстоянии версты от Боголюбовского дворца при слиянии Нерли и Клязьмы. Этот храм возвышается над берегом Клязьмы на округлом, насыпном холме среди деревьев.
Всю дорогу от автобуса до храма девушка шла босиком по тропинке. Ей хотелось максимально соприкоснуться с природой Владимирского края. При этом Есения негромко напевала одну из любимых песен Булата Окуджавы «Молитва»:
«Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
 Чего у него нет…»
Слова песни врезались ей в память еще в раннем детстве.
Она вспомнила, как один раз пела эту песню в школе, и была высмеяна одноклассниками.
Многие тогда сказали, что Бога нет, а вера – пережиток прошлого.
Ей было обидно. Однако она не стала спорить с ребятами, просто не стала больше при них петь песни Окуджавы. Только уходя в школьный живой уголок и оставаясь одна, Есения часто напевала свои любимые песни. Учительница по биологии была крайне удивлена тем, какие серьезные и взрослые песни пела девочка. Но сама молчала при этом. Казалось, что ей все равно. Однако как-то раз Элла Григорьевна пригласила в свой кабинет учителя музыки, чтобы он послушал пение Есении. Этот довольно молодой аккуратный мужчина был поражен силой и приятным тембром голоса девочки. Иван Павлович Степанов был увлеченным своим предметом учителем. Он был очень обрадован ее хорошими музыкальными способностями.
Увидев учителя музыки в живом уголоке, Есения прекратила петь и сильно смутилась:
- Простите, я больше не буду.
- Малыш, да у тебя очень редкий хороший голос. Ты непременно будешь петь, - уверенно сказал он.
- Когда и где?? – поинтересовалась девочка.
- Для начала ты будешь петь соло на уроках, а там посмотрим, - задумался учитель. – Гм, на следующем занятии я сделаю выволочку вашим сорванцам. Позже ты споешь «Молитву» Окуджавы.
При этих воспоминаниях сердце Есении сжалось. Ей было действительно непросто. Как она тогда пела на уроке! Это было чистое детское сопрано.
Класс затих, а потом сорвался в гомон. Перекрикивая друг друга, дети выражали свое недоумение. Это был первый раз, когда в школьные годы кто-то из них заговорил о Боге.
- А вы думаете, что Бога нет? – растерялась девочка.
На минуту дети замерли. Потом принялись оживленно спорить. Кто-то даже высказал нелестное мнение о вере и верующих. Боль захлестнула Есению. Учитель попросил ее ответить сорванцам. Тогда она немного растерялась и спросила Учителя:
- А разве можно?
- Если сумеешь, - улыбнулся тот.
Немного подумав, девочка прочитала отрывок стихотворения Окуджавы:
«Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному».
Многие дети тогда притихли, но ненадолго. Им было не свойственно долго думать. Детство легкомысленно. Они не смогли вынести из этого стихотворения главного – не судить других. А Есения поняла тогда, что очень одинока в своей любви к творчеству Окуджавы. Ее даже не обрадовала пятерка, поставленная ей Иваном Павловичем.
Она вздохнула и посмотрела из-под руки на солнце, которое нещадно палило. Был почти полдень, когда они подходили к этому древнему храму, построенному князем Андреем Боголюбским на месте явлении ему Богородицы. Именно это предание поведал им экскурсовод по дороге.
Девушка была пленена простыми и одновременно изящными формами белокаменного Покровского храма. Луковичная глава храма выглядела очень гармонично. Есения была удивлена, узнав от экскурсовода, что первоначально ее форма была шлемовидной.
Для нее эта прогулка и сам храм стали знаковыми. Именно там она загадала, выйти замуж за Антона. Под сенью древнерусского храма в ней пробуждалась женщина, которая хочет любить и быть любимой. Однако это не помешало девушке посетовать на то, что фрески храма не сохранились до наших дней. Она помолилась своими словами про себя, желая себе и своей семье всего самого доброго.
На обратной дороге к автобусу к ней обратилась одна из женщин, бывших  в их группе:
- Милая, вы не поможете мне?
- Да, а в чем дело? – живо отозвалась Есения, не смотря на щемящую тоску.
- Меня зовут Евгения. Мне нездоровится, можно я на вас обопрусь? - попросила она ее. Это была женщина с пышными формами, одетая в цветастое платье. С шляпкой на голове.
- А что случилось? – участливо уточнила девушка.
- Жарко очень, - вздохнула Евгения. – А я воду в автобусе забыла.
- Может кого-нибудь попросить принести ее? Или нет! Вот возьмите у меня, - спохватилась она, доставая многоразовую бутылку с водой.
- Это просто вода? – опасливо спросила женщина.
- Да, родниковая.
- Хорошо. Спасибо. Вы очень добры, - Евгения улыбнулась, и на ее щеках образовались очаровательные ямочки.
- Не за что, - только и произнесла Есения.
Она шла, стараясь сдерживать шаг, чтобы женщине не было тяжело.
В салоне автобуса Евгения села на свое место и позвала ее:
- Девушка, вы были очень добры ко мне. Я хочу сделать вам подарок. Вот  возьмите.
С этими словами она протянула ей небольшой кулон с зеленым камушком.
- Ой, как-то неудобно, - в замешательстве проговорила Есения.
- Возьми, милая, возьми, - проговорила женщина. – Это нефрит. Он принесет тебе счастье и поможет выбрать верного спутника жизни.
- Вы серьезно?
- Абсолютно.
- Но я не верю в такие вещи! Каким образом это может произойти? - запротестовала девушка.
- Сама увидишь, - сказала Евгения.
Есения была озадачена и хотела расспросить женщину о смысле подарка, но не получилось. У них время оказалось расписано чуть ли не по минутам.
Вскоре поехали в древний город Суздаль, который живописно раскинулся на холмах около реки Каменка.
Суздаль оправдывает свое название города-заповедника.
Древнейшая его часть – Кремль расположен в южной части города в излучине этой реки. Девушка была заворожена лаконичной строгостью и простотой кремлевского собора Рождества Пресвятой Богородицы. Ее впечатлили его золотые врата, на которых изображены евангельские сюжеты с Иисусом Христом и Богородицей. От экскурсовода она узнала, что этот собор самый древний из сохранившихся в Суздале. С большим интересом Есения осмотрела музейную часть собора, познакомившись с живописью и декоративно-прикладным искусством средневековой Руси. В Архиерейских палатах она больше узнала  об истории самого кремля и Суздальского края. Однако наибольший отклик в ее душе нашел простой деревянный Никольский храм. Он ей показался очень теплым и уютным.
- Из дерева! – восхитилась она. – Как здорово! Как красиво и уютно!
- Нравится? – улыбнулся ее брат.
- Очень.
- О, милая девушка, этот храм очень простой по конструкции. Что же вы тогда скажете в Музее деревянного зодчества, куда мы скоро поедем? – выразил одновременно недоумение и радость экскурсовод – поджарый мужчина средних лет. Он с неприкрытым интересом посмотрел на девушку. Его серые глаза ласково смотрели на нее, а тонкие губы непроизвольно сложились в улыбку.
- Сказка! Вот что скажу! – воскликнула Есения.
Она была вдохновлена посещенными местами. Хотелось петь и танцевать. Так девушка и пошла к автобусу – плавно покачиваясь в такт напеваемой песни Окуджавы «Арбат»:
«Ты течешь, как река,
Странное название,
И прозрачен асфальт,
Как в реке вода».
Ее голос был так чист и отчетлив, что многие экскурсанты захлопали ей. Один мужчина среднего роста внешне ничем не примечательный протянул ей визитку:
- Вы же из Москвы? Вот. Приходите к нам!
- Спасибо, - очень удивилась Есения. – У вас клуб, что поют?
- Именно клуб. Поют романсы, русские народные песни. У вас очень чистое сопрано. Приходите! – настойчиво повторил он.
Это было так неожиданно, что у нее захватило дух. Она любила подпевать дома своим любимым исполнителям, с удовольствием пела в школе на уроках музыки. Но чтобы петь где-то еще… Это был предел ее мечтаний.
Затуманенным взглядом девушка посмотрела на мужчину:
- Наверно, приду.
- Почему такая неуверенность? Приходите обязательно. Мы вас прослушаем и скажем, что вам больше подойдет сольное пение или хор.
В замешательстве Есения посмотрела на визитку, которую взяла и ойкнула. Клуб находился сравнительно недалеко от них:
- Ой, да это же в нашем районе!
И резко замолчала. Настолько сильные чувства заговорили в ней. Ей вдруг захотелось петь профессионально, хотя об этом никогда не думала.
Вскоре они отправились в Спасо-Евфимиев монастырь. Девушка с удовольствием осмотрела все постройки этой мужской обители. Вокруг царил мир и покой. Внезапно ей захотелось здесь остаться и не уезжать. Вспомнились строки стихотворения Михаила Глинки:
«Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!»
Казалось, что этот монастырь вместил в себе все: дух эпохи своей постройки, монашеский дух и дух двадцать первого века. Все удивляло. Казалось, что солнце светит ярче, более чистый воздух, а запах… запах пьянил. Пахло Русью.
В воздухе смешался дух ладана, цветов и травы.
Казалось, все было окутано и пропитано монастырским духом.
Ходя между храмов, она ни о чем не думала. Захотелось отвлечься от суеты.
- Еся! – окликнул ее брат. – Ты слышишь?
- Да, Эр. Что? – очнулась Есения.
- Пойдем в музей, экскурсия начинается.
Там было очень интересно: кресты, панагии, иконы – на всем опечаток монастырской жизни. Она с восторгом слушала экскурсовода, осматривая экспонаты. Особенно заворожили ее покровцы, выполненные лицевым шитьем и расшитые жемчугом, бисером и металлическими нитями.
С удовольствием побывала девушка в Спасо-Преображенском соборе, выполненном в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля. Есению поразили контрастные и насыщенные цвета фресок этого собора, выполненных артелью художников под руководством Гурия Никитина.
Непривычно было для нее слушать колокольный звон, который устроили для приезжих.
Конец дня Есения с родными провела в гостинице недалеко от Суздаля. Это место было достаточно живописным и тихим, но вся семья за день очень устала. Они предпочли пообщаться в кругу семьи за столом.
На следующий день группа вместе с Кнуровыми отправилась в Музей деревянного зодчества.
Когда она вышла из автобуса и прошла на территорию музея, онемела. Такой простой и одновременно сказочной красоты, девушка никогда не видела.
Ядром музея были два храма: Воскресенский и Преображенский, окруженные многочисленными жилыми и хозяйственными постройками и часовней.
Воскресенская церковь более скромная, приходская находилась перед ней. Чуть в стороне стояла более интересная Преображенская церковь – один из главных экспонатов музея, по словам экскурсовода. Гармоничная пирамидальная конструкция этого храма притягивала к себе взгляды людей. Луковичные как бы чешуйчатые главы были устремлены ввысь. Бочкообразные кровли над приделами и алтарем, завершавшиеся главками, крыльцо-гульбище – все это притягивало и радовало взор.
Девушка обошла все постройки и сделала кучу фотографий на телефон. Ей так понравилось все, что она отстала от группы.
Есения очень испугалась и бросилась бежать в сторону автобуса, но ее вовремя остановил оклик брата:
- Еся, ты что пропала? Иди скорее!  Сейчас представление будет.
Действительно, как только она пошла к группе москвичей, на открытое  место вышли женщины в древнерусской одежде. Начался танец с песнями. Девушка была поражена. Песни проникали в душу и трогали. Никогда Есения не получала таких ярких впечатлений. Она старалась максимально запомнить услышанное, подпевала.
После представления девушка без колебаний купила себе браслет и ободок из дерева. Эти покупки положили начало ее интересу и увлечению историей древнерусской одежды и украшений. Это хобби прочно вошло в ее жизнь, став частью мироощущения. Есения приобщилась к древнерусской культуре.
Поездка во Владимир, Боголюбово и Суздаль запомнилась ей надолго. Она часто в сложные минуты вспоминала суздальские колокольные звоны, храм Покрова на Нерли.
Ей хотелось не забыть те ощущения, которые она получила во время поездки. Возвращаясь домой, девушка на своем телефоне сделала в качестве заставки фотографию Музея деревянного зодчества. В те минуты и часы, когда было тяжело на душе, Есении открывала телефон и любовалась установленной фотографией.
Когда они проезжали одну из деревень, расположившихся вдоль дороги, она увидела пляшущих людей. Девушку взволновал их танец, и она попросила остановить автобус.
Многие были этим недовольны.
Однако когда все вышли из автобуса услышали незабываемые голоса. Пели деревенские бабушки, сидевшие на завалинке. У них были такие сильные певучие голоса, что все заслушались.
Когда они закончили, все присутствующие попросили спеть еще. В то время как Есения пристроилась среди бабушек и принялась в тон выводить очень похоже новую песню «Как хотела меня мать, да за первого отдать». Песня оказалась такой задорной, что у нее поднялось настроение. Она забыла обо всем, старательно выводя слова.
Чуть позже девушка упросила бабушек объяснить ей, как правильно петь такие песни. Есения даже сделала запись на диктофон. Ей захотелось овладеть их мастерством.
- Ну, что ж, милая, слушай и запоминай.
Старушки дружно запели другую песню, а она забыла обо всем. Их голоса очаровывали. Девушка так и сидела бы на завалинке, но ее позвали в автобус.
Есения со вздохом встала:
- Мне надо ехать!
- А ты приезжай к нам, милая, - обратилась к ней одна из бабушек. – Чай своя. Поешь-то как хорошо!
Она назвала девушке название деревни и свой дом.
- Приезжай, - повторила старушка, глядя на Есению своими блеклыми и одновременно живыми глазами. – Научу тебя всему. Не только песням.
У нее не было своей семьи. Дети выросли и жили далеко.
- Хорошо. А зовут вас как, бабушка?
- Агафья Степановна.
Всю дорогу до дома девушка спала.

Продолжение: http://proza.ru/2024/05/24/552


Рецензии