Глава 28

Предыдущая: http://proza.ru/2024/05/24/556

Минуту помолчав, замдекана спросил Есению:
- Вы позволите рассказать о вас подробнее вашим одногруппникам?
На минуту в аудитории воцарилась полная тишина. Взгляды всех студентов в немом изумлении были устремлены на нее. Многие только, когда она вышла из-за парты заметили разницу в ее обуви.
- Да, - взволнованно и звонко выпалила девушка.
- Полагаю, что вам стоит узнать о вашей старосте то, что она прекрасно рисует, делает бесподобные вышивки крестиком. Причем частые сюжеты – природа. А еще Есения участвует в добровольческих акциях «Гринпис», во время которых обычно красиво поет русские народные песни, - в этот момент замдекана повернулся к ней. – Расскажите нам, где вы научились так замечательно петь?
Волнуясь и немного сбиваясь, она рассказала о своей поездке во Владимир, Суздаль и Боголюбово и о деревне, где видела танцующих людей:
- Именно там началось мое пение. Я услышала, как поют деревенские бабушки. Это пение завораживает и наполняет душу. А сейчас я езжу петь в ансамбле.
Кто-то тихонько ахнул. Вся аудитория загудела:
- Еся, спой! Спой нам.
Вопросительно посмотрев на преподавателя и замдекана, девушка завела песню «Ой, то не вечер, то не вечер».
Все притихли, а когда она закончила, все дружно зааплодировали.
- Ну, ладно, а сейчас у вас уже начнется очередная пара, так что учитесь, молодежь, учитесь, - растроганно проговорил Тимофей Васильевич.
В последнее время Есения стала чаще общаться с однокурсниками, став старостой. А после этого дня она оказалась в центре внимания всего факультета.
Замекана взял ее под свою опеку, познакомив со всеми сотрудниками. Он и способствовал тому, чтобы девушка могла ставить свои эксперименты в стенах факультета.
Именно в это время в душе Есении начался переворот. Она перестала бояться людей. Обязанности старосты помогли ей наладить контакт с одногруппниками. Однако тоска не отпускала. Из-за этого девушка однажды решилась найти своих бывших одноклассников в «Фейсбуке». Есения была поражена. Это удалось сделать легко по номеру школы. Почти в полном составе они были там друг у друга в друзьях.
Сначала она пересмотрела все страницы бывших одноклассников. Они уже тоже учились в вузах, о чем писали. Не было только трех человек: Веры Шевцовой, Васи Дружинникова и Толика Павлова. Из-за этого девушка не сразу решилась позвать бывших одноклассников в друзья. Лишь спустя неделю Есения первой позвала в друзья Таню Суворову – лучшую подругу Веры.
Когда Татьяна увидела на своей странице запрос в друзья, первое, что подумала – кто-то шутит. Однако, увидев, кто именно зовет ее в друзья, обомлела.
- Еся! – она встала из-за стола и тут же села обратно.
Расширенными от изумления глазами девушка смотрела страницу своей бывшей одноклассницы. Увидев, как мало у Есении друзей, она была еще больше удивлена. В душе шевельнулось раскаяние, а ведь они могли бы быть подругами еще в школе.
Таня еще долго сидела бы, сообразив, что именно сейчас можно все исправить – добавила бывшую одноклассницу в друзья.
Понимая, что нужно делать, она написала для всех о том, что хочет исправить ошибку детства – подружиться с Есенией Кнуровой. Почти все ее друзья знали о ней, и девушке не пришлось долго придумывать, что и как написать об этом:
«Сегодня я обнаружила здесь, что моя бывшая одноклассница Есения не просто была тихоней, как мне казалось. Она позвала меня в друзья. Мне очень стыдно. В школе я была такой глупой, что дразнила ее. Есения, прости меня! Я очень хочу исправить прошлое, и поэтому принимаю твою заявку в друзья. Ребята, примите и вы Есю в друзья!»
Таня едва успела это написать, как тут же под ее записью появились комментарии «Танюш, дай ссылку!», «Где Еся? Не вижу», «Уже добавил в друзья». Она улыбнулась. Среди ее бывших одноклассников было полное взаимопонимание. Все захотели подружиться с Есенией в «Фейсбуке».
Когда спустя час виновница событий заглянула на свою страницу, даже растерялась от неожиданности. В личных сообщениях было полно не просмотренных сообщений, а в заявках в друзья была большая часть ее бывших одноклассников. Не веря своим глазам, Есения пересмотрела все. На душе потеплело. Для нее это было открытием, но практически все ребята и девчонки извинялись и желали успехов в учебе и работе.
«С чего бы это?» - подумала она.
Однако почти тут же увидела запись Тани Суворовой о ней.
Девушка схватилась за голову:
- Таня, ты…
У нее не хватило слов от нахлынувших теплых чувств. На глазах показались слезы.
Есения дала волю слезам. Минут пять она просто тихо плакала. Это принесло ей облегчение. Потом девушка в ответной записи написала всем своим бывшим одноклассникам, что не помнит зла и готова простить их всех. Более того Есения написала, что готова помогать им. В этот миг на нее нашло озарение:
«Вот оно! Вот ради чего стоит жить. Надо жить ради других людей. Помогать им во всем. Ведь так?»
С сомнением она заглянула наугад в «Библию» и наткнулась на строки:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»*
Любви…
Девушка поняла, что близка к пониманию православия. Однако чтобы удостовериться в правильности своего мнения, включила компьютер и открыла православную энциклопедию «Азбука веры». То, что Есения прочитала, врезалось ей в память надолго «Любовь Божественная», «Любовь человеческая» и «Любовь к врагам». Да, любовь – главное в жизни христианина. А значит она права.
В задумчивости машинально девушка принялась листать «Библию» наугад. Вдруг ей бросилось в глаза слово «любовь». Есения принялась читать:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»**.
Она была поражена глубиной слов. Все это было сложно вместить в голову, но легко принять сердцем. Девушка поняла и ощутила, что эти слова о любви близки ей и понятны. Позже в трудные минуты Есения часто перечитывала этот дивный «гимн любви» апостола Павла. Сам апостол стал для нее одним из любимых святых. Она часто ему молилась и даже купила его икону.
Благодаря тому, что девушка стала общаться с одноклассниками в «Фейсбуке», мир виделся уже другим. Не таким жестоким и несправедливым. Есения стала чаще улыбаться людям, охотнее шла на контакт. Она уже не была той забитой жалкой девчонкой, которая ходила по стеночке в школе, потому что по коридору во время перемен носились эти шалопаи.
Да, девушке стало легче во многом, но тоска не покидала. Временами ей казалось, что это навсегда. Что ей, как и матери, придется преодолевать себя и свой внутренний разлад. Часть ее тянулась к Антону, а другая нашептывала, что есть и другие молодые люди, не менее симпатичные, чем ее парень.
Так однажды в начале ноября Есения шла по улице от метро и подошла к Знаменскому храму. День был промозглый. Вокруг не было ни души, лишь фигура какого-то парня маячила около забора храма. Внезапно парень повернулся в профиль, и она узнала Толика Павлова. Выглядел он неважно. Чумазое лицо, помятая одежда, грязная обувь.
Девушка растерянно остановилась. Как быть? Толик плохо выглядел, но в то же время казался потерянным и жалким. В ее душе возник разлад: подойти к нему и спросить, как дела, или идти своей дорогой.
Внезапно вдалеке она увидела до боли знакомую фигуру шедшей к Толику женщины. У нее сжалось сердце. Нет, ей не померещилось. Это была она. Святая Ксения Петербургская.
Блаженная подошла к парню и внимательно посмотрела на Есению. Девушка не услышала, а ощутила ее голос в своей голове:
- Ну, что, милая, вот тебе и испытание. Ты знаешь нужные слова. Сделай правильный выбор.
Святая смотрела на нее таким пронзительным взглядом в то же время любящим взглядом, что у Есении защипало в глазах от слез.
Когда же она проморгалась и посмотрела вновь на то место, где стояла блаженная, там уже никого не было.
Девушка заколебалась: уйти или подойти к Толику? О чем ей хотела сказать святая Ксения? Какой выбор ей надо сделать?
С минуту Есения раздумывала, а потом, не выдержав, обратилась к Богу с молитвой мысленно: «Господи, ты все знаешь! А я нет. Что мне делать? О чем мне хотела сказать святая Ксения? Какие слова правильные? Я даже не чувствую и не знаю Тебя? Где же Ты?»
Внезапно в ее душе потеплело, как будто издалека пахнуло теплым весенним ветром. В его дуновении не было ничего необычного, но внезапно она ощутила в нем что-то новое, неведомое.
В памяти всплыли слова «любовь к врагам» и строки «гимна любви» апостола Павла: «Любовь… милосердствует…, не радуется неправде,… все покрывает, всему верит….».
- Толя? – с этими словами девушка шагнула к бывшему однокласснику.
Он обернулся.
В этот миг Есения ощутила небывалое. У нее возникло чувство того, что Бог сейчас не где-то далеко, а в ней, в ее душе. Спустя время, читая «Библию», она нашла строки, которые подтвердили ее чувство: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»***. Исповедуясь и причащаясь, девушка приблизилась к Богу так, что смогла ощутить Его присутствие. Это было откровением. Позднее, когда Есения поделилась ощущениями присутствия Бога в своей душе, духовник выслушал ее и осенил крестным знамением.
- Бог с вами, Есения, - только и сказал он.
Вид Толика Павлова был ужасен. Рассеченная бровь, запекшиеся губы, пальцы в крови. Она тихо ахнула и подбежала к нему, не помня себя. Достав чистый носовой платок, девушка протянула его парню.
- Спасибо, - только и сказал он.
В ее взгляде читался немой вопрос.
- Да все нормально, Еся. Это я отдавал старые долги, - закашлялся парень и сплюнул кровь на землю. – Старые знакомые подловили недалеко отсюда. Пришлось драться.
Не говоря ни слова, Есения потянула Толика за рукав:
- Идем.
- Куда?
- К нам домой. Тебе надо привести себя в порядок. Не стоит же в таком виде идти куда-то, - непривычно решительно для самой себя сказала она.
Когда они пришли, девушка помогла парню привести себя в порядок.
Пришедший вскоре брат не ожидал увидеть парня:
- Толик? Еся, что произошло?
Вкратце сестра объяснила ему, в чем дело.
- Еся, ты – молодец, что не прошла мимо. Вот только надо понять, насколько все серьезно, - с этими словами Эрик принялся расспрашивать Толика о случившемся. Тот, не скрывая, признался, что встретил свою дворовую компанию, которая искала легких денег. Мальчишки потребовали их у парня, сказав, что знают о его работе. Толик отказался делиться деньгами, завязалась драка. К счастью, для парня компания разбежалась, когда увидела группу людей, шедших той дорогой.
После этого Толик пошел домой. Именно в это время Есения и увидела его на улице.
Вместе брат и сестра помогли парню привести себя в порядок.
Потом все дружно пили чай.
Вдруг в дверь позвонили.
Девушка  пошла открывать.
- Ой, Томочка, я совсем забыла, что ты придешь, - обрадовалась Есения подруге.
- Да? А я ждала этого дня. Еся, как я соскучилась! – подруга обняла ее.
Вдруг она заметила чужую обувь.
- У вас гости?
- Да, у нас сейчас Толик Павлов.
При этих словах лицо Тамары изменилось:
- Опять он у вас! Я бы не хотела с ним сталкиваться! Представляешь, он предлагал мне встречаться, когда проводил до дома!
Есения не поверила своим ушам:
- Толя предлагал тебе встречаться?
- Да. Я отказала ему. Не могу же я начать встречаться с каким-то беспутным парнем.
Вместе они пошли на кухню.
При виде Толика лицо Тамары изменилось. Расширенными от ужаса глазами она смотрела на него:
- Что это? В чем дело?
Толик опустил глаза. Хвастаться было нечем. Он сделал над собой усилие и кратко высказался:
- Встретил бывших друзей. Они деньги искали.
Тамара ахнула:
- Кошмар! Иди в полицию! Нельзя это оставлять!
- Не знаю. Не уверен, - со вздохом сказал парень.
- Точно, Толя. Пиши заявление, - почти одновременно сказали Эрик и Есения.
- Ты же их знаешь, Толя. Они точно не попытаются снова напасть на тебя? – спросила Есения.
- Не точно, - медленно проговорил он в ответ. – Наверно, да, надо писать.
Какое-то время все вместе они сидели на кухне. Есения помогла Толику написать заявление, а Эрик вызвался сходить вместе с ним в полицию. Все это время Тамара напряженно всматривалась в лицо этого парня. Ее раздирали противоречивые чувства. С одной стороны, она уже точно знала из какого круга этот парень, а с другой – факт нападения на него говорил сам за себя. Это были бывшие друзья.
Девушка никогда не испытывала таких сильных эмоций. Тамара умом понимала, что ей этот парень не пара, а сердцу приказывать было сложно. Оно тянулось к нему. Теперь она была бы готова дать согласие встречаться с Толиком, вот только станет ли он второй раз предлагать ей это. Ей было горько от сознания того, что она упустила шанс. А будет ли он снова? Что вообще будет?
Чуть позже Эрик и Толя ушли, а девушки перебрались в комнату Есении. Там они чисто по-девичьи пообщались. Учеба, работа, впечатления Есении от Тамары от храмовой молитвы – все это было темами их разговора.
Когда брат вернулся домой, Тамара только собиралась уходить.
- Заболталась я с тобой, Есенька, ну, мне пора. До следующей встречи, - она поцеловала и обняла подругу.
- До встречи, Томочка, - в свою очередь поцеловала ее девушка.
После ухода подруги, Есения ощутила, что не чувствует щемящей душу тоски. Она не поверила этому. Однако действительно девушка больше не ощущала тяжести в душе.
Весь вечер, занимаясь делами, Есения прислушивалась к своим ощущениям. Это было невероятно, но на душе была удивительная легкость и радость.
«Чему радоваться? – упрекала она мысленно себя. – Думать надо о том, что возможно Толику еще понадобится помощь».
Перед сном она поделилась с матерью своими ощущениями и рассказала о Толике. Мать при этом рассказе ахнула и перекрестилась:
- Есенька, солнышко мое, ты хоть понимаешь, какая ты?! Ты помогла парню, который дразнил и обижал тебя в школе. Ничего нет удивительного в том, что сейчас тебе хорошо. Ведь ты помогла другому человеку! Ты сделала доброе дело! Вот поэтому-то ты и чувствуешь легкость. Тебе пришлось на время забыть о себе и своих переживаниях ради другого. Так что, дочка все абсолютно правильно. Так и должно быть. Когда мы думаем и делаем что-то для других, нам самим от этого становится лучше.

* Библия. Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13.
** Библия. Первое послание к Коринянам святого апостола Павла, глава 13, стихи 4-8
*** Библия. Евангелие от Иоанна, глава 6, стих 56.

Продолжение: http://proza.ru/2024/05/24/571


Рецензии