Бесполезный человек. Кто и для кого?

Помню в 1998 году в 9 классе на обществознании учитель, рассказывая о концепциях капитализма и социализма, упомянул о необходимости формировать умение «продавать себя», чтобы успешно конкурировать в условиях новой для России рыночной экономики. Идея эта встретила дружное негодование всего класса воспитанного идеями коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи. Но этот протест никак не мог отменить модели: спрос-предложение. Естественно, никто не хочет чувствовать себя товаром или услугой, чья ценность как человека зависит лишь от того, что он умеет делать и насколько хорошо он умеет это делать.
Несколькими годами позже, подростком 18 лет, прочитав книги популярных в то время Паоло Коэльо и Ричарда Баха, поверил в идею призвания, своего пути для всех.
Я считал себя поэтом-философом. Но такой вакансии нет на сайте hh.ru
В 2014 году, устав от нереализованности и безденежья, я активно искал работу на сайтах поиска предложений о работе. Я искал работу юриста. Помню, как меня приводил в ступор вопрос в анкете соискателя: «Ваши 3 главных достижения за последние 3 года?». Я искренне удивлялся тому, что каждый год человек должен чего-то достигать, чем он мог бы сам гордиться и что не стыдно представить публике на «ярмарке тщеславия». Для меня, например, являлось достижением то, что я бросил курить и пить, а еще научился играть на гитаре. Но кого эти достижения интересуют кроме меня самого, ну и разве что моих родителей и супруги. С таким послужным списком, кто меня "купит"? Разве что, директор ликероводочного завода или табачной фабрики, дескать, «не курит, не пьет, значит, воровать не будет».
По рекомендации дяди, к которому обратился в поисках помощника приехавший покорять Москву судья из Ставропольского края, прошел собеседование в Московском городском суде. Взяли меня на работу без опыта, но с образованием, презрительно оценив мое высшее образование в коммерческом вузе под названием МГЭИ, но одобрительно отозвавшись об аспирантуре в Академии Генеральной прокуратуры РФ.
На должности помощника судьи в Мосгорсуде и в звании советника юстиции 3 класса я проработал 6,5 лет. В 2019 году, за месяц до рождения второй дочери сдал экзамен на судью. В 2020 году со второй попытки был назначен мировым судьей на судебный участок в г. Москве. Проработал чуть более 3 лет, но не продлил полномочия…Хотя в мыслях представлял себя в 50 лет судьей в отставке с пожизненным содержанием в 60 тысяч рублей ежемесячно… Тогдашний предел моих мечтаний…
Но жизнь повернула в другую сторону. Спустя 10 лет работы в судебной системе я снова в поисках работы. Ищу вакансии на hh.ru. Сегодня, как и 10 лет назад то же самое чувство при ответе на вопрос о том, в чем я был первым в своей жизни. Написал, что был первым поэтом в школе. Удивительно, но сработало - прошел дальше. Но при выполнении тестового бесплатного задания размером примерно на 10 листов махнул на это дело рукой, дескать буду я еще тратить время бесплатно без гарантии трудоустройства. Вот уже плюс - научился ценить свое время
Я убежден, что мы все рождаемся со своей энергией, со своим генетическим багажом, которые предопределяют ту сферу, в которой мы можем быть успешны и счастливы. Быть успешными, пользуясь спросом у социума, а счастливыми от того, что занимаемся любимым делом по душе.
Я уже который месяц ломлюсь все в те же двери юридических компаний, при этом понимаю свой узкий профиль «судьи» и «госслужащего», при том, что хорошему специалисту в области юриспруденции нужно знать и compliance и due diligence и международное частное право и корпоративное право и it и legaltech и интеллектуальное право и законодательство в сфере банкротства и арбитражное судопроизводство. Нужно учиться и пробовать.
Долбиться в закрытые двери юридического сообщества я уже устал. Но и поэтом тоже не стал.
Вот сейчас благодаря супруге, я вовлечен в сферу недвижимости, управления недвижимостью… Но мое ли это? Приношу ли я пользу на этом месте семье, оказываю ли качественную услугу другим людям? Да и самый главный вопрос: хочу ли я заниматься этим делом? Иными словами: занимаясь каким делом я счастлив?

Главные мои достижения за время, проведенное на госслужбе — это женитьба и рождение двух дочерей.
…Жена в очередной раз устав от того, что ей пришлось доделывать после меня какое-то дело заговорила про мою полезность.
Вопрос жены: Ты хоть что-то в жизни умеешь делать хорошо?
Сперва я разозлился на нее за такую постановку вопроса. Задумался и не нашёл что утвердительного и положительного ей ответить. Разозлился на себя, а затем погрузился в жалость к себе.
Даже на ответ: «хорошо отдыхаю». Получаю возражение, что и это я делаю плохо, в границах своей небогатой фантазии и в пределах размера своего небольшого дохода.
Можно злиться. Я разозлился. Но если признать, что это так, то можно вспомнить почему я дело делаю «на отвали», некачественно. Мне лень доделывать до конца, я быстро теряю интерес даже к стихам и песням и писанию. Мне лень делать регулярно одно и то же дело изо дня в день. Я теряю интерес и внимание. Мне не хватает усидчивости и воли. Я как будто специально хочу сделать все побыстрее, чтобы потом дольше отдыхать и заниматься какими-то другими делами, гедонизмом и отдыхом.
При этом режим госслужбы помогал мне собраться и следить за собой и за своей работой. Я даже могу сказать, что был счастлив на работе со своей скромной заработной платой в 32 тысячи рублей. Почему? Я был в коллективе. Я исполнял указания и слушал наставления, делал так, как мне говорят, четко следуя инструкции. Видимо, делал это хорошо. Ежемесячная регулярная зарплата означала для меня одобрение моего труда. После многих лет безработицы я наконец стал нужен. Вот оно мое скромное счастье. Голову покинули лишние мысли и переживания…
Родился вывод: человек, который не умеет хоть что-то делать хорошо, он никому не нужен. Потому как на его место найдется тот, кто делает хорошо, который будет нужен. И к этому человеку будет доверие как к эксперту, и этот человек получит и деньги, и положительную оценку клиента за свою экспертизу, за свою компетентность. Потому как он поможет решить вопрос клиента лучшим образом, получить решение и результат.
Я никогда не стремился сделать все идеально и до конца, не стремился к совершенству, не стремился быть отличником, не стремился быть лучшим и первым. Я избегал борьбы и конкуренции. Чтобы не возбуждать антагонизм, противостояние, зависть, ненависть. Я предпочитал быть там, где мог быть один и работать один. Долгое время я и был один… Позже понял, что люди нам помогают увидеть себя со стороны, свои плюсы и минусы. Личный успех невозможен без других людей. Успех меряется одобрением качества твоего труда другими людьми. Как ни крути.
…Старшая дочь Милена намедни сказала про свою пятилетнюю младшую сестру Леру: «от нее нет никакой пользы, она бесполезный человек, только ноет, рыдает и все портит».
Кому нужен человек, который рыдает или истерит не получая желаемого, который требует для себя, не заботясь об интересах других.
Вспомнил себя в возрасте 5 лет и 12 лет, когда активно конфликтовал, грубил, хамил, спорил, лез на рожон. Меня терпели или ненавидели. Действительно, меня любили не потому что я был хорош, а потому что хороши те кто меня любил. Перефразируя прозорливое наблюдение Льва Толстого. Может Валерия и могла появиться только у такого родителя как я. Того, кто ноет сам, жалея себя и одновременно бичует себя за ошибки; кто считает, что недооценен близкими, обществом и заслуживает большего; кто незаслуженно прозябает; кто перекладывает ответственность за свою жизнь на людей, якобы должных заботиться, думать и решать за него; кто винит других за свое положение и обижается на справедливую критику.
Подними попу и начни действовать. Будь проактивен. Предлагай, будь инициативен, возьми на себя ответственность за последствия своих слов, своих поступков и решений. Реши уже хоть какую-нибудь задачу - начни с малого. Подумай о том, что нужно твоим детям, какие начинания принесут им пользу в будущем, что сделает их счастливыми. Как ты можешь поучаствовать в счастье своих детей?!
Хватит уже быть тем, кто видит в тебе человека  неспособного ни на что полезное. Ты больше чем эта роль. Я больше чем эта роль. Прокрастинирующего на диване за просмотром сериала со стаканчиком напитка убивающего память и притупляющего боль от осознания и саморефлексии.

Быть полезным для кого? Всегда найдется кто-то, кто может сказать, что ты бесполезен, делаешь бесполезную работу. Для примера, возьму историю поэта Иосифа Бродского, которого государство СССР неоднократно привлекало к административной и впоследствии уголовной ответственности за тунеядство, другими словами, за занятие бесполезным трудом не на благо, а во вред советского общества. Его вынудили эмигрировать из СССР в 1972 году. В США его приняли. В 1987 году он получил Нобелевскую премию по литературе.
Скорее вопрос должен звучать так: сотворил ли ты что-то в своей жизни?  Сотворил ли ты жизнь? Сломал что-то или кого-то? Разрушил чью-то жизнь? Восстановил то, что разрушил? Покаялся, попросил прощения за разрушение и причиненную боль?


Рецензии