Братья поповы

                БРАТЬЯ ПОПОВЫ
Совсем недавно мы в очередной раз отпраздновали День Великой Победы – 9-ое Мая. Праздник прошел, а тема эта отпускать меня упорно не хочет. Особо волнует меня при этом  судьба трех братьев, участников ВОВ, одним из которых был мой отец. Старшего из них Война отпустила домой живым и здоровым, у среднего забрала ногу, у младшего – жизнь. Вот и решил я написать об этом небольшой рассказ и ознакомить с ним моих друзей.   

Попов Алексей Павлович, Попов Илья Павлович, Попов Иван Павлович. Алексей – старший, Иван – самый младший. Все они родились на Алтае, в Верх-Талице, в семье потомственного казака Павла Попова. Павел успел родить троих сыновей, но вырастить их ему не удалось. На Первой Мировой немцы хорошо угостили  их подразделение хлором, после чего хватило Павла ненадолго. Сыновья же его как раз возмужали  к началу Второй Мировой. Вот их всех троих и мобилизовали на защиту Отечества, и опять от немцев.

У Алексея были какие-то проблемы со здоровьем, поэтому к строевой службе его признали непригодным и отправили в Барнаул на военный завод, рабочим. Но условия там были такие, что мужики почитали за счастье вырваться оттуда и оказаться на фронте. Вот и Алексей после неоднократных рапортов начальству оказался вскоре в учебном полку, а оттуда отправился в полк морской пехоты. Где и дослужил до конца войны в звании краснофлотца и в должности ездового.

Назначили его на эту должность потому, что плавать он не умел, а вот с лошадями управлялся ловко. Командир полка по фамилии Чапаев приглядел его и взял к себе в качестве водителя командирской повозки.     Вернулся Алексей домой прямо из столицы Финляндии, где их полк нес сторожевую службу, прихватив в качестве трофея настоящий финский нож. Подвигов он не совершил, боевых ран не имеет, из наград - только медаль ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ. После войны – работа в колхозе, конюхом. До конца жизни прожил в Сростках.

Илья служил в звании красноармейца и в должности повозничего – телефониста, по совместительству – полкового разведчика. Однажды ему удалось углядеть в незаметной низинке немецкую батарею, а с ней – немало солдат. Доложил об этом начальству по инстанции, в результате немцев разбомбили, а Илью наградили медалью ЗА ОТВАГУ. Вскоре он получил тяжелое ранение, оставшись без ступни на одной ноге, и был отправлен домой, на трудовой фронт. До конца жизни прожил в г. Бийске.   

Если Алексей и Павел были женаты и имели детей к началу войны, то   младший -  Иван, был неженатым, но подругу имел. Он имел небольшое образование и, оказавшись на фронте, вскоре получил офицерское звание. Командовал он взводом полковой разведки, где однажды и получил смертельное ранение, прикрывая отход в полк своих ребят с ценным немецким пленным. Прикрывал, пока не закончились патроны. Тогда он вызвал огонь своей батареи на себя, на чем его война и закончилась. Единственный из троих, он не вернулся домой, а остался навсегда на воинском кладбище в Ярославле. Похоронку на него, а также фронтовую газету с описанием его подвига получила его деревенская подруга, которую он записал в своем личном деле как жену.  Награды Ивана – медаль ЗА ОТВАГУ и ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ.

Хочется отметить, что фронтовые судьбы Ивана Павловича Попова и нашего земляка, легендарного директора Сростинской школы Николая Николаевича Жабина,  до определенного момента совпадали. Оба родились и выросли в соседних деревнях, на войне были командирами взводов полковой разведки, оба в какой-то момент времени стояли на грани собственного пленения, оба за свои подвиги были награждены одной из высших боевых наград того времени – Орденом Красной Звезды.  Разница в том, что Николаю Николаевичу удалось избежать плена, уничтожив сопровождавшего его конвоира. Он прожил после этого долгую жизнь, совершив немало подвигов как на фронте, так и в мирной жизни.  Избежал плена  и Иван Павлович, но  в тот момент перед ним было слишком много врагов, поэтому уничтожить их ему удалось только ценой собственной жизни.

Много лет я мечтал побывать в Ярославле и положить цветы на могилу Ивана. Но все как-то не получалось,  а теперь уж и поздно. Тем более, что на Сростинском кладбище покоится с недавних пор еще один Иван Попов, мой младший брат. Племянник того Ивана и его копия, как по внешности, так и по характеру.  Так что возможность передать приветы в одном месте для обоих Иванов у меня есть.  Чем я и пользуюсь.    


Рецензии