Ч. 20 Поэтому началась Вторая мировая война

Предыдущая страница  http://proza.ru/2024/05/22/884

Советско-финляндская война выявила низкие оперативные результаты Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) СССР.
 
Советский флот потерял 1 подводную лодку, 1 сторожевой корабль, 20 самолётов, 198 человек убитыми, 52 пропавшими без вести, 500 раненых и обмороженных.

Потери Финляндии, по сведениям финнов, составили пять грузовых судов. Кроме того, советские подводные лодки потопили  одно эстонское, одно шведское и два немецких грузовых судна.
 
Единственный финский военный корабль «Aura II», погибший во время войны, был построен в 1848 году (ещё до Крымской войны). Он много раз проходил капитальный ремонт, последние годы служил в качестве президентской яхты.

Когда началась война, яхту «призвали» в военно-морской флот, назвали эскортным кораблём и вооружили 75-мм орудием образца 1892 года, 20-мм зенитной пушкой Madsen M/38, 7,62-мм пулеметом Максим и метателями глубинных бомб.

Погиб корабль, когда сбрасывал глубинные бомбы. Шестая по счёту бомба взорвалась на корабле, и он затонул.

Но в исторической литературе я встретил и другие цифры без расшифровки, что финны потеряли 14 боевых кораблей и катеров, а также 57 различных судов (в основном малого водоизмещения).

Сколько погибло людей, ранено и пропало без вести - таких цифр, относящихся к финскому флоту, я не нашёл.

29 апреля 1939 года Народным комиссаром Рабоче-Крестьянского Красного Флота назначили Николая Герасимовича Кузнецова. В ноябре 1935 года ему присвоили звание капитана 2 ранга, а через пять лет он уже был адмиралом с тремя адмиральскими звёздами.

Невероятная карьера не вскружила голову тридцатичетырёхлетнему наркому из-за атмосферы всеобщего страха, который окутывал тогда все слои советского общества.

Каждый понимал, что никакая должность и звание не спасают от расправы, которая может последовать за что угодно, а чаще всего, без причины.

Вот что писал об этом сам Кузнецов: «Когда вернулся на службу, на столе обнаружил красный пакет с Указом Президиума Верховного Совета СССР о моём назначении Народным комиссаром Военно-Морского Флота  СССР.

Со смешанным чувством радости и тревоги читал я этот документ.  Быстрый подъём опасен не только для водолазов. Столь быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей… Мечтал, конечно, командовать кораблём. О большем не думал.

Но за последние годы моё  продвижение стало уж очень стремительным. Его можно было объяснить в то время лишь бурной волной вынужденных перемещений…»

Новый нарком сначала не знал, за что взяться, некому было передавать ему служебные обязанности.

Опасность войны в Европе возрастала. Советское правительство, а на самом деле, Сталин, потому что только он решал все вопросы, выбирало, на чью сторону ему выгоднее стать. 

Шли переговоры с Англией и Францией о создании тройственного пакта, и в то же время зондировалась почва с заключением договора с гитлеровской Германией.

Кузнецов участвовал в переговорах с английской и французской делегациями.

Советская сторона условием заключения договора поставила введение советских войск на территории Румынии и Польши. Поляки, естественно, были против этого.
 
Можно было не сомневаться, что если советские войска войдут на территорию этих государств, то оттуда уже не выйдут. Поляки хорошо помнили свою историю.

21 августа 1939 года советская делегация  в письменном виде заявила, что советские вооружённые силы  не примут участия в сотрудничестве с вооружёнными силами Англии и Франции, если их не пропустят на территории Польши и Румынии. На этом переговоры окончились.

По моему мнению, если бы договор с Англией и Францией был подписан, Гитлер бы не решился напасть на Польшу, и тогда бы не началась Вторая мировая война. Но история не знает сослагательного наклонения.
 
А через два дня, 23 августа, в Москве  Молотовым и Риббентропом был подписан пакт о ненападении. Понятно, что за пять минут такие документы не составляются, следовательно, переговоры велись параллельно с Англией и Францией с одной стороны, и с Германией – с другой.

Причём переговоры с Германией были предельно засекречены. В своих мемуарах Николай Герасимович Кузнецов писал: «Я не был посвящён в подробности происходящих в те дни переговоров с Германией и поэтому не ожидал, да и едва ли кто-либо ожидал – такого быстрого соглашения».

Наше правительство десятилетиями отрицало, что к этому пакту с Германией был приложен секретный протокол.

Но он был, и в конце концов, это пришлось признать, протокол опубликовали. Из протокола следовало, что Гитлер и Сталин поделили между собой европейские территории.
 
К Советскому Союзу отходила часть Польши, прибалтийские страны, Северная Буковина и Бессарабия, а Гитлер получил возможность напасть на Польшу, что он и сделал через неделю после подписания пакта. Возможно, что тогда о протоколе знали только Сталин и Молотов.

Я читал много мемуаров советских военачальников, учёных, конструкторов,  людей из мира искусства, переводчика Сталина, и у меня нет никаких сомнений, что Иосиф Виссарионович Сталин был умнейшим человеком.

Но это был ум сущего дьявола.

Сын сапожника, недоучившийся в духовной семинарии, стал правителем огромного государства. Он приобрёл такую  власть, какая не снилась и царям.

Массовый террор, который приобрёл самый большой размах в 1937-1938 годах и должен был повториться после войны, только на первый взгляд кажется бессмысленным.

На самом деле его задачей было вселить страх в душу каждого жителя огромной страны, от колхозного сторожа до министра, боязнь сказать хоть слово или усомниться вслух в том, что писалось и говорилось огромным пропагандистским аппаратом.

Сталин не боялся окружать себя талантливыми и умными людьми,  умел их выбирать, потому что все они смертельно боялись его, не доверяли друг другу. Он умел слушать и слушал разных людей из своего окружения, давая возможность им высказаться, и не торопился озвучивать своё мнение.

Потом он выбирал то из них, которое он считал правильным, и это создавало иллюзию, будто он глубоко разбирался абсолютно во всех вопросах. Сталин очень много читал выдающихся авторов разных стран, компенсируя недостаток своего образования.
 
Возможно, хотел затмить славу своих предшественников – Ивана Грозного и Петра Первого. Не зря же при нём были поставлены фильмы об этих исторических личностях. Он реализовал свою мечту, но какой ценой - десятками миллионов человеческих жизней!

Говорят, что история повторяется дважды: один раз как трагедия, другой раз как фарс. Не дай бог, чтобы это случилось вновь.

Когда Германия напала на Польшу, Кузнецов стал ждать указаний о повышении боевой готовности флота, о конкретных мерах, которые следует предпринять на случай чрезвычайных обстоятельств.

Но напрасно. Таких указаний он не получил. Попытался что-либо узнать у начальника Генерального штаба Б.М. Шапошникова, но тот ничего нового ему не сообщил. К Сталину Кузнецова допускали редко.

Когда ему удалось пожаловаться, что его не информируют о военных мероприятиях, то, как писал Кузнецов, Сталин спокойно ответил: «Когда надо будет, поставят в известность и вас».

Продолжение http://proza.ru/2024/05/25/1173

На фотографии: Сталин и Риббентроп после заключения пакта о ненападении.

 


Рецензии
Здравствуйте, Владимир.
Сталина тоже можно понять.
Англичане с французами затягивали переговоры. Чуев писал в "140 беседах с Молотовым", что изначально Сталин ориентировался на союз с Францией и Великобританией, мотивируя тем, что они не верят Гитлеру после того, как он не выполнил условия Мюнхенского договора.
Польша никогда не питала особой любви к Советской России, и вела откровенно прогерманскую политику, особенно стараниями министра иностранных дел Бека. Но просчиталась.Видимо, польское руководство невнимательно ознакомилось с основными тезисами "Майн кампф".
Ну, а Сталин, с одной стороны, не хотел получить на западной границе армию страны, с которой нет договора о ненападении, а с другой - расквитаться с поляками за поражение 1920 года.
Но он прекрасно понимал, что рано или поздно Советскому Союзу придёться воевать с нацистской Германией.
С Уважением,

Геннадий Стальнич   26.05.2024 04:42     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Геннадий!
Молотову верить нельзя, он был сталинистом. Больше всех подписал расстрельных списков.
У Польши не было причин любить Россию, как царскую, так и Советскую, впрочем, как и Германию, нападения которой опасались, отсюда и политика.
Теперь известно, что Гитлер боялся союза СССР с Англией и Францией. Переговоры, которые велись Советским Союзом с этими странами, показывали, что они за сохранение существовавших границ, а немцы пообещали Сталину новые земли.
За всеми сложностями всегда простые причины.
Конечно, Сталин понимал, что придётся воевать с Германией, но это понимали и все думающие люди в стране, поэтому такое недоумение вызвало заявление ТАСС.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   26.05.2024 10:21   Заявить о нарушении
Говоря шахматным языком, Сталин находился в политическом цейтноте.
Благодаря этому пакту, он мог обезопасить западные границы на случай затянувшейся войны Германии с Польшей. Думаю, что он догадывался о вялой поддержки Польши со стороны Великобритании и Франции.

Геннадий Стальнич   26.05.2024 17:27   Заявить о нарушении
Я так не думаю, Геннадий.

Владимир Врубель   26.05.2024 17:58   Заявить о нарушении
Вы считаете, что Сталин использовал Гитлера в качестве тральщика? То есть он громит европейские страны , а потом Советский Союз освобождает их, и устанавливает свою зону влияния в Восточной Европе, и расширает свои границы на Западе, плюс поглощение стран Прибалтики?

Геннадий Стальнич   26.05.2024 18:21   Заявить о нарушении
Нет, Сталин заглотнул приманку в виде Прибалтики западных земель.

Владимир Врубель   26.05.2024 18:58   Заявить о нарушении
Каждый из этих двоих думал, что он умнее другого.

Владимир Врубель   26.05.2024 19:04   Заявить о нарушении
Само собой.
В начале войны Гитлер переиграл Сталина.
Но в конечном итоге...
Как сказал Сталин, получив сообщение о самоубийстве фюрера:
- Допрыгался, гадёныш.

Геннадий Стальнич   26.05.2024 20:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.