Сростки - наша малая родина

Сростки – наша Малая Родина!

Слоган, использованный когда-то для ныне несуществующего сайта Сросток, широко известного в наше время Алтайского села. Известного, как Родина В.М. Шукшина, которому и принадлежит первая редакция этого слогана. Справедливости ради нужно отметить, что моя совсем Малая Родина была расположена недалеко от Сросток и носила название Верх-Талица, в народе – Краюшкино. Переселился я в Сростки с родителями после окончания начальной школы, но бывал здесь с отцом и раньше.

В 2024 г. исполняется 220 лет со дня основания Сросток. Кстати, моя Верх-Талица была создана всего на два года позднее. Разница в том, что Сростки живут и сейчас, а Верх-Талица исчезла еще в начале 1970-х. В частности и потому, что Сростки расположены на берегу бурной многоводной Катуни, а волей строителей Чуйского тракта оказались еще и на большой дороге, Верх-Талица же располагалась в местах, удобных для скотоводства, но в отдаленности от больших рек и удобных дорог.

Существует несколько версий происхождения Сросток, но мне лично больше нравится такая: река Катунь, перед селом и за ним, распадается на множество протоков и только напротив Баклани, места, где когда-то и обосновались первые поселенцы, она на миг «срастается» в единое русло. По этой версии еще до образования села место это имело название Сростки.

Расположено село у самого подножья Алтайских гор, рядом с возвышенностью, гордо именуемой местными жителями горой, по поводу названия которой мнения этих жителей разделились. Одни именуют ее Бекетом, другие – Пикетом. На самом же деле оба эти названия идентичны и говорят о том, что речь идет о месте, удобном для остановки, наблюдения за окрестностями. Судя по всему, название Бекет дали возвышенности коренные жители еще до прихода сюда русских, русские же поселенцы это название восприняли и стали употреблять в речи и в письме.

Ну а позже здесь появились геодезисты, проводившие геодезическую съемку местности, которым Бекет понравился как место, очень подходящее для установки здесь геодезического знака. Место, откуда видно все вокруг. Но вместо казахского слова Бекет для этих целей они предпочли французское Пикет, которое и использовали на своих картах. Тем более, что в их лексиконе Пикет так и значится - «точка местности, высота которой определяется при геодезической съемке». Кстати, этот геодезический знак в виде деревянной вышки стоял на Пикете еще в мои школьные годы, на том самом месте, где сейчас стоит вышка базовой станции сотовой связи. После окончания школы, на выпускном вечере мы здесь жгли прощальный костер и встречали Зарю, Зарю нашей новой жизни.

Сегодня, вспоминая наше прошлое в Сростках, мы руководствуемся большей частью ностальгическими воспоминаниями о безвозвратно ушедших годах нашего детства, юности, особо – школьных лет. Смотрим в прошлое, но не любим заглядывать в будущее. Наши воспоминания – сенокосы, уборка свеклы, хмеля и зерновых, походы в лога за съедобными растениями и ягодами, отдых на Федуловке и Катуни. И, конечно, Поповский остров: здесь устраивались коллективные праздники, здесь проводились и различные соревнования. Здесь многие из нас узнали как вкус первого поцелуя, так и вкус первой спортивной победы. Более молодые поколения помнят Сростки уже не такими, какими помним их мы, а современная молодежь, устремленная в будущее, как и мы в юности, видит их такими, какими они стали сегодня. Такими они и останутся в их памяти навсегда, такими они их и будут любить. Или не любить.

Не знаю, какими видят Сростки мои сверстники сегодня, скажу лишь, какими вижу их я. Особенно хорошо они, по сравнению со Сростками моей юности, смотрятся с Пикета. Новые большие дома с яркими крышами, рынки и магазины, множество туристов и автомобилей. Видные издалека Дом культуры и здание школы, большой стадион, чуть не половину села занимает мемориальный комплекс Музея В.М. Шукшина. Да и сам Пикет давно уже входит в состав этого комплекса. Но это - если смотреть с Пикета. А если спуститься с него, то создается впечатление, что местных жителей на улицах встретишь не часто. Большей частью - во время ежегодных Шукшинских праздников да праздничных демонстраций. Или, в крайних случаях, во время похорон. Ошибочное впечатление, свойственное нам, старожилам, выпускникам здешней школы далеко ушедших в прошлое годов. Обусловленное, в первую очередь тем, что многие, кого мы знали, уже переселились на местное кладбище. Расположенное, кстати, все на том же Пикете. А многие, по причине разницы в возрасте, нами просто не воспринимаются в качестве Сростинцев. Разминулись мы с ними во времени.

Наши поколения уходят все дальше в прошлое, но жизнь в селе продолжается. Сегодня на улицах ее не так заметно, поскольку она рассредоточилась по учреждениям и, если в ней непосредственно не участвуешь, то судить о ней можно лишь по обьявлениям и отзывам в соцсетях. Но уже по ним можно сделать вывод – она идет. И не просто идет, а чаще всего и кипит. Сельские жители разбились на группы по интересам и свободное время проводят в тех же соцсетях за экранами домашних компьютеров или смартфонов. Основной контингент таких жителей составляют, конечно, пенсионеры. Общаются, обсуждают и осуждают, иногда – ссорятся и выясняют отношения. А общим тем для обсуждения сегодня более чем достаточно. Одни из главных на данный момент – Наше прошлое и Наше настоящее. Первая – давно ушедшие в прошлое дела, подробности которых остается только правильно вспомнить. Вторая – дела наших дней, которые нужно уметь правильно увидеть и оценить. А в наши дни идет война, в момент ее начала – большинству безразличная, сегодня – объединяющая многих наших жителей. На фоне этого объединения упрочняются связи Музея, Школы и Библиотеки с жителями села и между собой. Расширяется волонтерское движение, в котором принимают участие взрослые и дети, педагоги и предприниматели, работники культуры и возрастные пенсионеры. Все, кому не безразлично, что будет с нашей Страной и нашим Народом. И нашей общей малой Родиной – Сростками.

 Сростки сегодня – один из узловых центров туристических маршрутов, проходящих через село в сторону Горного Алтая, предполагающих здесь остановку для посещения Музея, в т.ч. и Пикета с установленным на нем памятником В.М. Шукшину. Что, естественно, способствует повышению благосостояния многих сростинцев за счет дополнительных рабочих мест и заработков, обусловленных интенсивными туристическими потоками. И наличием большого количества памятных мест, связанных с личностью Василия Макаровича.

Поскольку В.М. Шукшин – наш односельчанин, благодаря чему во многом Сростки в целом и живут сейчас неплохо, будет неправильно не уделить ему особого внимания в моем повествовании. Конечно, субъективного. В годы моего детства я о нем ничего не знал и услышал о нем впервые от его родственницы, у которой я любил бывать тогда. Она угощала меня облепихой с водой, сдобренной сахаром, а также разными интересными сельскими историями. Одни из этих историй были про родственника Ваську Шукшина и при каждом пересказе дополнялись новыми деталями. Отнюдь не восторженными. Впоследствии, когда он был уже студентом ВГИКа, я наблюдал его не однажды в клубе, где он с московскими друзьями делился с народом своими творческими планами. Было как-то неинтересно. Приходилось видеть его и на улицах села в компании с его местными друзьями-одноклассниками. В одиннадцатом классе мне случайно несколько минут пришлось пообщаться с ним лично в доме его мамы, куда он заезжал во время съемок фильма «Живет такой парень». Выслушал его рассказ о некоторых деталях съемок фильма, но особо он меня и там не впечатлил. Может быть и потому, что в этом возрасте меня совершенно не интересовали артисты всех уровней и мастей, поскольку свою будущую жизнь я связывал в первую очередь с археологическими раскопками и интересными путешествиями, во вторую – с физикой и математикой. И когда в Сростках однажды на улице мне встретился парень бомжеватого вида, о котором мне сказали, что он – студент Томского политеха, будущий физик-ядерщик, то это для меня было настоящее событие. К сожалению, познакомиться с этим парнем мне так и не удалось.

Ясно, что Василию в юности критическое отношение к нему сельчан не нравилось и он стремился доказать им, что тоже не лыком шит. Но не знал, как это сделать. Сельское хозяйство да и вообще жизнь в селе его не привлекали, как, кстати, и меня в юности, да и к учебе в школе у него особой тяги не было, а возможно – и материальных условий, поэтому после окончания седьмого класса он поступил в техникум. Но вскоре понял, что это – не то, что ему хотелось бы. А хотелось ему для начала как можно скорее начать зарабатывать деньги, чтобы и семье помочь, и себя перед сельчанами показать. Отсюда и его поездки на заработки. Похоже, что о литературном труде он всерьез впервые задумался только после демобилизации из армии. Для этого экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости, а через некоторое время, переобувшись в армейские кирзовые сапоги и положив в карман рядом с паспортом билет члена КПСС он уезжает в Москву. Но с литературным институтом у него что-то не так пошло, а вот во ВГИК он поступил, в немалой степени за счет выдающихся актерских способностей. И очень скоро сумел показать себя перед сельчанами так, что их отношение к нему стало меняться. А со временем перешло в уважение и даже в гордость за такого земляка.

Как о писателе я услышал о нем впервые от однокурсников на первом курсе университета. Прибежали возбужденные, с каким-то журналом, в котором был опубликован рассказ Василия Макаровича. Говорят – «Смотри, как здорово твой земляк пишет!». Прочитал, и ничего особенного там не увидел. Поскольку то, о чем он писал, я наблюдал в нашей деревне ежедневно. И речевые обороты, которые он употреблял, были мне хорошо известны.

И только годы спустя я понял, что именно эти особенности как его письменной речи, так и речи, поведения и характеров его героев и послужили основой его сверхпопулярности. Оказывается, то, что для нас, местных жителей является хорошо известным и обыденным, практически неизвестно жителям больших городов. Все, что они увидели в его фильмах, прочитали в его рассказах и услышали от его киношных героев для них было неожиданным и увлекательным. Ну и, конечно, важным для популярности произведений В.М. Шукшина стал факт возвращения в советской литературе и искусстве к традиционным ценностям, вследствие чего произведения так называемой «деревенской прозы», одним из родоначальников которой и явился В.М. Шукшин, стали доступны массовому советскому читателю. А их авторы получили поддержку на государственном уровне.

Сегодня, посмотрев все фильмы В. М. Шукшина и прочитав все его произведения, в первую очередь – его повести и рассказы, я могу сказать, что отношусь с большим уважением к нему как к писателю, актеру и режиссеру. И как к земляку Сростинцу. Но по отношению к Сросткам Василий Макарович был обычным человеком, не лишенным недостатков обычных людей, его земляков. Был одним из них. Собственно, за это все его любили тогда и любим сегодня. Вспоминая его знаменитое «Нравственность есть правда…» и зная некоторые детали его биографии, невольно начинаешь задумываться – а кому он это говорил? Нам или все же себе? Кстати, вот смотрит он на нас с высоты Пикета и думает свою думу. К сожалению, нам неизвестно, о чем эта дума, что он сказал бы и сделал сегодня, посмотрев на наши общие с ним Сростки, на нашу действительность. Может, это и к лучшему.


Рецензии