Сентиментальная сюита. Письмо третье

Повесть "Сентиментальная сюита" (продолжение)               

                (конец мая)

                Доброе утро, Алла!

А может быть уже день или вечер?..

Не знаю, когда ты заберешь это письмо, но так хочется, чтобы оно скорее попало в твои руки. Я снова на почте, где хозяйка — девушка с русой косой. Сегодня она вручила мне твое письмо и посмотрела с явным любопытством. Если бы ты могла себе вообразить, с каким внутренним трепетом я уже несколько раз справлялся у нее насчет писем!.. Как старался прочесть в ее небесных глазах свой приговор: есть? нет? Чувствовал себя школьником, без памяти влюбившимся в одноклассницу и от переизбытка эмоций сочиняющим стихи.

Почему ты решила, что твое письмо несуразное? Вот эта твоя мысль действительно несуразная!

Рад, что у твоей дочери нормальная семейная жизнь. Сейчас у молодых это редкость. Наверно мы плохо готовим их к жизни. В школе им внушают, что жизнь прекрасна и удивительна. И она действительно прекрасна и удивительна! Но жизнь есть борьба. Постоянная борьба с обстоятельствами, с самим собой. А этому у нас нигде не учат. Человек не должен ждать подачек от судьбы. Он должен быть в ответе за себя, за свои поступки. Мы же в школе, а затем в вузе взращиваем настоящих иждивенцев.
Перечитал написанное и вот подсмеиваюсь над самим собой. Раз потянуло на морализаторство — старею. А до чего не хочется! Казалось бы совсем недавно сидел у ночного костра и распевал студенческие песни под гитару. В небо взлетали золотистые искры, грудь разрывалась от переизбытка сил и энтузиазма. И рядом была ты...

Что-то потянуло на романтику... Это меня-то, закаленного трудностями и выговорами мужика, уже три дня небритого и похожего на сбежавшего зека.
Улыбнулась?.. Пусть бы твоя улыбка возникла сейчас в углу избушки, там, где помещали раньше образа! Твоя неповторимая улыбка, загадочная, как у Чеширского кота...

 Невольно оторвался от письма и долго созерцал темный угол, в надежде увидеть твою улыбку. Когда на улице вдруг выглянуло из-за туч солнце, в полумраке что-то на миг сверкнуло, думаю — твоя улыбка, которая прилетела на мой зов через многие тысячи километров.

Дома пока все в порядке — имею в виду свой дом на колесах. С женой тоже более-менее. Раньше мы с ней понимали друг друга, теперь же, когда выросли дети, между нами словно какая-то ниточка порвалась. Вместе обитаем в одном помещении, едим, даже спим в одной постели, но ушло что-то главное. Семейная жизнь течет по инерции, нет больше того внутреннего ощущения покоя, защищенности, счастья, которые должно приносить совместное существование.

Когда произошел наш с тобой разрыв, я сразу уехал к себе в Благовещенск. Будущую свою жену, которую помнил неловкой девчонкой, увидел уже другой: она расцвела, превратилась в белокурую, пышущую здоровьем девушку с румянцем во всю щеку. И к тому же неглупую — училась в пединституте. Я отравлял тебе одно письмо за другим, но не получал ответа. А она была рядом... И я говорил с нею о тебе, о своей любви. Тогда мне казалось, что она понимает меня и даже сочувствует.
Наши с ней судьбы очень похожи: деды из амурских казаков. Отцы дружили между собой, вместе ушли на фронт — и не вернулись. Даже дома стояли напротив. У матери ее остались на руках двое детей, у моей — трое. Кормились огородом, продыху не знали от работы, но детей в люди вывели, — хоть и постарели на глазах. Когда жизнь после войны немного наладилась, один мой брат запил. Появились деньги, а город-то небольшой, скука, вроде и деваться некуда, в общем, человек сломался. И лечение не помогло. Мать с ним до сих пор мучается: родной сын, не бросишь. Нет ей покоя и на старости лет. А со мной отказывается жить...

  Женился я через год. Свадьбу, как положено, всей улицей играли. Ну а воспоминания о тебе я спрятал в сокровенный тайничок своей души, куда никому не позволял заглядывать. Это было только мое.
Хочется, чтобы ты это знала.

Дочка после школы поступала в мединститут, но не добрала баллов. Конечно, расстроилась. Теперь работает в больнице санитаркой, зарабатывает стаж, снова готовится в институт и посещает курсы. Поступит, я уверен, она у меня упорная.
В этом году сын заканчивает мореходное училище. Самостоятельный, куда с добром! Родители ему не указ. Пошел не в меня, а в деда, моего отца — такой же кряжистый, сильный. В позапрошлом году поставил нас с женой, так сказать, перед фактом: явился в отпуск с законной супругой. Мать в слезы, я пытался строжиться — да уж чего... А этот разбойник смеется — все, батя, по закону, я совершеннолетний!.. Деваться некуда, благословили. Девушка мне понравилась, правильная, добрая. Честно говоря, доволен я, что он рано женился. Насмотрелся на мужиков, которые без семьи по свету мыкаются неприкаянные.

Подумалось вдруг: половина жизни уже прожита, а вроде и рассказывать нечего!.. Все только работа, работа... А где же тот высший смысл, ради которого человек является на землю? Или весь смысл моего бытия в том, чтобы мотаться на газике по колдобинам, ругмя ругаться с мужиками,  быть глодаемым комарьем — и вести, вести Трассу через тайгу, через мари, по вечной мерзлоте, преодолевая горные хребты и форсируя реки?!

Написал это и зауважал сам себя: первопроходец! А потом прислушался к себе и понял, да, первопроходец; потому что мне, по большому счету, нравится идти впереди других хотя бы на один шаг.

 Если спросить рабочего, ты зачем приехал на Трассу? Он посмотрит на тебя, как на идиота, и ответит — хороший заработок. Но деньгами тут не удержишь. Трасса — это работа на пределе возможного, тут сразу видно, чего ты стоишь. Внутреннее сознание того, что ты причастен к истории страны, что ты творишь эту самую историю, дает людям ощущение собственной значимости. И еще, эти заросшие щетиной дяди — романтики. Да-да! Деловые романтики, если можно так сказать. Им важно претворить в реальность свою мечту, увидеть ее воплощенной в Трассе. Услышать когда-нибудь гудки идущих по ней поездов...

Мой Вася уже заглядывал дважды. Придется оборвать свои философские рассуждения и включиться в стройку века. Пожалуйста, напиши побыстрее! Ведь в самом лучшем случае я получу твое письмо через десять, а то и пятнадцать дней.
               
                Жду. Саша.

Продолжение: http://proza.ru/2024/05/27/7


Рецензии