Уникальная цивилизация

Подавляющее большинство цивилизаций жило в условиях скудного ресурса и перенаселения. И только одна цивилизация, по независящим от воли её представителей причине жила иначе.

Начнём с теории. У всякого богатства есть два родителя - мама-природа и папа - труд.

Например, чтобы получилась табуретка нужны две ценности: природное дерево и руки мастера, которые из этого дерева сделают удобную, нужную в быту вещь.

Что касается рук, то их у каждого человека есть две штуки. Есть люди - есть руки. Нет людей - нет рук, но нет и потребности в вещах. А вот природный ресурс - где-то его мало, где-то много.

Первая, известная нам цивилизация, это цивилизация первобытных охотников.
Чтобы выжить охотничьему племени требовалось в среднем по 20 квадратных километров угодий на душу населения. В разных местах по разному. В пустыне требовалось больше территории, в тёплом тропическом лесу - меньше.

Но люди легко размножались, причём, в геометрической прогрессии. А вот охотничьи владения не увеличивались. Даже возникала обратная связь - чем больше охотников - тем меньше дичи.

И когда охотники слишком сильно размножались, численность дичи резко сокращалась. И тогда у первобытного охотника возникала дилемма:
Либо умирать с голоду, либо напасть на соседей, перебить их и присвоить себе их владения.

Так, или иначе проблема решалась: либо ты победишь и захватишь их владения, либо соседи победят, тебя убьют и потребность в пище у тебя исчезнет.

Отсюда мораль - убей любым самым подлым способом чужака, и будешь молодец. Нападения, как правило, производились из засад, стрелой в спину. Тот член племени больше уважаем, у которого больше скальпов в коллекции.

Охотничья цивилизация жила вечной враждой мелких охотничьих групп, в постоянной кровавой борьбе за скудный ресурс.

2. Кочевая скотоводческая цивилизация.
Им для питания требовалось уже меньше территории, примерно по одному квадратному километру на душу населения. Но жизнь шла по тем же законам. Размножаются люди, они разводят побольше скота. А вот где взять новые пастбища? Опять-таки только отобрать у соседей. Больше никак.
И опять вечная кровавая борьба за ресурс - пастбища.

После войны, численность кочевого племени сокращалась, племя слабело. Чтобы его не уничтожили соседи, требовалось как можно быстрее восстановить численность воинов. Для этого применялся закон степи - захватывать детей побеждённого племени и воспитывать как своих. Но дети не должны были помнить своих настоящих родителей и ту ужасную смерть, которая их постигла. Для этого был создан обычай тележной оси. Если захваченный ребёнок был ростом выше тележной оси, его убивали, если ниже - тогда его брали в семью.

3. Оазисная цивилизация восточного типа.
Она основывалась на мелиоративном земледелии. Где кончается вода, там кончается земля. Опять та же битва за ресурс.

Сначала освоили землю орошаемую естественно, затем прорыли оросительные каналы. А дальше опять тупик. Население растёт, увеличить площадь орошения уже невозможно. Нет технической возможности. дальше можно только захватить чужое. Больше никак.

Урожаи большие, производительность труда высокая. Выгодно иметь рабов. Грубо говоря, раб съест 20 % произведённого им же продукта, остальные 80% можно присвоить...

Кроме того, крестьянин занят в хозяйстве круглый год, собирая по 2-3 урожая. Следовательно, для ремонта каналов и строительства крепостей нужна отдельная, освобождённая от производства пищи сила - армия рабов.

Именно эта армия рабов рыла каналы, строила великие стены, пирамиды и др.

4. Земледельческая цивилизация европейского типа.
Тут тоже высокая производительность труда, но не нужны оросительные системы.
Человек быстро размножается, вырубает леса, распахивает землю, и тут выясняется, что свободных земель нет, следовательно опять начинается битва за ресурс.

Отдельные заповедные леса жестоко охраняются законом. За убитого оленя могут отрубить руки, или выколоть глаза. Порубки леса только по разрешению феодала. Вот почему наш сказочный Емеля едет в лес на санях с топором и пилой. А их падчерицы собирают хворост - чистят лес от упавших отмерших ветвей.

Земли у барона определённое количество, а голодранцев, желающих эту землю пахать много. Отсюда быстрая отмена крепостного права (за ненадобностью). Если какой дурак сбежит с земли, на его место найдётся много желающих. Главное, чтобы они не передрались между собой.

Земля всё, человек ничто. У кого нет земли и если его не взяли ни в слуги, ни в подмастерья, ни в стражники, остаётся одна дорога - воровать, или грабить. Его рано, или поздно поймают и повесят.

Каждый захудалый городишко в три тысячи жителей имеет своего палача. И простой городской суд щедро выносит смертные приговоры. Принцип прост: Меньше народу - больше кислороду. Перевоспитывать вора бесполезно, а главное, если оставить его в живых, нечего предложить взамен воровства. Просто нет свободной земли и нет вакансий в ремесле.

В пятнадцатом веке в связи с развитием флота, виселицу всё чаще стали заменять греблей на галере. Но это просто другой способ казни - Года через три галерник умирал.
Размножались не только крестьяне, но и феодалы. А лишних феодов не было. Всё наследство получал старший брат. Остальным доставались кот и сапоги. Ну, в виде особой милости конь, меч, доспехи. и вольный ветер. Приходилось служить по найму и мечтать о захвате себе нового феода. Другой рыцарь воспринимался как конкурент, отсюда бесконечные поединки по поводу и без повода.

5. Скандинавская цивилизация.

Ледник содрал со скандинавского полуострова всю почву. остались только камни (те самые, на которых тоже растут деревья. Пригодных для пашни земель осталось очень мало и их быстро захватили. Следующим поколениям пришлось жить скотоводством и рыбной ловлей. Хлеб дороже мяса. Но расурс пастбищь тоже конечен. Пастбища тоже быстро закончились. А рыба? Тут тот же закон, что и у первобытных охотников - чем больше рыбаков, тем меньше рыбы.

И опять начинается битва за ресурс.

6, Русская цивилизация.
Уникальность данной цивилизации в её особых условиях. Как говорится, географическое положение - это приговор.

Русь находилась в треугольнике между европейской цивилизацией на западе, кочевой цивилизацией на юге и юго-востоке, и охотничьей - на востоке.

Климат плохой - холодный.
Урожайность низкая, подверженная рискам неурожая.
Жить трудно.

Иметь рабов невыгодно. Раб что вырастит, сам же и съест 80 процентов произведённого. А присмотр за ним? А удар в спину от раба? Да ну его к чёрту, либо убить, либо отпустить. Пусть сам о себе заботится.
Земли много, но её надо постоянно очищать от деревьев, выжигать новые поля. Поле - от слова палить, то есть жечь.

Много труда и скудный урожай.

Обременённый трудом на выживание, русский человек мало обращает внимания на красоту жилища и одежды.

Земля - ничто, её много пустой, покрытой лесами. А вот человек дорог. Если к тебе пришёл голодный сосед, лучше его накормить, чтобы избежать вражды и мести. В другой раз он тоже тебя накормит. А если не накормит, значит, поможет строить, или отбиваться от врагов.

Дома строили из брёвен, а бревно тяжелое, работать артелью выгоднее, чем корячиться с бревном в одиночку. Просто тупо не хватит сил поднять его на сруб.

Отсюда возникает община, которая совместно строит дома. Если владелец дома умер без наследников, его дом становится собственностью всей общины, ибо построен был общими усилиями.

Если остался старик, за которым некому ухаживать, например по причине смерти детей. Тогда его пускают по миру. Это вовсе не означает нищенствование. Просто вся община (мир) заботится о нём. Старик по неделе живёт в каждом доме общины. Там его и накормят, и в баньке попарят, и одежду зашьют и постирают. Так он и путешествует всю оставшуюся жизнь из дома в дом, по кругу.

От старика, даже слепого и немощного тоже есть польза. У него богатый жизненный опыт, следовательно он знает много поучительных историй и всегда поможет советом. Споёт песню, расскажет сказку.

Это сейчас у нас сто телеканалов, радио, кино, книги. Тогда ничего этого не было, следовательно, интересные истории из жизни были очень нужны.

Летом все члены общины в работе, как в драке. Времени для пахоты и сева мало. Посеешь рано - заморозок уничтожит посев, посеешь поздно - хлеб не успеет созреть, его накроет ранним снегом, поди выцарапай колосья из снега.
Потом покосы, потом урожай. И опять же времени мало. В любой день можно лишиться всего из-за прихоти погоды.

И в этих условиях враг твой уже не сосед, у которого есть земля, которая тебе бы пригодилась. Земли то много, да где взять силы на её обработку? А враг твой - непогода, кабаны, которые поедают хлеба в поле, и твоя собственная лень - тоже враг. Сосед же напротив может оказаться очень полезным. Он поможет построить новый сарай, он подменит тебя, на уборке урожая, если ты заболел, или ушёл в ополчение по случаю войны. Он поможет тебе отбиться от грабителей, приютит в случае, если твой дом сгорит и т.д. и т.п.

А наступила зима, хлеб упрятан в амбары, лишний скот зарезать, чтобы сено не жрал, и на мороз, либо на продажу.

В зимнюю пору есть время. Можно рубить дрова. Зимой, на морозе, они и рубятся и колются легче, чем летом. Есть время заготовить лес для будущей стройки. Известно, что лес, заготовленный зимой меньше гниёт, не подвержен атакам плесневых грибков.

Зима время охоты. Зимой куницы, белки и соболя имеют отличный пушистый мех. И время для охоты есть, и время самое подходящее.

В фильме-сказке А Роу "Василиса Прекрасная" допущена ужасная ошибка - Братья охотятся на пушного зверя летом! Это в сенокос-то?, когда зверьки полиняли и шкурки их и даром никто не возьмёт!

Нет, время для охоты - зима.
На крупного зверя тоже охотились зимой. И время есть, и следы на снегу хорошо видно, и листва не мешает целиться, и мясо на морозе долго не портится.

Как показали раскопки во Владимирской области, в крестьянских помойках пятнадцатого века половина костей - кости диких животных! Русские крестьяне пятнадцатого века обильно чередовали говядину с лосятиной, а баранину с зайчатиной.

Рыбалка тоже зимой. Да не с удочкой над лункой. Каждый русич знал заветное место, где в ямах зимовали осетры. Там можно было прорубить лёд, вытаскивать огромных рыбин острогой и укладывать в сани штабелями.

А как наступит весна и вскроется река, так можно сплавлять срубленный лес вниз по течению, к месту стройки. Там он одно лето подсохнет под навесом, а следующей зимой, когда опять появится свободное время, можно рубить избы, крепостные стены, башни, деревянные мостовые. Зимой лес отлично рубится.

Мне доводилось делать срубы и летом и зимой. Огромная разница.
Летом древесина мягкая, водянистая, липкая от смолы. Щепки гнутся, висят пока не перерубишь последнее волокно. Зимой же, древесина становится звонкой, хорошо рубится, будто дерево стало стеклянным.

Летом обливаешься потом. Зимой такая работа как раз приятно согревает.
Летом рубишь, отдуваясь от тучи слепней. Однажды, летом отсекал я ветки от поваленных сосен. От тучи слепней спасался рукавицами и натянутым по самый нос капюшоном. Лицо же защищал тем, что сдувал назойливых слепней. Так вот слепни нашли уязвимое место ниже подбородка, где капюшон не закрывал, а дунуть туда я не мог. Они так накусали меня, что я месяц ходил с распухшим вторым подбородком. Я насчитал там одиннадцать укусов, на маленьком пятачке кожи!

А зимой благодать. Никаких слепней!

Такая вот гармония, будто сам Бог хорошо продумал пору для каждой работы, дал нашему народу трудный, но вкусный хлеб. Не шибко обильный, но требующий тренировки мышц и не дающий зарастать жиром.

Русь - страна городов. Почему? Потому, что деревянная стена в десять раз дешевле кирпичной и в сто раз дешевле каменной. Потому каждое приличное поселение строило свою крепостную стену и становилось городом. Вот почему скандинавы прозвали Гардарикой не Францию, не Византию, не германию, а именно Русь.

Дерево проще в обработке, но не долговечно. Лет сто- и надо строить город заново.

Но ведь за сто лет поселение вырастает и уже не умещается в старых стенах. Как раз можно обновить городские укрепления, увеличив площадь охраняемой стенами территории.

В Европе каменный город строили одни поколения, а пользовались им уже другие поколенья. На Руси же каждый строитель, окончив работу в две зимы, потом спокойно жил в городе, построенном своими руками.

Согласитесь, что построенное своими руками, политое собственным потом, ценишь больше, чем то, что тебе досталось по наследству.

Если в Европе в каждом захудалом городишке палач каждый день казнил кого-то из лишних людей. То на Руси предпочитали выпороть, оштрафовать, выселить, но не убивать. Вдруг ещё пригодятся руки и голова этого человека.

А если преступник был очень опасным, тогда он сидел в погребах до того момента, пока князь не приедет в этот город в полюдье и не учинит над ним суд. По Русской Правде допускалось убить вора в процессе задержания, но если он уже схвачен и связан, убить его без приговора суда, который проводил лично сам князь, считалось преступлением.

И такое положение вещей, когда ресурса много, а людей мало сохранялось много столетий. Чему помогали постоянные войны, периоды голода и набеги кочевников. Не случайно во всех восточных странах рабы назывались "сакалиба" - славяне.

Так сформировалась особая цивилизация, более гуманная, чем окружающие. Да, она имела меньше стимулов для развития, но развивалась она не на почве вражды всех со всеми, а на условиях взаимопомощи и взаимовыручки.

Все прочие цивилизации боролись за выживание против соседей, а русские боролись за выживание вместе с соседями.

Если западный крестьянин пытался произвести на хозяина земли, барона, хорошее впечатление фальшивой улыбкой, бодрыми ответами, лестью и опрятным видом, считая, что землю скорее дадут весёлому и опрятному человеку, чем хмурому и оборванному. То на Руси не требовались показушные улыбки и начищенные башмаки. Требовалось трудолюбие и ум.

В прочих цивилизациях в другом человеке видели конкурента за тёплую титьку мамы природы. В Русской цивилизации в другом человеке видели товарища, которому надо помочь выжить и который поможет выжить тебе.

И этот менталитет, укрепляемый полторы тысячи лет в русских людях имел свои результаты. Если западные цивилизации уничтожали индейцев и австралийцев, чтобы занять их земли, то русская цивилизация, при освоении Сибири и Дальнего Востока, просто приняла местных жителей в свою семью как равных, не навязывая насильно ни веру, ни культуру, ни обычаев новых.

Русских путешественников, посещавших британские колонии, шокировали трамваи только для белых, обращение полиции с туземцами, парки куда цветным вход воспрещался, человеческие зоопарки и др. Европейцам же такой порядок вещей представлялся естественным.


Рецензии
Как правильно! География - лучший воспитатель. Спасибо, Михаил! Очень понравилось!

Эм Филатова   05.06.2024 18:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Эм. Как-то коряво вышло. Надо бы причесать статью.

Михаил Сидорович   06.06.2024 05:48   Заявить о нарушении
Вышло очень хорошо - логично, убедительно, талантливо.

Эм Филатова   06.06.2024 10:16   Заявить о нарушении