Смотритель Галереи. Потребность в собеседнике...

(наброски к прозе)

Не помню, когда я перестала нуждаться в собеседниках. Наверное, с отрочества, когда поняла,
что среди сверстников мне не найти тех, с кем можно говорить на интересные мне темы. Дома
же и отцу, и маме было некогда, а бабушка всё обращала либо в добрую шутку, либо в короткий
вздох «Господи помилуй», либо в многозначительное молчание.

О литературе с нашей крайне нервозной и грубоватой до некрасивой правоты учительницей мне
говорить не хотелось. Она никогда не была мне интересна как человек и как знаток книг. Но я у
неё была «в авторитете». И наша плебейского вида «руссистка», провинциально употреблявшая
мягкое «гэ», до смешного неуверенно просила, чтобы я хоть иногда открывала программные
учебники по литературе и родному языку, а также – пусть и дома – написала сочинение на любую
«обязательную», а не только на «свободную» тему (как зачастую поступала я). Не то, чтобы так
было надо, – а из её амбициозного педагогического упрямства с непременным желанием знать,
что я думаю о Евгении Онегине либо о Печорине с Чичиковым… Своего мнения у неё, видимо,
не было, ибо она была зашоренным, по всем статьям ограниченным человеком. 

Многие у нас полюбили новую учительницу истории и обществознания – вот с ней можно было с
удовольствием общаться по любым вопросам, от искусства до политики. «Руссистка» ревновала…
Она была завистлива и ревнива ко всем не в меру умным и красивым, что можно было понять –
её бросил муж. Но я об этом узнала уже будучи взрослой. Мне не была интересна ничья личная
жизнь. Однако… Попав в редакцию газеты, я окунулась с головой в бытовые проблемы людей
совершенно мне чужих и нередко – малосимпатичных. Какое могло быть у меня общение с ними?
В особенности – на крайне актуальные темы, волнующие меня?! По этой причине я предпочла 
способ «общения» – с авторами интересных книг из прошлого и настоящего.

Просмотрела не так давно несколько интервью с человеком, которого многие считают невероятно
умным и оригинальным, – десятилетней давности.Сама я никогда не была его поклонницей. Хотя
он, безусловно, интересен как тип личности с определёнными философскими амбициями. Ничего
особенного. Явно возомнил о себе… Лично мне с такими общаться претит. Испытываю стойкую
антипатию. А в интернете – ситстема липкая до омерзения: стоит заострить своё внимание на чём-
то самом незначительном, и тебе «втюхивают» целый «вагон и маленькую тележку» попутных 
подробностей к любой «фигне», которая тебя совсем не «зацепила»!..

И вот мне суют старые интервью упомянутого выше мыслителя-невропата на пару с тупо ржущей
над его хамоватыми остротами супругой… Ставлю «дизлайк» (потому что уже неинтересно, т.к. всё
выяснила прежде), а меня насильно пичкают подробностями, не относящимися к тематике моих
интеллектуальных интересов.  Думаю, мы и о Пушкине многого бы в этом плане не знали – ни о
Дантесе, ни о дуэли, ни о Натали и её сестре Александрине, ни о многочадии нашего  гения, ни о
его неукротимой похотливости в отношении светских дам и простых дворовых девок… Ежели бы
не учителя литературы – сплошь сплетницы и завистницы, брошенные их неверными мужьями-
алкоголиками!.. Такова, увы, наша «культурная» обыденность.

Apocalypse Now!.. Эра навязчивого общения в интернете. Я выросла без собеседников, которых
искала – и не находила поблизости… И мне они уже по сути не нужны. Но совершенно чужие мне
люди без стука вламываются в мой обособленный мир – и топчут, и гадят, и плюют во всех углах!
Будучи при этом уверенными, что спасают меня от уныния и одиночестве, каковых у меня никогда
не было и нет. Иногда Бог мне подсовывает, кстати, тех «собеседников», которых я слушаю лишь
для того, чтобы они высказались. Как в давние «газетные» мои времена. Это не то, что называется
«общением по интересам». Однако же это, вероятно, «карма» (ирония). Термин «карма» – не из моего лексикона. В моём духовном словаре более употребляемо понятие «Промысел Божий». <Продолжение следует…>


Рецензии