Педагогические этюды 1

                Да здравствует конфликт!


Не спеши, уважаемый читатель, сурово и недоуменно хмурить брови. Все мы прекрасно знаем-в жизни конфликтам нет
места. Тем более в школе.

     Но так в жизни, к сожалению, не бывает. Как часто мы видим в своей и слышим в других школах о
возникающих конфликтах, которые изматывают и ожесточают души учителей, учеников, оставляя долго не заживающие
рубцы...

     Наташка рано поняла свою власть над мальчиками. Отъявленные хулиганы смирялись перед ее красотой, стройной
фигурой. Сильная от природы, координированная, первая на
лыжне и в спортивном зале-все это делало ее власть безраздельной.

     Но шли годы, сверстники и сверстницы подрастали, спортивные результаты их росли, и как-то вдруг Наташка поняла,
что она уже не первая. Пережить это было трудно, казалось
невозможно, но что невозможно в эти годы. Она поняла-спорт
не ее призвание, слишком много надо трудиться, проливать
пота. Уроки физкультуры стали в тягость, и только суровый
взгляд физрука заставлял выполнять необходимый минимум.

     Теперь ее стихия-поселковая дискотека. Сильная, стройная
фигура ее легко усваивала современные ритмы танца, полные
ноги легко носили по скользкому полу зала. Она замечала восхищенные глаза парней, оценивающие взгляды мужчин и понимала, что она вновь первая. Она королева.

     Но на утро была школа, и уже ненавистный урок физкультуры, и физрук, которого она все еще уважала. Он все видел и
все понимал.
Однажды Наташка пришла с урока со сломанной лыжей 
-Так уж получилось. Извините, - подошла она к физруку.
-Бывает, - коротко сказал он и принялся снимать крепление.

     Со следующего урока Наташка принесла две сломанные
лыжи:
-Упала. Простите.
Физрук поднял голову и пристально взглянул в глаза. Наташка внутренне напряглась, ожидая разноса, но он молча
принял лыжи и бросил их в угол, в кучу ранее сломанных лыж.

     Учебная лыжня проходила в лесу. Дав задание классу, физрук пошел по лыжне, чтобы установить указатель финишного
поворота. Воткнув указатель в снег, он оперся на палки, ожидая учеников. Скрип снега привлек внимание. Наташка медленно шла в обратном направлении.
- Что опять случилось?

     Наташка сошла с лыжни в снег и подошла к мощной лиственнице.
- Дело житейское- подумал физрук и хотел уже предупредительно покашлять, чтобы не оконфузить девушку. Но Наташка огляделась по сторонам и вдруг с силой треснула носком
правой лыжи о ствол. Жалобно тренькнув, носок новенькой
лыжи утонул в соседнем сугробе.

      Лицо Наташки озарила злая
усмешка. Мгновение, и судьба другой лыжи была тоже определена.
Пораженный физрук окаменел. Тяжелое бешенство медленно поднималось в груди, жгучие слова рвались уже из уст.

     И тут Наташка подняла голову , ужас заплясал в ее глазах, слезы раскаяния, казалось, вот- вот появятся на ее длиннющих
ресницах. Но гордыня взяла свое. Злая, надменная судорога
исказила лицо.
- Я заплачу- едва вывалилось из ее изломанных губ.
Молча повернувшись, физрук легко заскользил на финиш.

     Наташка вошла в зал последней. Молча поставила изуродованные лыжи и, опустив голову, постояла полминуты:
- Простите меня, - едва прошелестело в зале.Но в ответ не услышала ни слова.

      Неделю после этого не  появлялась она на уроках.
Последние ученики, разобрав лыжи, уже покидали зал,
стремясь до построения пробежаться по лыжне. И тут появилась Наташка. Она молча стояла на пороге, лицо ее выдавало
страшную борьбу страстей. Она признавала свою виновность,
но не хотела казаться слабой. Гримасы злости, надменности,
вины сменялись как в калейдоскопе и рисовали страшную
картину на ее лице.

     Физрук внутренне готовился к этой встрече, тяжелому разговору. Но вдруг понял всю никчемность
приготовленных слов и неожиданно для себя нарочито грубо
крикнул:
- Ты чего опаздываешь?! А ну, догоняй всех!

     О чудо! Мрачный зал вдруг как бы озарился светом. Огромные, прекрасные глаза одарили физрука таким сиянием, что
он смутился. Она поняла, что прощена, что окончены все душевные муки. Это было так неожиданно, и так прекрасно, что
слезы брызнули из глаз.
- Да, да! Я сейчас,- торопливо зашептала она и бросилась к
пирамиде с лыжами.
Да здравствует конфликт! Облагораживающий, очищающий душу

     Педагогические этюды  №2

     Дежурный шестиклассник, свято веря в значимость своей
миссии, смело вступил в конфликт, а затем и в рукопашный
бой с семиклассником, защищая школьное правило: «В школу
без сменки ни шагу!», разбитый в кровь нос не заставил его
сдать свои позиции. Он был уверен, что помощь придет.
Помощь подоспела в моем лице, и я начал восстанавливать
справедливость.

      На шум подошел молодой директор, соответственно новым веянием, выбранный недавно на этот пост.
Послушав мой разбор, директор потянул меня за рукав и
шепнул довольно громко -Оставьте их, сами пацаны разберутся.-   

     Героический шестиклассник, стоящий с размазанной по
лицу кровью, услышав этот грубый шепот, беззвучно разрыдался. Директор, который, по его мнению, должен был олицетворять наивысшую справедливость, предал его самым подлейшим образом.
Как еще скажется этот нравственный урок в его дальнейшей жизни. Остается только верить, что его чистая душа останется незапятнанной.

     ***

     «Слово - серебро, молчание- золото!»- как правы те, кто
придумал эту пословицу.
Дар речи- великий талант. Как жалок бывает человек на
трибуне не умеющий выразить свои мысли, запинающийся,
с трудом находящий слова. Но вот мы слышим настоящего
оратора. Его речь льется без заминки- минуту, другую...,пятую...,оратор в прежнем блеске. Но почему-то нам становится
не интересно, потом скучно, вот мы уже раздражены.

      Чувство  меры- великая вещь, особенно в педагогических наставлениях. Переусердствовал, и ты уже говоришь в глухую стену. Обратной связи нет.

      Строг, даже суров, немногословен, неулыбчив. Одного
взгляда, поднятой от стола головы, достаточно было осадить,
признанного всем классом, сорви- голову. Проходя вдоль столов, просматривая работы, он подошел ко мне сзади, постоял
и, положив руку на плечо, сказал единственное слово:
- Хорошо!
Повторив еще раз, прошел дальше.

    
     Чертежник я был посредственный и не принимал этот предмет всерьез. Но после
этого «хорошо», семь потов сходило с меня, несколько листов
испорченной бумаги, прежде чем я осмеливался сдать ему домашнюю работу. Одобрительный кивок головы, после беглого
просмотра, был для меня наивысшей наградой.

     Каждый учитель должен понимать не только силу порицания, но и благо поощрения. Последнее труднее. Как часто
мы видим неумелое применение этого блага, как часто оно переходит в захваливание. Это уже воспитывает не нравственность, а порок.
Соизмеримость во всем.

     Угловатая фигура, крайне неловкая, не координированная, малопривлекательное лицо. Настоящий «гадкий утенок». Паническая боязнь воды сводила на нет все усилия в обучении
плаванию. Девчушка явно хотела вырваться из этих душных
оков водобоязни, старательно пытаясь выполнять все подводящие упражнения, но видно было, каких усилий ей это стоило. Однажды, в конце урока, я поставил в пример ее мужество
тем, кто уже ушел далеко вперед в овладении способом плавания. На следующем уроке она удивила тем, что бесстрашно
бросилась с борта в воду. Задыхаясь и захлебываясь, проделывала простейшие упражнения ...

     И вот программа плавания завершена. Свершилось чудо.
«Гадкий утенок» поплыл. Она сдала все нормативы по плаванию. При подведении итогов я оценил ее достижения как самые лучшие в классе.
Надо было видеть ее сияющие глаза, распрямившуюся фигуру, ставшее привлекательным лицо.
«Удача лишь там, где проявлено полное мужество»- из Книги Вождя.

     ***

     Каждый ребенок, подросток - личность. Понять и подойти
к ребенку как к личности может настоящая Личность.Каждый
учитель знает и владеет принципами, методами, приемами,
способами педагогического воздействия- это все типичные
черты учителя. Но только настоящая Личность вносит в них
оригинальность, неповторимость.

      Таких учителей отличает благородная простота. Она определяет душевность, радушие,уважительность, великодушие, доступность, одинаковость
внимания ко всем, независимо от возраста и общественного положения. Простота не допускает лицемерия, кокетства,
фальшивого артистизма, надутости. Простота- это естественность, скромность, мужественная сдержанность...

     На одной из перемен, в группе расшалившихся юнцов, донесся знакомый всему миру воинствующий клич:
- Зиг!
И толпа дружно грянула:
- Хайль!
Одного взгляда было достаточно, чтобы повергнуть их в
смущение. Была понятна эта полудетская, неумная шалость,
которую они сами и осознали.Но секретарь, действующей еще
тогда, партийной организации, была другого мнения.
- Как фамилия того негодяя?- добивалась она меня.
- Надо поставить в известность горком партии. В корне задушить эту гадость...

     Десятиклассник был крепким малым, но очень уж малого
роста. Однажды, шутки ради, повесил на грудь череп с перекрещенными костями, вырезанными из картона. На вопрос:
- Что бы это значило?- смущенно ответил: «Не влезай -убьет!». Да надоело доказывать, что я не мальчик для битья.
Пусть сразу видят.
 Это тоже было понятно. Но секретарь партийной организации имела особое мнение. Вопрос «О возрождении фашизма» едва не был включен в повестку дня педсовета.

    Почему так ценится учениками это качество- мужественная
сдержанность? Это неспособность бить тревогу по пустякам,
нагнетать конфликт там, где его нет. Это выдержка, терпение.
Это не значит, что нельзя эмоционально реагировать в экстремальных ситуациях. Но никогда нельзя принизить себя
даже в гневе.

     Владимир Афанасьевич был крепким парнем, плюс к тому,
изрядная профессиональная подготовка. В школе он почти
образцовый учитель. Железная дисциплина, интересные уроки, звание кандидата в мастера по боксу делали его кумиром
подростков. Директор и завуч были в восторге. Столько лет
мытарств с преподавателями физкультуры, неприятности на
совещаниях, выговоры и вот, наконец, подарок.Сельские парни безоговорочно приняли его лидерство.

     Но однажды заезжий молодец подверг его лидерство сомнению. Блестящий
удар, сломанный зуб и два стула, которые молодец помял в
полете, восстановили статус Владимира Афанасьевича. Назавтра два девятиклассника, присутствовавшие на инциденте в
ДК, выразили ему свое восхищение:
 - Ну и дали вы ему, Владимир Афанасьевич!
 Владимир Афанасьевич снисходительно развел руки в стороны:
- Что можем, то можем!

     Уже через год хулиганство в селе стало головной болью
школы и сельсовета.
Не от таких ли нравственных уроков так стремительно деградирует наше общество?

     Проблема поведения учителя остается самой жгучей. У настоящего Учителя нет и не должно быть расхождения в поведении в школе и в быту. Только тот воспитатель, наставник
подлинно влияет на учеников, который не только мастерски
дает знания, проповедует художественные, нравственные
ценности, но и следует им в быту. Авторитет педагогической
проповеди прямо пропорционален человеческому авторитету учителя.

     Да, дети высоко ценят методическую подготовку,
профессиональные знания, виртуозность, артистизм в проведении уроков. Но одновременно учениками оценивается и
образ жизни педагога, что обрекает его на образцовость. Невысокое поведение в быту постепенно перейдет в кризис доверия, такому учителю уже не верят. Ни о каком воспитательном
воздействии речи здесь даже идти не может. После окончания
школы о таком учителе помнят, но не говорят с благодарностью. Настоящий воспитатель не может выступать в противоположных лицах, между Словом и Делом у него отсутствует разрыв.

      Со временем любой учитель овладевает высокой
методической подготовкой, научается проводить открытые
уроки, артистически владея приемами и методами обучения.
Но если за этим артистизмом как игрой скрывается невысокая
нравственность, то он школе противопоказан.

      Перемена. Веселая ребетня снует туда- сюда, бегая друг
за другом, две учительницы стоят в центре снующей ребятни.
Увлечены беседой. О чем они беседуют? Вот одна девчушка
остановилась рядом с ними, прячась от другой. Глаза ее широко открыты, она вся в игре. Вдруг она подняла голову, улыбка
сошла с ее лица. Широко открытыми, непонимающими глазами, пристально смотрит она на свою учительницу. Затем с
потухшими глазами отходит к стенке, ей уже не до игры.

     Учительницы увлечены беседой, они не замечают проходящего
коллегу:
- Я ему говорю- не лезь, а он...козел такой»- донеслись довольно громкие, хихикающие слова интимной беседы.
Неделю тому назад на городском семинаре эта учительница дала прекрасный урок. О ней говорили как о восходящей
звездочке.

     «У воспитателя- лицедея (притворщика) судьба калифа
на час»- Т.И.Гончарова. Учитель воздействует поведением, от
него требуется достоверность высоких нравственных качеств.
- У меня родился сын, - пишет солдат,- я еще не видел его,
но я хочу, чтобы его воспитывали такие люди, как вы.
Вот только после таких слов в свой адрес, учитель может
сполна оценить свое место в школе.


Рецензии