Первые каникулы

               
     Последний экзамен своей первой сессии я сдал  24 января 1969 года. Это была начертательная геометрия.  Как говорил студентам наш преподаватель по фамилии Бадлак:  «Это для вас не начертательная геометрия, а ни черта, ни пониметрия». Среди студентов-технарей моего поколения в ходу была поговорка: «Сдашь начерталку - можешь влюбиться, сдашь сопромат -  можешь жениться».  Первый шаг на пути к женитьбе был сделан – «начерталку» я  сдал на «отлично». Это был четвертый экзамен.  До этого были сданы: математика, химия и история КПСС. Все тоже на «отлично». Так что «грозила» повышенная стипендия. А это означало прибавку к обычной стипендии на двадцать пять процентов, то есть на восемь рублей семьдесят пять копеек (обычная стипендия у «технарей» того времени была тридцать пять рублей). Но как говорится «на безрыбье и рак рыба»  Это было хорошо, так как прибавка «тянула»  на 175 пирожков с мясом по 5копеек за пирожок, которые во Владивостоке, на Ленинской улице, продавали чуть ли не на каждом шагу. Какого качества были те пирожки, знал только тот,  кто их пек, а у большинства студентов тех лет была шуточная поговорка: «Чем брюхо не набьешь под рубахой не видно».
    Наконец-то наступили долгожданные каникулы – первые  каникулы в моей студенческой жизни!
     Железнодорожная часть пути от Владивостока прошла без особых впечатлений. На станции Прийсковая, после покупки билета, долго пришлось стоять, ожидая автобуса, чтобы доехать до родного города Балея, где был родительский дом.
     Мороз был  лютый. Короткие полусапожки возможно и были теплыми для приморской погоды, но на забайкальские морозы не тянули. Сев в автобус «Пазик» на заднее сидение, я от нестерпимой боли вынужден был снять свои «теплые» полусапожки и  подмять ноги под себя, разминая руками  наиболее замерзшие места ступней. Молодой парень - водитель, увидевший  в заднее салонное зеркало мои мучения, остановил автобус и громко, на весь автобус сказал: «Эй, парень с отмороженными ногами. Подойди ко мне!»
 Не обуваясь, прихрамывая, я, взяв в руки свои стылые обутки, дошел до водителя, и тот, кивнув головой на место, справа от себя сказал: «Садись на кожух двигателя. Здесь тепло».
       Пригревшись, я чуть не уснул….
      Прошло более полувека, а того молодого водителя с благодарностью вспоминаю и сейчас.
       Через два дня после моего приезда домой, прилетела из Читы сестра Галя с двумя подругами. Образовалась целая молодежная компания. Время каникул прошло просто замечательно.
      Все хорошее скоротечно и быстро заканчивается.
        За день до моего отъезда пришло  письмо, которое я написал и отправил  маме после сдачи последнего экзамена моей первой сессии. Все, конечно, «похвалили» работу почты.  Дошло все - таки!
        Набравшись впечатлений, я приободрился и был готов с еще большим рвением «грызть гранит наук».
         Не зря говорят: «За одного битого двух небитых дают». На обратном пути мне не страшен был никакой мороз, так как мама настояла на том, чтобы я надел свои старые валенки, в которых иногда ходил, учась в десятом классе.  Полусапожки, наверное, улыбались, сачкуя в чемодане.
      Для жителей западных областей России, тех, кто никогда не бывал за Уралом иногда Сибирь и Дальний восток - это что-то общее. До восточных областей вроде далеко, а вот что на востоке – вроде бы одно и то же.  Хабаровск и Владивосток чуть ли не за забором друг у друга находятся, хотя от Хабаровска до Владивостока скорый поезд идет почти 18 часов. Правильно писал А.Т. Твардовский в поэме «За далью даль»:  «А за Уралом Зауралье – вот там-то и начнется даль».      Одна молодая красивая женщина, которая ехала из Харькова в Уссурийск удивлялась необъятным просторам Забайкалья и расстояниям от города до города.  Две ее дочери  – близнецы лет четырех по просьбе пассажиров часто пели песню, в которой были слова:
 «…Варна,
Ты мне нравишься, Варна,
Здесь цветы, как улыбки земли,
Всюду цветут.
В Варне
Ходят смуглые парни
И, как песни, плывут корабли,
Тают, плывут…».
  Девчонки пели очень хорошо.  Так пели, что после того, как прошло много  лет, я, будучи в болгарском Несебре, вспоминая этих девочек, съездил в Варну и убедился в том, о чем они пели,   было абсолютной правдой.  Красивый город - порт Варна!
      Это были первые и единственные зимние каникулы, когда я приезжал домой.


Рецензии
Очень много вспомнилось... И конечно прослезилась. А значит прекрасно написано! Спасибо, Виктор! Порадовалась, что начертательную геометрию без проблем, а вот, что ноги отмерзли тут уж слез не остановить.
Чудесный рассказ. Конечно зелёная...

Мари Ковалева   24.05.2024 22:44     Заявить о нарушении
да, очень эмоциональная история

Григорий Дерябин   25.05.2024 01:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Мари!Спасибо за прочтение и столь лестный отзыв. Здоровья Вам, творческих удач и благодати природной!

Виктор Ян-Ган-Чун   25.05.2024 20:44   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор!

Мари Ковалева   26.05.2024 15:18   Заявить о нарушении