Бороться и искать

Бороться и искать (о книге В. Катаева «Открытая книга»)

Мое впечатление, в особенности от первой из трилогий, что за спинами действующих героев стоят Саня Григорьев и Катя Татаринцева из «Двух капитанов». И я не считаю, что это огрех какой-то. Нет, история здесь совсем другая, но она становится ближе, потому что читатель уже знаком с романом «Два капитана» и полюбил его.

Пока я читала, по поводу названия у меня было 2 версии, но на последних страницах я поняла, почему трилогия так называется. И финал для меня стал неожиданным. Нет, я знала о том, что написано в финале с первых страниц, знала, но, честно, не ожидала, что это будет когда-нибудь сказано.

Для меня люди, не все, естественно, в этом романе – это те самые настоящие люди, которые занимались настоящим делом. Они могли не спать, ни есть, у них могло в жизни все лететь в тартарары, но они делали свое дело.

Так как я еще застала время, когда двери квартир не запирались, когда дети гуляли самостоятельно, ностальгически отозвались строки о том, как вся страна следила за перелетом В. Чкалова, как совсем чужие люди делились новостями и все были горды за нашего летчика. Это вызвало тепло в сердце.

Стала открытием роль эпидемиологов в годы войны. Читала я про войну, конечно, не очень много, но мне не попадались книги, где бы их упоминали, в то время какая же важная и необходимая у них была работа. Я действительно никогда не задумывалась об этом.

Поражает широта задействованного пространства – здесь и север, юг, центр, приграничные районы – всюду направлялись «бойцы эпидемиологического фронта», всюду они были нужны, спасали детей, взрослых, не думая о себе.

Вся книга Катаева наполнена юмором, но третья часть просто искрит им, возможно, люди притерпелись к бедствиям и юмор стал помощником в их тяжелейшей жизни во время войны.

Интересная и необычная завязка в этой трилогии. Я порылась в памяти и не нашла ничего, чтобы таким экстравагантным образом начиналось. Естественно, с этой неожиданной для всех завязки началась вся история.

Героиня Таня Власенкова, девочка из простой семьи, стала впоследствии доктором медицинских наук, работала над пенициллиновой проблемой, и у нашей команды под ее началом свойства пенициллина оказались лучше, чем у англичан. Но сколько труда стояло за этим, какое неутомимое стремление к цели каждый день, день ото дня, и с кем пришлось им «сражаться» на научном поле! Автор рассказывает об этом как-то так спокойно: сидела днями и ночами, но читатель видит, как было ей тяжело без отдыха, однако ученую степень за публикации присвоили – все опять очень спокойно.

Героине повезло встретиться с настоящим ученым в детстве – дядей братьев Львовых, жизни которых переплелись с ее жизнью навсегда. Доктор П. Лебедев и «запрограммировал» ее на занятие наукой. Она помогала ему, писала под диктовку. Наука, как оказалось, прочно вошла в ее жизнь, хотя сама она хотела изначально стать актрисой.

Татьяна очень решительна, умеет добиться своего, но в своей женской судьбе оказалась не столь решительна, человечность пересилила.

Вроде бы обычная жизнь: детство, учеба, замужество, работа, но ты понимаешь, что такие, как Татьяна – настоящие люди, и все держится на них.

Несмотря на то, что трилогия мне понравилась, запоем ее не прочитаешь – останавливаешься, думаешь. Хорошая книга.

;
;


Рецензии