Философия удовольствия со вкусом конфет

      1. Естественный выбор

  Я помню, как впервые я встал перед этой дилеммой в далеком детстве... Я стоял с конфетой, большой шоколадной конфетой, зажатой в потной ладошке, окружённый такими же как я маленькими детьми. Стоял и понимал, что либо я сейчас съем конфетку сам и тогда, конечно, стану жадиной, либо я поделюсь конфеткой с другими и мне ничего не достанется...
  Я стоял и представлял, как я разворачиваю уже изрядно подтаявшую мягкую конфету, как подходят ко мне мои друзья, и каждый старается откусить побольше, а мне остаётся совсем чуть-чуть... Как я стою потом и грустно облизываю испачканные сладким шоколадом ладошки, и думаю, что мне совсем не радостно от того, что все меня считают добрым и хорошим, и что лучше было бы съесть конфетку одному втихомолку так, чтоб никто этого не заметил... и тут же думаю, что даже если бы мне это удалось, то ведь я то всё равно бы знал, что не поделился с друзьями, и значит, я плохой.
  Максимально простая дилемма - либо тебе хорошо, но тебя считают плохим, либо тебя считают хорошим, но тебе плохо. Ничего проще не придумать...
  Не знаю, что выбрали вы в этой жизни, а я свой выбор сделал в глубоком детстве и  ни о чем не жалею.

       2. Максимальное удовольствие

   Когда в детстве я ходил на новогоднюю ёлку, которая обычно проходила в нашем городском доме культуры, каждый раз после представления я, как и все остальные дети, всегда получал новогодний подарок. Обычно это была яркая картонная или пластмассовая коробка, реже жестяная, но внутри всегда были конфеты. Конфеты были самые разные, но я тогда выделял две основные категории - карамельки и шоколадные.
   Карамельки были твёрдые и приторно сладкие. Тоже, конечно, вкусные, но не очень. А вот шоколадные были действительно вкусные, их я мог съесть сколько угодно  и наелся только тогда, когда стал уже совсем взрослым.
   Каждый раз открыв подарок, я раскладывал все конфеты на две кучки. В первую кучку я бережно складывал только шоколадные, а во вторую все остальные: и карамельки, и леденцы, и батончики, и даже ириски.
   И каждый раз глядя на эти две кучки, я размышлял, в каком порядке лучше их съесть. Можно, конечно, сразу взять и съесть все шоколадные, а потом уж понемногу и не торопясь есть все остальные. А можно наоборот, оставить самое вкусное напоследок, начав с простых карамелек. Или, может быть, лучше сначала съесть несколько самых вкусных карамелек, а потом уж перейти на шоколадные, которые будут ещё вкуснее?
   Арбуз ведь тоже можно есть очень по-разному. Когда в далеком детстве в нашем маленьком провинциальном уральском городке арбузы были редкостью и стоили пятьдесят копеек килограмм, я ел арбуз очень аккуратно. Сначала вырезал сладкую сахарную серединку и откладывал в сторону, потом съедал весь арбуз, разрезая его на тонкие дольки и выгрызая каждый кусок до белой корки, и  только потом, в самом конце, уже наевшись, с наслаждением съедал этот последний, самый сладкий, самый вкусный кусок.
   А через несколько лет я гостил у родственников в Ташкенте, где килограмм арбуза стоил полкопейки, а килограмм винограда копейку. Я брал огромный арбуз, который едва мог поднять, втыкал в него длинный широкий нож, отчего спелый арбуз обычно с хрустом раскалывался на две половинки, затем брал большую столовую ложку и не торопясь съедал только самую сладкую серединку...
   Речь идёт, конечно, не об арбузах и конфетах, а о более серьёзных вещах. Как получать удовольствие от жизни, зная совершенно точно, что возможности получения любых удовольствий всегда ограничены? Вот о чём речь...

        3. Фактор времени

   Существует множество психологических тестов с детьми и конфетами. Один из них имеет непосредственное отношение к нашей теме.
   Перед ребёнком на столе лежат две конфеты, взрослый объясняет ему, что сейчас он уйдёт и вернётся всего через пять минут, и тогда даст ребёнку ещё столько конфет, сколько их будет на столе перед ребёнком.
   Тяжелое испытание для детей. Кто-то  терпеливо ждёт и получает четыре конфеты, кто-то сразу съедает все конфеты, не в силах терпеть, кто-то расчетливо съедает одну конфету, а через пять минут получает ещё две. Некоторые прячутся под стол, чтобы только не видеть эти недоступные ненавистные конфеты, некоторые откусывают маленький кусочек, а потом заворачивают фантик так, как будто конфета совершенно целая.
   В любом случае дети стоят перед выбором - удовольствие прямо здесь и сейчас или немного больше удовольствия, но потом. Выбор не простой, особенно для маленьких детей.
   В жизни , конечно, всё значительно сложнее, конфет значительно больше, да и не только конфет... Но каждый вынужден сделать свой выбор.

       4. Сложный  выбор

   Шоколадных конфет в детстве было очень много - «Мишка косолапый» и « Мишка на севере», «Аленка» и «Белочка», «Красный мак» и «Красная шапочка», «Золотой ключик» и «Золотой петушок», «Маска» и «Кара-кум». А когда я стал взрослым, вкусных конфет стало ещё больше. Речь, конечно, как всегда не только о конфетах.
   Можно каждый день пробовать новый сорт и сорта никогда не закончатся, хотя бы потому, что почти ничем не отличаются один от другого. Ты будешь бесконечно пробовать и вспоминать вкус какой-нибудь «Маски», «Белочки» или «Аленки», которую так любил в детстве. Когда же остановиться? Когда перестать пробовать и просто поесть любимые конфеты, наслаждаясь их неповторимым и любимым вкусом? Может быть, ты найдёшь в будущем сорт получше, а может быть самый лучший вкус остался в прошлом, и вернуться к нему уже не возможно?
   Это тест для уже совсем взрослых детей. Очень важный тест и очень сложный вопрос, на который всем придётся дать ответ...
   Итак, перед вами на столе сто разных конфет или сто разных сортов конфет , каждый из которых представлен ровно одной конфетой. Когда вы выберете понравившуюся конфету, вам дадут ещё сто точно таких же конфет. Но есть всего одно условие. Вы не можете сказать: «Дайте мне сто таких конфет, как первая, или сто как вторая, или каких-то ещё...» Вы можете выбрать только последнюю попробованную конфету.
   Вы берёте первую конфету и она вам кажется вкусной и даже очень вкусной. Но может быть, вторая будет ещё вкуснее? И действительно вторая конфета не хуже и даже в чём-то лучше первой. Вы берёте третью, она немного горчит, но это приятная, едва уловимая горчинка. Вы берёте четвертую конфету, она вам чем-то напоминает первую конфету... А может быть вторую? Пятая тоже очень вкусная, и шестая, и седьмая. И вы уже сбиваетесь со счёта, все вкусы сливаются для вас в один приторно сладкий неопределённый вкус. И вдруг попадается простой, ясный, знакомый с детства вкус. Вы останавливаетесь, вы готовы прервать тест, вы готовы взять сто таких конфет и успокоится. Но какое-то детское любопытство, желание попробовать как можно больше, какая-то ненасытная жажда жизни гонят вас вперёд. И вы снова и снова пробуете, пробуете, пробуете...
   Когда же вы остановитесь? Да вы и сами этого не знаете...

      5. Разумный выбор

   Как ни странно, с точки зрения беспристрастной математики эта непростая задача выбора вкусного сорта конфет имеет строгое математическое решение.
   Надо попробовать двадцать пять конфет, а затем оценить все эти конфеты, приняв оценку самой вкусной конфеты за десять баллов, а самой невкусной всего в один балл. После этого нужно выбрать первую же конфету с оценкой в восемь баллов.
   Математика утверждает, что среди оставшихся семидесяти пяти конфет такая конфета почти наверняка найдётся. Если говорить математическим языком: « В оставшейся выборке из 75 конфет конфета с оценкой в 8 баллов существует с вероятностью 95 процентов».

       6. Свободный выбор

  И всё таки вы можете поступить по-своему. Вы можете поделиться своей конфетой, вы можете съесть все шоколадные конфеты сразу и вы, конечно, можете перепробовать все конфеты. Вы не обязаны совершать разумный выбор.
  Может быть, именно в этом и состоит настоящая свобода выбора, даже если это всего лишь свобода выбора удовольствия... Конечно, если вы это так понимаете.


Рецензии