Магия железа

Во время раскопок кобанского могильника в Сержень-Юрте наряду с изумительными по красоте и выделке бронзовыми изделиями мы то и дело обнаруживали каменные топоры и кинжалы. Признаться, это нас, студентов-историков, озадачивало. Зачем кобанцам, которые производили прекрасную бронзу из меди и олова, да еще освоили выплавку рудного железа, нужны были каменные кинжалы и топоры? Только по истечению какого-то времени я узнал, что у древних народов существовало табу на использование металлов, особенно железа, в религиозных обрядах. Иначе говоря, наши далекие предки, создавшие кобанскую культуру, совершали жертвоприношения только с применением каменных ножей и топоров.

Почему же древние люди избегали в ритуалах железа (другие металлы хотя и редко, но применялись)? Но сначала посмотрим, действительно ли железо было табуировано для применения в религиозной сфере.

Известно, что в 714 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II захватил «священную» столицу Урарту – город Ардини (Муцацир, Мусасир) и разграбил одноименный храм, где хранились казна государства, а также оружие и доспехи. К тому времени и задолго до этого урартийцы были основательно знакомы с железом, однако этот металл начисто отсутствовал в стенах главного храма Ардини, где короновались урартийские цари. Вот что по этому поводу пишет исследователь:

«Прежде всего необходимо подчеркнуть, что ни одной мины железа ни в слитках, ни в обработанном виде в подробной описи добычи, захваченной Саргоном II в Муцацирском храме, не значится. А между тем прекрасно известно, что ассирийцы в IX-VII вв. до н. э. необычайно дорожили железом и спрос на него был весьма велик. Мы знаем, например, что из Малой Азии и Сирии они вывозили сотни, а иногда и тысячи талантов этого столь необходимого им металла. Во дворце Саргона в Дур-Шаррукине археологи обнаружили кладовую, в которой хранилось около 160 тонн железа. Следовательно, приходится признать, что железные предметы в Муцацирском храме просто отсутствовали» (Д.Г Редер. Роль Муцацирского храма в экономике Урарту и Ассирии в VIII в. до н.э.//ВДИ, № 1, 1987 г., стр. 151).

Это далеко не единичный случай. С тем же полным отсутствием железа мы сталкиваемся и в Иерусалимском храме, построенном царем Соломоном по образцу храма в Ардини. Уже процитированный нами автор пишет:

«Примерно 130 лет спустя после разгрома Муцацирского храма Саргоном II Иерусалимский храм был разрушен Навуходоносором II (587 г. до н. э.) и сокровища его были увезены в Вавилон. Иудейский летописец, так же как ассирийский, подчеркивает исключительное обилие бронзы (или меди), доставшейся победителям, но так как он в отличие от ассирийского автора не имел в своем распоряжении точных данных, то ограничился замечанием: "... бронзы во всех этих вещах не было весу" (II Reg. ХХV, 16). Показательно, что при этом в Иерусалимском храме, так же как в Муцацирском, не было обнаружено ни одной железной вещи. Между тем железо в Х в. до н. э., когда строился храм Соломона, уже вошло в Израильско-Иудейском царстве (под влиянием филистимлян, а возможно, и ханаанеев) в широкое употребление» (Д.Г Редер. Ук. соч., стр. 151).

В Иерусалимском храме не только не было ни единого железного предмета, но и в процессе его строительстве железные инструменты не использовались (Д.Д. Фрэзер. Золотая ветвь. М., 1983 г., стр. 217).

Запрет на использование железа при совершении религиозных обрядов существовал и у древних греков. Д.Д. Фрезер отмечает: «На острове Крит жертвы Менедему приносили без использования железа, потому что, по преданию, во время Троянской войны (XIII в. до н. э.) Менедем был убит железным оружием. Архонт Платеи не мог прикасаться к железу, но один раз в год – в день поминовения воинов, павших в битве при Платее, – ему разрешалось брать в руки меч, которым он приносил в жертву быка» (Д.Д. Фрезер. Ук. соч., стр. 217).

Этруски в Италии не только не использовали железо в религиозных обрядах, но даже не делали из него оружия, хотя по этой причине часто стали проигрывать в войнах с римлянами, давно перешедшими на железное оружие (А.К. Вогэн. Этруски. М., 1998 г., стр. 214). Впрочем, и сами римляне, считавшие себя потомками этрусков, тщательно избегали использования железа в религиозных целях. Специалист пишет:

«Для всех магических и жреческих операций существовало табу (запрет) на использование железа. Этот запрет от этрусков перешел к римским жрецам. Хорошо известно из античных источников, что свайный деревянный мост в Риме, который считался священным, должен был ремонтироваться только медными орудиями. Сабинские и римские жрецы должны были бриться исключительно медными бритвами. Табу на применение железа в районе Средиземноморья существует с древнейших времен» (А.Е. Наговицын. Мифология и религия этрусков. М., 2000 г., стр. 279).

Теперь мы подходим к самому интересному. Как оказалось, древние люди избегали пользоваться железом в религиозных обрядах потому, что, по их мнению, «боги и духи» не любили железо, пугались его. Конечно, язычники, глубоко почитавшие «богов и духов» и зная об их отвращении к железу, убирали его подальше от своих храмов и святилищ (Д.Д. Фрезер. Ук. соч., стр. 218). Но когда наступила эра монотеизма и языческие «боги» были объявлены демонами, бесами и шайтанами, верующие вспомнили об их боязни и отвращении к железу и сделали железные предметы своим оберегом, защитой от нечисти. Ученый отмечает:

«Однако в таком отношении к железу со стороны богов и их посланцев есть и обратная сторона. Антипатия духов к металлу дает в руки человека оружие, которое он может при случае обратить против них. А так как неприязнь духов к железу столь велика, что они не решаются даже приблизиться к вещам и лицам, защищенным этим отвратительным металлом, железо можно использовать в качестве магического средства для отпугивания привидений и других опасных духов. Часто оно и используется в этом качестве. Так, у шотландских горцев самой надежной защитой от эльфов является оружие, сделанное из железа или, еще лучше, стали (сабля, нож, ружейный ствол и пр.). При входе в заколдованное жилище не забудьте вонзить какой-нибудь стальной предмет (к примеру, нож, иглу или рыболовный крючок) в дверь, в таком случае феи окажутся не в силах захлопнуть дверь до тех пор, пока вы не выйдете наружу. Когда вы несете домой тушу застреленного оленя, воткните в нее нож, чтобы не дать феям ее отяжелить. Ножа или гвоздя в вашем кармане совершенно достаточно для того, чтобы ночью феи не подняли вас в воздух. Гвозди, прибитые в изголовье кровати, отгоняют эльфов от рожениц и младенцев. Впрочем, для полной уверенности в благополучии тех и других лучше под кровать положить утюг, а на подоконник – серп… В Марокко считается, что железо лучше всего защищает от демонов; поэтому под подушку больного обычно кладут нож или кинжал» (Д.Д. Фрезер. Ук. соч., стр. 218-219).

В завершение скажу, что в детстве, в отличие от многих своих сверстников, я обладал роскошной привилегией жить в отдельной комнате, в которой устроил первую свою маленькую библиотечку, которой страшно гордился. И помню, как бабушка, которая регулярно заставляла меня рассказывать о моих снах, очень часто на ночь клала мне под подушку железные предметы – ножницы, нож и тому подобное. Теперь понимаю истоки этого чеченского суеверия.

(Разграбление Мусасирского храма ассирийцами в 714 г. до н.э. Барельеф из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине)


Рецензии