Селение Мургук в древности и сегодня

Исследовательская работа «Селение Мургук в древности и сегодня» ученицы 11 б класса МКОУ «Новокаякентская СОШ» МР «Каякентский район» Республики Дагестан.

Наставник: Курбанова Айша Ханаевна, учительница МКОУ «Новокаякентская СОШ» Каякентского района Республики Дагестан

Аннотация

Моя исследовательская работа «Селение Мургук в древности и сегодня» в номинации «Культурология» посвящена изучению истории, культуры, уклада жизни жителей, проживающих в с. Мургук Сергокалинского района Республики Дагестан с глубокой древности до сегодняшних дней. Так как предметом культурологии является исследование цивилизации народа в её историческом развитии, распространение знаний о социальном опыте людей, в моём исследовании сделан шаг в изучение прошлого, настоящего и будущего с. Мургук в едином временном пространстве России. При проведении исследования мною раскрыты  главы: «История и географическое расположение села Мургук», «Природа местности и развитие села», «Образование и  медицина с. Мургук», «Известные в Дагестане выходцы из села Мургук», «Фольклор и импровизаторство с. Мургук», «Мургукский песенный жанр», «Физическая культура в древности и спорт».
 Работа рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся  изучением духовного и материального наследия населённых пунктов Республике Дагестан, желающих внести свою лепту в сохранение культуры горного края.   

Введение

 Предметом культурологии является исследование цивилизации народа в её историческом развитии, распространение знаний о социальном опыте людей.
Объектом моей исследовательской работы является с. Мургук Сергокалинского района Республики Дагестан. 
Тема работы: «Селение Мургук в древности и сегодня». Я её выбрала неслучайно. Эта тема мне близка с детства, так как в с. Мургук живут мои близкие и дальние родственники.
Задача исследования: выявление фактического материала, способствующего воспитанию в подрастающем поколении гордости за духовные и материальные достижения земляков. 
Цель исследования: Изучение особенностей уклада жизни наших сельчан, выявление изменений, произошедших в этом небольшом горном селе в течение многих веков, раскрытие их связи с событиями, произошедшими в России, открытие духовного наследия жителей с. Мургук, так как фольклор, орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для защиты у мургукцев сравнительно схожи с историей, культурой, укладом жизни других дагестанских народов.
Актуальность выбора мной данной темы диктуется отсутствием целостной системной работы по изучению культуры, истории, фольклора села  Мургук.
Принимая участие в конкурсе «Шаг в будущее», мне хочется внести свою лепту в сохранение и развитие культуры, традиций нашего села,  влить свой вклад в краеведческую науку, расширить сведения об историческом развитии горских сёл, распространить знания о сольном опыте горцев. 

Глава I. История и географическое расположение села Мургук


Точной даты возникновения села Мургук не установлено. Однако, по сведениям наших сельчан,  в переписи 1883 года упоминается, что в данном селе к тому времени проживало 1150 жителей. Село находится в предгорной части Дагестана, в 30-35 км к западу от Каспийского моря.
Мургук – один из древнейших аулов Дагестана. Об этом говорят захоронения, найденные в разных участках села.  К западу от села Мургук расположена местность, где видно много камней багрово-красного цвета, свидетельствующих о большом пожаре. На выжженном месте, где археологи находят фундаменты домов, располагалось древнее село. Доказательством служит обнаруженная здесь глиняная посуда, покрытая глазурью. При раскопках захоронений учёные нашли крест. Видимо, на этом месте когда-то проживали люди, исповедовавшие христианство.
По сохранившимся преданиям мургукцев, во время вторжения арабских войск под руководством Маслама, в VII веке, жители оказали сопротивление. За это селение было сожжено дотла. Новое село Мургук возникло на гребне скалы, и представляло собой  крепость. Вершина скалы оказалась удобной для защиты жителей от завоевателей.
К востоку от села расположены древние захоронения в виде саркофагов, где покоятся распространители ислама – арабы, погибшие вдали от своей родины. Надгробный памятник одного араба сделан из ракушечника, который встречается в приморской зоне. По сведениям ученых Дагестанского  научного центра РАН Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, такого надгробного памятника нет нигде в Дагестане. Самая древняя надпись на надгробных памятниках нового кладбища села с. Мургук относится к IX веку.
Сейчас в  селении проживает более 2000 жителей и около 500 хозяйств. Почти одна третья часть выходцев из Мургука проживает за пределами села: в селах Первомайское и Новокаякент Каякентского района, в городах РД. Немало выходцев из села проживает за пределами Дагестана.
В годы Советской власти в селении были построены школа, баня, детский сад, здание колхозной конторы, магазины, пекарня. В настоящее время функционирует Дом культуры, амбулатория, сельская администрация. А в мае 2016 года в селении Мургук проведен природный  газ, асфальтируются автомобильные дороги.   

Глава II. Природа местности и развитие села

Со слов нашей землячки, Магомедовой Марият Хабибовны,  работающей учителем  дагестанской литературы в МКОУ «Новокаякентская СОШ», я узнала, что рельеф местности села Мургук имеет гористую структуру. Высота над уровнем моря 1200 метров. Климат мягко-континентальный, суровых зим здесь почти не бывает. Основным видом деятельности населения Мургук является производство сельскохозяйственной продукции. В селе развито плодоводство и животноводство. В личных подсобных хозяйствах мургукцев производят картофель, овощи, кукурузу, выращивают крупный рогатый скот и птицу. В древности домашние промыслы в Мургуке были связаны с местным сырьем.
Стриженая шерсть овец использовалась для изготовления различных сукон, паласов, ковров. В современном Мургуке этим промыслом заняты ткачи: Абидова Р., Гасанова П., Гасанова Ж., Магомедова Х. и т. д.  А пряжей и вязанием носков, варежек, свитеров, изготовлением войлочных сапогов, овчинок, папах в старину занимались почти в каждой семье. В каждой семье. У кайтагских мастериц наши землячки переняли опыт вышивания, а после присоединения Дагестана к России – кружевное вязание.

 Хотя в Мургуке металлообработка не получила широкого распространения как в Кубачах, сельские кузнецы, переняв опыт амузгинцев и харбукцев, занимались этим ремеслом в свободное от сельскохозяйственных работ и разведения скота время. Они удовлетворяли нужды сельчан в орудиях труда: ковали для них косы, серпы, мотыги, лемехи. На сегодняшний день Пашаев Магомед, работая на заказ и иногда – на рынок, развивает данный промысел.
Обработкой дерева, резьбой по нему, изготовлением мебели, вырезкой различных предметов быта, сосудов занимались многие мастера. Сейчас мастера Магомедов А. и Рамазанов Х., обновляют жилища сельчан, украшают фасады домов. На территории селения Мургук расположены живописные луга.  В  окрестностях села много ореховых деревьев, лекарственных трав и т. д. Чистый воздух, холодные горные ручьи и удобные места для отдыха создают благоприятные условия для жизни сельчан. 


Глава IV. Образование и медицина в селе
 
Абдуллаева Райзанат Раджабовна, учительница русского и даргинского языков МКОУ «Новокаякентская СОШ», рассказала о том, что  в с. Мургук до Октябрьской революции жителей села обучали на   арабском языке, после революции – на тюркском языке,  что в 1925 году в селении была открыта первая начальная школа, а в 1938 году – неполная средняя школа.
В 2013 г. Мургукской средней школе дали имя Р. Р. Шахновазовой,  проработавшей в ней директором 50 лет. Сегодня школа гордится своими выпускниками, в составе которых 2 доктора наук, десятки кандидатов наук, заслуженных учителей, отличников здравоохранения, деятелей искусств, Заслуженными журналистами, прекрасными работниками народного хозяйства. 
По словам Райзанат Раджабовны, медицина в с. Мургук в древности была представлена знахарями, костоправами, различного рода целителями.  Отсутствие профессиональной медицины приводило к немалой детской смертности и распространению эпидемий. Сегодня мургукцы гордятся высококвалифицированными врачами и медработниками, среди которых с уважением произносится имя врача-стоматолога Сергокалинской ЦРБ Патимат Умархановой, кандидата медицинских наук Мусаева З. М., работающего на кафедре общей хирургии в Дагестанской медицинской академии и многих других.
 
Глава V.  Известные в Дагестане выходцы из села Мургук

В каждой области знаний есть имена ученых, с деятельностью которых связано развитие того или иного направления в науке. Капитальные труды Магомед-Саида Мусаевича Мусаева, профессора кафедры дагестанских языков филологического факультета Даггосуниверситета, доктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РД, РФ, академика Международной академии наук высшей школы, стали прочным фундаментом  современной науки в дагестановедении. 
Исрапов Исрап Магомедович, доктор биологических наук, преподаватель ДГПИ, кавалер ордена «Дружбы народов», соавтор работ: «Трофические группировки донной фауны дагестанского прибрежья Каспийского моря», «Эколого-зоогеографическая оценка биологического разнообразия  Каспийского моря» стал гордостью дагестанских биологов
Ильяс Гусейнов, даргинский писатель и журналист, проработавший в республиканской газете «Замана» более сорока лет, является автором более пятнадцати книг повестей и рассказов на русском и даргинском языках. Среди них немало произведений, написанных для детей и юношества: «Вернись, мама...», «Неотправленное письмо», «Упрямый ученик», «Сельский почтальон», «Тетрадь Рашида», «Красные маки» и другие. 
Гусейнова Басират Ильясовна, главный редактор газеты «Орленок-Дагестан», кандидат филологических наук, благодаря усилиям которой с 2002 года эта газета издается. Стараниями Басират Ильясовны данная газета  завоевала популярность среди школьников, учителей, вожатых, родителей, общественности, так как там всесторонне освещается жизнь юных дагестанцев, пропагандируются идеи нравственности, патриотизма и здорового образа жизни. Кроме того Гусейнова Б. И. является главным редактором газеты «Учитель Дагестана».

Рамазан Абдусамадович Шахнавазов, прокурор  Республики Дагестан, Государственный советник юстиции 2 класса, кандидат юридических наук, проработавший в органах прокуратуры Казахской ССР с 1988 года по 1994 год, в 1994 года был назначен прокурором отдела по надзору за расследованием особо важных дел прокуратуры Республики Дагестан.


Глава VI.  Фольклор и импровизаторство с. Мургук

По словам соседки Айшат, когда у мургукцев ещё не было письменности, старцы старались научить подрастающее поколение всем премудростям жизни, передавали свои уникальные размышления в форме пословиц и поговорок, загадок, былей и небылиц, легенд и сказок. Передавая из уст в уста то, чего сами постигли, они прививали детям глубокую любовь к произведениям устного народного творчества, учили их импровизировать.  Фольклор у мургукцев – это источник национальных традиций, это их духовная  культура. Сегодня собрать сохранившееся духовное богатство и передавать его будущим поколениям – это долг каждого человека, желающего развить культуру своего народа. (Мургукский фольклор даётся в приложении)   
Любители родной словесности в Мургуке стала издавать свою сельскую газету «Мургукский очаг», где печатаются фольклор и пробы импровизаторства.

Глава VII.  Мургукский песенный жанр

По словам нашей соседки Рукият у  мургукцев, как и у других дагестанских народностей, с древних времён из уст в уста передавались разные по тематике и содержанию песни. Песня для них была не только украшением любого торжества или празднества, но и эликсиром для души. Поэтому не удивительно, что в прошлом в каждой мургукской семье были свои семейные ансамбли, а музыка, песни, инструментальные наигрыши, исполняемые под частушки, были частью жизни.
_____________________
Омарова Х. Человечность как в зеркале// Замана: 3 ноября 2006 с. 20.
Почетный работник прокуратуры РФ Р. А. Шахнавазов, награжден орденом «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации».
Сегодня в Мургуке популярны эстрадные певцы, выросшие на народных песнях.
Это и Патимат Кагирова, которая училась и воспитывалась в селе Мургук, с ранних лет увлекавшаяся музыкой и пением. Музыкальное образование получила в Воронежском Государственном Институте Искусств, в  театральном факультете «Актера кино и театра», куда она приехала после окончания Культпросветучилища в Махачкале. Во время учебы снималась в фильме «Тайна рукописного Корана» у режиссёра: Рафаэля Гаспарянца.
Это и Пазилат Омарова, народная артистка Дагестана, мега звезда даргинской эстрады, исполнительница популярных песен  «Лезгинка», «Благословение»,  «Твой нежный взгляд», «Друзьям», выступившая в г. Москве сольным концертом.
Это и Муслимат Ханакаева, известная певица, исполнительница песен  «Восточная», «Шуточная», «Акушинка», «Свадебная», «Не забыла», «Мургук», «Горянка» и других любима мургукцами.

Глава VIII.  Физическая культура в древности и спорт

Спорту и физическим нагрузкам в селении Мургук всегда уделялось много внимания и времени. В старину, когда не было спортивного инвентаря и зала для тренировок, сельчане состязалась в скачках, беге, поднятии или кидании тяжёлых камней и т. д. Эти спортивные игры особенно почётны были при праздновании Дня первой борозды. Данные увлечения мургукцев и переселенцев из Мургука переросли в серьёзные занятия по профессиональному спорту. Сегодня мургукцы могут гордиться достижениями своего земляка, Рамазанова Шамиля Рустамовича – мастера спорта международного класса, чемпиона Европы 2004 г., двукратного  чемпиона мира 2005 г. по АРМ-реслингу.
Наша школа – МКОУ «Новокаякентская СОШ» вправе приводить в пример своих выпускников, братьев Рамазановых. Потомок мургукцев, Рамазанов Рамазан Исламович, семикратный чемпион Мира по тайскому боксу. Рамазан достойно представляет Россию на мировом уровне. Он тренируется в Тайланде.
Его родной брат, Ильяс, кандидат в мастера спорта по Тайскому боксу, чемпион Дагестана, основал КТБ (клуб тайского бокса) «Боевой Орел» в г. Оренбург. Под его руководством занимаются дети, подростки и даже взрослые. Сам Ильяс считает, что этот вид спорт – великолепное средство для здоровья и самозащиты, тренирует все мышцы тела  и закаляет их. 

      
Тайский бокс в Оренбурге под  руководством Рамазанова И.И.

Отзыв о селении Мургук в соцсети

@supermegamaga Murguk, Dagestan, Russia 2 months ago 72 likes 7 comments

Всем привет! Вчера я побывал в одном из самых красивых уголков нашей планеты (моё личное мнение), в моем родовом селе Мургук. К сожалению, редко получается выбираться из городской суеты, но всегда приезжая, я расспрашиваю у аксакалов этих земель об истории и жизни нашего села. Выдели бы вы эту искру в глазах наших бабушек и дедушек,  которые сразу, услышав родную речь, обняв, приглашают в гости на вкуснейший чай, собранный их собственными руками, а на самом деле под этим скрывается плотный, в моем случае, обед вкуснейших блюд дагестанской кухни. Время бежит незаметно в кругу наших старцев. Их красноречие и рассказы завораживают, от них узнаешь о наших героях, о тех, кто прославился на всю республику, на всю страну. 

Заключение

Принимая участие во Всероссийском конкурсе «Шаг в будущее», в номинации «Культурология», я пришла к выводу, что это первый обзорный труд по изучению жизненного уклада мургукцев, что и впредь нужно провести колоссальную исследовательскую работу по изучению культуры, истории, обычаев села Мургук. Однако требования, предъявляемые к конкурсным работам, ограничивают мне возможность осветить все стороны жизни наших сельчан.  По этой причине я не смогла рассказать о наших аксакалах – мудрецах, сыгравших и ныне играющих огромную роль в деле зарождения нравственности, патриотизма, любви к родному языку в душах подрастающего поколения. Нужно сделать колоссальную работу по поиску сведений о ветеранах ВОВ: Талланова В., Мусаева М., Амиргаджиева М, Абидова М. Багомаева М. Багомаева Р. Умарханова У., Халикова А., Раджабова К. и на их образах и подвигах воспитывать молодёжь, составить кодекс горской чести. Нужно восстановить списки Ветеранов труда, чтобы давать детям трудовое воспитание. Нужно осветить труд матерей-героинь, придерживающихся традиций народной педагогики и воспитавших прекрасных людей.
В своей работе я сделала всего лишь шаг в изучение прошлого, настоящего и будущего своей малой Родины в едином временном пространстве нашей великой Родины – России. Я уверена, что такие творческие работы необходимы, так как сам процесс поисковой работы рождает в душах исследователей желание сделать что-то хорошее для земляков, сохранить и развить культуру края, расширить границы культурологии в Республике Дагестан.

Использованная литература:

1. Гаджиев М. С.: История Дагестана с древнейших времён до XVI века. 6 класс: Учебное пособие – М.: Дрофа. 2009. – 158[2]c.: ил.   
2. Егорова В. П. и др.: История Дагестана (1917-1960гг.). 10 класс: Учебное пособие – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики» 2009. – 272с.
3. Культура и традиции народов Дагестана: 10 класс / Под редакцией  Магомедова Г. И. Учебное пособие – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2010. – 164с.: ил.
4. Магомедов Р. М.: История Дагестана. 8 класс: Учебное пособие – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики» 2002. – 288с.
 4. Магомедсалихов Х. Г. Культура и традиции народов Дагестана: Учебное пособие – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2009. – 160с.: ил.
5.  6. Омарова Х. Человечность как в зеркале// Замана: 3 ноября 2006 с. 20.


Рецензии