Дама у пруда как начало сомовской страны

Константин Сомов картину «Дама у пруда» написал в 1896 году. Она вызвала переполох в художественной среде, стала новой по форме и содержанию. Работа не имела столь привычного академического или мифологического сюжета. И никак не была связана с главенствующими в живописи передвижническими темами…

Художник обратился к прошлому для него веку — XVIII. То время угадывался в костюме дамы и её парике, но не в содержании полотна. Соученица Сомова по мастерской Ильи Репина Анна Остроумова-Лебедева вспоминала: «Ярко помню, чувство изумления от неожиданности и потом восхищения, когда он принёс на заданную Репиным тему свой эскиз. Эта работа впоследствии стала известна как «Около пруда». <…> Впечатление необыкновенной изысканности в сочетании красок, большой свежести и тонкости и в то же время чего-то болезненного».

Сегодняшний зритель, рассматривая «Даму у пруда«, ничего подобного не увидит. Перед ним предстанет тихий розово-золотистый вечер. Грациозная дама, лица которой не видно, отставив ножку в изящной туфельке, кормит голубей. На другом берегу пруда можно увидеть окрашенные охрой постройки, прогуливающуюся пару, тёмную стену парка. Полное впечатление, что перед тобой декорация к спектаклю…

Константин Сомов
Константин Андреевич Сомов родился в дворянской семье. В доме Сомовых царила атмосфера любви к искусству. Мать, Надежда Константиновна, была «отличной музыкантшей» и обладала красивым сильным голосом. Отец, Андрей Иванович, математик по образованию, служил хранителем эрмитажных коллекций. В зрелом возрасте он собрал богатую коллекцию живописи и графики. Большое место в ней отводилось творчеству художника-реалиста, мастера жанровых сцен Павла Федотова, которого он знал лично.

Так что изысканность Сомова, а все его картины невероятно изысканны, появилась не на пустом месте. Увлекательные рассказы отца об искусстве, как потом вспоминал художник Александр Бенуа, вдохновляли мальчика. Кроме того, на формировании Сомова оказали влияние поездки в Париж, который он посещал ещё в раннем возрасте. Свою роль сыграло и увлечение театром. Именно поэтому зрителю порой и кажется, что перед ним театральная декорация. Кстати, он их немало создал…

В 1889 году юный Константин поступает в Императорскую Академию художеств, где его учителем становится передвижник Илья Репин. Учитель называл Сомова «способным юношей», что полностью соответствовало действительности. За годы учёбы он проявил разные стороны своего таланта. Особенно много рисовал очаровательных арлекинов и дам XVIII века. В его маленьких изящных работах рождался любопытный мир прошлого.

Закончив Академию, Сомов уезжает на год в Париж, где собирается небольшой круг русских художников: Александр Бенуа, Евгений Лансере, Леонид Бакст. Именно они познакомили начинающего мастера с творчеством влиятельного мастера эпохи модерна Обри Винсента Бердсли. Благодаря этому англичанину Сомов сумел объединить в своих картинах декоративность, свободные нравы «галантного века» и принципы искусства чистой эстетики.

К сожалению, ранние работы Сомова не сохранились. Но мы думаем, что они были интересны не менее известных на сегодняшний день.

«Дама у пруда»
Привязанность к «старым мастерам» и любовь к старинным книгам остались с Сомовым на всю жизнь. Он постоянно воплощает эту любовь в акварельных жанровых сценах. Ярким подтверждением тому служит прекрасная «Дама у пруда», написанная молодым мастером на предложенную Ильёй Репиным свободную тему.

Можно сказать, что именно эта картина, на которой изображена молодая женщина в высоком напудренном парике и пышном розовом платье с фижмами, стала началом так называемой «сомовской страны». Именно в ней проявился интерес к ретроспективизму, элегичность и изысканность, которые определили манеру художника.

Следует отметить, что всех поразило пренебрежение к обязательной фабуле. Это стало первым проявлением нового в искусстве, которое несли молодые художники модернисты. Вскоре после написания в 1896 году «Дамы у пруда», которая первоначально называлась «Около пруда», петербуржцы (и Сомов среди них) создали художественное объединение «Мир искусства». Художники решили выступить против передвижнической литературности и политизации.

Впоследствии Сомов участвовал в «Выставке русских и финляндских художников», где представляли западное течение отечественного искусства. Параллельно его произведения участвовали в зарубежных выставках, включая парижский «Осенний салон». Однако больше всего его творчество нравилось немцам, которые предложили Сомову публикацию работ в журнале Jugend («Югенд»). Так что Константин Андреевич стал ближе западному зрителю, чем русскому.

Однако его картины приобрели Третьяковская галерея и Русский музей. Сам же Сомов стал академиком. Более того, после революции студенты даже требовали его участия в руководстве художественной академии.

Эмиграция
Великую Октябрьскую революцию Сомов воспринял спокойно. Более того, новая власть относилась к нему лояльно. Вот несколько примеров: благодаря наркому культуры Анатолию Луначарскому художнику выделили особый паёк, а его богатая коллекция была взята под охрану государства. К нему не врывались с обысками вооружённые матросы, которые прокалывали и раздирали штыками всё подряд в квартирах «буржуазной интеллигенции».

Однако Константин Сомов отказался от предлагаемой ему преподавательской деятельности, оформления чужих книг и работы в незнакомых журналах. Зато, после долгих уговоров, он согласился принять участие в организации и проведении художественной выставки в Европе и Америке. В итоге он там и остался. Это произошло в 1923 году. Однако надежды на успех не оправдались.

Из Америки Сомов переехал во Францию, где и жил до своей смерти 6 июня 1939 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. К этому времени эмигрантская молодёжь совершенно о нём забыла …


Рецензии