Рассудит Пушкин

         ПУШКИНУ - 225!


Со  школьных  времен  мы  привыкли считать роман  «Евгений Онегин»  самым значительным произведением  русской словесности,  разделяя  убежденность  Белинского в том,  что "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”.

И  каково  вдруг услышать нечто совсем противоположное?

«Весь "Евгений Онегин" -- не что иное, как яркая и блестящая апофеоза самого безотрадного и самого бессмысленного status quo».   Так  сказал  известный критик Д. И. Писарев в 1865 году.

Поскольку сам    Пушкин  в свое   время говорил:  «Голос истинной критики необходим у нас», -  я  взялась  за  статью Писарева, чтобы  выяснить  причины столь резко отрицательной  оценки романа. И, конечно,  не могла  не отметить,  что некоторые характеристики героев в его анализе, пусть и резки, но довольно точны.

Онегин ведь и впрямь предстает перед нами вертопрахом, образчиком современного мажора, пустым прожигателем жизни, взявшим на себя право презирать толпу.  Вполне  логично критик предлагает ему  сосредоточить свое презрение на собственной личности, считая, что  хвалиться Евгению нечем:  он «пуст,  смешон,  ничтожен».  Хандру   Онегина   Писарев  объясняет хроническим бездействием ума и умственной нищетой.

Язвительности  и черных красок  критик не жалеет ни для   Татьяны, ни для Ленского.  Достается и Пушкину:  «В своем взгляде на положение Онегина он сам оказался человеком светской толпы и употребил все силы своего таланта на то, чтобы из мелкого, трусливого, бесхарактерного и праздношатающегося франтика сделать трагическую личность, изнемогающую в борьбе с непреодолимыми требованиями века и народа».

Насколько же отличается подобный вывод  от  оценки романа Белинским!
 «Онегин -- есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина».

И как же быть современному читателю?
Два  совершенно противоположных мнения - какое выбрать? Два  уважаемых  литературных  критика - кто прав? Как рассудить?

Ответ,  я   полагаю,   прост и вполне  привычен:  рассудит Пушкин.

Действительно ли  Онегин тот «ничтожнейший  пошляк»,  каким  представил  его  Писарев?  Неужели  свойственно  пошляку  реагировать  на письмо влюбленной барышни подобным образом:
 
«Но,  получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет, и  вид унылый;
И в сладостный,  безгрешный сон
Душою погрузился он.
Быть  может,  чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной».

Последующее объяснение  с Татьяной  поражает своей искренностью и  бережностью по отношению к  чувствам доверившейся  Онегину  девушки. Он вовсе  не  стремится  воспользоваться  ситуацией, как  сделал бы  настоящий пошляк, он выступает даже не  с позиции эгоиста, поскольку  прежде  всего думает  об интересах  Татьяны. Онегин   уверен, что не  способен  принести  счастье и откровенно сожалеет об этом:

«Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны  ваши совершенства:
Их  вовсе  недостоин я.
Поверьте ( совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой».

 Евгений прекрасно понимает, что для жизни лучшей подруги, чем Татьяна, ему не найти, но сознает, что любить не умеет.
 
«Пустой,  безмозглый франт» – и такая  душевность!
 Неужели  не  разглядел Дмитрий Иванович  сожалений  Онегина  по поводу собственной несостоятельности?
 Быть может, он  не  столь  уж  зорок?
 Быть может, о таких  и говорил Белинский: Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!»

 Похоже,  подобных  интеллектуалов  среди  современников  сторонился  Евгений, чтобы не сталкиваться  «С его безнравственной душой,
                Себялюбивой и сухой,
                Мечтанью преданной безмерно,
               С его озлобленным умом,
              Кипящим в действии пустом».

На мой взгляд, озлобленность ума критика наиболее полно проявилась, когда Писарев  взялся  в пух и прах  разносить  Татьяну, объявив, что Пушкин с Белинским  установили ее  на пьедестал совершенно незаслуженно.

 Критический  свой  нагоняй  Писарев  довершил  своеобразным замечанием:  «Думать, что Пушкин способен создать тип образцовой жены и превосходной матери, значит положительно возводить напраслину на нашего резвого любимца муз и граций».
 
По всему,  Дмитрий Иванович  перешел на личности,  а  это   не делает чести никакому   аналитику.
 Вполне  закономерно   Писарев   в моем представлении  из уважаемого критика   превратился  в  бесчестного    тролля,   глумящегося над памятью  великого поэта.

Нет, никакому нигилизму не разрушить очарования той власти,  что  имеет  над  нашим читающим народом  великая поэма  в течение уже двухсот лет! Прав был Белинский,  когда предвидел взор потомков,  исполненный  любви к поэме и благодарности ее автору.

Роман настолько полно  вошел  в  нашу жизнь и сознание, что  мы даже не замечаем,  как часто  цитируем его, упоминая  совершенно разные явления жизни.

«Привычка свыше нам дана:
Замена счастию  она».
 
Или: 
«Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей»…

Мы  безотчетно вспоминаем строчки   из «Онегина», когда говорим  о нравах и о временах, когда посмеиваемся над  вымученной ученостью  или  стремлением глядеть в Наполеоны,  когда признаем, что любви все возрасты  покорны,когда вопрошаем,
 что готовит нам грядущий день, когда радуемся первому снегу и грустим  по осени, когда любуемся природой  и  думаем  о счастье.
 
Слова  Белинского   о будущем романа  останутся  бесспорны:  «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина» — как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...»

Для Игры «В СОЗВЕЗДИИ ЛИРЫ ПУШКИНА - 2024» на странице Кандидыча (Сергея).
Список произведений других авторов, посвященных Пушкину и Юбилейной дате со дня рождения Поэта, здесь: http://proza.ru/2024/05/15/1019


Рецензии
Спасибо, сударыня Нина Апенько! Ваш взгляд и отношение к русским Классикам очень понравились! И чисто ассоциативно чувствую, что вы по-своему правы!
Может быть спустя годы и окажусь в чем-то не прав, но скажу о том, что мыслится сегодня. Произведений Д.И.Писарева в школьной программе во времена нашего учения, конечно же, не было. Минобр России не посчитал необходимым включить в изучаемое и его "труды". И только после окончания школы любой выпускник мог прочесть по своему выбору то, что его интересовало, если эти произведения были в районных библиотеках. В программе школьной 10-летки были только критические статьи В.Белинского на ряд известных произведений, которые нужно было непременно прочесть! Чтобы понять отношение критики к конкретным произведениям русской литературы, которые написали А.Пушкин и другие Классики. И чтобы потом самим изложить свои мысли в сочинении по предложенной Учительницей литературы темам.
Думается, что сам А.Пушкин читал эти критические статьи и мог встретиться лично с Белинским, и возможно с Писаревым, чтобы поговорить с ними об их критических статьях и узнать об их замечаниях.
В то время каждый пишущий зарабатывал себе на жизнь, как умел, и чтобы повысить свою известность и реноме порой писали "громкие" критические статьи.
Предполагаю, что Писарев написал и выложил народу статью про свое негативное отношение к роману Пушкина и к его героям в позиции "в штыки", чтобы "наделать шума в столице" и тем самым повысить свою известность. И если в душе он всё же мог иметь иное отношение, более позитивное, то эта его "выходка" была лукавой и нелицеприятной попыткой скрыть свое истинное отношение...
«Чужая душа — потемки», и сказать сегодня о том, насколько критики были честными в своих взглядах на произведения русской Классики — достаточно сложно, ибо не всякий критик мог быть до конца честным...

Тарновский Александр   17.04.2025 09:17     Заявить о нарушении
Александр, здравствуйте!
Ваш отзыв заставил меня вновь задуматься о личности критика Писарева.
Признаться, до написания сей статьи я как-то им не интересовалась.
Потому раньше и не могла подумать, что кто-то из известных русских деятелей, относящих себя к литературным критикам, способен покуситься на авторитет Пушкина, отрицая его значение в нашей литературе.
Чем больше я читала его статей с "откровениями", чем больше узнавала о Писареве, тем меньше мне хотелось воспринимать его слова всерьез.
Быть может, если бы он писал во времена Пушкина, не был бы столь безмерно категоричен - там царила иная атмосфера - но Писарев из шестидесятников, а это пора нигилистов и сокрушителей, людей, не знающих компромиссов, воинственных и бездумно-непреклонных. Ломать - не строить. Ломать намного легче. Отринуть Пушкина, Лермонтова, Гоголя и неважно, что взамен.
Александр, мне интересна Ваша точка зрения о намерении критика сделать себе известность провокативными статьями. Но я не думаю, что он руководствовался желанием сделать себе славу, пройдясь по головам классиков. Боюсь, дело обстоит намного хуже.
Нашла на Прозе статью Глеба Тропина, которая многое объясняет. Думаю,
Вам тоже будет интересно. http://proza.ru/2017/02/11/1404
Благодарю Вас за интересный отзыв и за поддержку!
С уважением,

Нина Апенько   18.04.2025 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.