Сын губернатора

(рассказ написан на документальной основе)
Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 25 мая 2024 г.

Хорошо помню тот разговор… он проходил в моем домашнем кабинете. Я смотрел на повзрослевшего сына, и понимал, что это только видимость возраста. Семнадцать лет… По сути, он все еще мальчик, хотя и должен был в том учебном году закончить гимназию. Но война шла уже не первый месяц, и сын решил стать добровольцем.
- Николай, тебе остается всего семь или восемь месяцев до окончания среднего образования. Без военного образования от тебя не будет пользы на фронте. Тебя будут держать в тылах… Напрасно станешь недоучкой.
- Папа, Россия должна помочь славянам. Иначе западники всех погубят. Я хочу послужить России еще до того, как война закончится.
Он думает, что война будут короткой и победоносной, а она будет долгой, кровавой и мучительной. Да, Россия должна победить, но это будет нескоро, ох как нескоро… Может быть, пройдет три года, а может быть и больше. Я, как губернатор, тогда лучше знал ситуацию, чем многие обычные люди.
- Николай, помощь славянам – это дело хорошее и нужное. Но докажи, что у тебя серьёзные намерения. Ведь семь лет назад ты не захотел учиться в кадетском корпусе, а потом связать свою жизнь с военной службой.
- Да, не захотел и отказался, потому, что был тогда маленьким, и не хотел оставлять маму. А сейчас все по-другому. Я все равно хотел поступить в военное училище… и не я один в нашем классе. Папочка, дорогой, вспомни себя. Дядя Митя и ты в пятнадцать лет ушли на войну за Россию! А мне уже семнадцать… скоро будет.
- То, что я совершил глупость, причинил горе родителям, потерял год на обучение, не может быть примером для тебя. И я и Митя чуть не стали пушечным мясом по своей неподготовленности и наивности. Война – это, прежде всего, знания, умения и труд. Военный труд, которому надо учиться!
Сын молчал, смотрел в пол, но уверенность в своей правоте… или мальчишеское упрямство… были написаны на его лице. А что я мог ему возразить, если действительно, в пятнадцать лет сам сбежал на войну и, приписав себе годы, стал добровольцем?
- Сын, послушайся моего совета. Приналяг на науки, возьмем хорошего репетитора. К декабрю… к Новому году подготовься к выпускному экзамену. Я договорюсь в столице, есть нужные связи, чтобы экзамены у тебя и всех, кто хочет, как ты «успеть на войну», приняли в конце года, а не весной следующего.
В январе в Иркутске открываются 4-х месячные курсы Военного Училища для молодых людей со средним и высшим образованием всех возрастов. Выпуск в мае следующего года.
Губернатор… да и не он один… многие из моих друзей, обеспечат тебе прием в Военное училище, а в праздники примут тебя, как сына.
- Да, но тогда я не попаду на фронт очень долго и война может закончиться…
- Когда кончится война, знает лишь Господь Бог. Я считаю… и говорю, что война продолжиться не менее 3 или 4 лет. Слишком много государств втянуто в нее… Но может случиться и другое – внутренний враг разожжет пламя междоусобных распрей. И тогда погибнет Россия. Прочти Лермонтова «Настанет год, ужасный год…», прочти Достоевского… Он много писал о внутренних врагах России. Но пока оставим все это. После выпуска Иркутских военных курсов, я гарантирую тебе зачисление в полк, который будет форматироваться в нашей губернии…
В мае, после окончания курсов, проездом из Иркутска, сын, уже ставший офицером, заехал проститься.
9 июня в бою он получил первую контузию и первый орден за форсирование речки Любочевки, как временный командир жалких остатков роты. Потом были новые контузии и новые ранения... От командиров получал о сыне самые отличные сведения…
Расставшись с сыном в мае 1915 года, я встретился с ним уже вне России – в Югославии, осенью 1921 года. Империя рухнула под напором внутренних врагов, мы проиграли Первую мировую … А потом началась война гражданская…
Но я уже не был губернатором Тобольской губернии, отстраненный от должности по приказу Временного правительства в марте 1917 года… Настал тот год, ужасный год…


Рецензии